Дело № 12-20/2017
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление о назначении административного наказания
г. Катайск Курганской области 22 июня 2017 года
Судья Катайского районного суда Курганской области Поташкин Е.С. (ул.Советская 31 г.Катайск Курганской области), рассмотрев в судебном заседании жалобу юридического лица - ЗАО «Катайский насосный завод», на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Курганской области ФИО1 от 12.05.2017 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении № 04-37/2017, предусмотренном ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении закрытого акционерного общества «Катайский насосный завод», ИНН <***>, ОГРН <***>, юридический адрес: ..., не привлекавшегося к административной ответственности за совершение однородных правонарушений,
Установил:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Курганской области ФИО1 от 12.05.2017 юридическое лицо - закрытое акционерное общество «Катайский насосный завод» привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, при следующих обстоятельствах:
28.04.2017 года по результатам плановой выездной проверки ЗАО «Катайский насосный завод» по адресу: ул.Матросова 1 г.Катайск Курганская область, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Курганской области ФИО1 установлено, что в результате хозяйственной деятельности ЗАО «Катайский насосный завод» допущены нарушения экологических требований при обращении с отходами производства и потребления, а именно: не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО «Катайский насосный завод».
Законный представитель ЗАО «Катайский насосный завод» обжаловал указанное постановление, просит его отменить, на основании ст. 2.9 КоАП РФ ЗАО «Катайский насосный завод» от административной ответственности освободить, ограничиться устным замечанием, производство по делу прекратить. Полагает, что предприятие оказалось заложником ситуации, сложившейся в законодательстве РФ – без подтверждения соответствия видов отходов аналогичным видам отходов, зарегистрированным в ФККО-2014, невозможно утвердить проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее – ПНООЛР), процедура же подтверждения соответствия видов отходов в ФККО-2014 длительна и сложна. Указывает, что для проведения работ по разработки нового ПНООЛР ЗАО «Катайский насосный завод» 16.09.2014 заключен договор с ООО «ЭкоПартнер», исполнителю своевременно передана необходимая документация, за исключением паспортов опасных отходов, так как с 01.08.2014 был определен новый процесс паспортизации отходов и утвержден Федеральный классификационный каталог отходов. На основании Постановления Правительства РФ № 712 от 16.08.2013 «О порядке проведения паспортизации отходов I-IV классов опасности», Приказа Росприроднадзора № 445 от 18.07.2014 «Об утверждении федерального классификационного каталога отходов» ЗАО «Катайский насосный завод» составило и утвердило паспорта отходов, а также на основании Приказа Минприроды России «Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра отходов» № 792 от 30.09.2011 направило в Управление Росприроднадзора по Курганской области заявление о включении опасных отходов в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО-2014). Письмом № 01-05-69/1049 от 18.03.2015 Управление Росприроднадзора по Курганской области проинформировало о соответствии классов опасности заявленным 17 отходов. В связи с переведением литейного производства на новую технологию с использованием индукционных печей по выплавке чугуна в процессе разработки ПНООЛР потребовалось составление дополнительных паспортов опасных отходов, которые были составлены и в период с 16.03.2015 по 10.04.2015 направлены в Управление Росприроднадзора по Курганской области, а оттуда - для проверки на соответствие в ФБУ «ФЦАО» г. Москва. 19.08.2015 Управлением Росприроднадзора по Курганской области направлен мотивированный отказ в утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, основной причиной которого явилось отсутствие в составе проекта подтверждения соответствия заявленных видов отходов аналогичным видам отходов, зарегистрированных в ФККО-2014. Все виды отходов предприятия подтвердили свое соответствие ФККО-2014 в марте 2017 года. После внесения изменений в ПНООЛР 18.04.2017 проект снова направлен в Управление Росприроднадзора по Курганской области, однако 25.04.2017 им направлен мотивированный отказ в утверждении ПНООЛР по другим основаниям. При рассмотрении дела просили учесть в качестве смягчающих административную ответственность обстоятельств - раскаяние и признание вины. В связи с отсутствием причинения вреда окружающей среде просили признать деяние малозначительным и в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ освободить ЗАО «Катайский насосный завод» от административной ответственности, ограничиться устным замечанием. Сообщали государственному инспектору о тяжелом финансовом положении предприятия, предоставляли отчет о финансовых результатах, однако, постановление содержит указание о непредставлении предприятием документов, указывающих на исключительные обстоятельства, в том числе подтверждающих тяжелое финансовое положение юридического лица. Считают, что совершенное ЗАО «Катайский насосный завод» правонарушение, хотя формально и образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ, по своему характеру, отсутствию вреда или иных тяжких последствий не представляет существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
При рассмотрении жалобы представитель ЗАО «Катайский насосный завод» ФИО2, действующий на основании доверенности, вину юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, признал, поддержал жалобу по доводам, указанным в ней. Пояснил, что руководство предприятия понимает необходимость оформления проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, работа по оформлению ведется, предприятию выдано предписание со сроком действия до апреля 2018 года. Завод заинтересован в оформлении данного проекта, поскольку без него платит экологический сбор в пятикратном размере. Просил признать административное правонарушение малозначительным, освободить ЗАО «Катайский насосный завод» от административной ответственности, ограничиться устным замечанием, а в случае невозможности применения ст. 2.9 КоАП РФ, снизить размер назначенного административного штрафа до 50000 рублей.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление – государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Курганской области ФИО1 в суд не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы извещена, согласно письму от 13.06.2017 просила рассмотреть жалобу без ее участия.
