Дело № 12-20/2021
Р Е Ш Е Н И Е
р.п. Варгаши Курганской области 15 июля 2021 года
Судья Варгашинского районного суда Курганской области Тишкова Л.С., рассмотрев дело об административном правонарушении по жалобе ФИО1 на постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 от 21 апреля 2021 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ и назначении наказания в виде штрафа в размере 10000 рублей,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 от 21 апреля 2021 года глава Варгашинского поссовета ФИО1 привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, ему назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей.
ФИО1 обратился в Варгашинский районный суд с жалобой. Просит указанное постановление отменить, производство по делу прекратить, указывает, что Администрация Варгашинского поссовета организацией, ведущей хозяйственную деятельность по сбору и вывозу бытовых отходов и мусора, не является. Свалки расположены в полосе отчуждения автомобильной дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения Курганской области, а также на территориях прилегающих к фермам, у которых есть собственник. Администрация Варгашинского поссовета не выступает в качестве юридического лица, в результате деятельности которого образуются отходы производства и потребления. В вязи с изложенным он как должностное лицо не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.
При рассмотрении жалобы ФИО1 доводы, указанные в жалобе поддержал в полном объеме, просил отменить постановление о привлечении его к административной ответственности, производство по делу прекратить, дополнительно пояснил, что за Администрацией Варгашинского поссовета закреплена лишь организация сбора отходов, документы, подтверждающие, что именно Администрация является собственником данных земель в материалах дела отсутствуют. В связи с чем, он не является субъектом административного правонарушения по ст. 8.2 КоАП РФ. В настоящее время свалки ликвидированы на основании предписаний, которые были вынесены ранее - в 2019 году, и срок исполнения которых, заканчивался в июле 2021 года.
Государственный инспектор в области охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 с доводами жалобы не согласился, пояснил, что ФИО1 как Глава Варгашинского поссовета является субъектом инкриминируемого ему правонарушения, поскольку собственник свалок не установлен, то собственником являются органы местного самоуправления. Собственники земельного участка обязаны устранить, либо заключить договор на устранение свалок. Земельные участки находятся в ведении Варгашинского поссовета. 13 июля 2021 года в ходе рейдового осмотра было установлена, что свалка ТБО на расстоянии 2,3 км восточнее с. Варгаши ликвидирована. Также согласно сведениям, представленным Варгашинским поссоветом, остальные свалки также ликвидированы. Полагает возможным применить к ФИО1 предупреждение.
Представитель Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды по Курганской области по доверенности ФИО3 с доводами жалобы не согласилась, пояснила, что наличием на территории Варгашинского района несанкционированных свалок нарушено санитарное, ветеринарное законодательство. Ликвидировать, установленные в ходе проверки свалки, обязаны органы местного самоуправления. Данные свалки неоднократно фиксировались инспектором с 2020 года, однако каких-либо мер Администрацией Варгашинского поссовета не принималось, в связи с чем, ФИО1 был привлечен к административной ответственности. Территории земельных участков, на которых находятся свалки не разграничены, в связи с чем, ФИО1 является субъектом административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Свалка, которая находится от Варгашей в сторону Васильки, вдоль дороги, имеет полосу отвода 19 м, а ширина свалки составляет 50 метров, т.е. выходит за границы отвода, поэтому именно Администрация Варгашинского поссовета несет за нее ответственность. В настоящее время все свалки ликвидированы органами местного самоуправления.
Выслушав объяснения участников рассмотрения жалобы, изучив материалы дела и обсудив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Как следует из материалов дела, при проведении Департаментом природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области рейда на территории Варгашинского поссовета 14 апреля 2021 года установлено нарушение требований природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Согласно протоколу осмотра № 10/13-2 от 14 апреля 2021 года с 15 часов 10 минут до 17 часов 20 минут проведен плановый рейдовый осмотр земельного участка, расположенного на расстоянии 2,3 км юго-восточнее с. Варгаши вдоль подъездной дороги к дер. Васильки на протяжении 250 метров с левой и правой стороны на землях сельхозназначения (координаты от точки 55.351320, 65.877144 до точки 55.350770, 65.879247). В ходе осмотра зафиксировано размещение отходов навалом на почву, частичное подтопление отходов талыми водами, а также зафиксировано горение отходов и возникновение степного пожара, более 90 кв.м выгоревшей полевой травы. Свалка несанкционированная. Площадь свалки более 4000 кв.м. Длинна свалки вдоль дороги 80 м., ширина в сторону поля 50 м. от дороги. Свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок не имеется. На территории свалки обнаружены древесные отходы, полиэтилен, бумага, срезка, доски, резина и др. Согласно «Федеральному классификационному каталогу отходов», утвержденному приказом министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 г. № 786 вышеуказанные отходы отнесены к отходам IV-V класса опасности.
Согласно протоколу осмотра № 10/13-3 14 апреля 2021 года с 16 часов 10 минут до 16 часов 40 минут проведен плановый рейдовый осмотр земельных участков, расположенных:
- на расстоянии 200 м на северо-восток от с. Лихачи вдоль подъездной дороги к дер. Старопесьяное (координаты от точки 55.503747, 66.006987 до точки 55.504313, 66.010627). В ходе осмотра зафиксировано размещение отходов навалом на почву, частичное подтопление отходов талыми водами; На протяжении 210 метров с левой стороны дороги и возле ферм, размещена свалка ТБО. Площадь свалки более 600 кв. м.
- на расстоянии 900 м от села, справой стороны этой же автодороги обнаружена свалка ТКО (координаты от точки 55.504293, 66.016850 до точки 55.50441, 66.017375). В ходе осмотра зафиксировано размещение отходов объемом 30-35 м.куб. навалом на почву, площадь свалки около 800 кв.м.;
- на <адрес>, напротив <адрес>. В ходе осмотра зафиксировано размещение свалки ТКО в населенном пункте.
