Дело № 12-20/2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
село Мильково 21 апреля 2015 года
Судья Мильковского районного суда Камчатского края Потапова М.Ф., при секретаре ФИО3, с участием представителя должностного лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении ФИО4, представителя Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю ФИО10., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 на постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах ФИО5, которым
ФИО1, генеральный директор ООО «<данные изъяты>» признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей,
у с т а н о в и л:
Постановлением начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах ФИО5 № № от ДД.ММ.ГГГГ должностное лицо – генеральный директор ООО «<данные изъяты>» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, ФИО1 подал жалобу, в которой просит признать незаконным и необоснованным указанное постановление, а дело об административном правонарушении прекратить в связи отсутствием события административного правонарушения.
В обоснование жалобы указал, что, поскольку федеральным законодательством не установлено применение цены на реализуемый в Камчатском крае хлеб с предельным размером торговой надбавки 10%, то его привлечение к ответственности по части 1 статьи 14.6 КоАП РФ является неправомерным. Также указал, что приложением к постановлению Правительства Камчатского края от 28 сентября 2011 года № 396-П, установлен предельный размер розничной торговой надбавки на хлеб (кроме хлеба из муки высшего сорта) для Мильковского муниципального района составляет 10 %. Принимая решение о его привлечении к административной ответственности, административный орган не принял во внимание сообщение производителя хлеба ПО «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что хлеб «Докторский», хлеб «Зерновой», хлеб «Фруктовый» изготавливаются из муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта с добавлением готовых смесей «Микс» или «Совитал», а значит, не относятся к виду хлебной продукции, на которую распространяются положения постановления Правительства Камчатского края № 396-П. Полагает, что данные доказательства подтверждают отсутствие события административного правонарушения, в связи с чем просит признать незаконным постановление отменить а дело производством прекратить.
В возражениях на жалобу ТО Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах указал, в силу части 4 статьи 8 Федерального Закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», цены на товары, торговые надбавки (наценки) устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Согласно Постановлению Правительства Камчатского края № 396-П предельный размер розничных торговых надбавок к отпускным ценам на хлеб, реализуемый на территории Камчатского края не распространяется на хлеб, изготовленный из муки высшего сорта, без примесей и добавок, а как следует из представленной технологической инструкции по производству изделий хлебобулочных, хлеб фруктовый «Совитал» изготавливается в равных долях из муки пшеничной хлебопекарной высшего сорта и смеси «Совитал» микс. В связи с изложенным просят отказать в удовлетворении жалобы.
В судебном заседании представитель ФИО1ФИО4 доводы жалобы поддержала по основаниям в ней изложенным. Дополнительно суду пояснила, что хлеб «Докторский», «Совитал зерновой» и «Совитал докторский» изготавливаются производителем из муки высшего сорта, в связи с чем наценка составила больше 10%. Магазин также предлагает покупателям хлеб их муки не высшего сорта – хлеб черный; хлеб «Кутузовский»; чабаты, батоны, хлеб «Французская булка», обеспечивая таким образом потребность потребителей в дешевой хлебопродукции.
Изучив доводы жалобы, выслушав участвующих в деле лиц, проверив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно части 3 статьи 30.6. КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
При рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении установлено следующее.
ДД.ММ.ГГГГ старшим помощником прокурора района ФИО7 в присутствии генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 проведена проверка исполнения законодательства в сфере ценообразования на продовольственную продукцию. По результатам проведенной проверки установлено, что в магазине «№», принадлежащем ООО «<данные изъяты>» осуществляется розничная реализация хлеба с надбавкой 11-12%, что подтверждается товарными накладными от ДД.ММ.ГГГГ № №; от ДД.ММ.ГГГГ № №; от ДД.ММ.ГГГГ№ ПО «<данные изъяты>». Хлеб «Докторский» продается с наценкой 11%; хлеб «Совитал зерновой» - 12%; хлеб «Фруктовый» - 11%. ФИО1 в акте указал, что указанные хлеба – это дорогие хлебобулочные изделия, изготовленные по принципу батонов (л.д. №).
В тот же день, ДД.ММ.ГГГГ исполняющий обязанности прокурора Мильковского района ФИО8, в отношении должностного лица ФИО1 вынесен постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ. Указанное постановление направлено для рассмотрения в ТО Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах. При ознакомлении с данным постановлением ФИО1 выразил свое несогласие, указав, что указанные выше хлеба - дорогой сегмент хлебобулочных изделий, с добавками. Основные группы хлеба с наценкой 10% (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ на основании постановления прокуратуры района от ДД.ММ.ГГГГ начальником территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах ФИО5 в отношении должностного лица – генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 вынесено обжалуемое постановление № №.
