ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2021 от 09.03.2021 Кирово-чепецкого районного суда (Кировская область)

Материал № 12-20/2021

УИД 43RS0017-01-2020-003598-03

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

09 марта 2021 г. г. Кирово-Чепецк

Судья Кирово-Чепецкого районного суда Кировской области Широкова Н.В., при секретаре судебного заседания Костылевой Н.В., при участии представителей привлекаемого юридического лица по доверенности ФИО1, ФИО2, должностного лица Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования ФИО3,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу акционерного общества «Объединенная химическая компания АО «УРАЛХИМ» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

постановлением государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от <дата> АО «ОХК «УРАЛХИМ» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст. 8.21 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 руб.

В постановлении указано, что <дата> в 14.00 ч. по результатам плановой выездной проверки соблюдения природоохранного законодательства акционерного общества «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ» (филиал «КЧХК» Акционерного общества - «Объединенная химическая компания «УРАЛХИМ» в городе Кирово-Чепецке), осуществляющего деятельность по адресу: 613040, г. Кирово-Чепецк, Кировская область, пр-д Западный, з/у 1 (пер. Пожарный, 7), пр-д Западный, з/у 1/2 (пер. Пожарный, 7), ул. Производственная, з/у 2/2 (пер. Пожарный, 7), установлено нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры.

Согласно государственному реестру объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду ПТО УНВОС, объект АО «ОХК «УРАЛХИМ» (филиал «КЧХК» АО «ОХК «УРАЛХИМ» в городе Кирово-Чепецке) «ОНВ 1 (промплощадка филиала «КЧХК»)» 33-0143-001107-П относятся к объектам I категории негативного воздействия на окружающую среду, в части осуществления хозяйственной и (или) иной деятельности: по производству химических веществ и химических продуктов следующих «органических веществ :(газы - аммиак, хлор или хлористый водород, фтор или фтористый водород, оксиды углерода, соединения серы, оксиды азота, диоксид серы, карбонилхлорид (фосген); кислоты - хромовая кислота, фтористоводородная (плавиковая) кислота, фосфорная кислота, азотная кислота, соляная кислота, серная кислота, олеум, сернистая кислота; по производству пестицидов и прочих агрохимических продуктов в «та, касающейся производства минеральных удобрений.

В 2018 году филиалом «КЧХК» АО «ОХК «УРАЛХИМ» в городе Кирово-Чепецке» проведена инвентаризация выбросов загрязняющих веществ, разработан проект нормативов предельно допустимых выбросов (далее - ПДВ) вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (далее - ЗВ).

Согласно проекту ПДВ в атмосферный воздух осуществляется выброс 53 ЗВ от 280 источников выбросов, в том числе 275 организованных и 5 неорганизованных.

Филиал «КЧХК» АО «ОХК «УРАЛХИМ» в городе Кирово-Чепецке» осуществляет выброс ЗВ в атмосферный воздух на основании разрешения на выброс вредных 1шрязняющих) веществ в атмосферный воздух от <дата>, выданного на период с <дата> по <дата>.

Согласно реестру газоочистных установок (далее - ГОУ) общее количество газоочистительного оборудования составляет 91 единицы, в настоящее время 11 установок очистки газа находятся на консервации (реестр ГОУ, раздел тома ПДВ 2.1.7 Характеристика пылегазоочистного оборудования).

При этом эксплуатация ГО осуществляется с нарушением Правил:

- в нарушение п. 15, п. 17 Правил эксплуатации установок очистки газа, утвержденных приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498 (далее - Правила), реестр ГОУ не содержит сведения о следующих установках очистки газа: система ВГ-11: скруббер с распределительной решеткой» ИЗА 58-25 (сведения о ГОУ имеются в Заявке); мокрый скруббер, ИЗА 54-4 (сведения о ГОУ имеются в Заявке); мокрый скруббер Х-29/2, ИЗА 57-4, место установки корпус 900/2, регистрационный номер по тому ПДВ 1593. сведения о ГОУ имеются в графике инструментального контроля эффективности установокочистки газа (Приложение № 3 Программы производственного экологического контроля, утвержденной главным инженером филиала ФИО4 в 2019 г.), представлен паспорт ГОУ).

