ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2016 от 16.05.2016 Полярнозоринского районного суда (Мурманская область)

Дело № 12-20/2016

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

16 мая 2016 г. г. Полярные Зори,

пр-т Нивский д. 11

Судья Полярнозоринского районного суда Мурманской области Фазлиева О.Ф., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Полярнозоринского районного суда Мурманской области жалобу лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, на постановление мирового судьи судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области от 18.02.2016 в отношении юридического лица:

Общества с ограниченной ответственностью «Кольская АЭС-Сервис», ИНН 5117065560, КПП511701001, ОГРН 1105103000111, дата регистрации 04.05.2010, юридический адрес: 184230, Мурманская область, г.Полярные Зори, ул.Ломоносова, д.1,

которое подвергнуто административному наказанию в виде штрафа за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области от 18.02.2016 Общество с ограниченной ответственностью «Кольская АЭС-Сервис» (далее – ООО «Кольская АЭС-Сервис») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, по факту невыполнения в установленный срок законного предписания должностного лица, осуществляющего государственный надзор (контроль), и подвергнуто наказанию в виде штрафа в размере 11 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель (и.о. генерального директора) ООО «Кольская АЭС-Сервис» Гуль Н.В. принёс жалобу, в которой просил суд постановление мирового судьи судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области от 18.02.2016 отменить за отсутствием состава административного правонарушения.

В обосновании жалобы и.о.генерального директора ООО «Кольская АЭС-Сервис» указал, что в качестве доказательства вины ООО «Кольская АЭС-Сервис» в неисполнении пункта 22 предписания от 25.07.2014 № 68 в обжалуемом постановлении мировой судья ссылается на условия договора от 28.04.2014 №**, который в апреле 2015 г. прекратил своё действие в связи с заключением договора от 14.07.2015 №**. В постановлении мирового судьи не содержится анализ условий этого договора.

Кроме того, мировым судьёй неверно истолкованы содержание и объём обязательств организации в части обеспечения охраны труда при выполнении работ по договору от 14.07.2015 №**, поскольку помещение ОС-131 ЗКД Кольской АЭС (спецкорпус № 2) передано ООО «КАЭС – Сервис» во временное владение и пользование по акту приёма-передачи имущества от 30.06.2015 исключительно в целях выполнения работ по договору от 14.07.2015 №**. В рамках указанного договора соглашением сторон по обеспечению охраны труда при выполнении работ на оборудовании и территории Кольской АЭС на ООО «Кольская АЭС-Сервис» возложена обязанность по обеспечению безопасных условий труда своих работников, а именно перед началом работ по договору получить у заказчика регламентирующую документацию по охране труда и обеспечить ознакомление с ней своего персонала; выполнять мероприятия по обеспечению безопасных условий труда, предусмотренных актом-допуском, нарядом-допуском и т.д.; обеспечить своих работников исправными средствами индивидуальной и коллективной защиты, первичными средствами пожаротушения, спецодеждой, спецобувью, лечено-профилактическим питанием и контролировать исправность (надлежащее качество) и правильное применение.

Более того, судом первой инстанции не принято во внимание, что п.1.2 СанПин 2.6.1.24-03 является обязательным для организаций, осуществляющих деятельность, связанную с размещением, проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией атомных станций с реакторами различного типа (ВВЭР, РБМК, БН и др.), к которым ООО «Кольская АЭС-Сервис» не относится.

Также ООО «Кольская АЭС-Сервис», не являясь ни собственником, ни арендатором помещения ОС-131, находящегося в зоне контролируемого доступа режимного объекта - Кольская АЭС, по независящим от него обстоятельствам не имеет возможности произвести ремонт помещения ОС-131 ЗКД Кольской АЭС. Несмотря на это, ООО «Кольская АЭС-Сервис» предпринимались меры к исполнению пункта 22 предписания от 25.07.2014 № 68, о чём свидетельствуют неоднократные обращения в адрес Кольской АЭС о выполнении пункта 22 предписания от 25.07.2014 № 68 и ходатайство, направленное в адрес МРУ № 118 ФМБА России, о продлении срока исполнения вышеуказанного пункта предписания до 31.12.2016, в удовлетворении которого ООО «Кольская АЭС-Сервис» было безосновательно отказано.

