ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2022 от 04.03.2022 Жигулевского городского суда (Самарская область)

Р Е Ш Е Н И Е

г. Жигулевск 04 марта 2022 года

Судья Жигулевского городского суда Самарской области Загарина О.М.,

с участием представителя юридического лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении – председателя ТСЖ 8 ФИО1,

должностного лица – председателя административной комиссии г.о.Жигулевск ФИО2,

рассмотрев жалобу лица, в отношении которого вынесено постановление по делу об административном правонарушении, юридического лица товарищества собственников жилья (ТСЖ) 8 в лице председателя ФИО1, на постановление административной комиссии г.о. Жигулевск от 22.12.2021 года о привлечении к административной ответственности и назначении административного наказания по ч. 1 ст. 4.26 Закона Самарской области от 01.11.2007 № 115-ГД «Об административных правонарушениях на территории Самарской области»,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением административной комиссии г.о. Жигулевск от 22.12.2021 юридическое лицо – товарищество собственников жилья 8 (далее ТСЖ 8) привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.4.26 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, председатель ТСЖ 8 ФИО1 подала жалобу, в которой просит признать незаконным и отменить постановление административного органа, ссылаясь на незаконность и необоснованность привлечения ТСЖ 8 к административной ответственности, а также несоответствие выводов административного органа фактическим обстоятельствам дела. При этом, в обоснование доводов жалобы указывает, что ТСЖ 8 неоднократно обращалось в администрацию г.о. Жигулевск о спиле аварийных деревьев, расположенных на придомовой территории <адрес>. 08.11.2021 ветка одного из аварийных деревьев упала на детскую площадку, в следствии чего в ТСЖ 8 поступила жалобы по данному факту с просьбой о немедленном спиле данных деревьев, так как они представляли угрозу жизни и здоровью граждан.

В судебном заседании председатель ТСЖ 8 ФИО3 доводы жалобы поддержала в полном объеме, просила ее удовлетворить, постановление административной комиссии г.о. Жигулевск от 22.12.2021 отменить, производство по делу прекратить.

В обоснование доводов жалобы пояснила, что в период с 2014 по 2020 годы неоднократно обращалась в администрацию г.о.Жигулевск с просьбой спилить сухостойные деревья, произрастающие возле <адрес>, однако администрацией мер к удалению сухостойных деревьев на протяжении длительного времени принято не было. 08.11.2021 года ветка с одного из сухостойных деревьев упала на детской площадке и задела ребенка. Мама ребенка обратилась к председателю ТСЖ 8 с заявлением о принятии мер по удалению аварийных деревьев, в связи с чем было принято решение о спиле указанных деревьев. О необходимости получения в администрации г.о. Тольятти порубочного билета ей было не известно. Полагает, что в данном случае имели место чрезвычайные обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью людей, их имуществу, в связи с чем получение порубочного билета не требовалось.

Должностное лицо, представитель административной комиссии г.о. Жигулевск ФИО2 в судебном заседании пояснил, что в административную комиссию 22.11.2021 года поступило обращение жильцов <адрес> г.о.Жигулевск о привлечении к административной ответственности должностных лиц ТСЖ 8, осуществивших спил деревьев с торца <адрес>. 25.11.2021 года был осуществлен выезд на место, в ходе которого факт спила деревьев нашел свое подтверждение. В отношении ТСЖ 8 был составлен административный протокол, который был вручен под роспись председателю ТСЖ 8 ФИО1 При рассмотрении дела административной комиссией было установлено, что ТСЖ 8 в администрацию г.о.Жигулевск по вопросу выдачи поручбоного билета не обращалось. Председатель ТСЖ8 ФИО1 на заседании комиссии подтвердила факт спила аварийных деревьев, расположенных на придомовой территории ТСЖ8.

Свидетель ФИО №1 показала, что является бухгалтером ТСЖ 8. От жильцов <адрес> поступали неоднократные жалобы в адрес администрации ТСЖ по факту не принятия мер по удалению сухостойных, аварийных деревьев. Они неоднократно обращались в администрацию г.о.Жигулевска по вопросу сноса аварийных деревьев, но в связи с отсутствием финансирования администрацией г.о.Жигулевска меры приняты не были.

Свидетель ФИО №2 показала, что проживает в <адрес> дворе дома располагается детская площадка, возле которой имелись сухостойные деревья. 08.11.2021 года ее малолетние дети находились на детской площадке, ветка с одного из деревьев обломилась и упала, задев ее дочь. Ребенок получил царапины, а также очень сильно испугался. В связи с этим она обратилась к председателю ТСЖ8 по вопросу принятия срочных мер по спилу указанных деревьев.

Выслушав доводы заявителя, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему выводу.

В силу ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

На основании ч.1 ст. 31.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Согласно части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ установлена административная ответственность (часть 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" муниципальный правовой акт, принятый органами местного самоуправления, подлежит обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.26 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области» административным правонарушением признается удаление (снос), пересадка деревьев и кустарников без порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников, предоставляемых в порядке, установленном Законом Самарской области «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» и органом исполнительной власти Самарской области, осуществляющим управление и обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере строительного комплекса и градостроительной деятельности на территории Самарской области, и влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей, на должностных лиц - от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей, на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно ч.1 ст.1 Правил благоустройства на территории г.о. Жигулевск, утвержденных решением Думы г.о. Жигулевск от 31.08.2017 года (в ред. от 27.05.2021) настоящие Правила устанавливают единые требования по благоустройству на территории городского округа Жигулевск, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения. Требования настоящих Правил обязательны для исполнения всеми гражданами (физическими лицами), юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, проживающими (пребывающими) или осуществляющими свою деятельность на территории городского округа.

