Дело № 12 - 20/2018 Р Е Ш Е Н И Е
15 марта 2018 года Судья Ленинского районного суда Волгоградской области Сулохина Н.Н., с участием помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Сердюкова В.А., представителя заявителя Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» Грициенко С.П., представителя Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по <адрес>ФИО2, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев единолично в городе Ленинске, <адрес> дело по жалобе Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» на постановление начальника отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ Общественная организация «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и подвергнута административному наказанию – административному штрафу в размере 50.000,00 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Общественная организация «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» обратилась в суд с жалобой на указанное постановление, в которой просит суд обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что ОО ВОООиР признано виновным в выдаче разрешений на добычу охотничьих ресурсов без соответствующей на то лицензии, однако тем же постановлением установлено, что процедура и сроки обращения ОО-ВОООиР в комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> соблюдены, нарушений со стороны ОО-ВОООиР в этой части не выявлено. Вывод должностного лица о виновности общественной организации в совершении данного административного правонарушения является необоснованным.
Как следует из постановления, при проверке выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов установлено, что председателем <адрес> общества охотников и рыболовов ФИО3 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ выданы разрешения на добычу охотничьих ресурсов в отсутствие заключенных охотхозяйственных соглашений, дата и время совершения административного правонарушения - в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, место совершения административного совершения - охотничье хозяйство «Ленинское» <адрес>).
По мнению лица, вынесшего постановление, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ охотхозяйственные соглашения с ОО-ВОООиР заключены не были и соответственно права пользования объектами животного мира, в том числе и права выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, не имелось.
Вместе с тем, вывод об отсутствии у ОО-ВОООиР права на пользование объектами животного мира является субъективным мнением автора постановления, не соответствует взаимосвязанным положениям федерального законодательства, ведомственным нормативно-правовым актам и судебной практике. В соответствии с ранее действовавшим порядком, между <адрес> и ОО-ВОООиР заключены договора о предоставлении территорий акваторий <адрес> для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ. Управлением Россельхознадзора по <адрес>ДД.ММ.ГГГГ ОО-ВОООиР выданы долгосрочные лицензии на пользование объектами животного мира с разрешенным видом пользования - «охота», на срок с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Федеральным законом от 24.07.2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее Закон об охоте) главой 4 ст. 27 введено новое понятие, определяющее право пользования объектами животного мира - «охотхозяйственное соглашение», пришедшее на смену понятию «долгосрочная лицензия» на право пользования объектами животного мира. Право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего федерального закона сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий. Юридические лица, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего федерального закона, вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений (ч. 1 и 3 ст. 71 Закона об охоте).
03 июля 2017 года, ОО-ВОООиР, реализуя свои права и гарантии, обратилось в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> с заявлением заключить охотхозяйственные соглашения, в том числе и на ранее закрепленное за ОО-ВОООиР охотхозяйство «Ленинское» Ленинского муниципального района <адрес>, однако комитет природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии <адрес> возложенную на него федеральным законодателем обязанность заключить охотхозяйственные соглашения в течение 3-х месяцев с даты обращения, не исполнил.
В силу части 9 статьи 71 Закона об охоте в случаях, если указанные лица не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, право пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий, прекращается по истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, при условии что лицензиат не воспользовался преимущественным правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона.
Как следует из вышеизложенного, Комитет, вопреки нормам действующего законодательства не выполнил обязанность заключить охотхозяйственные соглашения с ОО-НОООиР, умышленно «вывел» ОО-ВОООиР за пределы срока действия долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира.
Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 25.06.2015 года № 17 - П (далее Постановление) применение положений федерального законодательства, регулирующих процедуру реализации преимущественного права на заключение охотхозяйственных соглашений (часть 3 статьи 71 Закона об охоте) было приостановлено, постольку судом была обнаружена неясность в реализации указанной процедуры в части срока, на который может быть заключено охотхозяйственное соглашение. В резолютивной части Постановления Конституционный суд обязал федерального законодателя незамедлительно принять меры по устранению правовой неопределённости нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона об охоте, в целях защиты прав юридических лиц указал на недопустимость (до устранения неопределенности федеральным законодателем) прекращения права пользования животным миром, ранее возникшим на основании долгосрочных лицензий.