Паспорта ГОУ разработаны не в соответствии с Правилами:

- в нарушение п. 32 Правил отсутствуют сведения о технических характеристиках включая производительность, перечень обезвреживаемых вредных (загрязняющих) веществ и эффективность работы ГОУ по каждому загрязняющему веществу, показатели температуры, давления, влажности газовоздушной смеси на входе в ГОУ и на выходе из эффективность работы ГОУ, объем водопотребления, перечень и объемы потребления топливно-энергетических ресурсов, перечень и объемы основных и вспомогательных материалов, типы и объемы очистных катализаторов, объем и характеристики образующихся отходов, сточных вод при их образовании в процессе и (или) обезвреживания выбросов; показатели работы ГОУ, подлежащие контролю при проверках работы данного вида и типа ГОУ в паспортах установок очистки газа регистрационный № 2155, 3093, 3095, 1610, 1611, 1607, 1608, 1609, 1457, 1612.

- в нарушение п. 21 Правил технический осмотр ГОУ и проверка показателей ГОУ, подлежащих контролю и указанных в паспорте ГОУ, включая проведение лабораторных измерений при необходимости, проводятся реже двух раз в год: контроль эффективности работы ГОУ № 2425, 2882Р, 2427,2290,2289, 1555, 1581 осуществляется 1 раз в год.

- в нарушение п. 9, п. 10 Правил: ГОУ № 2425, 2882Р, 1622 не обеспечивают очистку выбросов:

Согласно п. 9. Правил ГОУ должна действовать бесперебойно и обеспечивать очистку и (или) обезвреживание выбросов от технологического оборудования (установки) в течение всего периода работы этого оборудования (с момента пуска (включения) до остановки) на уровне технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ.

Согласно п. 10. Правил в случае, если ГОУ отключена или не обеспечивает проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов, эксплуатация соответствующего этического оборудования (установки) запрещена.

При проектной очистке и (или) обезвреживании выбросов фактические показатели работы ГОУ должны соответствовать техническим характеристикам ГОУ, обеспечивающим соблюдение нормативов выбросов, установленных для конкретного стационарного источника выбросов и для производственного объекта в целом в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды.

Установка очистки газа № 2425, Циклон «СИОТ», ИЗА № 11-31, место установки цех 37 не обеспечивает проектную очистку выбросов, согласно п.11 Паспорта показатели работы установки очистки газа, подлежащие контролю фактическая степень очистки на <дата>, составила 57% (проектная составляет 60%).

Установка очистки газа № 2882Р Циклон «СИОТ», ИЗА № 11-39 место установки цех 37 не обеспечивает проектную очистку выбросов, согласно п.11 Паспорта показатели работы установки очистки газа, подлежащие контролю фактическая степень очистки, составила 78% (проектная составляет 80%).

Установка очистки газа № 1622 Система ВГ-4/2: скруббер место установки цех 58, участок № 2, корпус 503 не обеспечивает проектную очистку выбросов, согласно п. 11 Паспорта показатели работы установки очистки газа, подлежащие контролю 03.2020, фактическая степень очистки составила 67,3% (проектная составляет не менее 70%).

- в нарушение п. 33 Правил к паспортам не прикладывается документация изготовителя ГОУ или проектная (конструкторская) документация ГОУ; документация изготовителей или проектная (конструкторская) документация вспомогательного оборудования и (или) аппаратуры, необходимых для обеспечения работы ГОУ, с техническим описаниеми руководствами (инструкциями)по эксплуатации; техническиедокументы по эксплуатации КИП и автоматики, приборов измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ; информация о способах обращения со сточными водами при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов; порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектные очистку и (или) обезвреживание выбросов; информация о способах обращения со сточными водами при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов; порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектные очистку и (или)обезвреживание выбросов; информация о способах обращения со сточными водами при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживании выбросов.