В судебное заседание представитель ООО «Кольская АЭС-Сервис» не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещён надлежащим образом, направил суду ходатайство о рассмотрении жалобы без его участия, на доводах, изложенных в жалобе, настаивал (л.д. 224, 226).

Представитель Регионального управления № 118 Федерального медико-биологического агентства России в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы ООО «Кольская АЭС-Сервис» извещён надлежащим образом, предоставил суду отзыв на жалобу, в котором просил признать постановление мирового судьи судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области от 18.02.2016 законным, в удовлетворении жалобы ООО «Кольская АЭС-Сервис» отказать (л.д. 223, 227-229).

Руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие указанных лиц.

Изучив жалобу, проверив материалы дела, судья считает, что жалоба ООО «Кольская АЭС-Сервис» на постановление мирового судьи судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области от 18.02.2016 по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении ООО «Кольская АЭС-Сервис» не подлежит удовлетворению.

Согласно статье 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с законами или иными нормативными актами Российской Федерации уполномоченные государственные органы (должностные лица) вправе осуществлять надзорные (контрольные) функции в отношении граждан, должностных лиц и организаций по вопросу соблюдения ими законодательства Российской Федерации.

При осуществлении деятельности по государственному надзору (контролю) уполномоченными органами (лицами) могут выноситься обязательные для исполнения предписания (постановления, представления решения) об устранении нарушений тех или иных норм закона.

В соответствии с частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объектом данного административного правонарушения является установленный законом порядок управления, и в частности контрольно-надзорные правоотношения, возникающие между субъектами контроля (надзора) и субъектами, деятельность которых подвергается контролю (надзору).

Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, составляют действия по невыполнению виновным лицом в установленный срок законного предписания (постановления, решения, представления) об устранении нарушений законодательства, выявленных должностным лицом, вынесшим такое предписание.

Субъектом правонарушения может выступать любое лицо, нарушившее срок исполнения предписания об устранении нарушения законодательства.

С субъективной стороны правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется умышленной виной.

Как установлено мировым судьей и нашло подтверждение в ходе рассмотрения жалобы, правонарушение совершено при следующих обстоятельствах: 01.01.2016, ООО «Кольская АЭС-Сервис», расположенное по адресу: Мурманская область, г.Полярные Зори, промплощадка Кольской АЭС, не выполнило требования законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, изложенные в пункте 22 предписания начальника Отдела специализированного надзора РУ № 118 ФМБА России гр.О., по которому срок исполнения (с учётом его продления) истёк 31.12.2015, а именно: не приведена в соответствие с требованиями пунктов 7.15 и 7.16 СанПиН 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03)» отделка поверхностей помещения ОС-131 в зоне контролируемого доступа Кольской АЭС (спецкорпус №2), в котором расположено рабочее место персонала ООО «Кольская АЭС-Сервис».

Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «Кольская АЭС-Сервис» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены совокупностью доказательств имеющихся в материалах дела, изученных судом.

ООО «Кольская АЭС-Сервис» является юридическим лицом (дата регистрации - 04.05.2010), осуществляющим деятельность на территории муниципального образования г.Полярные Зори с подведомственной территорией Мурманской области, обладающим гражданскими права и обязанностями, необходимыми для осуществлении любых видов деятельности, не запрещённых законом.

Согласно пункту 2.2. Устава ООО «Кольская АЭС-Сервис» одним из основных видов деятельности организации является чистка и уборка производственных и жилых помещений, оборудования и транспортных средств (л.д. 93-108).

В целях осуществления своей деятельности, ООО «Кольская АЭС-Сервис» (исполнитель) заключило с ОАО «Российский концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях» (заказчик) договор от 28.04.2014 №**, а впоследствии договор от 14.07.2015 №** в рамках которых исполнитель обязался по заданию заказчика выполнить работы по влажной уборке, дезактивации помещений и другие работы (л.д. 57-92, 138-147).