Заслушав представителя ЗАО «Катайский насосный завод», исследовав письменные материалы дела, прихожу к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления.
В силу ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
В соответствии п. 3 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление;
Указанных обстоятельств судом по данному делу не установлено.
Разрешая жалобу ЗАО «Катайский насосный завод», суд исходит из требований ст. 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в соответствии с которыми лицо подлежит административной ответственности только за те правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с ч. 1 ст. 2.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II настоящего Кодекса или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
Статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Дела об административных правонарушениях рассматривают должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор (ст. 23.13 КоАП РФ), органов, осуществляющих государственный экологический надзор (ст. 23.29 КоАП РФ), органов, уполномоченных в области авиации (в части нарушения экологических требований на воздушном транспорте – ст. 23.42 КоАП РФ).
В соответствии с Конституцией Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.
Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду, регулируются Федеральным законом РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно п. 1 ст. 22, п. 1 ст. 24 указанного Федерального закона в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц - природопользователей устанавливаются нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, в том числе: нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.
Пунктом 1 ст. 39 указанного Федерального закона установлено, что юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
В соответствии с требованиями ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В силу п. 3 ст. 51 указанного Федерального закона отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также опасными отходами и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно п. 2 ст. 11 указанного Федерального закона юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в том числе: соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (п. 1). Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов, предусмотренный статьей 20 настоящего Федерального закона, не требуется (п. 2). На основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности (п. 3).
В силу ст. 18 указанного Федерального закона применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (п. 2). Лимиты на размещение отходов устанавливаются в соответствии с нормативами предельно допустимых воздействий на окружающую среду (п. 3).
Согласно обжалуемому постановлению о назначении административного наказания от 12.05.2017 и протоколу об административном правонарушении от 28.04.2017, 28.04.2017 года по результатам плановой выездной проверки ЗАО «Катайский насосный завод», проведенной по адресу: ул.Матросова 1 г.Катайск Курганская область, на основании Приказа Управления Росприроднадзора по Курганской области № 140 от 16.03.2017, государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Курганской области ФИО1 установлено, что ЗАО «Катайский насосный завод» осуществляет хозяйственную деятельность с нарушением экологических требований при обращении с отходами, а именно – не разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для ЗАО «Катайский насосный завод».
В ходе проверки установлено, что согласно представленному отчету 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, использовании, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления» за 2016 год в результате хозяйственной деятельности ЗАО «Катайский насосный завод» образовалось 2168,987 т отходов 47 наименований, из них: 1 класса опасности – 1, 2 класса – 1 (в 2016 г. не образовывался), 3 класса – 6, 4 класса – 20, 5 класса – 19. Наличие образования и накопления указанных отходов подтверждено при фактическом осмотре цехов и производственных участков предприятия. ЗАО «Катайский насосный завод» разработаны и предоставлены в Управление Росприроднадзора по Курганской области паспорта отходов 1-4 классов опасности на 29 видов отходов. Факт образования и передачи отходов 1-5 классов на обезвреживание, использование и размещение опасности подтвержден счетами-фактурами и актами на передачу отходов за 2015-2016 годы сторонним организациям. В рамках государственного экологического надзора в области обращения с отходами экспертной организацией – филиалом ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Курганской области проведен отбор проб отходов и аналитические исследования на предмет правильности отнесения отходов к классу опасности для окружающей среды. Согласно экспертному заключению установлено, что все 3 вида отобранных отходов соответствуют заявленным классам опасности. Таким образом, ЗАО «Катайский насосный завод», осуществляя деятельность, в результате которой образуются отходы, не имеет проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, то есть предприятием допущены нарушения требований законодательства РФ в области природопользования и охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной деятельности, а именно нарушены п. 2 ст. 11, п. 2 ст. 18 Федерального закона РФ от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Несоблюдение указанных требований законодательства образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Объективная сторона выражается в действии или бездействии, состоящем в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами. Наступления последствий не требуется. Деяние считается оконченным в момент нарушения правовых предписаний на любом из этапов обращения с отходами или иными опасными веществами. Поэтому довод представителя юридического лица о том, что при вынесении постановления о назначении наказания должностным лицом не принято во внимание отсутствие причинения вреда окружающей среде, подлежит отклонению.