Федеральным законом от 29.07.2017 года № 224 - ФЗ «О внесении изменений в статью 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступил в силу 10.08.2017 года) устранена правовая неопределенность нормативного содержания части 3 статьи 71 Закона об охоте, согласно которого юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользовании объектами животного мира возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении и пользование территорий, акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственпых соглашений на срок 49 лет.
В связи с чем, ОО-ВОООиР, с 25.06.2015 года по 10.08.2017 года фактически было лишено возможности реализации преимущественного права на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона. Соответственно, было приостановлено течение пятилетнего срока, предусмотренного частью 9 статьи 71 Закона Об охоте.
Вместе с тем, в целях обеспечения преемственности правового регулирования соблюдения неоднократно изложенных в Постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации (от 24.05.2001 года № 8-11, от 29.01.2004 года № 2-11, от 20.04.2010 года № 9-П, от 27.03.2012 года № 8-П, от 06.02.2014 года № 2-П) принципов поддержания доверия граждан к закону, и действиям государства, сохранением разумной стабильности правового регулирования, надлежащего гарантирования правового положения субъектов длящихся правоотношений, предоставления им адекватных временных и иных возможностей для адаптации к изменившимся нормативным условиям приобретения и реализации соответствующих прав и свобод, представляется, что с момента устранения Федеральным законодателем, то есть с 10.08.2017 года, предусмотренный частью 9 статьи 71 Закона Об охоте пятилетний срок на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона субъектами, имеющими долгосрочные лицензии, фактически приостановленный Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации, в случае с ОО-ВОООиР, должен быть продлён на 2 года, то есть до 27.08.2019 года, включительно.
Таким образом, в силу прямого требования федерального законодательства последним днем действия долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира применительно к ОО-ВОООиР будет 27 августа 2019 года.
В судебном заседании представитель Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» ФИО13 заявленные требования поддержал, просил суд обжалуемое постановление отменить, производство по делу прекратить, указывая, что ОО-ВОООиР является юридическим лицом, охотпользователем в закрепленных охотничьих угодьях на территории <адрес>, в том числе в охотхозяйстве «Ленинское» Ленинского муниципальном района <адрес>. Одним из доказательств наличия у ОО-ВОООиР права пользования объектами животного мира в инкриминируемый период времени в охотхозяйстве «Ленинское», кроме указанных в жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности, является долгосрочная лицензия серии XX № от 01.12.1999 года, со сроком действия до 30.11.2024 года. Как следует из выписки ЕГРЮЛ основным видом деятельности ОО-ВОООиР по ОКВЭД, является деятельность в области спорта прочая. Дополнительным видом деятельности является предоставление услуг в сфере охоты, отлова и отстрела диких животных. Цели и предмет деятельности ОО-ВОООиР изложены в разделе 2 Устава ОО-ВОООиР. Как следует из судебной практики, основанной на системном толковании применения норм федерального законодательства, соблюдение юридическим лицом процедуры,порядка и сроков обращения в уполномоченный орган с заявлением о заключении охотхозяйственного соглашения, не лишает его права пользования объектами животного мира и в том случае, если по причинам от него не зависящим охотхозяйственные соглашения к моменту окончания срока действия долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира, у охотпользователя истекли.
Заинтересованное лицо представитель - Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по <адрес>ФИО2 в судебном заседании просил суд в удовлетворении жалобы отказать, указывая, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным. Отказ ОО-ВОООиР от получения проектов охотхозяйственных соглашений, в том числе в отношении охотугодья Ленинское лишил ОО-ВОООиР право пользоваться животным миром, в том числе права на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов, но не лишил права на заключение охотхозяйственного соглашения в соответствии с частью 3 статьи 71 Закона об охоте. Указанное также подтверждается решением Арбитражного суда <адрес> по делу №А12-42703/17 от ДД.ММ.ГГГГ, которым ОО-ВОООиР отказано в удовлетворении требований о признании незаконным отказа комитета в выдаче обществу 11.500 штук бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов в отсутствие заключенных соглашений и истечения срока действия долгосрочной лицензии на право пользования объектами животного мира было отказано. Тем самым, подтверждено отсутствие у ОО-ВОООиР права на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов в ранее закрепленных за обществом охотничьих угодий на основании долгосрочных лицензий на право пользования объектами животного мира по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 29 Закона Об охоте физическим лицам и юридическим лицам, у которых возникло право на добычу охотничьих ресурсов в соответствии с настоящим Федеральным законом, выдаются разрешения на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 1 статьи 31 Закона об охоте выдача разрешений в закрепленные охотничьи угодья осуществляется юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Частью 5 статьи 31 Закона об охоте определено, что перечень документов, представляемых одновременно с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, формы бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 29.08.2014 года № 379 утверждены Порядок оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, Порядок подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, а также формы бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
В соответствии с пунктом 9.3 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов уполномоченный орган направляет охотпользователю письменный мотивированный отказ в выдаче бланков разрешений с указанием причин отказа в случае, если заявка и прилагаемые к ней документы не соответствуют требованиям настоящего порядка и порядка подачи заявок и заявления или содержат недостоверные сведения.
