ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2021 от 25.02.2021 Советского районного суда г. Челябинска (Челябинская область)

дело № 12-20/2021

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

об административном правонарушении

город Челябинск 25 февраля 2021 года

Судья Советского районного суда г. Челябинска Андреев И.С., при секретаре Цинн В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу представителя ООО «ЦКС» ФИО5 на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ст. 8.9 КоАП РФ, которым

Общество с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса», <данные изъяты>, адрес нахождения организации: <адрес>

подвергнуто административному наказанию по ст. 8.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000,00 рублей.

установил:

По постановлению государственного инспектора РФ - ведущего специалиста-эксперта отдела государственного надзора и надзора в области использования и охраны водных объектов по Челябинской области Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо ООО «ЦКС» привлечено к административной ответственности по ст. 8.9 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 150 000,00 рублей.

В результате административного расследования государственным инспектором Управления Росприрорднадзора, в ходе проведения плановой выездной проверки в рамках экологического контроля деятельности ООО «ЦКС» на полигоне ТБО в <данные изъяты>, выявлены нарушения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которые могут вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов в состояние непригодное для разработки.

Не согласившись с постановлением, представитель юридического лица в отношение которого ведется производство по делу об административном правонарушении ООО «ЦКС» ФИО4 обратилась в Советский районный суд г. Челябинска с жалобой, в которой ставит вопрос об отмене постановления и прекращении производства по делу. В обоснование жалобы указал на отсутствие нарушений, которые отражены в акте проверки.

В судебном заседании защитники лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении участия не принимали, извещены.

Проверив представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с положениями статьи 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно статье 22 Закона РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах» к обязанностям пользователя недр помимо прочего относятся соблюдение законодательства, норм и правил в области использования и охраны недр; соблюдение требований по рациональному использованию и охране недр, безопасному ведению работ, связанных с пользованием недрами, охране окружающей среды; выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции.

Как усматривается из материалов дела, полигон ТБО, расположенный по адресу: <адрес> от поворота от автодороги <данные изъяты>, между ЛЭП <данные изъяты> эксплуатируется ООО «ЦКС» для захоронения твердых коммунальных отходов с территории <данные изъяты>, на основании договора аренды муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ

На основании Положения «О Федеральной службе по надзору в сфере природопользования», утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 г. № 400, положения «Об Уральском межрегиональном управлении Росприроднадзора», утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 27.08.2019 г. № 501, во исполнение приказов, подписанных руководителем Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 06.05.2020 г. № 436, от 26.05.2020 г. № 499, от 01.06.2020 г. №523, плана контрольно-надзорной деятельности Уральского межрегионального управления Росприроднадзора на 2020 год, утвержденного приказом Уральского межрегионального управления Росприроднадзора от 25.10.2019 г. № 89, приказами Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о внесении изменений от 10.01.2020 г. № 5 (п.15), от 01.04.2020 г. № 343, от 20.04.2020 г. № 396, проведена плановая выездная проверка юридического лица – ООО «ЦКС»

Юридическим лицом ООО «ЦКС» допущено нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние непригодное для разработки, что является нарушением ч. 1 ст. 59 Водного кодекса РФ, пп. б п. 5 п. 10 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 года № 94, п.п. 11 ст. 23 «Основные требования по рациональному использованию и охране недр».

Согласно положительному заключению государственной экспертизы проектной документации на объект капитального строительства «Полигон твердых бытовых отходов в <данные изъяты>», утвержденное ОГУ «Управление государственной экспертизы проектной документации и проектов документов территориального планирования Челябинской области» 08.04.2008 г., поверхность участка имеет общий уклон на юго-восток, естественный склон покатый, гидравлический уклон грунтового потока направлен к юго-востоку, питание подземных вод осуществляется за счет инфильтрации атмосферных осадков.

Согласно Проекту «Оценка воздействия на окружающую среду» ДД.ММ.ГГГГ. для полигона твердых бытовых отходов <данные изъяты> (ФГУП «УГПИИ «ВНИПИЭТ»), для обеспечения гидроизоляции траншей полигона его основанием является глиняный экран толщиной 0,5 м, который предусматривался для сведения к минимуму загрязнения поверхностных и подземных вод и должен обеспечить допустимость воздействия объекта на поверхностные и подземные воды.

Дополнительно Проектом предусмотрен противофильтрационный экран для всего полигона из противофильтрационного геотекстильного материала на основе «натриевого бентонита». Также с целью защиты подземных вод от загрязнения предусматривалось обеспечить гидроизоляцию траншей полигона глиняным экраном.

