Дело № 12-20/2021
УИД: 61RS0059-01-2021-000926-24
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
1 октября 2021 года г. Цимлянск
Судья Цимлянского районного суда Ростовской области Степанова И.В.,
с участием:
представителя заявителя по доверенности ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ОАО «Цимлянские вина» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 от 28 июля 2021 года по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.8.5.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ОАО «Цимлянские вина»,
установил:
постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 от 28.07.2021 № юридическое лицо ОАО «Цимлянские вина» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 70 000,00 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, ОАО «Цимлянские вина» обратилось в суд с жалобой на данное постановление, ссылаясь на то, что оно подлежит отмене. По настоящему делу об административном правонарушении имеются все необходимые законные и фактические основания для замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение. Кроме того, ОАО «Цимлянские вина» находится в сложном постбанкротном финансово-экономическом положении. В период с 2017 года по октябрь 2020 года в отношении ОАО «Цимлянские вина» применялись процедуры, применяемые в деле о банкротстве. В настоящее время, несмотря на прекращение производства по делу о несостоятельности (банкротстве) ОАО «Цимлянские вина» имеет задолженность перед конкурсными кредиторами в размере 620 272 936,50 рублей, что является значительным бременем и свидетельствует о сложном экономическом положении лица, привлекаемого к административной ответственности. Данные обстоятельства в нарушение норм действующего законодательства не были учтены должностным органом при назначении административного наказания по данному делу об административном правонарушении.
В судебном заседании представитель заявителя по доверенности ФИО3 настаивала на доводах жалобы, просила удовлетворить.
Государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2, надлежащим образом извещенный о дате, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл. Направил в суд ходатайство от 1.10.2021, в котором просит отложить рассмотрение дела, в связи с невозможностью его присутствия в указанную дату и время для участия в рассмотрении дела по причине нахождения в очередном оплачиваемом отпуске.
Судья, учитывая доводы государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 об отложении судебного заседания, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленного ходатайства, поскольку оно является голословным, не подтверждено документально.
В силу положений части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Выслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, имеющиеся в деле об административном правонарушении, выяснив обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, предусмотренные статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, прихожу к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до шести тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от пятидесяти тысяч до семидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от семидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.
Согласно пункта 16 статьи 24.2 Федерального закон от 24.06.1998 №89-ФЗ (ред. от 02.07.2021) «Об отходах производства и потребления», порядок (далее Закон) формы и сроки представления производителями товаров, импортерами товаров отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, перечень которых предусматривается пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно пункта 2 статьи 24.2 указанного Закона, перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом возможных социально-экономических последствий, а также уровня и объема негативного воздействия на окружающую среду, связанного с утратой потребительских свойств такими товарами
В соответствии с пунктом 3 «Положения о декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров включенных в перечень товаров, упаковки товаров подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств» (далее Положение), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417, декларация представляется:
- производителями товаров в отношении товаров, произведенных на территории Российской Федерации; упаковки товаров, произведенных на территории Российской Федерации,
- импортерами товаров в отношении: товаров, ввезенных из государств - членов Евразийского членов Евразийского экономического союза; упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции; упаковки товаров, ввезенных из государств – членов Евразийского экономического союза; упаковки товаров, импортированных из третьих стран в Российскую Федерацию и прошедших соответствующие таможенные операции.
Согласно пункта 4 Положения, производители товаров включают в декларацию информацию о количестве товаров (упаковки товаров) на основании первичных учетных документов, товарно-сопроводительных документов.
В соответствии с пунктом 5 Положения, декларация заполняется в отношении каждого именования товара, упаковки товара по форме согласно приложению.
Согласно пункта 9 Положения, отчетным периодом для представления декларации признается один календарный год.
В соответствии с пунктом 10 Положения, декларация представляется ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным периодом.
Согласно пункта 13 Положения, производителями товаров декларация предоставляется в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в ходе рассмотрения информации, содержащейся в служебной записке Врио начальника отдела администрирования платежей Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия А.Ю. от 24.06.2021 №-СЗ/О установлено, что ОАО «Цимлянские вина» в срок до 1 апреля 2021 не представлена в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за отчетный 2020 год.