18.10.2017 года и 24.10.2017 года ОО-ВОООиР обратилась в комитет с заявками на выдачу бланков разрешений на добычу копытных животных в количестве 44 штук и бланков разрешений на добычу пушных животных в количестве 11.500 штук.
Уполномоченное должностное лицо комитета, во исполнение требований пункта 9.1 Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, в ходе проверки установило, что у ОО-ВОООиР 27.08.2017 года истекли сроки действия долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира и договоров о предоставлении территорий, акваторий <адрес> для пользования объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, на основании которых за ОО-ВОООиР были закреплены охотничьи угодья.
При этом, на момент проверки поступивших заявок на выдачу бланков разрешений охотничьих ресурсов охотхозяйственные соглашения в отношении вышеуказанных охотничьих угодий между комитетом и ОО-ВОООиР заключены не были.
Поскольку наличие у юридического лица действующей долгосрочной лицензии на пользование объектами животного мира или охотхозяйственного соглашения является обязательным условием для выдачи юридическому лицу бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов, то ОО-ВОООиР было отказано в выдаче запрошенного количества бланков разрешений на добычу охотничьих ресурсов в связи с отсутствием вышеуказанных документов, то есть в связи с несоответствием заявки требованиям Порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов.
Помощник Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Сердюков В.А. в судебном заседании просил суд в удовлетворении жалобы отказать, указывая, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным.
Суд, выслушав представителя заявителя Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» ФИО13, представителя Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по <адрес>ФИО2, помощника Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора Сердюкова В.А., изучив представленные доказательства и материалы административного дела, приходит к следующему.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно статье 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Часть 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил пользования объектами животного мира, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 2 настоящей статьи, и влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей с конфискацией орудий добывания животных или без таковой.
Объектом указанного административного правонарушения, являются общественные отношения в области охраны и использования животного мира, предметом противоправного посягательства - животный мир.
Объективная сторона правонарушения выражается в действиях, направленных на нарушение требований в области охраны окружающей среды и природопользования, в том числе требований Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» (далее - закон о животном мире), Федерального закона от 24 июля 2009 года N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - закон об охоте).
Общие правовые вопросы регулирования в области пользования объектами животного мира регулируются Федеральным законом от 24 апреля 1995 года N 52-ФЗ "О животном мире", согласно статье 1 которого использование объектов животного мира - изучение, добыча объектов животного мира или получение иными способами пользы от указанных объектов для удовлетворения материальных или духовных потребностей человека с изъятием их из среды обитания или без такового; пользование животным миром - юридически обусловленная деятельность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц по использованию объектов животного мира; пользователи животным миром - граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, которым законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации предоставлена возможность пользоваться животным миром.
В соответствии со статьей 40 вышеуказанного закона пользователи животным миром обязаны соблюдать правила, нормативы и сроки пользования животным миром.
В соответствии с Положением Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по <адрес>, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 693-п, Комитет является органом исполнительной власти <адрес>, уполномоченным в сфере охраны окружающей среды, охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, обеспечения экологической безопасности, недропользования, охраны, использования и воспроизводства природных ресурсов, в том числе использования и охраны водных объектов, организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий регионального значения, государственной экологической экспертизы на территории <адрес>, уполномоченным осуществлять государственное управление в сфере использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, расположенных на территории <адрес>, государственное управление защитным лесоразведением на территории <адрес>, а также сохранение и воспроизводство защитных лесных насаждений, расположенных на земельных участках, находящихся в собственности <адрес>, государственное управление в области охраны, воспроизводства, использования объектов животного мира, охраны и воспроизводства среды их обитания на территории <адрес>.
