ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2021 от 03.08.2021 Десногорского городского суда (Смоленская область)

Дело № 12-20/2021

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

03 августа 2021 года г. Десногорск

Судья Десногорского городского суда Смоленской области Касаткин А.В., при секретаре Прокопенковой Е.С., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу администрации муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области на постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Десногорского районного отделения судебных приставов УФССП России по Смоленской области от 09 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Десногорского районного отделения судебных приставов УФССП России по Смоленской области (далее – Десногорский РОСП УФССП России по Смоленской области) от 09.06.2021 администрация муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области (далее – Администрация) признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 30 000 руб.

В своей жалобе Администрация просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что событие вмененного ей административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении должным образом не описано. Время совершения административного правонарушения судебным приставом-исполнителем не устанавливалось.

Представитель Администрации – ФИО1 в судебном заседании доводы жалобы поддержала в полном объеме, по изложенным в ней доводам.

Представитель Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области - ФИО2 с доводами жалобы не согласился, поддержал возражения на жалобу в полном объеме, ссылаясь на законность обжалуемого постановления.

Заслушав объяснения представителя Администрации, должностного лица, изучив письменные материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.

Часть 1 ст. 17.15 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Из материалов дела следует, что решением Десногорского городского суда Смоленской области от 04.06.2019, вступившим в законную силу, Администрация обязана обеспечить инфраструктурой (водопровод, канализация, отопление) земельный участок, с кадастровым номером , расположенный по адресу: Смоленская область, г. Десногорск, <...> в течение 12-ти месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

04.09.2020 на основании исполнительного листа ФС № 015576713 от 24.09.2019 судебным приставом-исполнителем Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области ФИО3 возбуждено исполнительное производство № 29180/20/67024-ИП и Администрации установлен пятидневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, с момента получения должником копии постановления о возбуждении исполнительного производства.

Указанное постановление получено представителем Администрации 10.09.2020.

15.01.2021 судебным приставом-исполнителем Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области ФИО3 представителю Администрации вручено требование о предоставлении в срок до 28.01.2021 документации за 2020 год, направленной на исполнение решения суда от 04.06.2019, а также сведений об объеме необходимых для исполнения решения денежных средств (сколько требовалось и сколько выделено) за 2020 и на 2021 год. Разъяснено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет административную ответственность по ст. 17.15 КоАП РФ.

Согласно сообщению Администрации от 28.01.2021 на выполнение решения суда (в части автомобильных дорог) в 2020 году было выделено 12 000 000 руб. 19.10.2020 Комитетом по городскому хозяйству и промышленному комплексу Администрации (далее – Комитет) заключен муниципальный контракт на работы по изысканию и проектированию для строительства автомобильных дорог сроком выполнения работ до 20.12.2020, с учетом продления в связи с санитарно-эпидемиологической обстановкой до 21.05.2021. После разработки проекта и установления границ автомобильных дорог Администрацией будут изыскиваться денежные средства на их строительство, а также станет возможным определение объема необходимых денежных средств для исполнения решения суда в части инженерных сетей.

01.03.2021 в ходе осуществления принудительного исполнения решения суда за неисполнение исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения, судебным приставом-исполнителем Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области ФИО3 вынесено постановление о взыскании с Администрации исполнительского сбора в размере 50 000 руб.

01.03.2021 судебным приставом-исполнителем Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области ФИО3 представителю Администрации вручено требование о предоставлении в срок до 05.04.2021 сведений об исполнении решения суда от 04.06.2019 об обеспечении инфраструктурой (водопровод, канализация, отопление) земельного участка ФИО4 и повторно разъяснено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет административную ответственность по ст. 17.15 КоАП РФ.

Согласно сообщению Администрации от 05.04.2021 для совершения действий по разработке проектной инженерной инфраструктуры, определения стоимости и количества необходимых денежных средств, в первую очередь необходимо определиться с границами автомобильных дорог, расположенных в д. Сосновка. После разработки проекта и установления границ автомобильных дорог, станет возможно дальнейшее исполнение решения суда.