К паспортам ГОУ №1614 Система ВГ-1/1: Аппарат встречных закрученных потоков (ВЗП), скруббер и 3092-ф ВГ-6, скруббер, № 1574, ВГ-1/2, циклон, скруббер место установки Цех 54, к. 512, участок 3, № 1575, ВГ-1/2, циклон, скруббер место установки Цех 54, к. 512, участок 3, № 1576, ВГ-1/4, циклон, скруббер место установки Цех 54, к. 512, участок 3, № 1581, ВГ-2, скруббер место установки Цех 54, к. 501, участок 1,2, № 1579, ВГ-2, скруббер, каплеуловитель место установки Цех 54, к. 512, участок 3, № 1582, ВГ-3, скруббер, место установки Цех 54, к. 512, участок 3, № 1580, ВГ-5, скруббер, каплеуловитель, фильтр место установки Цех 54, к. 501, участок 1, № 3044-ф, ВГ-5, скруббер, место установки Цех 54, к. 512,. участок 6, № 1578, ВГ-6, скруббер, каплеуловитель, сепаратор место установки Цех 54, к. 501, участок 1, № 1589, пылеулавливающая установка В-1 установка мокрой очистки место установки Цех 57, участок 2, к. 900/016, № 1588, пылеулавливающая установка В-2 установка мокрой •ветки место установки Цех 57, участок 2, к. 900/016, № 1586, пылеулавливающая установка В-7 установка мокройочистки место установки Цех 57, участок 2, к. 900/016, № 1591, пылеулавливающая установка В-15 установка мокрой очистки место установки Цех 57, участок 2, к. 900/016, № 1606, пылеулавливающая установка В-16 установка мокрой очистки место установки Цех 57, участок 2, к. 900/016, № 1604, пылеулавливающая установка В-17 установка мокрой очистки место установки Цех 57, участок 2, к. 900/016, 1603, пылеулавливающая установка В-22 установка мокрой очистки место установки 57, участок 2, к. 900/016, № 1590, пылеулавливающая установка В-23 установка ;й очистки место установки Цех 57, участок 2, к. 900/016, 1615, Система ВГ-1/2: Аппарат ВЗП, скруббер, место установки цех 58, участок № 2, корпус 502, 1616, Система -1/3: Аппарат ВЗП, скруббер, место установки цех 58, участок № 2, корпус 502, 1616, Система ВГ-1/3:Аппарат ВЗП, скруббер, место установки цех 58, участок № 2, корпус 502, 1620 Система ВГ-3-1: скруббер, место установки цех 58, участок № 2, корпус 502, 1613 Система ВГ-4-1: скруббер место установки цех 58, участок № 2, корпус 502, 1624 Система ВГ-4/4: скруббер, место установки цех 58, участок № 2, корпус 503, 1622 Система ВГ-4/2: скруббер, место установки цех 58, участок № 2, корпус 503, 1625 Система ВГ-4/5: скруббер, место установки цех 58, участок № 2, корпус 503, 1623 скруббер, место установки цех 58, участок № 2, корпус 502, 1626 скруббер, место установки цех 58, участок № 2, корп. 503 1594 Система ВГ-2/2: скруббер с каплеуловителем, место установки цех 58, участок № 1 корпус 502 1627 Система ВГ-1/4: аппарат ВЗП, скруббер, место установки цех 58, участок № 2корпус 503, 1618 Система ВГ-1/4: аппарат ВЗП, скруббер, место установки цех 58, участок № 2, корпус 503, 1619 Система ВГ-1/6: аппарат ВЗП, скруббер, место установки цех 58, участок № 2, корпус 503, 1621 Система ВГ-4/6: груббер, место установки цех 58, участок № 2, корпус 503, 1595 Система ВГ-2/2: скруббер, место установки цех 58, участок №1, корпус 503, 1600 Система ВГ-1: скруббер с распределительной решеткой, место установки цех 58, участок №4, корпус 507, 1602 Система ВГ-2: скруббер с распределительной решеткой с распределительной решеткой, место установки цех 58, участок № 4, корпус 507, 1598 Система ВГ-1: скруббер с распределительной решеткой, место установки цех 58, участок №4, корпус 517, 1597 Система ВГ-1: скруббер с распределительной решеткой, место установки цех 58, участок №4, корпус 519 в нарушение п. 33 Правил не приложена информация о способах обращения со сточными водами при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов.\

К паспорту ГОУ 2889-ф Пылеосадочная камера «Циклон», цех № 7, к. 553 в нарушение п. 33 Правил не приложены:

- документация изготовителя ГОУ или проектная (конструкторская) документация ГОУ:

- документация изготовителей или проектная (конструкторская) документация вспомогательного оборудования и (или) аппаратуры, необходимых для обеспечения работы ГОУ, с техническим описанием и руководствами (инструкциями) по эксплуатации;

- руководство (инструкция) по эксплуатации;

- технические документы по эксплуатации КИП и автоматики, приборов измерения параметров отходящих газов, необходимых для определения фактической эффективности работы ГОУ;

- программа проведения технического обслуживания, проверки показателей работы ГОУ ипланово-предупредительного ремонта;

- порядок организации профилактических и диагностических работ, обеспечивающих проектные очистку и (или) обезвреживание выбросов;

- сведения об осмотрах и проверках ГОУ, включая проверки показателей работы ГОУ, об отклонениях показателей работы ГОУ от технических характеристик ГОУ, содержащихся в паспорте ГОУ, об обнаруженных неисправностях и отчеты об их устранении;

- сведения об остановках ГОУ, о проведенных планово-предупредительных или внеплановых ремонтах, акты сдачи-приемки ГОУ при первичном и всех последующих вводах в эксплуатацию, в том числе после ремонта, реконструкции, модернизации.

- в нарушение п. 15-18 Правил на ГОУ, производящем очистку выбросов от ИЗА № 57-1 мокрый скруббер позиция Х-29/1) разработан один паспорт, на ГОУ, производящем очистку выбросов от ИЗА № 57-4 (мокрый скруббер позиция Х-29/2), разработан один паспорт. Разработаны паспорта некорректно, ГОУ фактически объединяют собой комплекс обособленных организованных стационарных источников выбросов в один. Согласно схеме устройства мокрого скруббера поз. Х-29/1 (п.6 паспорта ГОУ № 1592, пылегазоочистная установка мокрый скруббер со струйными тарелками место установки цех 57, участок 1, к. 900/02) потоки загрязненного воздуха (пыль АС (АФ) от гранбашни) при очистке изолированы друг от друга и не смешиваются, имеют обособленные организованные источники выброса в атмосферный воздух: В-28/1-3 и В-28/4-6. Согласно схеме устройства мокрого скруббера поз. Х-29/2 (п.6 паспорта ГОУ № 1593, пылегазоочистная установка мокрый скруббер со струйными тарелками место установки цех 57, участок 1, к. 900/011) потоки загрязняющего воздуха (пыль АС (АФ) от гранбашни) при чистке изолированы друг от друга и не смешиваются, имеют обособленные организованные источники выброса в атмосферный воздух: В-28/7-9 и В-28/10-12.

Не представлен паспорт ГОУ № 1562, АС-1, ИЗА № 54-15, место установки к. 513 (в графике инструментального контроля эффективности установок очистки газа Приложение № 3 Программы производственного экологического контроля, утвержденной главным инженером филиала ФИО4 в 2019 г., имеются сведения о периодичности контроля).

Согласно п. 1, п. 2 ст. 16.1 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» эксплуатация установок очистки газа осуществляется в соответствии с правилами эксплуатации установок очистки газа, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В случае если установки очистки газа отключены или не обеспечивают проектную очистку и (или) обезвреживание выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, эксплуатация соответствующего технологического оборудования запрещена.

В соответствии с абз. 8 п.1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования.

Правила эксплуатации установок очистки газа утверждены приказом Минприроды России от 15.09.2017 № 498, Правилами устанавливаются обязательные для соблюдения требования по охране атмосферного воздуха при эксплуатации юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для привлечения юридического лица АО «ОХК «УРАЛХИМ» к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды главный специалист-эксперт отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 считает постановление законным и обоснованным, просит в удовлетворении жалобы отказать. Также пояснила, что в протоколе об административном правонарушении и постановлении о назначении административного наказания ГОУ №1555 и №1581 указаны ошибочно (нарушение п.21 Правил эксплуатации установок очистки газа).

