ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2018 от 02.04.2018 Можгинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 12-20/2018

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г. ФИО1 2 апреля 2018 года

Судья Можгинского районного суда Удмуртской Республики Дериглазова Л.С.,при секретаре Бажиной Е.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Акционерного общества «Можгинское строительное объединение» на постановление по делу об административном правонарушении,

у с т а н о в и л:

Постановлением Врио заместителя руководителя государственной инспекции труда в Удмуртской Республике ФИО2 №*** от 30 августа 2017 года Акционерное общество «Можгинское строительное объединение» (далее по тексту АО «МСО») привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 140000 руб..

АО «МСО» с указанным постановлением не согласилось и обратилось в суд с жалобой, в которой просит постановление государственного инспектора отменить, производство по делу прекратить.Жалоба мотивирована следующим:

- постановление вынесено неправомочным лицом, в п.2 ст.23.1 КоАП РФ не указано должностное лицо,называющее себя ВРИО заместителя руководителя, следовательно,оно не имеет права от имени Федерального органа исполнительной власти рассматривать дело об административном правонарушении,предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ и выносить постановление о привлечении к административной ответственности,

-заявитель не может согласиться с выводами административного органа о нарушении норм трудового законодательства,выразившимися в необеспечении им столяра-стекольщика Ф.А.П. средствами для защиты от бактериологических вредных факторов.Согласно п.5 раздела 1 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и(или)обезвреживающих средства условиями выдачи являются: выполнение им работ с бактериально опасными средами,при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов,выполнение работником работ в закрытой специальной обуви,при повышенных требованиях к стерильности рук на производстве.Данных условий в тексте постановления не усматривается,

- заявитель не может согласиться с выводами административного органа о нарушении норм трудового законодательства,выразившимися в непредоставлении документов,подтверждающих соответствие мыла требованиям технического регламента таможенного союза ТР ТС 019/2011.Мыло относится к очищающим средствам,а не к средствам индивидуальной защиты,поэтому действие названного технического регламента Таможенного союза к нему не применяется,

-заявитель не может согласиться с выводами административного органа о нарушении норм трудового законодательства,выразившимися в отсутствие в личной карточке столяра-стекольщика Ф.А.П.,записи о выдаче х/б перчаток и в отсутствии декларации о защитных очках.Согласно Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи специальной одежды,специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам деревообрабатыващего производства не предусмотрено обеспечение столяра перчатками хлопчатобумажными и очками защитными.

В ходе производства по делу защитником приведены дополнительные доводы жалобы,указывает, что административное правонарушение по ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ выявлено в результате проведенной им внеплановой выездной проверки,проведенной на основании распоряжения(приказа) руководителя административного органа от 07 августа 2017 года №***.Для ее проведения административный орган обязан был согласовать проведение проверки с органом прокуратуры.В материалах дела отсутствуют документы,подверждающие как факт незамедлительного проведения административным органом внеплановой выездной проверки,так и факт согласования перед ее проведением с органами прокуратуры.

В судебное заседание представитель АО «МСО» не явился,извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.

Изучив представленные материалы дела,материалы расследования несчастного случая и доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.

Частью 4 статьи 5.27.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за необеспечение работников средствами индивидуальной защиты, в виде административного штрафа, в том числе на юридических лиц - от ста тридцати тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из материалов расследования Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике несчастного случая с столяром-стекольщиком Ф.А.П.произошедшего 14 июля 2017 года на предприятии АО «МСО»

выявлены следующие нарушения :

1.Согласно требований статьи 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств смывающих и ( или) обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, п. 5 Приложения №1 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 17.12.2010г. № 1122н « Об утверждении типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда. Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» Средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) выдаются работникам при работах, выполняемых в закрытой специальной обуви. В нарушение данного требования столяр-стекольщик Ф.А.П. не обеспечен средствами для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующими), отнесенными Техническим регламентом таможенного союза TPТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу риска причинения вреда работнику. Документы, подтверждающие выдачу Ф.А.П.. средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующими) не представлены.

2.Согласно требований статьи 212 Трудового кодекса РФ, работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств смывающих и (или) обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам занятым на работах, связанных с загрязнением. Согласно п. 8. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 декабря 2010 г. N 1122н"Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами" Выдача работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, в том числе иностранного производства, допускается только в случае подтверждения их соответствия государственным нормативным требованиям декларацией о соответствии и (или) сертификатом соответствия, оформленными в порядке, установленном действующим законодательством. Согласно п.п.. 1.1.- 1.2 ГОСТ 12.4.068-79 Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Средства индивидуальной защиты дерматологические. Классификация и общие требования очищающие средства очищающие средства относятся к дерматологическим. В нарушение данного требования столяр-стекольщик Ф.А.П. не обеспечен очищающими средствами (мылом), соответствующими требованиям ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА TPТС 019/2011 «О БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ», отнесенными Техническим регламентом таможенного союза TPТС 019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» ко 2 классу риска причинения вреда работнику. Документы, подтверждающие выдачу Ф.А.П. очищающих средств (мыло), соответствующих требованиям ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГЛАМЕНТА ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА TPТС 019/2011 «О БЕЗОПАСНОСТИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ» не представлены. Предоставлен список рабочих, получивших мыло, декларация о соответствии на туалетное мыло, соответствующее требованиям TPТС 009/2011 "О безопасности парфюмерно-косметической продукции".