На основании гидрогеологического заключения и карты гидроизогипс, представляющей основные направления потоков грунтовых вод, предусмотрено размещение трех наблюдательных скважин для отбора проб вод (глубина скважин 20 м, 25 и 30 м соответственно), контролирующих поступление фильтрата в грунтовые воды.

Программа мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду полигона ТБО <данные изъяты> включает в себя контроль состояния подземных вод. Одна контрольная скважина заложена выше полигона по потоку грунтовых вод, 2 скважины ниже полигона для учета влияния складирования ТБО на грунтовые воды.

В соответствии с результатами лабораторного контроля лаборатории филиала ФГБУ «Центра лабораторного анализа и технических измерений по Уральскому федеральному округу» по Челябинской области, выявлено наличие влияния (увеличение концентраций загрязняющих веществ) полигона ТБО <данные изъяты> на природную подземную воду по следующим показателям: аммиак и ионы аммония, нитриты, нитраты, гидрокарбонаты, хлориды, железо, сульфаты, мышьяк; сухой остаток, алюминий, молибден, стронций, вольфрам, цинк; изменение водородного показателя (рН) в щелочную зону.

В рамках проверки были проанализированы данные лабораторий ООО «УралСтройЛаб», были представлены протоколы лабораторных испытаний: от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ, данные которых сведены в таблицах приведенных в постановлении должностного лица. Суд соглашается с выводами должностного лица о том, что по данным производственного экологического контроля подземных вод, установлено влияние объекта размещения отходов полигона ТБО <данные изъяты> по многим загрязняющим веществам (сухому остатку, магнию, pH, железу, нитритам).

Согласно полученным материалам гидравлический уклон грунтового потока направлен к юго-востоку. Так же указано, что в геоморфологическом отношении участок изысканий приурочен к восточному склону горы Лысая. Поверхность участка неровная с общим уклоном к Юго-востоку. Согласно Приложению к Отчету об инженерно-геологических и гидрогеологических изысканиях на участке полигона ТБО в <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ расположение скважин и грунтового потока схематично совпадает с Приложением 4 Программы мониторинга состояния и загрязнения окружающей среди на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду (полигон ТБО <данные изъяты>). Соответственно скважины №№1,2 находятся выше по уровню грунтового потока скважины №3.

Согласно пп. б п. 3 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 г. № 94 (далее по тексту - Правила) устанавливают порядок осуществления мероприятий по охране подземных водных объектов.

Согласно пп. д, ж п. 3 охрана подземных водных объектов осуществляется при следующих видах деятельности:

- размещение отходов производства и потребления, а также размещение в пластах горных пород попутных вод и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд при разведке и добыче углеводородного сырья;

- осуществление хозяйственной и иной деятельности, которая связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, вводом в эксплуатацию, эксплуатацией, консервацией и ликвидацией зданий, строений, сооружений и иных объектов, которая оказывает прямое и косвенное воздействие на подземные водные объекты и приводит или может привести к загрязнению и (или) истощению их запасов.

Согласно ч. 1 ст. 59 Водного кодекса РФ установлено, что физические лица, юридические лица, деятельность которых оказывает или может оказать негативное воздействие на состояние подземных водных объектов, обязаны принимать меры по предотвращению загрязнения, засорения подземных водных объектов и истощения вод, а также соблюдать установленные нормативы допустимого воздействия на подземные водные объекты.

Согласно Закону РФ от 21.02.1992 г. № 2395-1 «О недрах», недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения. Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добыч полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфически минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с углеводородным сырьем), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологически нужд.

Согласно п.п. 7, 11 ст. 23 «Основные требования по рациональному использованию и охране недр», основными требованиями по рациональному использованию и охране недр является охрана месторождений полезных ископаемых от затопления, обводнения, пожаров и других факторов, снижающих качество полезных ископаемых и промышленную ценность месторождений или осложняющих их разработку и предотвращение размещения отходов производства и потребления на водосборных площадях подземных водных объектов и в местах залегания подземных вод, которые используются для целей питьевого водоснабжения или технологического обеспечения водой объектов промышленности либо объектов сельскохозяйственного назначения резервирование которых осуществлено в качестве источников питьевого водоснабжения.

Согласно пп. 10 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 г. № 94, проектирование и устройство наблюдательных скважин, производство наблюдений за состоянием подземных вод и лабораторный контроль качества подземных вод осуществляются пользователями недр и (или) истощения запасов подземных вод.