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, АО «ОХК «УРАЛХИМ» подало жалобу, в которой указано, что постановление вынесено без учета характера совершенного юридическим лицом деяния, размера вреда и тяжести наступивших последствий; обстоятельства по делу не были всесторонне полно и объективно выяснены, а само правонарушение не представляет существенного нарушения охраняемых общественных отношений. Просят постановление по делу об административном правонарушении от <дата> отменить, освободить юридическое лицо от административной ответственности в связи с малозначительностью административного правонарушения и ограничиться устным замечанием.

В судебном заседании представители привлекаемого юридического лица ФИО1. ФИО5, ФИО2 поддержали доводы жалобы, и пояснили:

1) по факту нарушения п.15, 17: эксплуатация системы ВГ-11, скруббер с распределительной решеткой, ИЗА 58-25, прекращена в декабре 2018 года. Сведения о ней имеются в Заявке, подготовленной в декабре 2018 года в связи с присоединением РМЗ к АО «ОХК «УРАЛХИМ» (регистрация перехода права собственности произошла в феврале 2019 года, после чего была подана подготовленная Заявка). Мокрый скруббер, ИЗА-54-4 не существует, в Заявке такой установки нет. Отсутствие в реестре ГОУ технических устройств, не используемых в качестве ГОУ, а также не существующих ГОУ, не является нарушением Правил. Мокрый скруббер Х-29/2, ИЗА 57-4 в Заявке есть, не указана в Реестре ГОУ ошибочно.

2) по факту нарушения требований составления паспортов (п.32 Правил): у ГОУ №2155 отсутствует входной параметр (акт комиссионного осмотра от <дата>), в связи с чем невозможно определить концентрацию на входе, поэтому формула эффективности (показатели выхода делятся показатели входа) не применяется. Ведется только контроль выбросов, результаты заносятся в протокол аналитических отборов (журнал фиксации). ГОУ №№ 1610,1611,1607, 1608, 1609, 1457, 1612 также не имеют входного параметра. Эффективность определяется в абсолютных цифрах, то есть если соблюдается показатель (п. 10 Правил, Инструкция ИР 53-103-2-17 лд.62-69 т.1). Установки № № 3095, 3093 не эксплуатируются (акты технического осмотра лд.44-61 т.1)

Пункт 21 Правил (проверка показателей работы ГОУ проводится не реже 2 раз в год) также не нарушен, так как в инструкциях по эксплуатации ГОУ №№2425,2882Р, 2427, 2290 периодичность контроля указана 1 раз в год (лд.38-61, 70-76 т.1).

3) по факту нарушения п.9, 10 Правил (не обеспечение проектной очистки выбросов). Согласно п.1.2 Перечня измерений, относящихся к сфере государственного регулирования обеспечения единства измерений и выполняемых при осуществлении деятельности в области охраны окружающей среды, и обязательных метрологических требований к ним, в том числе показателей точности измерений, утвержденного приказом Минприроды РФ от 07.12.2012 №425, при выполнении измерений в области атмосферного воздуха допускается погрешность 8…25%. Указанные в протоколе отклонения находятся в пределах допустимой погрешности измерений. (ГОУ №2425 указана эффективность 57%, с учетом погрешности значения эффективности от 30% до 73%; ГОУ №2882 указана эффективность 78%, с учетом погрешности значения эффективности от 620% до 89%; ГОУ 1622 указана эффективность 67,3%, с учетом погрешности значения эффективности от 50% до 80%). ГОСТ 33007-2014 «Оборудование газоочистное и пылеулавливающее» также в разделе 8 п.8.1 предусматривает оценку погрешности определения запыленности. Кроме того, в настоящее время снижение эффективности устранены.

4) по факту нарушения п.33 Правил (к паспортам ГОУ не приложены документация изготовителя т.д.). В действительности все документы имеются и хранятся совместно с паспортами ГОУ по месту нахождения ГОУ (в цехах). В ходе проверки запрашивались только паспорта ГОУ, согласно требования о предоставлении документов № ИГ-07-12455 от 27.10.2020 сведения о наличии данных документов не запрашивались, хотя в п.13 приказа №761-к от 18.09.2020 о проведении плановой выездной проверки указаны все документы, представление которых необходимо для проведения проверки, в том числе и приложения к паспортам ГОУ.

