ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2013 от 29.10.2013 Исаклинского районного суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

29 октября 2013 года                                    село Исаклы

Судья Исаклинского районного суда Самарской области Семёнова М.П., рассмотрев жалобу Ермаковой И.В.  на постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 135 Самарской области Саморенкова Р.С. от 08 октября 2013 года о привлечении ее к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением и.о. мирового судьи судебного участка № 135 Самарской области Саморенкова Р.С. от 08 октября 2013 года Ермакова И.В. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и подвергнута наказанию в виде штрафа в размере 2 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, Ермакова И.В. в лице представителя по доверенности от 07 октября 2013 года Пужайкина А.И. обратилась в суд с апелляционной жалобой об отмене постановления мирового судьи от 08 октября 2013 года.

В обоснование доводов жалобы Пужайкин А.И. в судебном заседании пояснил, что озеро «Молочка» принадлежит Российской Федерации и находится в оперативном управлении ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России. На основании п.6 ст.2 Федерального закона N 33-ФЗ от 14 марта 1995 года «Об особо охраняемых природных территориях»: - особо охраняемые природные территории федерального значения, в том числе и лечебно-оздоровительная местность, и курорт федерального значения «Сергиевские минеральные воды» являются федеральной собственностью и находятся в ведении федеральных органов государственной власти, за исключением земельных участков, которые находятся в границах курортов федерального значения и в соответствии с федеральным законом подлежащих передаче в собственность субъектов Российской Федерации или муниципальную собственность либо отнесены к собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности. Таким образом, Положение о памятнике природы регионального значения «Озеро Молочка» утвержденное постановлением Правительства Самарской области от 31 декабря 2009 года № 722 противоречит федеральному законодательству.

ФГБУЗ СРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России имеет лицензию на право пользования недрами серия СМР № 01728 вид лицензии МЭ, по данной лицензии ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России имеет право осуществлять добычу иловых сульфидных грязей месторождения «Озеро Молочка».

В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России обязано исполнять условия лицензии.

Так п. 4.5. условий пользования недрами с целью добычи подземных минеральных вод и иловых сульфидных грязей указывает, что владелец лицензии обязан: - соблюдать требования Закона Российской Федерации «О недрах», утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил), связанных с пользованием недрами; - выполнять предписания контролирующих органов; - соблюдать установленные стандарты (нормы, правила) по охране недр,
атмосферного воздуха, лесов, вод и других объектов окружающей природной среды; - обеспечивать приведение участков земли, нарушенных при пользовании недрами, в состояние, пригодное для их дальнейшего использования, в соответствии с проектом рекультивации земель, согласованным и утвержденным в установленном порядке; - организовывать и соблюдать три пояса зоны санитарной охраны месторождений иловых сульфидных грязей в соответствии с «Проектом округа Куйбышевской области».

Таким образом, ров сооружен в пределах участка находящегося в оперативном управлении ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России, и выполняет санитарно - защитные функции месторождения иловых сульфидных грязей оз. Молочка (сдерживает смыв грунта с территории с/х поля, тем самым предотвращает загрязнение ГСМ, пестицидами, азотными формами участка грязедобычи, препятствует образованию конусов выноса в пределах грязевой залежи и деградации месторождения). В соответствии «Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 20 декабря 2002 года № 909, от 19 июля 2006 года № 449, от 15 февраля 2011 года № 78, от 04 сентября 2012 года № 882) ст.12: - «На указанной территории разрешается осуществление связанных с эксплуатацией природных лечебных ресурсов горных и земляных работ, строительства сооружений (каптажей, надкаптажных зданий, насосных станций, трубопроводов, резервуаров), допускается размещение питьевых галерей и бюветов, эстакад и других устройств для добычи минеральных вод и лечебных грязей, выполнение берегоукрепительных, противооползневых и противоэрозионных работ, а также строительство и ремонт средств связи и парковых сооружений методами, не наносящими ущерба природным лечебным ресурсам.

При добыче грязи согласно технологической схеме ведутся работы по очистке заросшей акватории, санитарная рубка лесных насаждений, земляные работы по обустройству участка грязедобычи, строятся временные дороги для транспортировки грязи, на период грязедобычи обустраивается лагерь для проживания рабочих по грязедобычи, периодически на месторождении необходимо производить разведку и уточнение объемов запасов полезного ископаемого - лечебной грязи. Все выше перечисленные действия запрещены п.3.1. Постановления Правительства Самарской области от 31 декабря 2009 года № 722 «О памятнике природы регионального значения «Озеро Молочка».

Просит суд постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 135 Самарской области от 08 октября 2013 года в отношении Ермаковой И.В.  о признании виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.39 КоАП РФ и наложении наказания в виде штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей отменить полностью.

Представитель Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области Буцык В.В. в судебном заседании пояснил, что постановление от 08 октября 2013 года и.о. мирового судьи судебного участка № 135 Самарской области является законным, поскольку в постановление Правительства Самарской области № 722 от 31 декабря 2009 года на которое ссылается представитель Ермаковой И.В., как на нормативный документ запрещающий осуществление отдельных видов деятельности внесены изменения, предусматривающие возможность выемки донных отложений и осуществление другой деятельности, связанной с использованием донных отложений, при условии не нанесения ущерба охраняемому природному комплексу. Также, несоответствия Постановления № 722 федеральному законодательству, выявленные по результатам правовой экспертизы Управлением Министерства юстиции РФ по Самарской области касались лишь осуществлению контроля в области организации и функционирования памятников природы. Указанные несоответствия устранены путем принятия постановления Правительства Самарской области от 13 сентября 2013 года № 478 «О внесении изменений в постановление Правительства Самарской области от 31 декабря 2009 года № 722 «Об утверждении положений о памятниках природы регионального значения». Кроме того, согласно ст.64 Водного кодекса РФ в целях охраны водных объектов, водные ресурсы которых являются природными лечебными ресурсами, устанавливаются зоны, округа санитарной охраны в соответствии с законодательством РФ о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах.