Из представленных материалов административного дела следует, что в ходе проверки, проведенной Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой, выявлено, что Общественной организацией «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» в нарушение требований части 1 статьи 31, части 1 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; статьи 40 и статьи 47 Федерального Закона «О животном мире», в лице председателя <адрес> общества охотников и рыболовов ФИО3 в период с 26.10.2017 года по 20.11.2017 года выданы разрешения на добычу охотничьих ресурсов, а именно: разрешения на добычу косули гражданам ФИО4, ФИО5, ФИО6; в период с 25.10.2017 года по 10.11.2017 года для охоты на фазана гражданам ФИО7, ФИО8, ФИО4, ФИО3, ФИО9, ФИО10, для охоты на пушных зверей в период с 23.10.2017 года по 24.11.2017 года. При этом, первая путёвка выдана ФИО4 23.10.2017 года, а последняя путевка выдана 24.11.2017 года ФИО11.
Постановлением и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокуратура ФИО12 от ДД.ММ.ГГГГ возбуждено дело об административном правонарушении в отношении юридического лица - Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов», предусмотренном частью 3 статьи 8.37 КоАП РФ.
Согласно статье 27 Закона об охоте в целях привлечения инвестиций в охотничье хозяйство с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями заключаются охотхозяйственные соглашения на срок от двадцати до сорока девяти лет. По охотхозяйственному соглашению одна сторона (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель) обязуется обеспечить проведение мероприятий по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания и создание охотничьей инфраструктуры, а другая сторона (орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации) обязуется предоставить в аренду на срок, равный сроку действия охотхозяйственного соглашения, земельные участки и лесные участки и право на добычу охотничьих ресурсов в границах охотничьих угодий.
В соответствии со статьей 1 Закона об охоте охотничьим хозяйством признается сфера деятельности по сохранению и использованию охотничьих ресурсов и среды их обитания, по созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в данной сфере, а также по закупке, производству и продаже продукции охоты.
Охота - это деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой (пункт 5 статьи 1 Закона об охоте).
Частью 2 статьи 29 Закона об охоте установлено, что любой вид охоты может осуществляться только после получения разрешения на добычу охотничьих ресурсов, которым в соответствии с пунктом 16 статьи 1 данного Закона является документ, удостоверяющий право на добычу охотничьих ресурсов.
Согласно статьям 1, 14 Закона об охоте любительская и спортивная охота - охота, осуществляемая физическими лицами в целях личного потребления продукции охоты и в рекреационных целях, при наличии путевки (документа, подтверждающего заключение договора об оказании услуг в сфере охотничьего хозяйства) и разрешения на добычу охотничьих ресурсов, выданного лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона (охотнику).
В соответствии с подп. «а» п. 1 ст.31 Закона об охоте выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется физическому лицу, указанному в части 1 статьи 20 настоящего Федерального закона, в случаях осуществления им охоты: в закрепленных охотничьих угодьях - юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
В соответствии со статьей 36 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» предоставление животного мира на территории Российской Федерации в пользование российским и иностранным юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства осуществляется в порядке, устанавливаемом настоящим Федеральным законом, федеральным законом об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов, а также гражданским, земельным, водным и лесным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 71 Федерального закона от 24.07.2009 №209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (1 апреля 2010 года), сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно статье 47 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире» право пользования животным миром прекращается соответственно полностью или частично в случаях истечения установленного срока пользования.
В силу части 3 статьи 71 Федерального закона об охоте юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет.
Судом установлено, что общественная организация - Волгоградское областное общество охотников и рыболовов - это региональная общественная организация, объединяющая охотников и рыболовов <адрес> (п.2 Устава ОО-ВОООиР). Право пользования объектами животного мира у Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» в отношении охотничьего хозяйства «Ленинское» возникло на основании долгосрочной лицензии, сроком действия с 03.09.2007 по 27.08.2017 года.
04.07.2017 года Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» направлены в Комитет заявления на заключение 31 охотхозяйственного соглашения без проведения аукциона, в отношении ранее закрепленных за ОО-ВОООиР охотничьих угодий.