К паспортам ГОУ №№ 1586, 1587, 1588, 1589, 1590, 1591, 1603, 1604, 1605, 1606 (цех 57), 1581, 1580, 1578, 1574, 1575, 1576, 1579, 1582, 30544-Ф (цех 54) информация о способах обращения со сточными водами при их образовании в процессе очистки и (или) обезвреживания выбросов, так как в сточные воды не образуются, а являются скрубберными растворами, направляемые обратно в производство (замкнутый цикл), что указано в паспортах ГОУ, раздел 10 «Объем и характеристика образующихся отходов (сточных вод)» (лд.105-127 т.1).

5) по факту нарушения п.15-18 Правил (некорректно разработан Паспорт для ГОУ, производящем очистку от ИЗА 57-1). Мокрый скруббер (Х-29/1 и Х29/2) представляют собой каждый одну установку, один источник. Разделение на 6 выходов очищаемого воздуха связано с режимом работы гранбашни, а для очистки требуется лишь один. при этом контроль ведется на всех 6 выходах согласно актам отбора проб. Характеристики источников выброса №№57-1, 57-4, их параметры, используемые при расчетах рассеивания, были проверены специалистом отдела нормирования Управления Росприроднадзора по Кировской области при выдаче разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух и установлении нормативов допустимых выбросов на эти источники. Согласно письма ОАО «ГИАП» №ПУ-127 от 22.01.2021, являющегося разработчиком процесса и исполнителем проектов №33964-000 «Разработка проектной и рабочей документации по проекту Увеличение производительности агрегата АС-72 до 2100 т/сутки» и №33674-900/010,011 «Техническое перевооружение агрегата аммиачной селитры АС-72/2 с сокращением выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, промывной скруббер позиции Х-29 является единым техническим устройством (одна газоочистная установка – один источник выброса).

Просят признать административное правонарушение малозначительным.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему:

Административная ответственность по ст. 8.21 ч.3 КоАП РФ наступает за нарушение правил эксплуатации, неиспользование сооружений, оборудования или аппаратуры для очистки газов и контроля выбросов вредных веществ в атмосферный воздух, которые могут привести к его загрязнению, либо использование неисправных указанных сооружений, оборудования или аппаратуры и влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч.3 КоАП РФ в части нарушения Правил эксплуатации установок очистки газа: п.15, 17 (в Реестре ГОУ не указана система ВГ-11: мокрый скруббер Х-29/2, ИЗА 57-4), доказана и полностью подтверждается исследованными в судебном заседании материалами административного дела.

Вместе с тем, доводы представителей АО «ОХК «УРАЛХИМ» о наличии оснований для признания административного правонарушения, совершенного юридическим лицом, предусмотренного ст. 8.21 ч.3 КоАП РФ малозначительным, заслуживают внимания.

В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ, при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Таким образом, малозначительность административного правонарушения сформулирована законодателем как оценочное понятие, содержание которого конкретизируется правоприменительными органами с учетом конкретных обстоятельств рассматриваемого дела.

Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

С учетом характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, отсутствия вреда и каких-либо последствий, учитывая, что в настоящее время выявленные нарушения устранены, в действиях АО «ОХК «УРАЛХИМ» хотя формально и содержатся признаки административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.21 ч.3 КоАП РФ, но они не причинили и не повлекли существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений и иных вредных последствий, в связи с чем нахожу возможным освободить юридическое лицо от административной ответственности, признав совершенное административное правонарушение малозначительным, и ограничиться в его адрес устным замечанием.

Руководствуясь п.3 ч.1 ст. 30.7 КоАП РФ,

решил:

жалобу акционерного общества «Объединенная химическая компания АО «УРАЛХИМ» удовлетворить.

Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды главного специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Кировской области Западно-Уральского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от <дата> о привлечении юридического лица акционерного общества «Объединенная химическая компания АО «УРАЛХИМ» к административной ответственности по части 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении акционерного общества «Объединенная химическая компания АО «УРАЛХИМ» прекратить на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с малозначительностью.

Акционерное общество «Объединенная химическая компания АО «УРАЛХИМ» освободить от административной ответственности и объявить устное замечание.

Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд в течение 10 суток со дня получения или вручения его копии.

Судья Н.В. Широкова

Решение15.03.2021