Границы и режим округов горно-санитарной охраны для курортов федерального значения утверждаются Правительством РФ и устанавливаются в соответствии в Положением об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 07 декабря 1995 года № 1425 (в редакции от 05 июня 2013 года № 476). Согласно ст.6 Федерального закона от 23 февраля 1995 года № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах в составе округа выделяется до трех зон. Обеспечение установленного режима санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов осуществляют: в том числе, пользователи природных ресурсов - в первой зоне округа.

Вынесение на местность установленных границ округа, санитарной или горно-санитарной охраны осуществляет орган местного самоуправления не позднее, чем через шесть месяцев после утверждения границ округа.. Утверждение границ горно-санитарного округа осуществляется в соответствии с Порядком утверждения проектов округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, и установления границ и режима зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, утвержденным постановлением Правительства Самарской области от 21 апреля 2010 года № 141. Территория и режим округов санитарной и горно-санитарной охраны учитываются при разработке проектов генеральных планов развития территорий. Проектом генерального плана сельского поселения Серноводск муниципального района Сергиевский указанные границы округов не были учтены, поскольку названный проект границ округов до настоящего времени в установленном порядке не утвержден.

Просит суд в удовлетворении жалобы Ермаковой И.В. отказать, а постановление судьи от 08 октября 2013 года оставить без изменения.

Приняв во внимание доводы Ермаковой И.В. изложенные в жалобе, изучив представленные материалы дела, суд приходит к следующему.

Ермакова И.В. подтверждает выполнение земляных работ по ее указанию в виде земляного рва протяженностью примерно сто метров на территории памятника природы «Озеро Молочка», но отрицает факт совершения и полагает, что в ее действиях отсутствуют признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ.

В соответствие ст. 8.39 КоАП РФ нарушением правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях является: «Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах)».

Согласно протоколу об административном правонарушении, Ермакова И.В., являясь должностным лицом - начальником гидрогеоэкологической службы ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России, нарушила пункты 1.7 и 3.1. положения о памятнике природы регионального значения «озеро Молочка», утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 31 декабря 2009 года № 722, что вовлекло к нарушению сохранности памятника природы. Нарушение выразилось в проведении на территории указанного памятника природы работ, связанных с нарушением целостности почвенного покрова, а именно в создании оградительного рва протяженностью примерно сто метров. За указанное правонарушение, Ермакова И.В. на основании постановления мирового судьи от 08 октября 2013 года признана виновной по ст.8.39 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде наложения штрафа в размере 2 000 рублей.

Из материалов дела следует, что ФГБУЗ СРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России имеет лицензию на право пользования недрами серия СМР № 01656 вид лицензии МЭ, по данной лицензии ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России имеет право осуществлять добычу иловых сульфидных грязей месторождения «Озеро Молочка».

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Из жалобы Ермаковой И.В. следует, что ФГБУЗ СРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России имеет лицензию на право пользования недрами серия СМР № 01728 вид лицензии МЭ, по данной лицензии ФГБУЗ МРЦ «Сергиевские минеральные воды» ФМБА России имеет право осуществлять добычу иловых сульфидных грязей месторождения «Озеро Молочка».

Однако в материалах административного дела отсутствует лицензия, на которую ссылается Ермакова И.В., а также документы, подтверждающие основания и необходимость выполнения работ связанных с нарушением почвенного покрова. Кроме того в обоснование своим доводам Ермаковой И.В. не представлены суду документы подтверждающие выполнение указанных работ в первой зоне режима округов горно-санитарной охраны месторождения «Озеро Молочка». В то же время согласно протоколу № Пр 3 - ГЭК об административном правонарушении от 01 августа 2013 года Ермакова И.В. совершила нарушение п.п. 1.7 и 3.1 положения о памятнике природы регионального значения «Озеро Молочка» утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 31 декабря 2009 года № 722, выразившиеся в производстве работ с нарушением целостности почвенного покрова, а именно выкопан оградительный земляной ров протяженностью примерно сто метров.

Исследовав представленные в совокупности доказательства, суд приходит к выводу о том, что Ермаковой И.В. не представлены суду доказательства, подтверждающие ее доводы о том, что земляные работы (оградительный ров) выполнены в первой зоне режима округов горно-санитарной охраны месторождения «Озеро Молочка» с целью предотвращения смывов грунта с загрязнениями ГСМ, песцидами, азотными удобрениями с сельскохозяйственных полей на участки грязедобычи (документы подтверждающие такие факты).

При установленных обстоятельствах, Ермакова И.В. привлечена к административной ответственности при наличии достаточных оснований, поскольку в ее действиях присутствует состав административного правонарушения, предусмотренный ст.8.39 КоАП РФ.

Согласно п.1 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ суд выносит решение об оставлении постановления без изменения, а жалобы без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Жалобу Ермаковой И.В.  - оставить без удовлетворения.

Постановление и.о. мирового судьи судебного участка № 135 Самарской области Саморенкова Р.С. от 08 октября 2013 года о признании Ермаковой И.В. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ и наложения административного штрафа в размере 2 000 (две тысячи) рублей - оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу с момента его вынесения.

Судья:                            М.П. Семёнов