21 августа 2017 года начальником отдела государственного надзора по охране труда государственной инспекции труда в УР ФИО3 составлен протокол №*** об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст.5.27.1 КоАП РФ.

Постановлением Врио заместителя руководителя государственной инспекции в Удмуртской Республике ФИО2 №*** от дд.мм.гггг АО «МСО» привлечено к административной ответственности по ч. 4 ст. 5.27.1 КоАП РФ, с назначением административного штрафа в размере 140000 руб..

По факту не обеспечения столяра-стекольщика Ф.А.П. средствами для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующими)судья соглашается с административным органом.

Частью первой статьи 212 ТК РФ установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В силу абзаца 7 части 2 указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 221 ТК РФ).

Приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 года № 1122н утверждены:

Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (приложение № 1) (далее – Типовые нормы);

Стандарт безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» (приложение № 2) (далее – Стандарт безопасности).

Согласно пункту 5 Стандарта безопасности, смывающие и (или) обезвреживающие средства предоставляются работникам в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств согласно Приложению № 1 к приказу.

В пунктах 15, 17 Стандарта безопасности перечислены работы и производственные факторы, при которых выдаются определенные виды смывающих и (или) обезвреживающих средств (защитные, очищающие, средства восстанавливающего действия).

Средства для защиты от бактериологических вредных факторов, обладающие антибактериальным эффектом, выдаются работникам, занятым на производствах с повышенными требованиями к стерильности рук работающих, при работе с бактериально опасными средами, а также при нахождении рабочего места удаленно от стационарных санитарно-бытовых узлов (пункт 17 Стандарта безопасности).

Из представленного Обществом Перечня профессий и должностей работников Управления Деревообработки АО «МСО», имеющих право на бесплатное получение специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, утвержденного генеральным директором АО «МСО» от 8 августа 2013 года следует, что столяр-стекольщик должен быть обеспечен костюмом для защиты от общих производственных загрязнений из хлопчатобумажной или смесовой ткани, специальными ботинками для защиты от общепроизводственных загрязнений, защитными очками.

Из содержания личной карточки следует, что столяр –стекольщик Ф.А.П.. обеспечены средствами индивидуальной защиты: костюмом из смешанных тканей для защиты от общих и производственных загрязнений и механических воздействий, кожаными ботинками и защитными очками.

Средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) выдаются работникам, выполняемые в закрытой специальной обуви на производстве (пункт 5 Стандарта безопасности).

Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. N 290н утверждены Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Межотраслевые правила).

Согласно п. 5 Типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств, утвержденных Приказом Минздравсоцразвития РФ N 1122н от 17.12.2010, средства для защиты от бактериологических вредных факторов (дезинфицирующие) выдаются при работах, выполняемых в закрытой специальной обуви.

Технический регламент Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты", утвержденный Решением комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 878 (далее - Технический регламент), принят в целях обеспечения на территории Таможенного союза защиты жизни и здоровья граждан, охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей. Все СИЗ, производимые и применяемые на территории Российской Федерации, должны соответствовать требованиям Технического регламента.

СИЗ, на которые распространяется действие Технического регламента, приведены в приложении N 1 к Техническому регламенту (пункт 1.4 Технического регламента).

Согласно примечанию к ст. 5.27.1 КоАП РФ под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Чтобы определить, к какому классу относятся СИЗ, следует руководствоваться п. 5.5 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 019/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 (далее - Технический регламент), а также Приложением N 4 к этому Регламенту.

Согласно п.42 Приложения №4 средства индивидуальной защиты дерматологические относятся ко второму классу.

Фактические обстоятельства совершенного АО «МСО» административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении, материалами расследования несчастного случая,происшедшего с работником АО «МСО» Ф.А.П., которые оценены на предмет допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Административным органом в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

Довод жалобы,что постановление вынесено неправомочным лицом судья считает необоснованным,постановление вынесено Врио заместителя руководителя государственной инспекции в Удмуртской Республике ФИО2,являющей главным государственным инспектором труда, в силу п.7 ч.2 ст.23.12 КоАП РФ главный государственный инспектор труда вправе от имени Федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права рассматривать дело об административном правонарушении,предусмотренном ч.3 ст.5.27.1 КоАП РФ и выносить постановление о привлечении к административной ответственности.

Обоснование жалобы тем,что из постановления не усматривается установление административным органом условий,предусмотренных в п.5 раздела 1 Типовых норм,в которых находился столяр-стекольщик Ф.А.П. при выполнении работ опровергается материалами дела.

Довод жалобы о том,что полученные при проведении внеплановой проверки доказательства не могут быть использованы в качестве доказательства события административного правонарушения, поскольку внеплановая проверка проведена с нарушением требований части 5 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" является несостоятельным.