Указанные свалки несанкционированные, на свалках размещены ПЭТ тара, бумага, стекло, резина, ветошь, древесные отходы и др. Согласно «Федеральному классификационному каталогу отходов», утвержденному приказом министерства природных ресурсов России от 02.12.2002 г. № 786 вышеуказанные отходы отнесены к отходам IV-V класса опасности.
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения главы администрации Варгашинского поссовета ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст.8.2 КоАП РФ.
Согласно пункту 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", веденного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 года N 607-ст, собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 указанного ГОСТа).
В силу статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относятся в том числе - владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения.
Согласно п. 17 ст. 6 гл. 2 Устава Варгашинского поссовета к вопросам местного значения Варгашинского поссовета относится участие в организации деятельности по накоплению (в т.ч. раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Согласно информации Департамента строительства, госэкспертизы и ЖКХ Курганской области, границы полосы отвода автомобильной дороги Варгаши-Васильки в Варгашинском районе, которая относится к 4 технической категории, имеет полосу отвода 19 м, за исключение участков автомобильной дороги, проходящей в границах населенных пунктов. АО «Варгашинское ДРСП» осуществляет содержание данной автомобильной дороги, в том числе поддержание полосы отвода.
Таким образом, несанкционированная свалка ТБО находящаяся вдоль дороги Варгаши-Васильки выходит за пределы полосы отвода – 19 м, поскольку как установлена при рассмотрении жалобы, ширина свалки составляет 50 метров.
На основании вышеизложенного, прихожу к выводу, что земельные участки, указанные в обжалуемом постановлении, относятся к ведению Администрации Варгашинского поссовета.
Довод жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, считаю несостоятельными по следующим основаниям.
Согласно ст.2.4 КоАП РФ под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций несут административную ответственность как должностные лица.
В силу п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 N 19 (ред. от 24.12.2019) "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий" указано, что под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
В соответствии с п. 5 указанного Пленума административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать как полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий.
В силу п. 6 указанного Пленума исполнение функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо осуществляет функции представителя власти, исполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой.
Таким образом, определяющее значение при разрешении вопроса о наличии состава должностного административного правонарушения имеет оценка деяния лица применительно к его должностным обязанностям.
Согласно решению Варгашинской поселковой Думы от 19 июля 2019 года № 18 ФИО1 вступил в должность Главы Варгашинского поссовета.
В силу статьи 30 Устава Муниципального образования Варгашинского поссовета Варгашинского района Курганской области Глава Варгашинского поссовета является высшим должностным лицом Варгашинского поссовета и наделяется Уставом в соответствии с федеральным законодательством собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Таким образом, на основании собранных доказательств по делу, правильно установлено, что по вине ФИО1 на территории Варгашинского поссовета нарушены требования природоохранного законодательства в области обращения с отходами производства и потребления.
Правонарушение выявлено должностным лицом – государственным инспектором в области охраны окружающей среды Курганской области 14 апреля 2021 года.
Указанные обстоятельства подтверждены: решением поселковой Думы № 18 от 19.07.2019 (л.д.4); выпиской из ЕГРЮЛ (л.д.5); свидетельством о постановке на учет Администрации Варгашинского поссовета Варгашинского района Курганской области в налоговом органе (л.д.6); Уставом муниципального образования Варгашинского поссовета Варгашинского района Курганской области (л.д.7-26); протоколом об административном правонарушении 10-13/4 от 19.04.2021 г. (л.д.62-65); протоколом осмотра территории № 10/13-3 от 14.04.2021 (л.д.51-54); фототаблицей 10-13/18 (л.д.55-57); иными материалами дела об административном правонарушении.
Поскольку вопросы местного значения Варгашинский поссовет, как юридическое лицо, реализует, в том числе, через высшее должностное лицо, наделенного Уставом муниципального образования соответствующими полномочиями, Глава Варгашинского поссовета, с учетом его должностных обязанностей, несет ответственность за несоблюдение природоохранного законодательства на территории Варгашинского поссовета.
Поскольку выявленное нарушение допущено в результате бездействия должностного лица - Главы Варгашинского поссовета ФИО1, вывод о наличии состава вмененного административного правонарушения является правильным.
Согласно ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Указанная статья, исходя из ее содержания, предусматривает возможность освобождения лица от ответственности, в случае признания правонарушения малозначительным. При этом, малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Судья при рассмотрении жалобы не находит оснований для признания допущенного ФИО1 правонарушения в силу ст. 2.9 КоАП РФ малозначительным, так как данное нарушение совершено в области охраны окружающей среды и природопользования, а отсутствие каких-либо последствий допущенного нарушения, а также устранение допущенных им нарушений и принятие в дальнейшем мер по недопущению подобных нарушений не влечет признание совершенного им административного правонарушения малозначительным.
Судья исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, полагает, что в данном случае нет оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и освобождения заявителя от административной ответственности.
Процессуальных нарушений, влекущих в силу ст. 30.7 КоАП РФ отмену постановления, не допущено.
Выводы государственного инспектора по существу дела соответствуют установленным обстоятельствам, собранным доказательствам, и оснований считать их ошибочными не имеется.
Доводы жалобы, направленные на иную оценку установленных обстоятельств и иное толкование закона, не могут повлечь отмену постановления.
Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья:
Р Е Ш И Л:
Жалобу ФИО1 оставить без удовлетворения, постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Курганской области ФИО2 от 21 апреля 2021 года о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ – без изменения.
Данное решение может быть обжаловано в Курганский областной суд через Варгашинский районный суд в течение десяти дней.
Судья Л.С. Тишкова