Согласно указанному постановлению №, в магазине «№», расположенном по адресу: <адрес>, принадлежащем ООО «<данные изъяты>», в нарушение порядка ценообразования завышаются регулируемые государством цены на продукцию, а именно, осуществляется розничная реализация хлеба с надбавкой 11-12%, что подтверждается товарными накладными от ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № №, ДД.ММ.ГГГГ № ПО «<данные изъяты>», а именно: хлеб «Докторский», реализуемый ООО «<данные изъяты>» по цене 30 рублей за 1 шт. при отпускной цене производителя ПО «<данные изъяты>» 27 руб. за 1 шт., наценка составляет 11%; хлеб «Совитал зерновой» - 37 руб. за 1 шт. при отпускной цене 33 руб. за 1 шт., наценка составляет 12%; хлеб «совитал фруктовый» по цене 70 руб. за 1 шт. при отпускной цене производителя 63 руб. за 1 шт., наценко составляет 11%, чем нарушены требования части 1 статьи 10 Закона РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановления Правительства Камчатского края от 28 сентября 2011 года № 396-П «О предельных размерах розничных торговых надбавок к отпускным ценам на хлеб, реализуемый на территории Камчатского края», пункт 5 Постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)».
В постановлении также указано, что вина лица, в совершении административного правонарушения подтверждена постановлением прокуратуры Мильковского района от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
В соответствии с диспозицией части 1 статьи 14.6 КоАП РФ, административным правонарушением признается завышение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок, платы и тому подобного), завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобному), по табачным изделиям завышение максимальной розничной цены, указанной производителем на каждой потребительской упаковке (пачке).
Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения функционирования экономики в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Согласно пункту 2 Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 года № 221 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» правительству РФ предоставлены полномочия по установлению порядка государственного регулирования цен (тарифов) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги.
Во исполнение Указа Президента РФ от 28 февраля 1995 года № 221 постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 года № 239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)» утверждены, в том числе, перечни продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке Российской Федерации осуществляют Правительство Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (пункт 1 Постановления).
В силу пункта 7 указанного Постановления государственное регулирование цен (тарифов), надбавок не применяется для всех хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирования повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, кроме продукции, товаров и услуг, предусмотренных пунктом 1 настоящего Постановления.
Пунктом 5 Постановления установлено, что органы исполнительной власти субъектов РФ, для которых в федеральном бюджете предусматривается финансовая поддержка, регулируют цены (тарифы) на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления и услуги, на которые государственное регулирование цен (тарифов) на внутреннем рынке РФ осуществляют органы исполнительной власти субъектов РФ, а также тарифы и надбавки на услуги транспортных, снабженческо-сбытовых и торговых организаций, по которым органам исполнительной власти субъектов РФ предоставляется право вводить государственное регулирование тарифов и надбавок, по согласованию с соответствующими федеральными органами исполнительной власти.
В указанные выше перечни, утвержденные постановлением Правительства РФ № 239 от 7 марта 1995 года, хлеб (хлебобулочные изделия) не входит. Право органов исполнительной власти субъектов РФ устанавливать подлежащие государственному урегулированию цены (тарифы) непосредственно закреплено Федеральным законом «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ.
В соответствии с пунктом 55 части 2 статьи 26.3 указанного Федерального закона № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством РФ.
Согласно частям 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» торговая деятельность осуществляется хозяйствующими субъектами, предусмотренными настоящим Федеральным законом и зарегистрированными в установленном законодательством РФ порядке, если иное не предусмотрено федеральными законами. Хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, при организации торговой деятельности и ее осуществлении, за исключением установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаев, самостоятельно определяют цены на продаваемые товары (пункт 8 части 2 статьи 8 Федерального закона).
В силу части 4 статьи 8 указанного Федерального закона № 381-ФЗ в случае, если федеральными законами предусмотрено государственное регулирование цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок (наценок) к ценам на них (в том числе установление их предельных (максимального и (или) минимального) уровней органами государственной власти), цены на такие товары, торговые надбавки (наценки) к ценам на них устанавливаются в соответствии с указанными федеральными законами, а также принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами данных органов государственной власти и (или) нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением Правительства РФ от 15 июля 2010 года № 530 утверждены, в частности, Правила установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечни отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены.
В Перечень отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, включены, в том числе, хлеб ржаной, ржано-пшеничный, хлеб и булочные изделия из пшеничной муки.
В силу пункта 2 Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, предельные розничные цены на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости (далее - продовольственные товары), реализуемых на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ, устанавливаются Правительством РФ на срок не более 90 календарных дней в случае, если в течение 30 календарных дней подряд на территории отдельного субъекта РФ или территориях субъектов РФ рост розничных цен на продовольственные товары составит 30 и более процентов.