ОАО «Цимлянские вина» не была представлена декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за отчетный 2020 год, что является нарушением пункта 16 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 10 Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 №1417, в установленный законодательством Российской Федерации срок, а, именно, до 1 апреля 2021 года.
Федеральная служба по надзору в сфере природопользования (РОСПРИРОДНАДЗОР) (ее территориальные органы) осуществляет контроль за выполнением установленных нормативов утилизации посредством проверки полноты и правильности заполнения отчетности, достоверности сведений, указанных в ней, и соблюдения сроков ее представления с учетом информации, имеющейся в распоряжении Службы и (или) полученной ею в установленном порядке при декларировании количества выпущенных в обращении на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, при осуществлении контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения экологического сбора и при осуществлении федерального государственного экологического надзора.Отчетность заполняется на основе информации, полученной в установленном порядке при декларировании производителями товаров, импортерами товаров количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров. Для указания количества товаров, упаковки товаров, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, используется информация из декларации за год, предшествующий отчетному периоду.
В соответствии с пунктом 9 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности, подтверждающей выполнение нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.
В соответствии с пунктом 17 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», отчетность о выполнении нормативов утилизации за истекший календарный год представляется в срок до 1 апреля в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти.
В соответствии с информацией представленной Федеральной службой по надзору в сфере природопользования установлено, что ОАО «Цимлянские вина» не была представлена декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за отчетный 2020 год, что является нарушением пункта 16 статьи 24.2 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», пункта 10 Положения о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий каоендарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 № 1417.
Таким образом, ОАО «Цимлянские вина» Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за отчетный 2020 год не была представлена в установленный законодательством Российской Федерации срок, а, именно, до 1апреля 2021 года.
В соответствии с пунктом 17 постановления Правительства Российской Федерации от 08.12.2015 №1342, за непредставление (несвоевременное представление) отчетности, а также за предоставление недостоверных сведений в отчетности производители товаров, импортеры товаров, ассоциации несут ответственность, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Обстоятельства правонарушения подтверждаются: протоколом об административном правонарушении от 8.07.2021 №, служебной запиской А.Ю. от 24.06.2021 и другими материалами дела, которые оформлены, в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Все сведения, необходимые для правильного разрешения дела, в них отражены. Они согласуются между собой и с фактическими данными, являются достоверными и допустимыми, отнесены статьей 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к числу доказательств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Им дана надлежащая правовая оценка, в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
При таких обстоятельствах, административный орган правильно своим постановлением от 28.07.2021 привлек юридическое лицо ОАО «Цимлянские вина» к административной ответственности по части 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Выводы административного органа о наличии события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и виновности юридического лица ОАО «Цимлянские вина» в его совершении являются правильными и обоснованными, и соответствуют фактическим обстоятельствам данного дела.
Постановление о привлечении юридического лица ОАО «Цимлянские вина» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.
Доводы жалобы заявителя о замене административного штрафа, в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, на предупреждение, нельзя признать состоятельными.
Согласно части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением возможна являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 названного Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.
В соответствии с частью 2 статьи 3.4 указанного Кодекса, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
Между тем, совершенное административное правонарушение посягает на общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования, в частности порядок и достоверность предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров за отчетный период, в целях предотвращения вредного воздействия отходов на окружающую среду, и в данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении юридического лица к выполнению своих публично-правовых обязанностей, возложенных на него законодательством, а потому оснований для замены административного штрафа на предупреждение не имеется.
Кроме того, до настоящего времени в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации, за отчетный 2020 год ОАО «Цимлянские вина» так и не предоставлена.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено юридическому лицу ОАО «Цимлянские вина» в пределах санкции части 1 статьи 8.5.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с соблюдением требований статей 3.1, 3.5, 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в минимальном размере, согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену состоявшегося по делу постановления, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права истолкованы и применены правильно.
При указанных обстоятельствах постановление административного органа от 28.07.2021 является законным и обоснованным, оснований для его отмены либо изменения, в том числе по доводам, изложенным заявителем в жалобе, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 от 28 июля 2021 года № по делу об административном правонарушении по части 1 статьи 8.5.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении юридического лица ОАО «Цимлянские вина» - оставить без изменения, а жалобу юридического лица ОАО «Цимлянские вина» - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Цимлянский районный суд Ростовской области в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Судья подпись И.В. Степанова