В силу положений статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

Таким образом, в ходе осуществления вышеуказанной деятельности ООО «Кольская АЭС-Сервис» обязано выполнять требования законодательства Российской Федерации, в том числе нормативно-правовых актов, регулирующих обеспечение санитарного благополучия населения, а также законодательства об охране труда работников. Кроме того, в своей деятельности, ООО «Кольская АЭС-Сервис» обязано выполнять законные предписания осуществляющих государственный надзор (контроль) органов и должностных лиц этих органов, в том числе предписания органов, осуществляющих федеральный санитарно-эпидемиологический надзор.

В ходе проведения проверки 25.07.2014 должностным лицом МРУ № 118 ФМБА России было установлено, что в помещении ОС-131 в зоне контролируемого доступа Кольской АЭС, в котором расположено рабочее место персонала ООО «Кольская АЭС-Сервис», переданное этому обществу в безвозмездное пользование в целях выполнения договоров на выполнение работ по дезактивации помещений, нарушена отделка поверхностей помещения, отсутствует защита материалами, слабо сорбирующими радиоактивные вещества, что затрудняет их дезактивацию, что не соответствует требованиям пунктов 7.15 и 7.16 СанПиН 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП-АС-03)» (л.д.35-40).

Требование об устранении данного нарушения было включено в пункт 22 предписания от 25.07.2014 №68, со сроком его выполнения – 30.12.2014. В дальнейшем, по ходатайству ООО «Кольская АЭС-Сервис» срок выполнения указанного требования был продлен руководителем МРУ № 118 ФМБА России до 31.12.2015 (л.д.45).

Предписание выдано уполномоченным лицом в области санитарно-эпидемиологического надзора, по форме и содержанию соответствуют требованиям закона, вступило в законную силу и подлежало исполнению.

После получения указанного предписания, а также при обращении в МРУ № 118 ФМБА России с ходатайством о продлении срока исполнения предписания ООО «Кольская АЭС-Сервис» какие-либо возражения относительно законности и обоснованности этого предписания не заявляло.

Более того, о признании законности и обоснованности ООО «КАЭС-Сервис» предписания свидетельствует, в том числе направленное в адрес руководителя МРУ № 118 ФМБА России письмо руководителя ООО «Кольская АЭС-Сервис» с просьбой при составлении протокола об административном правонарушении по результатам внеплановой выездной проверки по факту выполнения предписания от 25.07.2014 № 68, рассмотреть вопрос о возложении ответственности за неисполнение предписания на юридическое лицо ООО «Кольская АЭС-Сервис» (л.д.123).

Также ООО «Кольская АЭС-Сервис» признало свои обязанности по исполнению требований, изложенных в пункте 22 предписания, приняв меры, направленные на их выполнение. Как следует из материалов дела, ООО «Кольская АЭС-Сервис» обращалось с письмами, адресованными Филиалу концерна «Росэнергоатом» «Кольская атомная станция», об оказании содействия в выполнении указанного пункта предписания и организации проведения необходимых для выполнения этого пункта предписания ремонтных работ (л.д.44).

Таким образом, ООО «Кольская АЭС-Сервис» на протяжении длительного периода времени с даты получения предписания – 25.07.2014 (л.д.40) до момента рассмотрения дела об административном правонарушении в суде – 18.02.2016 занимало последовательную позицию, направленную на признание законности выданного должностным лицом МРУ № 118 ФМБА России предписания и не оспаривало свою обязанность по устранению изложенных в предписании нарушений.

