ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2016 от 04.02.2016 Первомайского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

Мировой судья Ковалева Ю.А.

Дело № 12-442/2015 (5-363/15)

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

04 февраля 2016 года г. Мурманск

Судья Первомайского районного суда г. Мурманска Пестерников М.В., (<...>),

рассмотрев жалобу защитника ФИО1ФИО2 на постановление мирового судьи судебного участка *** от *** (мотивированное постановление изготовлено ***) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, в отношении министра природных ресурсов и экологии *** области ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением мирового судьи судебного участка *** от *** (мотивированное постановление изготовлено ***) министр природных ресурсов и экологии *** области ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере ***.

В *** суд *** поступила жалоба защитника ФИО1ФИО2, в которой последняя, ссылаясь на нормы закона, просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения в действиях ФИО1 В обоснование указано, что постановлением Правительства *** области от ***№***-ПП установлен круг служебных обязанностей Министра, которым обязанность по размещению информации о деятельности Министерства в сети «Интернет» отсутствует. *** межрайонной природоохранной прокуратурой *** области не представлено доказательств того, что проверка проведена на основании информации о нарушениях закона или материалов проверок Прокуратуры *** области. Обращает внимание, что согласно приказу Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ***№*** «О разграничении компетенции прокуроров территориальных, военных и других специализированных прокуратур» надзор за соблюдением законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не входит в компетенцию природоохранных прокуратур.

Также обращает внимание, что согласно п. 2.*** Положения о Министерстве, принятие в соответствии с законодательством *** области решения о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения включено в перечень государственных функций, осуществляемых Министерством и регламентируется Порядком пользования участками недр местного значения на территории *** области, утвержденным постановлением Правительства *** области от ***№***-ПП «Об утверждении Порядка пользования участками недр местного значения на территории *** области». В связи с этим полагает, что административный регламент «Принятие в Соответствии с законодательством *** области решения о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения», утвержденного приказом Комитета промышленного развития, экологии и природопользования *** области от ***№*** не актуален и является фактически утратившим силу.

ФИО1 в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

В судебном заседании защитники ФИО1ФИО2 и ФИО3 поддержали доводы жалобы в полном объеме, пояснили, что в Министерстве назначены должностные лица, ответственные за размещение информации на сайте. ФИО2 представила дополнение, где обратила внимание, что ФИО1 назначена на должность министра природных ресурсов и экологии *** области с ***, т.е. после принятия Регламентов, неопубликование которых вменяется последней. Также указала о наличие в штате Министерства иных должностных лиц, отнесенных к категории руководителей. Обратила внимание, что часть 1 статьи 13 Закона не содержит формулировки об обязанности государственных органов размещать информацию. Также ФИО2 пояснила суду, что приказ Комитета промышленного развития, экологии и природопользования *** области от ***№***, которым утверждён административный регламент «Принятие в Соответствии с законодательством *** области решения о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения» не вступил в законную силу, в связи с чем не подлежал опубликованию на сайте.

Помощник *** межрайонного природоохранного прокурора ФИО4 возражала против удовлетворения жалобы.

Выслушав стороны, изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ неразмещение в сети "Интернет" информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в случаях, если обязанность по размещению такой информации в сети "Интернет" установлена федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере ***.

Отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией, в том числе граждан, организаций и общественных объединений, к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, регулируются Федеральным законом от *** N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" (далее -Закон).

В соответствии с ч. 1 ст. 10 Закона органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть "Интернет", в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

В силу пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 13 Закона информация о деятельности государственных органов, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, содержит общую информацию о государственном органе, в том числе сведения о полномочиях государственного органа, задачах и функциях структурных подразделений указанного органа, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих эти полномочия, задачи и функции.

В соответствии с пп. «а», «г» п. 2 ч. 1 ст. 13 Закона информация о деятельности государственных органов, размещаемая указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, содержит информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, в том числе: нормативные правовые акты, изданные государственным органом, муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; административные регламенты, стандарты государственных и муниципальных услуг.

Частью 6 статьи 14 названного Закона предусмотрено, что перечни информации о деятельности государственных органов субъектов Российской Федерации утверждаются в порядке, определяемом субъектами Российской Федерации.

В силу пп. «б» п. 8.1, пп. «а», «е» п. 8.2 раздела 8 «Регламента создания официальных интернет-ресурсов и размещения информации о деятельности исполнительных органов государственной власти *** области и органов местного самоуправления муниципальных образований *** области», утвержденного постановлением Правительства *** области от ***№***-ПП, перечень сведений о деятельности исполнительного органа государственной власти (органа местного самоуправления муниципального образования) *** области, обязательный для размещения на Интернет-сайте включает:

- сведения о полномочиях, задачах и функциях исполнительного органа государственной власти (органа местного самоуправления муниципального образования) *** области и его структурных подразделений, а также перечень законов и иных нормативных правовых актов *** области, определяющих эти полномочия, задачи и функции (пп. «б» п.8.1)

- сведения о нормотворческой деятельности исполнительного органа государственной власти (органа местного самоуправления муниципального образования) *** области, в том числе нормативные правовые акты, принятые исполнительным органом государственной власти *** области, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, а так же перечень административных регламентов и стандарты государственных (муниципальных) услуг, проектов административных регламентов и стандартов (пп. «а, е» п.8.2).