Доказательств того, что ЗАО «Катайский насосный завод» были приняты все зависящие от него меры по соблюдению требований закона, в материалах дела не имеется и суду не представлено. Должностное лицо пришло к правильному выводу о том, что юридическим лицом не представлены документы, указывающие на какие-либо исключительные обстоятельства невозможности исполнения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды. Доводы представителя о тяжелом финансовом положении юридического лица, суд находит неубедительными, поскольку имеющийся в материалах дела отчет о финансовых результатах лишь за январь-декабрь 2016 года не свидетельствует о тяжелом финансовом положении юридического лица на момент рассмотрения дела об административном правонарушении.
Пояснения представителя юридического лица о том, что работа по оформлению проекта ведется с 2014 года и до настоящего времени не закончена, свидетельствуют о неэффективной организации на предприятии деятельности по данному направлению.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, должностным лицом при вынесении оспариваемого постановления правильно установлены обстоятельства совершения ЗАО «Катайский насосный завод» административного правонарушения, дана правильная квалификация деянию, вид административного наказания соответствуют санкции статьи, наказание в виде штрафа также назначено в пределах санкции статьи.
Все доводы жалобы представителя ЗАО «Катайский насосный завод» на постановление о назначении административного наказания аналогичны письменным объяснениям представителя, представленным при рассмотрении дела об административном правонарушении, учтены должностным лицом при вынесении постановления.
Оснований для переоценки представленных доказательств и иного применения норм материального права у суда не имеется, так как выводы должностного лица, изложенные в постановлении о назначении административного наказания, полностью соответствуют обстоятельствам данного дела.
Учитывая вышеизложенное, обоснованность привлечения ЗАО «Катайский насосный завод» к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений не вызывает.
Каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности юридического лица в совершении правонарушения, оснований для признания доказательств недопустимыми не установлено.
Доводы жалобы о малозначительности совершенного административного правонарушения являются несостоятельными, так как данное правонарушение представляет угрозу общественным интересам, поскольку юридическим лицом не были выполнены правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду.
Суд не усматривает оснований для отмены оспариваемого постановления, при вынесении постановления правильно установлены обстоятельства совершения правонарушения, правильно применены нормы материального и процессуального права.
Наряду с изложенным, имеются основания для изменения постановления в части назначенного юридическому лицу наказания.
Согласно статье 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Согласно общим правилам назначения административного наказания, основанным на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (часть 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Тем не менее, применительно к административным штрафам, минимальные размеры которых сопряжены со значительными денежными затратами, установленное в части 1 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общее правило назначения наказания может при определенных обстоятельствах противоречить целям административной ответственности и приводить к чрезмерному ограничению конституционных прав и свобод.
Согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, в условиях, когда нижняя граница административных штрафов для юридических лиц за совершение административных правонарушений составляет как минимум сто тысяч рублей, обеспечение индивидуального - учитывающего характер административного правонарушения, обстановку его совершения и наступившие последствия, степень вины, а также имущественное и финансовое положение нарушителя - подхода к наложению административного штрафа становится крайне затруднительным, а в некоторых случаях и просто невозможным.
При этом назначение административного наказания должно основываться на данных, подтверждающих действительную необходимость применения к лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, именно той меры государственного принуждения, которая с наибольшим эффектом достигала бы целей восстановления социальной справедливости, исправления правонарушителя и предупреждения совершения новых противоправных деяний, а также ее соразмерность в качестве единственно возможного способа достижения справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
В связи с этим размер административного штрафа, назначаемого юридическим лицам, совершившим административные правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, минимальный размер административного штрафа за которые установлен в сумме ста тысяч рублей и более, может быть снижен судом ниже низшего предела, предусмотренного для юридических лиц соответствующей административной санкцией, на основе требований Конституции Российской Федерации.
Впоследствии Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Указанная норма, определяющая общие правила назначения административного наказания, дополнена, в частности, частями 3.2 и 3.3, в силу которых при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей. При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 статьи 4.1 названного Кодекса размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II названного Кодекса.
С учетом изложенных выше правовых положений, отсутствия существенного вреда, несоответствия назначенного административного наказания характеру совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств дела и в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица назначенное административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление подлежит изменению путем снижения назначенного юридическому лицу наказания в виде административного штрафа со 100000 рублей до 50 000 рублей.
Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и на основании ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Решил:
Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Курганской области от 12.05.2017г. о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях закрытого акционерного общества «Катайский насосный завод» изменить, назначенное закрытому акционерному обществу «Катайский насосный завод» административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей снизить до 50000 (Пятьдесят тысяч) рублей.
В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения, жалобу закрытого акционерного общества «Катайский насосный завод» – без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья Е.С. Поташкин