В соответствии с пунктом «е» пп.5 ч.12 ст.33 Правил благоустройства, на прилегающих территориях юридические и физические лица обязаны обеспечивать надлежащий уход за зелеными насаждениями в соответствии с технологиями ухода. Вырубку (снос), обрезку и пересадку зеленых насаждений проводить в установленном порядке. Порубочные остатки (кряжи, ветви), образовавшиеся в результате проведения работ по валке и обрезке деревьев, корчевке и обрезке кустарников, подлежат вывозу ежедневно после окончания работ.

На основании п.1 ч.3 ст.3.2 Закона Самарской области от 12.07.2006 N 90-ГД «О градостроительной деятельности на территории Самарской области» процедура предоставления порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников осуществляется на территории городского округа (городского или сельского поселения) Самарской области уполномоченным органом местного самоуправления при условии определения правилами благоустройства, утвержденными муниципальным правовым актом представительного органа соответствующего муниципального образования, обязанности получения порубочного билета и (или) разрешения на пересадку деревьев и кустарников заинтересованными лицами для строительства (реконструкции) объекта капитального строительства либо для целей, не связанных со строительством (реконструкцией) объектов капитального строительства, в том числе в целях удаления аварийных, больных деревьев и кустарников.

В силу ст. 26.1 КоАП РФ выяснению подлежат, в том числе, наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность предусмотренных КоАП объективных и субъективных признаков, характеризующих общественно опасное деяние как правонарушение; событие административного правонарушения - это факт совершения лицом действия, предусмотренного КоАП РФ, за которое установлена административная ответственность.

В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

При рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч.3 ст.26.2 КоАП РФ).

Как следует из представленных материалов 09.11.2021 года по адресу: <адрес> ТСЖ 8, являясь лицом, уполномоченным собственниками помещений в многоквартирном доме, допустило осуществление сноса деревьев без порубочного билета и (или) разрешения.

Постановлением по делу об административном правонарушении от 22.12.2021 года административной комиссией г.о. Жигулевск ТСЖ 8 было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.26 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области », и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30000 рублей.

Доводы жалобы о том, что административной комиссией г.о. Жигулевск не были установлены в полном объеме все обстоятельства дела и вина юридического лица во вменяемом правонарушении не доказана, суд признает не состоятельными.

Факт совершения ТСЖ 8 и виновность в допущении выявленного нарушения подтверждены следующими доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 15.12.2021 года, составленным уполномоченным на то должностным лицом в соответствии с требованиями КоАП РФ; фотоматериалами фиксации административного правонарушения; извещением о дате и времени составления протокола об административном правонарушении от 25.11.2021; определением в порядке подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении от 22.12.2021, протоколом заседания административной комиссии по делу от 22.12.2021, заявлением от жильцов <адрес> о привлечении к административной ответственности должностных лиц ТСЖ 8, осуществивших спил 3 деревьев на прилегающей территории, письмом администрации г.о.Жигулевск о том, что ТСЖ 8 порубочный билет на удаление деревьев по адресу <адрес> в 2021 году не выдавался, выпиской из ЕГРЮЛ и другими материалами дела.

Указанные доказательства в соответствии с правилами ст.26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд признает относимыми, допустимыми и достаточными для рассмотрения дела.

При этом, каких-либо противоречий в материалах дела или сомнений относительно виновности юридического лица – ТСЖ 8 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.4.26 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», не усматривается.

Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Как следует из материалов дела, установленные в ходе проверки нарушения стали возможны в результате ненадлежащего исполнения ТСЖ 8 своих обязанностей.

Состав вмененного правонарушения формальный и не требует наступления общественно опасных последствий.

Согласно ст.2 Закона Самарской области от 13.06.2018 N 48-ГД «О порядке определения границ прилегающих территорий для целей благоустройства в Самарской области» прилегающая территория - часть территории, примыкающая к отведенной территории либо непосредственно к строению, зданию, сооружению и дополнительно закрепленная для благоустройства в порядке, предусмотренном Правилами.

В соответствии с п. 1 ч.2 ст.33 Правил благоустройства на территории г.о. Жигулевск Ответственными за содержание в чистоте территорий городского округа, объектов благоустройства являются лица, перечисленные в части 2 статьи 32 настоящих Правил, в том числе: на придомовых территориях, включая элементы озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты - управляющие организации, товарищества собственников жилья, либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, либо собственники помещений в многоквартирных домах при непосредственном управлении многоквартирным домом.

Таким образом, ТСЖ 8 является надлежащим субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 4.26 ч. 2 ст. 4.26 Закона Самарской области № 115 ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области», поскольку требующее спила дерево произрастает на территории, находящейся в зоне ответственности юридического лица.

Постановление о привлечении ТСЖ 8 к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.4.26 Закона Самарской области № 115-ГД от 01.11.2007 «Об административных правонарушениях на территории Самарской области », вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности. Административное наказание ТСЖ 8 назначено в пределах санкции статьи, является справедливым и соразмерно содеянному.

Оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ, а равно иных оснований для прекращения производства по делу судом не установлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену или изменение постановления административного органа, не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАп РФ, судья

решил:

Постановление административной комиссии г.о. Жигулевск от 22 декабря 2021 года о привлечении ТСЖ 8 к административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 4.26 Закона Самарской области № 115-ГД, и назначению административного наказания в виде штрафа в размере 30 000 рублей, оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд в течении десяти суток со дня вручения или получения его копии.

Судья Загарина О.М.