Как следует из материалов дела правонарушение было обнаружено должностным лицом административного органа в ходе расследования несчастного случая на производстве, что послужило поводом для возбуждения дела об административном правонарушении в соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В части нарушения норм действующего законодательства по необеспечению Ф.А.П. очищающим средством (мылом), соответствующим требованиям Технического Регламента Таможенного союза ТР ТС019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» судья приходит к следующему выводу:

Приказом Минздравсоцразвития России от 17 декабря 2010 г. N 1122н (далее - Приказ) утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств (далее - Типовые нормы) и Стандарт безопасности труда "Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами".

Согласно п. 9 Типовых норм, утв. Приказом Минздравсоцразвития России N 1122н, при работах, связанных связанные с трудносмываемыми, устойчивыми загрязнениями: масла, смазки, нефтепродукты, лаки, краски, смолы, клеи, битум, мазут, силикон, сажа, графит, различные виды производственной пыли (в том числе угольная, металлическая), выдаются твердое туалетное мыло или жидкие моющие средства.

Согласно примечанию к ст. 5.27.1 КоАП РФ под средствами индивидуальной защиты в части 4 настоящей статьи следует понимать средства индивидуальной защиты, отнесенные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты" ко 2 классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику.

Чтобы определить, к какому классу относятся СИЗ, следует руководствоваться п. 5.5 Технического регламента Таможенного союза (ТР ТС 019/2011), принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878 (далее - Технический регламент), а также Приложением N 4 к этому Регламенту.

Согласно с п. 5.5 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности средств индивидуальной защиты", принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 878, согласно п.42 Приложения N 4 к Техническому регламенту средства индивидуальной защиты дерматологические относятся ко второму классу.

Согласно п.8 приложения №5 Регламента «Список средств индивидуальной защиты, подлежащих обязательному подтверждению соответствия при выпуске в обращение на территории государств-членов Таможенного Союза» к средствам индивидуальной защиты дерматологическим относятся :

Защитные средства:гидрофильного, гидрофобного, комбинированного действия от воздействия низких температур, ветра,от воздействия ультрафиолетового излучения диапазонов A, B, C, от воздействия биологических факторов: насекомых, микроорганизмов.

Очищающие средства: кремы, пасты, гели.

Регенерирующие, восстанавливающие средства - кремы, эмульсии

Таким образом в перечне средств индивидуальной защиты дерматологических очищающее средство : мыло не значится,соответственно данное средство индивидуальной защиты не подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза ТР ТС019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты», в связи с чем, работодатель вправе закупать продукцию, прошедшую процедуру соответствия требованиям Технического регламента Таможенного союза 009/2011"О безопасности парфюмерно-косметической продукции.

Таким образом, выводы должностного лица о совершении АО «МСО» нарушений норм трудового законодательства в части необеспечения работника Ф.А.П. очищающим средством (мылом), соответствующим требованиям Технического Регламента Таможенного союза ТР ТС019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты» не могут служить основанием для привлечения юридического лица к административной ответственности по части 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подлежат исключению из постановления Врио заместителя руководителя государственной инспекции труда в Удмуртской Республике ФИО2 № 6-3430-17-ИЗ/39/3/НС/10 от 30 августа 2017 года, что не влияет на правильность квалификации и, следовательно, на законность постановления должностного лица в оставшейся части.

Процессуальных нарушений, которые могли бы повлечь отмену постановления в ходе производства по делу об административном правонарушении не допущено.

В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 указанного Кодекса).

Так в силу частей 3, 3.2, 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Представленными АО «МСО» документами подтверждаются сведения о финансовых обязательствах перед кредитными организациями,сведения о финансовых обязательствах бюджета перед юридическим лицом.

Учитывая изложенное, а также характер и последствия совершенного административного правонарушения, степени вины привлекаемого к административной ответственности юридического лица, учитывая наличие у юридического лица кредитной задолженности, несения социальной нагрузки,что подтверждается оборотно-сальдовыми ведомостями по счетам №62,66.01, в целях исключения избыточного ограничения прав юридического лица прихожу к выводу о наличии оснований для снижения административного штрафа до 70000 руб., что будет отвечать принципам справедливости и соразмерности наказания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7 - 30.9 КоАП РФ, судья

решил:

Постановление Врио заместителя руководителя государственной инспекции труда в Удмуртской Республике ФИО2 №*** от 30 августа 2017 года, вынесенное в отношении АО «МСО» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить:

-исключить из него указание на нарушение АО «МСО» в части необеспечения работника Ф.А.П. очищающим средством (мылом), соответствующим требованиям Технического Регламента Таможенного союза ТР ТС019/2011 «О безопасности средств индивидуальной защиты»,

- снизить размер назначенного наказания до 70000 руб.,

в остальной части постановление оставить без изменения, жалобу АО «МСО» - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение десяти суток со дня получения его копии через Можгинский районный суд УР.

Судья Дериглазова Л.С.