Согласно пп. б п. 5 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11.02.2016 г. № 94 одним из мероприятий по предотвращению загрязнения подземных вод, истощения их запасов, а также ликвидации последствий указанных процессов является предотвращение поступления загрязняющих веществ с поверхности земли, из отстойников и прудов-накопителей, подземных сооружений (канализационных коллекторов и трубопроводов) в подземные воды путем устройства защитных инженерных сооружений и непроницаемых экранов с учетом опасных инженерно-геологических и иных процессов.

Таким образом, юридическим лицом ООО «ЦКС» допущены нарушения требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которые могут вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки, что является нарушением ч.1 ст.59 Водного кодекса РФ от 30.05.200бг. №74-ФЗ, пп.б п,5, п.10 Правил охраны подземных водных объектов, утвержденных постановлением Правительства РФ от 11 февраля 2016 г № 94, п.п. 11 ст. 23 «Основные требования по рациональному использованию и охране недр».

Выявленные нарушения образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.9 КоАП РФ - нарушение требований по охране недр и гидроминеральных ресурсов, которое может вызвать загрязнение недр и гидроминеральных ресурсов либо привести месторождение полезных ископаемых и гидроминеральных ресурсов в состояние, непригодное для разработки.

Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ г. в котором подробно изложены обстоятельства правонарушения, постановлением о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ г., копиями приказов о проведении проверки, протоколами исследований, актами лабораторных исследований, иными материалами дела, которым дана надлежащая оценка должностным лицом на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам ст. 26.11 КоАП РФ.

В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.

С учетом изложенного, действия ООО «ЦКС» правильно квалифицированы по ст. 8.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Обстоятельства дела выяснены всесторонне, полно и объективно, доказательства оценены в соответствии с правилами ст. ст. 26.2, 26.11 Кодекса об административных правонарушениях РФ.

Нарушений, гарантированных Конституцией РФ и ст. 25.1 КоАП РФ прав, в том числе права на защиту, не усматривается. Принципы презумпции невиновности и законности, закрепленные в ст. ст. 1.5, 1.6 КоАП РФ соблюдены.

Нарушений процессуальных норм при рассмотрении дела об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении не допущено.

Фактически, приведенные в жалобе доводы, направлены на переоценку выводов должностного лица о выявленных нарушениях, которые подробно исследованы в обжалуемом постановлении, и опровергаются представленными в дело доказательствами.

Состав административного правонарушения, предусмотренный ст. 8.9 КоАП РФ, является формальным, и наступление ответственности за его совершение не связано с наступлением вредных последствий. Административная ответственность наступает за сам факт совершения противоправного деяния, а не за причинение какого-либо вреда.

Имеющиеся доказательства в своей совокупности являются достаточными для установления вины ООО «ЦКС». Нарушений требований ст. 26.2 КоАП РФ при их получении не допущено.

Судом не установлено нарушений норм КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении. Протокол и постановление составлены в соответствии с требованиями Закона, надлежащим лицом. О составлении которых ООО «ЦКС» было уведомлено надлежащим образом.

Оснований для прекращения дела за малозначительностью суд не усматривает.

В соответствии ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 "О некоторых вопросах, возникших у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности административного правонарушения, с причинением либо угрозой причинения вреда личности, обществу или государству, в результате его совершения.

Учитывая характер допущенного правонарушения, связанного с несоблюдением требований в области охраны окружающей среды в связи с существенной угрозой охраняемым общественным отношениям, оснований для признания совершенного ООО «ЦКС» правонарушения малозначительным не имеется.

Нарушений норм административного законодательства при вынесении постановления не усматривается, оно составлено в соответствии с требованиями ст. ст. 28.6 и 29.10 КоАП РФ.

Порядок и срок давности привлечения к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание назначено ООО «ЦКС» в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 4.1 КоАП РФ, в минимальном размере, предусмотренным санкцией статьи.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену постановления должностного лица не имеется.

Учитывая вышеизложенное и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья,

решил:

В удовлетворении жалобы представителя ООО «ЦКС» ФИО6 на постановление о назначении административного наказания от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении ООО «ЦКС» по ст. 8.9 КоАП РФ, отказать.

Постановление по делу об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ которым Общество с ограниченной ответственностью «Центр коммунального сервиса» подвергнуто административному наказанию по ст. 8.9 КоАП РФ в виде штрафа в размере 150 000 рублей оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Советский районный суд г. Челябинска в течение 10 суток с момента получения или вручения копии решения.

Судья И.С. Андреев