Постановлением Правительства Камчатского края от 28 сентября 2011 года № 396-П для Мильковского муниципального района установлен предельный размер розничной торговой надбавки к отпускным ценам на хлеб (кроме хлеба из муки высшего сорта) – 10% с учетом НДС.
Как следует из сообщения председателя Правления ПО «<данные изъяты>» хлеб «Докторский» 0,3 кг, хлеб «Зерновой» (совитал зерновой), хлеб «Фруктовый» изготавливаются из пшеничной хлебопекарной муки высшего сорта, строго по рецептуре с добавлением готовых смесей «Микс» или «Совитал». В состав указанных хлебов мука иного сорта не входит (л.д. №).
Кроме того, согласно технологической карте производителя, на Хлебец Докторский, выпускаемый по ГОСТ 25832-98, при изготовлении указанного хлеба используется мука пшеничная высшего сорта. Указанная технологическая карта разработана на основании утвержденного сборника рецептур на хлеб и хлебобулочные изделия (составитель ФИО9. – СПб.: Издательство «Профессия», 2001. – 192 с.
Согласно технологической инструкции по производству изделий хлебобулочных «Совитал» ТИ 9113-004-18256266-04, утвержденной Председателем Правления ПО «<данные изъяты>» ДД.ММ.ГГГГ, при изготовлении хлебов «Совитал» зерновой и «Совитал» фруктовый используется мука пшеничная хлебопекарная высшего сорта. Мука ржаная обдирная используется наряду с мукой пшеничной хлебопекарной высшего сорта только при изготовлении хлеба «Совитал» спортивный (таблица № к инструкции).
Таким образом, в судебном заседании установлено, что хлеб, на который торговой организацией установлена наценка выше 10 %, изготавливается производителем исключительно из муки высшего сорта.
В связи с указанным действие постановления Правительства Камчатского края № 396-П на реализуемые виды хлеба ООО «<данные изъяты>», указанные в обжалованном постановлении, не распространяется.
Довод представителя ТО Роспотребнадзора о том, что применение добавок в хлебу «Докторский» и Совитал (зерновой, фруктовый) свидетельствует о том, что он изготовлен не только из муки высшего сорта, в связи с чем на эти виды хлебобулочных изделий наценка не должна превышать 10% является несостоятельной.
Исходя из смысла ценового регулирования отдельных видов товаров, установление предельных размеров надбавок к отпускным ценам, в частности, на хлеб, обусловлено необходимостью обеспечить право потребителей на приобретение социально значимых продовольственных товаров первой необходимости.
Постановлением Правительства Камчатского края № 396-П хлеб, изготовленный из муки высшего сорта, исключен из перечня товаров, на которые установлена предельная надбавка к отпускным ценам. Следовательно, хлеб из муки высшего сорта не отнесен к продовольственным товарам первой необходимости. Изготовление хлеба из муки высшего сорта с добавлением каких-либо добавок либо без их добавления не меняет его характеристики как хлеба, изготовленного из муки высшего сорта.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения.
Таким образом, поскольку установлено, что в состав указанных хлебов входит только мука высшего сорта, они изготавливаются без примеси иных сортов муки, предельный размер розничной торговой надбавки к отпускным ценам на хлеб, реализуемый на территории Камчатского края на указанный в обжалуемом постановлении хлеб в размере 10%, не распространяется.
При таких обстоятельствах, в действиях ФИО1 отсутствует событие административного правонарушения.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 24.5 КоАП производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии события административного правонарушения.
Как следует из постановления по делу об административном правонарушении, оно вынесено в отношении должностного лица – генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1
Согласно примечанию к статье 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать, в том числе, лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица. Лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если настоящим Кодексом не установлено иное.
Вместе с тем, материалы дела об административном правонарушении не содержат сведений, в соответствии с которыми ФИО1 определен как должностное лицо – генеральный директор ООО <данные изъяты>. В материалах дела отсутствуют данные о регистрации ООО «<данные изъяты>» в качестве юридического лица, о назначении ФИО1 генеральным директором общества.
Поскольку производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ, оснований для применения пункта 4 части1 статьи 30.7 КоАП РФ не имеется.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах ФИО5 № № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении должностного лица ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 КоАП РФ, подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении - прекращению в связи с отсутствием события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
п о с т а н о в и л:
Жалобу должностного лица – генерального директора общества с ограниченной ответственностью «<данные изъяты>» ФИО1 удовлетворить.
Постановление начальника территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю в Мильковском и Быстринском районах ФИО5 № № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в отношении должностного лица – генерального директора ООО «<данные изъяты>» ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в Камчатский краевой суд через Мильковский районный суд в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.
Судья М.Ф. Потапова