Приведённые обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым мировым судьёй судебного участка Полярнозоринского судебного района дана надлежащая оценка с точки зрения их относимости, допустимости и достаточности в соответствии с правилами статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Так, вина юридического лица ООО «Кольская АЭС-Сервис» в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами дела:

копиями свидетельств о регистрации ООО «Кольская АЭС-Сервис» в качестве юридического лица и о постановке юридического лица на учёт в налоговом органе по месту нахождения; копией Выписки из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ООО «Кольская АЭС-Сервис»; копией Устава ООО «КАЭС-Сервис»; копией приказа генерального директора ООО «Кольская АЭС-Сервис» от 13.02.2015 №** о вступлении в должность генерального директора Общества – Голдобина Н.Н.;

копиями договоров от 28.04.2014 №** от 14.07.2015 №** заключенных между ОАО «Концерн Росэнергоатом» и ООО «Кольская АЭС-Сервис» на выполнение работ (по дезактивации помещений и др.), с приложениями, в том числе приложением №6 «Соглашение сторон по обеспечению охраны труда, промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности (при выполнении работ на оборудовании и территории Кольской АЭС)»; приложением №13 к договору от 14.07.2015 «Акт приёма-передачи имущества»;

копией распоряжения органа государственного контроля (надзора) МРУ № 118 ФМБА России от 23.06.2014 №** о проведении плановой выездной проверки в отношении ООО «Кольская АЭС-Сервис», целью и задачами которой являются исполнение функции контроля и надзора в сфере соблюдения требований законодательства РФ в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения в период с 01.07.2014 по 25.07.2014;

актом проверки, проведенной МРУ № 118 ФМБА России 25.07.2014 в отношении ООО «Кольская АЭС-Сервис», в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

предписанием должностного лица МРУ № 118 ФМБА России об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 25.07.2014 №68, в том числе по пункту 22 о приведении в соответствие требованиям пунктов 7.15 и 7.16 СанПиН 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП АС-03)» отделки поверхностей помещения ОС-131 ЗКД Кольской АЭС (спецкорпус №2), в котором расположено рабочее место персонала ООО «Кольская АЭС-Сервис», в срок до 30.12.2014. Ответственность за исполнение требований предписания по устранению нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства возложена на генерального директора ООО «Кольская АЭС-Сервис» Голдобина Н.Н., который ознакомлен с предписанием 25.07.2014;

копиями ходатайств генерального директора ООО «Кольская АЭС-Сервис» о продлении срока исполнения предписания от 25.07.2014 №68 до 31.12.2015 и копией уведомления и.о. руководителя МРУ № 118 ФМБА России от 24.12.2014 о продлении срока выполнения пункта 22 предписания от 25.07.2014 №68 на 31.12.2015;

распоряжением органа государственного надзора МРУ № 118 ФМБА России о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «Кольская АЭС-Сервис» от 25.12.2015 №1; копией уведомления о проведении указанной проверки, целью проведения которой явился контроль выполнения ранее выданного предписания об устранении выявленных нарушений санитарных правил от 25.07.2014 №68 (получено представителем ООО «КАЭС-Сервис» по почте 26.12.2015);

актом проверки, составленным должностным лицом МРУ № 118 ФМБА России от 20.01.2016 №1, в котором отражены выявленные в ходе проверки нарушения требования законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и факт неисполнения требований пункта 22 предписания от 25.07.2014 №68;

протоколом об административном правонарушении от 20.01.2016 в отношении ООО «КАЭС-Сервис» по ч.1 ст.19.5 КоАП РФ.

Оценив представленные суду доказательства, приведенные в оспариваемом постановлении, в совокупности с установленными фактическими обстоятельствами дела, мировой судья пришел к правильному выводу о наличии в действиях ООО «Кольская АЭС-Сервис» вины в совершении правонарушения и правильно квалифицировал действия юридического лица по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Доказательства, свидетельствующие об отсутствии объективной возможности исполнить пункт 22 предписания МРУ № 118 ФМБА России от 25.07.2014 № 68 в установленный срок, ООО «КАЭС-Сервис» не представлены.

При разрешении дела, мировым судьей было принято решение о незаконности включения в предписание МРУ № 118 ФМБА России от 25.07.2014 №68 пункта 38, содержащего требование о приведении параметров световой среды в помещении ОС-131 с учетом нормативов освещения и коэффициента пульсации, установленных в п.1 табл.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, которое также не было выполнено в установленный предписанием срок ООО «Кольская АЭС-Сервис».