11.08.2017 года Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» направлены в комитет заявления на заключение 26 охотхозяйственньк соглашений без проведения аукциона, в отношении ранее закрепленных за Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» охотничьих угодий.
Комитетом в установленный законом срок подготовлены и направлены Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» для подписания проекты охотхозяйственных соглашений.
Однако по состоянию на 26 октября 2017 года охотхозяйственные соглашения с ОО-ВОООиР заключены не были.
29 ноября 2017 года в Комитет поступила информация от государственного инспектора в области охраны окружающей среды <адрес>ФИО14 о факте выдачи 26 октября 2017 года должностным лицом ОО-ВОООиР ФИО15 разрешения № на добычу копытного животного — косули до 31.12.2017 года на территории охотничьего хозяйства «Ленинское» <адрес> в период с 01 октября 2017 года по 31 декабря 2017 года.
Исходя из изложенного следует, что на момент выдачи разрешений охотхозяйственные соглашения с Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» заключены не были, следовательно, у Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» права пользования объектами животного мира (в том числе и права на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов), не имелось.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Таким образом, действия ОО-ВОООиР, выразившиеся в выдаче разрешения на добычу копытного животного при отсутствии заключенного охотхозяйственяого соглашения, образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» в совершении вменяемого правонарушения установлена и подтверждается материалами дела, а именно:
- постановлением и.о. Волгоградского межрайонного природоохранного прокуратура ФИО12 о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ;
- письменными объяснения представителя Ленинского общества охотников и рыболовов ОО «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, в которых последний не отрицает факт отсутствия заключенного охотсоглашения между ОО «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» и Комитетом природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по <адрес> на пользование охотничьими угодьями, в том числе – Ленинским охотхозяйством. Вместе с тем, по указанию руководства Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» путёвки от имени данной организации на охоту в Ленинском охотхозяйстве гражданам выдаются;
- письменными объяснениями охотника-любителя ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ, в которых последний указывает, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Ленинское общество охотников и рыболовов ОО «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» для приобретения путёвок на отстрел косуль. ДД.ММ.ГГГГ ему выданы две путёвки, разрешающие охоту на косуль на территории Ленинского охотхозяйства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- путёвкой серии 34 № от ДД.ММ.ГГГГ, разрешающей ФИО4 охоту на косуль на территории Ленинского охотхозяйства в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Указанные доказательства согласуются между собой и в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении свидетельствуют о виновности ОО-ВОООиР в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылка заявителя на отсутствие в действиях общества состава административного правонарушения несостоятельна, поскольку на момент проверки у заявителя отсутствовало разрешение на охоту в охотхозяйстве «Ленинское», в связи с чем, вывод начальника отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по <адрес>ФИО1 о наличии в действиях заявителя состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является правильным.
Доводы представителя Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» о несогласии с оценкой конкретных обстоятельств дела и доказательств, а также с квалификацией действий юридического лица сами по себе не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления, так как основан на неправильном понимании заявителем норм материального права.
Действительно, в силу статьи 71 ФЗ от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», право долгосрочного пользования животным миром, которое возникло у юридических лиц, индивидуальных предпринимателей на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняется до истечения срока действия указанных лицензий, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 1).
Долгосрочные лицензии, указанные в части 1 настоящей статьи, не подлежат продлению (часть 2).
Юридические лица, индивидуальные предприниматели, у которых право долгосрочного пользования животным миром возникло на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром в отношении охотничьих ресурсов до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, при исполнении ими условий таких лицензий вправе заключить охотхозяйственные соглашения в отношении охотничьих угодий, указанных в договорах о предоставлении в пользование территорий или акваторий, без проведения аукциона на право заключения охотхозяйственных соглашений на срок сорок девять лет (часть 3).
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны заключить охотхозяйственные соглашения с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи, в течение трех месяцев с даты обращения данных лиц в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации (часть 4).
По истечении пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, предусмотренной частью 3 статьи 10 настоящего Федерального закона, право долгосрочного пользования животным миром, возникшее на основании долгосрочных лицензий на пользование животным миром (в случае, если площадь территорий или акваторий, переданных в пользование одному лицу или группе лиц по договорам о предоставлении в пользование территорий или акваторий в соответствии с указанными лицензиями, превышает данную максимальную площадь охотничьих угодий), прекращается при условии, что указанные лицо или группа лиц не воспользовались правом на заключение охотхозяйственных соглашений, предусмотренным частью 3 настоящей статьи (часть 9).
