№ 12-20/2018
РЕШЕНИЕ
Судья Олонецкого районного суда Республики Карелия Анисимов А.П.,
при секретарях Абрамовой О.С., Загитовой О.В.,
рассмотрев жалобу индивидуального предпринимателя (ОГРНИП: №, ИНН: №)
ФИО1, (информация скрыта),
на постановление по делу об административном правонарушении,
установил:
Постановлением административной комиссии Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. индивидуальный предприниматель ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», с назначением административного штрафа в размере .... рублей.
ФИО1 подал жалобу на указанное постановление, в которой, ссылаясь на нормы законодательства, просит постановление отменить как незаконное, поскольку его вина в совершении указанного административного правонарушения не подтверждена материалами дела. Указывает, что в протоколе об административном правонарушении и в постановлении о назначении административного наказания отсутствуют сведения о нарушении нормативного акта в сфере благоустройства территории муниципального образования, которым установлены основание, периодичность и порядок очистки кровель от снега, наледи, сосулек и их размеры, что не позволяет установить причинно-следственную связь между совершенным нарушением нормативного акта и наступившими последствиями.
В судебное заседание ФИО1, надлежаще извещенный о месте и времени рассмотрения жалобы, не явился. Представляющий его интересы защитник Кунильский В.Е. доводы жалобы поддержал.
Представитель административной комиссии Олонецкого национального муниципального района ФИО2 с жалобой не согласна, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным. В обоснование доводов представила письменный отзыв на жалобу.
Изучив жалобу, выслушав участников судебного заседания, исследовав материалы дела, прихожу к следующим выводам.
хх.хх.хх г. специалист юридического отдела администрации Олонецкого национального муниципального района ФИО2 составила протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», согласно которому хх.хх.хх г. в .... час. .... мин. по адресу: ...., ИП ФИО1, являясь собственником указанного нежилого здания, не принял меры по очистке от снега козырька (навеса), расположенного над входом в магазин «....», находящийся в указанном здании: на козырьке (навесе) имеется толстый слой снега.
Протокол об административном правонарушении составлен в отсутствие ФИО1, извещенного о дате, времени и месте его составления.
Частью 11 статьи 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за непринятие собственниками, владельцами нежилых зданий, строений, сооружений или уполномоченными ими лицами мер по очистке кровель, водостоков, крыш, козырьков (навесов) таких зданий, строений, сооружений от снега, снежных навесов, наледи и сосулек - в виде административного штрафа на должностных лиц от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления решают вопросы местного значения, в том числе утверждают правила благоустройства территорий муниципальных образований (статьи 14, 16, 16.2).
Решением Совета Олонецкого городского поселения от 24 октября 2017 года № 13 утверждены Правила благоустройства территории муниципального образования «Олонецкое городское поселение», пунктом 5.2.4.10 которых установлено, что очистка крыш от снега и удаление сосулек на карнизах, крышах и водосточных трубах должны производиться систематически силами и средствами собственников, арендаторов зданий и сооружений, организаций, обслуживающих жилой фонд.
Пунктом 10.2 Правил установлено, что за их нарушение физические лица и хозяйствующие субъекты несут дисциплинарную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, Законом Республики Карелия от 15 мая 2008 г. № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях» и другими нормативными правовыми актами.
Указанным Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено:
- органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения;
- к отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (статья 17.1).
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля":
- муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами;
- порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами.
Согласно пунктам 1 и 2 части 2 статьи 6 того же Федерального закона к полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории, разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В силу ст.1 указанного Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:
- настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля (часть 1);
- настоящим Федеральным законом устанавливается порядок организации и проведения проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля; права и обязанности органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля, их должностных лиц при проведении проверок; права и обязанности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля, меры по защите их прав и законных интересов (пункты 1, 3, 4 части 2).
Из вышеприведенных норм законодательства следует, что деятельность должностного лица органа местного самоуправления, направленная на организацию и проведение на территории соответствующего муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, в том числе правилами благоустройства, является муниципальным контролем, который должен осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ).