Здания и сооружения, занимаемые объектом использования атомной энергии – Кольской АЭС, и предназначенные для выполнения производственных задач по выработке производственного ресурса (энергии) не относятся к общественным зданиям, следовательно, требования к уровню освещения производственных помещений и коэффициента пульсации освещенности, установленные СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 на данные объекты не распространяются.

К такому выводу мировой судья пришел подробно проанализировав нормы санитарных правил "СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03. 2.2.1/2.1.1. Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных пунктов. Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий. Санитарные правила и нормы", введенных в действие Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 08.04.2003 N 34 в совокупности с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами - СанПиН 2.2.2.1327-03 "Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту", а также с положениями Федерального закона от 21.11.1995 N 170-ФЗ "Об использовании атомной энергии" и Постановления Правительства РФ от 30.12.2012 N 1494 "Об утверждении Положения об отнесении объектов использования атомной энергии к отдельным категориям и определении состава и границ таких объектов".

Указанный вывод мирового судьи подробно мотивирован в постановлении, основан на действующих нормах материального права, подлежащих применению в рассматриваемых правоотношениях, и соответствует установленным судом обстоятельствам.

ООО «Кольская АЭС-Сервис» указанный вывод не оспаривало.

Исключение из объема административного обвинения одного из пунктов предписания, при условии невыполнения юридическим лицом другого пункта предписания в установленный срок, на квалификацию действий ООО «Кольская АЭС-Сервис» не влияет.

Доводы представителя юридического лица о том, что в оспариваемом постановлении мировым судьёй не проведен анализ действующего на сегодняшний день договора от 14.07.2015 №** правового значения для правильного рассмотрения и разрешения дела не имеют, поскольку права и обязанности сторон, предусмотренные договором от 28.04.2014 №**, по содержанию идентичны правам и обязанностям сторон по договору от 14.07.2015 №**

Также суд признает несостоятельными доводы представителя юридического лица о том, что мировым судьёй неверно истолкованы содержание и объём обязательств организации в части обеспечения охраны труда при выполнение работ по договору от 14.07.2015 №**

Как установлено в судебном заседании, пунктом 3.1.5 договора от 28.04.2014 №** предусмотрена обязанность ООО «Кольская АЭС-Сервис» по обеспечению организации и выполнения мероприятий по охране труда, промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности в соответствии с Приложением 6 к настоящему договору.

Соглашением сторон по обеспечению охраны труда, промышленной, пожарной, радиационной и экологической безопасности (при выполнении работ на оборудовании и территории Кольской АЭС (приложение 6 к договору от 28.04.2014 №**) предусмотрено, что ООО «Кольская АЭС-Сервис» обеспечивает безопасное производство работ на территории и в помещениях Кольская АЭС и безопасные условия труда своим работникам и несёт ответственность за нарушение требований законодательных, нормативных, правовых актов, правил и инструкций по охране труда, промышленной, радиационной, пожарной и экологической безопасности, применяемых на Кольской АЭС за (пункты 1.2, 1.14 договора от 28.04.2014 №**). ОАО «Концерн Росэнергоатом» в свою очередь, обязалось предоставить ООО «Кольская АЭС-Сервис» в пользование на период выполнения работ по договору недвижимое имущество (помещения), необходимое для выполнения договорных обязательств. Имущество передаётся по акту приёма-передачи, являющемуся приложением к договору (пункт 3.3.3.2 договора от 28.04.2014 №**).

Согласно приложению к акту приёма-передачи имущества в перечень объектов недвижимого имущества, переданных ООО «Кольская АЭС-Сервис» в пользование для исполнения договора на выполнение работ по влажной уборке, дезактивации помещений, оборудования, сезонной уборке территорий, кровель и отмосток подразделений Кольской АЭС, включено помещение ОС-131, расположенное в спецкорпусе № 2 Кольской АЭС (л.д. 92).

Из акта проверки от 25.07.2014 № 68 следует, что в вышеуказанном помещении расположено рабочее место персонала ООО «Кольская АЭС-Сервис», что не оспаривается апеллянтом.