Вместе с тем, подпунктом «а» пункта ст.31 Закона об охоте установлено императивное требование, согласно которого выдача разрешений на добычу охотничьих ресурсов осуществляется только юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, заключившими охотхозяйственные соглашения.
Таким образом, названные положения Закона об охоте, в их взаимосвязи с другими нормами данного Закона, а также Закона о животном мире, позволяют сделать вывод об установлении запрета на выдачу таких разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, не заключившим такие соглашения.
В силу части 9 статьи 71 Федерального закона, предоставляющие отдельной категории юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение пяти лет со дня установления максимальной площади охотничьих угодий, возможность воспользоваться правом на заключение охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, не наделяют их правом на выдачу разрешений на добычу охотничьих ресурсов при отсутствии заключённых охотхозяйственных соглашений, а лишь регламентируют порядок заключения таких соглашений.
Иное толкование данной номы противоречило бы общим принципам права и ставило бы в заведомо неравное положение юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, заключивших и не заключивших охотхозяйственные соглашения.
Данный вывод соответствует также правовой позиции Конституционного суда РФ, изложенной в Постановлении от 25 мая 2015 года №17-П «По делам о проверке конституционности части 3 статьи 71 Федерального закона «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в связи с запросом Верховного суда Российской Федерации, согласно которой юридические лица и индивидуальные предприниматели, в установленном порядке инициировавшие процедуру заключения охотхозяйственных соглашений без проведения аукциона, вправе завершить ее с применением правил, предусмотренных в ч. 1 ст. 27 Закона об охоте.
Довод законного представителя ОО-ВОООиР о том, что юридическое лицо не нарушало правила пользования объектами животного мира, поскольку само не использует данные объекты, а потому не является субъектом правонарушения, предусмотренного ч. 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, противоречит фактическим обстоятельствам и материалам дела.
При этом ссылка законного представителя ОО-ВОООиР на отсутствие отдельного нормативного документа в виде Правил пользования объектами животного мира не влияет на правовую оценку действий юридического лица, поскольку данные правила законодательно закреплены, в том числе, в Федеральном закона от 24 апреля 1995 года № 52-ФЗ «О животном мире» и Федерального закона от 24 июля 2009 года № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Доводы заявителя не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого постановления должностного лица, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы должностным лицом административного органа при рассмотрении дела и оценены по правилам, установленным статьей 26.11 КоАП РФ. Правильность правовой оценки доказательств сомнений у суда, не вызывает.
Каких-либо юридически значимых обстоятельств, опровергающих выводы должностного лица о виновности Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» в инкриминируемом правонарушении, в жалобе не приведено.
Принцип презумпции невиновности должностным лицом административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении не нарушен, неустранимых сомнений по делу, которые могли быть истолкованы в пользу юридического лица, не усматривается.
На момент рассмотрения жалобы оснований к прекращению производства по делу в отношении заявителя, предусмотренных ст. 2.9 КоАП РФ и ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.
Из оспариваемого постановления следует, что административным органом не установлены отягчающие или смягчающие ответственность Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» обстоятельства.
Исследовав обстоятельства дела, суд приходит к выводу, что постановлением начальника отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо - Общественная организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» обоснованно привлечена к административной ответственности за нарушение правил пользования объектами животного мира, нарушений процессуального права при рассмотрении административного материала допущено не было, наказание назначено минимальное в пределах санкции, в связи с чем, суд считает оспариваемое постановление законным и обоснованным и считает, что оснований для удовлетворения жалобы Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» не имеется.
Руководствуясь статьями 30.7-30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление начальника отдела федерального государственного надзора за объектами животного мира Комитета природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии по <адрес>ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» к административной ответственности по части 3 статьи 8.37 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначении ему административного наказания в виде штрафа в доход государства в размере 50.000 рублей – оставить без изменения, жалобу Общественной организации «Волгоградское областное общество охотников и рыболовов» - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в порядке ст. 30.9 Кодекса об административных правонарушениях.
Судья: