Федеральный судья Гергоков Т.Т. Дело №12-20/2016
РЕШЕНИЕ
27 января 2016 года г. Нальчик
Судья Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики Бабугоева Л.М. при секретаре Келеметовой З.Р. с участием представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино – Балкарской Республике ФИО1, действующей по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, начальника Территориального отделения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике в Эльбрусском районе ФИО2, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу начальника Территориального отделения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике в Эльбрусском районе ФИО2 на решение Эльбрусского районного суда от 18 ноября 2015 года по делу, возбужденному по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Эльбрус»,
УСТАНОВИЛ:
В связи с письменными обращениями граждан ФИО6 и ФИО7 по поводу утечки сточных вод из канализационных люков в районе гостиницы «Чыран Чегет» на поляне «Чегет» сельского поселения Эльбрус Распоряжением руководителя Территориального отделение Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике в Эльбрусском районе (далее ТО Управления Роспотребнадзора по КБР в Эльбрусском районе) № от ДД.ММ.ГГГГ была назначена и проведена внеплановая выездная проверка.
По результатам проведенной проверки был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ обнаружения утечки сточных вод из канализационных люков, расположенных в районе гостиницы «Чыран Чегет» на поляне «Чегет» сельского поселения Эльбрус. На месте утечки были взяты образцы почвы и направлены на исследование. Согласно экспертному заключению № от ДД.ММ.ГГГГ почва по определяемым показателям –с не соответствует СанПиН 2.1.7.1287-03, превышены предельно допустимые концентрации химических веществ в почве (л.д.10-12).
25 августа 2015 года начальником ТО Управления Роспотребнадзора по КБР ФИО2 в адрес Муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» было внесено Предписание № об устранении несанкционированной течи канализационных сточных вод, недопущении их в будущем и своевременном информировании федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор об аварийных ситуациях, создающих угрозу санитарно-эпидемиологическому благополучию населения (л.д. 15).
25 августа 2015 года специалистом – экспертом ТО Управления Роспотребнадзора по КБР в Эльбрусском районе ФИО3 в отношении Муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» был составлен протокол об административном правонарушении № по признакам статьи 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.6-9).
Постановлением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по КБР в Эльбрусском районе ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ Муниципальное учреждение «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» привлечено к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере 10000 (десять тысяч) рублей (л.д. 16-17).
Муниципальное учреждение «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» признано виновным в нарушении требований пункта 4.19 главы 4 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», статьи 11, пункта 1 статьи 21 Федерального закона № 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и допущении утечки сточных вод в районе гостиницы «Чыран Чегет» из канализационных люков на поляне «Чегет» сельского поселения Эльбрус (л.д. 16-17).
По жалобе Муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» решением судьи Эльбрусского районного суда от 18 ноября 2015 года постановление начальника ТО Управления Роспотребнадзора по КБР в Эльбрусском районе № от 27 августа 2015 года отменено, производство по административному делу прекращено за отсутствием состава административного правонарушения в действиях Муниципального учреждения (л.д. 54-57).
23 декабря 2015 года начальник ТО Управления Роспотребнадзора по КБР в Эльбрусском районе ФИО2 обратилась с апелляционной жалобой на решение судьи Эльбрусского районного суда от 18 ноября 2015 года. Одновременно было заявлено ходатайство о восстановлении срока подачи апелляционной жалобы на обжалуемое решение суда (л.д.80-88).
Определением судьи Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 27 декабря 2015 года начальнику ТО Управления Роспотребнадзора по КБР в Эльбрусском районе восстановлен срок подачи апелляционной жалобы на решение Эльбрусского районного суда от 18 ноября 2015 года.
Заявитель апелляционной жалобы просит отменить решение судьи за незаконностью и необоснованностью. Как указано в апелляционной жалобе, решение судьи по делу постановлено без учета и оценки действительных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора. В частности судьей не принято во внимание то, что утечка сточных вод и загрязнение почвы имело место из бесхозной канализационной сети. Муниципальное учреждение «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» в нарушение положений Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" об отнесении к вопросам местного значения сельского поселения организацию в границах соответственно сельского поселения, в том числе водоснабжения населения, водоотведения, не исполнило требование части 5 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении», обязывающее орган местного самоуправления поселения в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, принять их во владение и определить гарантирующую организацию.
Представитель Муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Эльбрус», будучи извещен о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явился и не сообщил о причине неявки, в связи с чем на основании положений части 2 статьи 25.1 и пункта 4 части 2 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нахожу возможным рассмотрение дела в его отсутствие.
Изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав начальника Территориального отделения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике в Эльбрусском районе ФИО2, представителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике ФИО1, поддержавших апелляционную, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц - от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Постановлением начальника ТО Управления Роспотребнадзора по КБР в Эльбрусском районе ФИО2 № от 27 августа 2015 года квалификация действий Муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мотивировано нарушением Муниципальным учреждением требований пункта 4.19 главы 4 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», статьи 11, пункта 1 статьи 21 Федерального закона №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» и допущением утечки сточных вод в районе гостиницы «Чыран Чегет» (л.д. 16-17).
Между тем пункт 4.19 главы 4 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления» предусматривает, что объекты потребления должны быть обеспечены централизованными сетями водоснабжения и канализации, допускается использование привозной воды для хозяйственно-питьевых целей в соответствии с санитарно-эпидемиологическим заключением.
Статьей 11 Федерального закона №52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлена обязанность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в соответствии с осуществляемой ими деятельностью выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц. В соответствии с пунктом 1 статьи 21 данного Федерального закона в почвах городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий содержание потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, биологических и микробиологических организмов, а также уровень радиационного фона не должен превышать предельно допустимые концентрации (уровни), установленные санитарными правилами.
Из содержания постановления о привлечении Муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» к административной ответственности по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не ясно, в чем выразилось нарушение Муниципальным учреждением указанных норм права и как эти нарушения образуют состав инкриминированного ему правонарушения.
В соответствии с пунктами 5 и 9 статьи 2 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" водопроводная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки воды, за исключением инженерных сооружений, используемых также в целях теплоснабжения; канализационная сеть - комплекс технологически связанных между собой инженерных сооружений, предназначенных для транспортировки сточных вод.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 14, пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения сельского поселения и городского округа относятся организация в границах соответственно сельского поселения и городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В силу требований части 1 статьи 10 Федерального закона "О водоснабжении и водоотведении" собственники и иные законные владельцы централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения принимают меры по обеспечению безопасности таких систем и их отдельных объектов, направленные на предотвращение возникновения аварийных ситуаций, снижение риска и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций.
Согласно циркулярному письму Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно - коммунальному комплексу от 14 октября 1999 года «О разъяснениях по применению правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в РФ», владелец несет ответственность за надлежащее содержание своих сооружений и сетей в пределах границы балансовой принадлежности. Эксплуатацию водопроводных или канализационных сетей и сооружений осуществляет организация, в чьей собственности или хозяйственном ведении они находятся независимо от мест их расположения, которые могут проходить по территории других предприятий или организаций.
Организация водопроводно - канализационного хозяйства и абонент несут ответственность: за вред, причиненный утечками питьевой воды (сточных вод) из систем водоснабжения (канализации), находящихся в их собственности, хозяйственном ведении или аренде.
По делу установлено, что канализационная сеть, проходящая по поляне «Чегет», на которой расположено более 30 объектов туристической сферы, не входит в состав централизованной канализационной сети, находящейся в ведении Муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Эльбрус».
В самом постановлении о привлечении данного органа местного самоуправления к административной ответственности не указаны мотивы привлечения муниципального образования к ответственности за утечку сточных вод, в нем нет сведений о принадлежности канализационной сети данному органу, как и сведений о том, что она является бесхозной.
При этих обстоятельствах, оценив представленные по делу доказательства с соблюдением правил статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Эльбрусского районного суда сделал вывод о том, что протокол об административном правонарушении в отношении Муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» был составлен без установления принадлежности канализационной системы и установления факта ее бесхозности, что повлекло незаконное привлечение к административной ответственности.
Опровергая этот довод судьи, автор апелляционной жалобы, утверждает, что указанная канализационная система не имеет собственников и законных владельцев, что она является бесхозной и это, по мнению заявителя, подтверждается тем, что ФГБУ «Национальный парк «Приэльбрусье», Муниципальное унитарное предприятие жилищно-коммунального хозяйства «Приэльбрусья» и открытое акционерное общество «Эльбрустурист» не признали свое право собственности в отношении данного объекта.
Между тем, по делу установлено, что канализационной сетью, расположенной на поляне «Чегет», пользуются владельцы более 30 объектов недвижимости, эксплуатируемых в предпринимательской деятельности в туристической сфере (гостиницы, предприятия общественного питания). По делу не принято никаких мер по установлению физических и юридических лиц, использующих указанную канализационную сеть в предпринимательской деятельности и их правомочий по отношению к этой сети. В частности осталось не проверенным и не опровергнутым и письмо директора общества с ограниченной собственностью «Озон - Чегет» - владельца гостиницы «Чыран – Чегет», № от 29 октября 2015 года, из которого следует, что данное общество является одним из сособственников канализационной сети, расположенной в районе гостиницы «Чыран – Чегет».
При приведенных обстоятельствах, вывод судьи первой инстанции о недоказанности бесхозности канализационной системы на поляне «Чегет» является правомерным.
Не влечет отмену обжалуемого судебного решения и сам по себе довод о неисполнении Муниципальным учреждением «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» в отношении канализационной сети на поляне «Чегет» положений части 5 статьи 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении», обязывающего орган местного самоуправления поселения в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, принять их во владение и определить гарантирующую организацию, поскольку бесхозность указанного объекта не доказана и на сегодняшний день, кроме того несоблюдение требований приведенной нормы Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ не образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку несоблюдение данных требований не находится в причинно-следственной связи с повреждением канализации и наступившими последствиями.
Принимая во внимание изложенное, полагаю, что административным органом не доказано наличие вины Муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Эльбрус» в совершении правонарушения, и, соответственно, наличие в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы, изложенные в жалобе, не опровергают выводы судьи первой инстанции. Несогласие заявителя с оценкой доказательств и с толкованием судьей норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и законодательства, подлежащих применению в деле, не свидетельствует о том, что судьей допущены существенные нарушения названного Кодекса и (или) предусмотренные им процессуальные требования, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела судьей не установлено, оснований для изменения или отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьей 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
РЕШИЛ:
решение судьи Эльбрусского районного суда от 18 ноября 2015 года по делу об административном правонарушении, возбужденному по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Муниципального учреждения «Местная администрация сельского поселения Эльбрус», оставить без изменения, а жалобу начальника Территориального отделения Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Кабардино-Балкарской Республике в Эльбрусском районе ФИО2 - без удовлетворения.
Судья Л.М. Бабугоева
Копия верна:
Судья Верховного Суда КБР Л.М. Бабугоева