Впоследствии действие договора от 28.04.2014 №** было прекращено в связи заключением между вышеуказанными сторонами 14.07.2015 договора на выполнение работ №**, который по своему содержанию идентичен договору от 28.04.2014 №** (л.д. 138-152).

30.06.2015 на основании акта приёма-передачи имущества ОАО «Концерн Росэнергоатом» передал ООО «Кольская АЭС-Сервис», в том числе и помещение ОС-131 ЗКД Кольской АЭС (спецкорпус № 2).

Таким образом, обязанность по обеспечению охраны труда работников, выполняющих свои трудовые обязанности, в том числе в переданном ООО «Кольская АЭС-Сервис» помещении возложена на работодателя ООО «Кольская АЭС-Сервис».

Кроме того, в соответствии со статьей 2 Федерального закона N 52-ФЗ от 30.03.1999 "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством обязательного соблюдения юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.

Согласно статье 3 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения состоит из настоящего Закона, а также принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

В силу положений статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

На территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утверждённые и введённые в действие федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (пункт 1 статьи 39 Закона N 52-ФЗ).

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 26.05.2003 № 100 введены в действие Санитарно-эпидемиологические правила СП 2.2.2.1327-03 «Гигиена труда. Технологические процессы, материалы и оборудование, рабочий инструмент», определяющие гигиенические требования по предотвращению воздействия на работающих вредных производственных факторов и охрану окружающей среды с целью улучшения условий труда и состояния здоровья работающих.

Пунктом 2.6 вышеуказанных Правил предусмотрено, что параметры микроклимата, уровни физических факторов, содержание пыли и вредных веществ в воздухе рабочих зон всех производственных помещений с постоянным или непостоянным пребыванием в них людей, а также в объектах окружающей среды должны соответствовать действующим гигиеническим нормативам.

Таким образом, исходя из смысла указанных СанПиН СП 2.2.2.1327-03, призванных обеспечивать охрану труда работающих лиц, работодатель обязан создавать для своих работников благоприятные условия труда, предотвращающие воздействиях на них вредных производственных факторов.

Положениями статей 212 и 219 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя обеспечить безопасные условия труда и право работника на труд в условиях, отвечающих требованиям охраны труда.

Поскольку в помещении ОС-131 ЗКД Кольской АЭС (спецкорпус № 2), находящемся в безвозмездном пользовании ООО «Кольская АЭС-Сервис», располагаются работники этой организации, следовательно, обязанность по обеспечению безопасности условий труда работающих непосредственно в данном помещении лиц возложена на их работодателя, в данном случае на ООО «Кольская АЭС-Сервис».

Доводы представителя юридического лица о том, что ООО «Кольская АЭС-Сервис», не является ни собственником, ни арендатором помещения ОС-131, находящегося в зоне контролируемого доступа режимного объекта - Кольская АЭС, поэтому у организации не имеется возможности произвести ремонт вышеуказанного помещения, а также, что действия пункта 1.2 СанПин 2.6.1.24-03 не распространяются на ООО «Кольская АЭС-Сервис», поскольку Общество не осуществляет деятельность, связанную с размещением, проектированием, строительством, вводом в эксплуатацию и эксплуатацией атомных станций с реакторами различного типа (ВВЭР, РБМК, БН и др.), не являются основаниями для отмены постановления мирового судьи, поскольку основаны на ошибочном толковании норм СанПин 2.6.1.24-03.

Исходя из структуры, смысла и целей СанПин 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций» требования, содержащиеся в этом документе, распространяются, в том числе на юридические лица, осуществляющие свою деятельность на территории и в помещениях, расположенных на атомной станции, в том числе в зоне контролируемого доступа.

Эксплуатация атомных станций в смысле, придаваемом этому термину СанПин 2.6.1.24-03, является широким понятием, охватывающим не только непосредственные технологические процессы, связанные с эксплуатацией оборудования и установок атомных станций, но и включающим использование в соответствии с целями, для которых они предназначены, территорий и помещений и вспомогательного оборудования. Так, глава 7 указанного СанПин предусматривает требования к производственным помещениям, зданиям и сооружениям, включающие требования не только к внутренней отделке помещений специальными материалами (пункты 7.15 и 7.16), но даже к мебели, инструментам и приборам (глава 7).