Из материалов дела следует, что информация о деятельности Министерства природных ресурсов и экологии *** области, подлежит размещению в сети "Интернет" на официальном сайте Министерства ***

Из акта проверки Министерством требований Федерального закона от *** N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления", проведенной ****** межрайонной природоохранной прокуратурой *** области, следует, что на официальном сайте Министерства *** не опубликованы действующие административные регламенты:

- Административный регламент по исполнению государственной функции «Принятие, в соответствии с законодательством *** области решения о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения», утвержденный приказом Комитета промышленного развития, экологии и природопользования *** области от ***№***.

- Административный регламент по исполнению государственной функции «Осуществление государственного охотничьего контроля и надзора на территории *** области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения», утвержденный постановлением Губернатора *** области от ***№***-ПЗ.

- Административный регламент Министерства природных ресурсов и экологии *** области «Выдача разрешений на содержание и разведение объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и водным биологическим ресурсам, в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания (за исключением объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Российской Федерации), за исключением разрешений на содержание и разведение объектов животного мира в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения», утвержденный постановлением Губернатора *** области от ***№***-ПГ.

Указанные обстоятельства подтверждаются доказательствами, исследованными судом и оцененными по правилам ст. 26.11 КоАП РФ: Положением о Министерстве природных ресурсов и экологии *** области, утвержденным Постановлением Правительства *** области от ***№***-ПП; копией постановления Губернатора *** области от ***№***-ПГ о назначении ФИО1 министром природных ресурсов и экологии *** области с ***; копией письма *** межрайонной природоохранной прокуратуры от ***№***, из которого следует, что природоохранной прокуратурой по заданию прокуратуры области проводится проверка исполнения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов в деятельности Министерства природных ресурсов и экологии *** области; актом проверки соблюдения законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления от ***; фототаблицей перечня административных регламентов, представленных на сайте Министерства природных ресурсов и экологии *** области www.mpr.gov-murman.ru, из которой следует, что административные регламенты, утвержденные: приказом Комитета промышленного развития, экологии и природопользования *** области от ***№***; постановлением Губернатора *** области от ***№***-ПЗ, постановлением Губернатора *** области от ***№***-ПГ, на сайте отсутствуют; фототаблицей перечня административных регламентов, представленных на портале Правительства *** области, в том числе, в разделе «Административная реформа *** области» *** справками от *** и от ***, составленными помощником прокурора ФИО4, о дате размещения на сайте регламента утвержденного постановлением Губернатора *** области от ***№***-ПГ, и об отсутствии на сайте иных регламентов, неразмещение которых меняется должностному лицу; копией постановления Губернатора *** области от ***№***-ПГ о признании утратившим силу постановления Губернатора *** области от ***№***-ПЗ.

Проанализировав установленные по делу данные применительно к приведенным положениям закона, мировой судья пришёл к убедительному выводу о доказанности вины ФИО1 в инкриминируемом ей деянии. Всем доводам защиты мировым судьёй в постановлении дана надлежащая оценка.

Действия ФИО1 правильно квалифицированы по ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, виновность должностного лица в совершении указанного правонарушения установлена с учётом положения ст. 2.4 КоАП РФ.

В соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

В части 1 статьи 24 Федерального закона от *** N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" установлено, что контроль за обеспечением доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления осуществляют руководители государственных органов и органов местного самоуправления.

Руководителем Министерства с *** является министр природных ресурсов и экологии *** области ФИО1 (постановление Губернатора *** области от ***№***-ПГ).

Довод защиты о том, что ФИО1 не подлежит ответственности, в связи с тем, что за подготовку и наполнения интернет сайта в министерстве были назначены ответственные должностные лица, несостоятелен.

Так, указанные лица были назначены ответственными в соответствии с Постановлением Правительства *** области от *** N 469-ПП "Об обеспечении доступа к информации о деятельности исполнительных органов государственной власти *** области и органов местного самоуправления муниципальных образований *** области", которым утверждён Регламент создания официальных Интернет-ресурсов и размещения информации о деятельности исполнительных органов государственной власти *** области и органов местного самоуправления муниципальных образований *** области.

В силу п. 2.3 указанного Регламента оперативное размещение информации осуществляют сотрудники исполнительного органа государственной власти (органа местного самоуправления муниципального образования) *** области - операторы, назначаемые ответственными лицами приказом руководителя исполнительного органа государственной власти (органа местного самоуправления муниципального образования) *** области.

Однако в силу п. 7.1 того же Регламента ответственность за достоверность и полноту сведений, представляемых для размещения на Интернет-сайте, несет руководитель исполнительного органа государственной власти (органа местного самоуправления муниципального образования) *** области, то есть в данном случае министр природных ресурсов и экологии *** области ФИО1 По тем же основаниям несостоятелен довод об отсутствии состава административного правонарушения в действиях ФИО1 в связи с отсутствием в её служебных обязанностях - обязанности по размещению информации о деятельности Министерства в сети «Интернет». Такая обязанность и соответствующая ответственность за её ненадлежащее исполнение предусмотрены вышеприведенным Федеральным законом и Регламентом, утвержденным постановлением правительства *** области.

Постановление о привлечении к административной ответственности принято мировым судьёй в пределах срока давности, установленного ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Административное наказание назначено в соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ, соразмерно содеянному, с учетом всех обстоятельств дела, в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 2 статьи 13.27 КоАП РФ.

Не нашел подтверждения довод об отсутствии доказательств того, что проверка *** межрайонной природоохранной прокуратурой *** области проведена на основании информации о нарушениях закона или материалов проверок Прокуратуры *** области. Данный довод опровергается рапортом помощник прокурора ФИО4, где изложена соответствующая информация.

Также несостоятелен довод защиты о том, что надзор за соблюдением законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления не входит в компетенцию природоохранных прокуратур, поскольку приказом Прокуратуры *** области №*** от *** «О разграничении компетенции и организации взаимодействия *** межрайонной природоохранной прокуратуры с горрайспецпрокуратурами *** области» определена компетенция *** межрайонной природоохранной прокуратуры в отношении Министерства природных ресурсов и экологии *** области.

То обстоятельство, что ФИО1 назначена на должность министра природных ресурсов и экологии *** области с ***, т.е. после издание приказа и постановлений, которыми утверждены неопубликованные Регламенты, не может являться основанием для прекращения производства по делу, поскольку она, как руководитель исполнительного органа государственной власти *** области несет ответственность за достоверность и полноту сведений, представляемых для размещения на Интернет-сайте, вне зависимости от даты назначения на эту должность. По тем же основаниям суд не принимает довод защиты о невозможности привлечения ФИО1 к административной ответственности в связи с наличием в штате Министерства иных должностных лиц, отнесенных к категории руководителей.

Не состоятелен довод и об отсутствии в части 1 статьи 13 Федерального закона от *** N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" формулировки об обязанности государственных органов размещать информацию.

Так, часть первая статьи 13 указанного Закона устанавливает, какая конкретно информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, подлежит размещению указанными органами в сети "Интернет", в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, то есть фактически закрепляет соответствующую обязанность, и только часть 2 данной статьи устанавливает, что государственные органы, органы местного самоуправления наряду с информацией, указанной в части 1 настоящей статьи и относящейся к их деятельности, могут размещать в сети "Интернет" иную информацию о своей деятельности с учетом требований настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, обжалуемое постановление мирового судьи подлежит изменению. Так, по смыслу Федерального закона от *** N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления" в сети "Интернет" подлежит размещению достоверная информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, то есть опубликованию подлежат действующие акты, вступившие в законную силу.

Согласно пункту 3 приказа комитета промышленного развития, экологии и природопользования *** области №*** от ***, которым утверждён административный регламент по исполнению государственной функции «Принятие, в соответствии с законодательством *** области решения о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения», данный регламент вступает в законную силу со дня его официального опубликования. Как пояснила в судебном заседании защитник ФИО2, данный Регламент опубликован не был. Материалы дела сведений о его опубликовании не содержат, помощником прокурора ФИО4 такие доказательства не представлены. В связи с этим суд, учитывая отсутствие доказательств официального опубликования данного административного регламента, а следовательно вступления его в законную силу, приходит к выводу об отсутствии обязанности его размещения на Интернет сайте.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

С учетом изложенного обжалуемое постановление подлежит изменению, с исключением из него указания на неразмещение на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии *** области *** административного регламента по исполнению государственной функции «Принятие в соответствии с законодательством *** области решения о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения», утвержденного приказом Комитета промышленного развития, экологии и природопользования *** области от ***№***.

На основании изложенного и руководствуясь стст. 30.6-30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

жалобу защитника должностного лица – министра природных ресурсов и экологии *** области ФИО1 - ФИО2 удовлетворить частично.

Постановление мирового судьи судебного участка *** от *** (мотивированное постановление изготовлено ***) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 13.27 КоАП РФ, в отношении министра природных ресурсов и экологии *** области ФИО1, изменить.

Исключить из объема инкриминируемого правонарушения указание о неразмещении на официальном сайте Министерства природных ресурсов и экологии *** области *** административного регламента по исполнению государственной функции «Принятие в соответствии с законодательством *** области решения о предоставлении по результатам аукциона права на разведку и добычу или на геологическое изучение, разведку и добычу общераспространенных полезных ископаемых на участках недр местного значения», утвержденного приказом Комитета промышленного развития, экологии и природопользования *** области от ***№***.

В остальной части постановление оставить без изменения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения и может быть обжаловано в порядке ст. 30.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья подпись М.В. Пестерников