08.04.2021 судебным приставом-исполнителем Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области ФИО3 составлен акт о совершении исполнительных действий, согласно которому решение суда об обязании Администрации обеспечить инфраструктурой (водопровод, канализация, отопление) земельного участка ФИО4 не исполнено.

08.04.2021 судебным приставом-исполнителем Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области ФИО3 представителю Администрации вручено требование о предоставлении в срок до 20.04.2021 сведений об исполнении решения суда от 04.06.2019 об обеспечении инфраструктурой (водопровод, канализация, отопление) земельного участка ФИО4 и разъяснено, что неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, влечет административную ответственность по ст. 17.15 КоАП РФ.

Согласно сообщению Администрации от 20.04.2021 для совершения действий по разработке проектной инженерной инфраструктуры, определения стоимости и количества необходимых денежных средств, в первую очередь необходимо определиться с границами автомобильных дорог, расположенных в д. Сосновка. После разработки проекта и установления границ автомобильных дорог, станет возможно дальнейшее исполнение решения суда.

09.06.2021 заместителем начальника отделения – заместителем старшего судебного пристава Десногорского РОСП УФССП России по Смоленской области ФИО2 вынесено постановление о признании Администрации виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и назначении ей наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 руб.

Указанные обстоятельства подтверждаются объяснениями лиц, участвующих в деле, а также письменными материалами дела: копией постановления от 09.06.2021 (л.д. 6 - 8); копией исполнительного листа ФС № 015576713 от 24.09.2019 (л.д. 11 – 12); копией постановления о возбуждении исполнительного производства от 04.09.2021 (л.д. 13 - 14); копиями требований от 15.01.2021, от 01.03.2021, от 08.04.2021 (л.д. 15, 25, 32), копиями сообщений Администрации от 28.01.2021, от 05.04.2021, от 20.04.2021 (л.д. 16, 28 – 29, 34 – 35); копией постановления о взыскании исполнительского сбора от 01.03.2021 (л.д. 26 - 27); копией акта о совершении исполнительных действий от 08.04.2021 (л.д. 31); копией протокола об административном правонарушении № 69 от 27.05.2021 (л.д. 37 - 39).

Разрешая обоснованность доводов жалобы на постановление должностного лица, суд исходит из следующего.

В силу ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон) задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с настоящим Федеральным законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (ч. 1 ст. 64 Федерального закона).

В соответствии с ч. 1 ст. 105 Федерального закона, в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок должностным лицом службы судебных приставов составляется в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливается новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч. 2 ст. 105 Федерального закона).

В случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 113 Федерального закона).

Пунктом 1 ст. 12 Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» установлено, что в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве», судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых данным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Проанализировав исследованные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что в действиях (бездействии) Администрации наличествует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, поскольку Администрацией не приняты своевременные, необходимые и достаточные меры (в том числе, связанные с получением необходимого финансирования) к исполнению содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, и соблюдению норм, за нарушение которых КоАП РФ установлена административная ответственность.

При этом, надлежащих доказательств исполнения содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, заявителем жалобы не представлено, уважительных причин для неисполнения не приведено.

Под уважительными причинами, препятствующими исполнению требований исполнительного документа, необходимо понимать чрезвычайные, объективно непредотвратимые обстоятельства и другие непредвиденные, непреодолимые препятствия, находящиеся вне контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения требований исполнительного документа.

Отсутствие денежных средств и недостаточное финансирование для разработки проектной документации не является основанием для неисполнения решения суда.

Приведенные Администрацией меры исполнения решения суда, не являются обстоятельствами, позволяющим судить об отсутствии вины должника.

То обстоятельство, что соответствующее бюджетное финансирование выделено не в необходимом объеме, не лишало Администрацию возможности привлечь для исполнения требований исполнительного документа иные средства, в том числе за счет привлечения внебюджетных средств.