В силу статьи 6 указанного закона таковыми правовыми актами являются административные регламенты осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности.
Согласно данной норме закона постановлением Правительства Республики Карелия от 21.01.2013 № 17-П утвержден «Порядок разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия», устанавливающий определенные требования к проведению мероприятий по муниципальному контролю, в том числе определяющий права и обязанности должностных лиц при осуществлении муниципального контроля, права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по муниципальному контролю, перечень административных процедур, их описание, содержание, способ фиксации результата выполнения административной процедуры и т.д.
При рассмотрении жалобы на постановление административной комиссии установлено, что проверка соблюдения ИП ФИО1 требований муниципального правового акта - Правил благоустройства территории муниципального образования «Олонецкое городское поселение» проведена с нарушением положений Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Административный регламент, определяющий порядок исполнения органом местного самоуправления муниципальной функции по осуществлению муниципального контроля за соблюдением требований правил благоустройства в муниципальном образовании «Олонецкое городское поселение» отсутствует, административные процедуры осуществления данной функции законодательно не определены.
Обследование принадлежащего ИП ФИО1 нежилого здания произведено произвольно, по субъективному усмотрению должностного лица органа местного самоуправления, что не соответствует вышеупомянутым требованиям законодательства и противоречит предусмотренным ст.24.1 КоАП РФ задачам производства по делам об административных правонарушениях, в том числе требованиям об объективном разрешении каждого дела в соответствии с законом.
Представитель административного органа ФИО2 в судебном заседании пояснила, что обследование нежилого здания, собственником которого является ИП ФИО1, она провела не в порядке муниципального контроля, а в соответствии с п.1 ч.1 ст.28.1 КоАП РФ как должностное лицо, уполномоченное составлять протоколы по делам об административных правонарушениях, следовательно, положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ в данном случае неприменимы.
Письменная информация с аналогичными доводами поступила в суд от главы администрации района, где указано, что обследование принадлежащего индивидуальному предпринимателю здания не являлось формой муниципального контроля в значении, определяемом Федеральным законом № 294-ФЗ, а было контрольным и пресекательным мероприятием по проверке соблюдения чистоты и порядка на территории г. Олонца.
С данными доводами согласиться нельзя, поскольку они противоречат понятию «муниципальный контроль», раскрытому в пункте 4 статьи 2 указанного Федерального закона, согласно которому муниципальный контроль - деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что нежилое здание, являвшееся предметом обследования, используется ИП ФИО1 для осуществления предпринимательской деятельности и мероприятие по его обследованию осуществлено должностным лицом органа местного самоуправления в целях контроля за соблюдением индивидуальным предпринимателем требований муниципального нормативного правового акта - Правил благоустройства. Результаты контрольного мероприятия оформлены актом обследования нежилого здания с фототаблицей, который послужил правовым основанием для возбуждения настоящего дела об административном правонарушении.
После выявления нарушения какие-либо меры, направленные на его пресечение, должностным лицом органа местного самоуправления не принимались, акт обследования составлен хх.хх.хх г., хх.хх.хх г. составлен протокол об административном правонарушении.
Изложенное свидетельствуют о том, что посредством указанного обследования должностное лицо органа местного самоуправления фактически осуществило функцию муниципального контроля за соблюдением требований муниципального правового акта, однако сделало это с нарушением требований законодательства.
Согласно ч.3 ст.26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
При таких обстоятельствах доводы ИП ФИО1 в жалобе и его защитника Кунильского В.Е. в судебном заседании о недоказанности вины и отсутствии в действиях ИП ФИО1 состава административного правонарушения материалами дела не опровергнуты.
Доказательства по делу собраны с существенным нарушением закона и в силу ч.3 ст.26.2 КоАП РФ являются недопустимыми. Обстоятельства, на основании которых вынесено постановление, нельзя признать доказанными.
Учитывая изложенное, постановление административной комиссии подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7, ст.30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление административной комиссии Олонецкого национального муниципального района от хх.хх.хх г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 2.14 Закона Республики Карелия от 15 мая 2008 года № 1191-ЗРК «Об административных правонарушениях», в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.П. Анисимов