Поскольку данное помещение находится в зоне контролируемого доступа атомной станции, то в случае его использования атомной станцией, на данное помещение безусловно распространялись бы требования СанПин 2.6.1.24-03. Факт передачи данного помещения в эксплуатацию подрядной организации - ООО «Кольская АЭС-Сервис» не освобождает эту организацию, эксплуатирующую это помещение, от его содержания в надлежащем состоянии, отвечающем требованиям СанПин 2.6.1.24-03.

Таким образом, требования СанПин 2.6.1.24-03 распространяются на ООО «Кольская АЭС-Сервис» при выполнении работ по договорам с ОАО «Концерн Росэнергоатом» (Кольской АЭС) на территории и в помещениях атомной станции.

Более того, в соответствии с пунктом 3 статьи 693 Гражданского кодекса Российской Федерации, применение которого возможно при сложившихся между ОАО «Концерн Росэнергоатом» и ООО «Кольская АЭС-Сервис» правоотношениях, по договору безвозмездного пользования имуществом ссудодатель (ОАО «Концерн Росэнергоатом») не отвечает за недостатки вещи, которые были им оговорены при заключении договора, либо были заранее известны ссудополучателю (ООО «Кольская АЭС-Сервис»), либо должны были быть обнаружены ссудополучателем во время осмотра вещи или проверки ее исправности при заключении договора или при передаче вещи.

Как установлено судом, при заключении договора с ОАО «Концерн Росэнергоатом» 14.07.2015 (л.д.138), то есть в течение срока, установленного для выполнения пункта 22 предписания МРУ № 118 ФМБА России от 25.07.2014 №68, ООО «Кольская АЭС-Сервис» было достоверно известно о несоответствии данного помещения требованиям пунктов 7.15, 7.16 СанПиН 2.6.1.24-03 «Санитарные правила проектирования и эксплуатации атомных станций (СП-АС-03)», однако спорное помещение было принято по акту приема-передачи имущества от 30.06.2015, то есть в данном случае ОАО «Концерн Росэнергоатом» не отвечает за недостатки переданного в пользование помещения.

При таких обстоятельствах, ООО «Кольская АЭС-Сервис» является субъектом административной ответственности по части 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несмотря на то, что имущество, в отношении которого требовалось исполнить предписание МРУ № 118 ФМБА России, не принадлежит ООО «Кольская АЭС-Сервис» на праве собственности или аренды.

Таким образом, приведённые в жалобе доводы представителя юридического лица не опровергают выводы о его виновности в совершении указанного административного правонарушения.

Существенных нарушений процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении не установлено. Дело рассмотрено мировым судьей в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 29.1 - 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обжалуемое постановление соответствует нормам статей 29.9 - 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьей в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, предусмотренные статьёй 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также обстоятельства, которые в силу части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основаниями отмены состоявшегося по делу постановления, не установлены.

Административное наказание, назначенное ООО «Кольская АЭС-Сервис» за совершение указанного правонарушения в виде штрафа в размере 11 000 рублей, соответствует требованиям главы 4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и учитывает характер и общественную опасность правонарушения, отсутствие обстоятельств, смягчающих ответственность юридического лица, а также то обстоятельство, что в течение года ООО «Кольская АЭС-Сервис» повторно привлекается к административной ответственности за совершение однородного правонарушения, что является обстоятельством, отягчающим ответственность (л.д.159-163).

Таким образом, судья полагает, что мировой судья 18.02.2016 вынес законное и обоснованное постановление, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушений процессуального закона, влекущих прекращение производства по делу и освобождение лица от административной ответственности, в связи с чем, оснований для отмены или изменения указанного постановления не имеется.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.1 – 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка Полярнозоринского судебного района Мурманской области от 18.02.2016 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Кольская АЭС-Сервис» – оставить без изменения, а жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Кольская АЭС – Сервис» – без удовлетворения.

Настоящее решение вступает в законную силу немедленно после вынесения.

Судья О.Ф. Фазлиева