На основании ч. ч. 2, 3 ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.

Вместе с тем, требования исполнительного документа в течение длительного времени должником не исполняются. Доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено.

Доказательств, подтверждающих объективное существование уважительных причин неисполнения исполнительного документа в срок, установленный для исполнения, должником ни судебному приставу-исполнителю, ни в суд не представлено.

Также не подтверждено, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непреодолимыми препятствиями, находящимися вне контроля должника при соблюдении той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась в целях надлежащего исполнения.

С учетом изложенного, поскольку Администрация не выполнила требования, содержащееся в исполнительном документе с учетом установленного нового срока, она правомерно привлечена к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Ссылки Администрации о том, что после разработки проекта и установления границ автомобильных дорог, станет возможно дальнейшее исполнение решения суда, не обоснованы, поскольку заявителем не представлены доказательства, препятствующие обеспечению земельного участка ФИО4 инфраструктурой (водопровод, канализация, отопление), без проведения проектирования и установления границ автомобильных дорог, в том числе с учетом имеющихся в д. Сосновка коммуникаций или возможности проведения индивидуальной и обособленной инфраструктуры.

Кроме того, муниципальный контракт на работы по изысканию и проектированию для строительства автомобильных дорог заключен Комитетом только 19.10.2020, тогда как, Администрация обязана была исполнить решение до 04.09.2020.

Приведенные заявителем причины, препятствующие исполнению требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, нельзя признать уважительными. Совершенное Администрацией правонарушение посягает на институт судебной власти, принципы обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан.

Вопреки утверждению заявителя, событие административного правонарушения в протоколе об административном правонарушении описано должным образом, т.к. изложенная в протоколе об административном правонарушении формулировка события административного правонарушения позволяет определить деяние Администрации, признанное административным органом как неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что соответствует описанию объективной стороны правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ. Событие в протоколе об административном правонарушении изложено применительно к диспозиции рассматриваемой нормы, с учетом факта вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, срока исполнения требования, направленного после вынесения соответствующего постановления.

Кроме того сведений о том, что по состоянию на 09.06.2021 решение суда было исполнено в полном объеме, материалы дела не содержат, не отрицается это и представителем Администрации.

Доводы заявителя о том, что время совершения административного правонарушения судебным приставом-исполнителем не устанавливалось, не состоятельны, поскольку согласно требованию судебного пристава-исполнителя Администрация была обязана представить в срок до 20.04.2021 сведения об исполнении решения суда.

Вместе с тем, данное требование Администрацией исполнено не было.

При этом, данное правонарушение совершается в форме бездействия, выраженном в неисполнении обязанности к сроку, в связи с чем не является существенным нарушением закона то обстоятельство, что в протоколе и постановлении не указано время совершения бездействия, поскольку в данном случае обязанность должна была быть исполнена до 20.04.2021.

Дело об административном правонарушении рассмотрено судебным приставом-исполнителем с участием представителя Администрации. Постановление по делу об административном правонарушении вынесено с соблюдением установленных требований, в том числе и Федерального закона.

Учитывая характер совершенного административного правонарушения, судебный пристав-исполнитель обоснованно назначил наказание в виде административного штрафа в минимальном размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Оснований для отмены или изменения постановления судебного пристава-исполнителя не имеется, наказание назначено с соблюдением установленного законодательством порядка и в пределах санкции статьи.

При таких обстоятельствах постановление судебного пристава-исполнителя является законным и обоснованным, и на основании пп. 1 п. 1 ст. 30.7 КоАП РФ оно подлежит оставлению без изменения.

Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Десногорского районного отделения судебных приставов УФССП России по Смоленской области от 09 июня 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу администрации муниципального образования «г. Десногорск» Смоленской области – без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Десногорский городской суд Смоленской области в течение 10 дней со дня вручения или получения копии настоящего решения.

Судья А.В. Касаткин