ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2022 от 09.03.2022 Лабытнангского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

Дело № 12-20/2022

Р Е Ш Е Н И Е

с. Аксарка 09 марта 2022 года

Судья Лабытнангского городского суда постоянное судебное присутствие в с.Аксарка Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа Исхаков Р.М., рассмотрев жалобу ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 4 судебного района Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа № 5-757/2021 от 17 декабря 2021 года вынесенное в отношении должностного лица – главы администрации Приуральского района ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,

установил:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 судебного района Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа № 5-758/2021 от 17 декабря 2021 года должностное лицо – глава администрации Приуральского района ФИО1, привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере ... рублей.

В жалобе, поданной в Лабытнангский городской суд, ФИО1 просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить, полагая об отсутствии состава административного правонарушения, приводя при этом те же доводы, что и в письменных пояснениях его представителя, поданных мировому судье при рассмотрении дела об административном правонарушении. В частности полагает о несоблюдении контролирующим органом законодательства РФ о федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны. Указывает, что в соответствии с со ст.ст. 14, 16 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (далее Федеральный закон № 294-ФЗ) проверка проводится с использованием типовой формы распоряжения или приказа органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля и типовой формы акта проверки юридического лица. Типовые формы приказа и акта проверки утверждены Приказом Министерства экономического развития от 30 апреля 2009 года № 141. Однако в нарушение указанных норм, лицом надзорного органа данные типовые формы при проведении проверки не использовались. На официальном сайте ГУ МЧС России по ЯНАО размещен план проверок, согласно которому проверка в отношении администрации Приуральского района запланирована с 01 ноября 2021 года. Пунктом 12 Федеральный закон № 294-ФЗ установлено, что о проведении плановой проверки юридическое лицо должно быть уведомлено не позднее чем за 3 рабочих дня до начала ее проведения, посредством направления копии приказа или распоряжения о проведении проверки руководителя, его заместителя. Решение о проведении проверки было датировано 29 октября 2021 года, тогда как уведомление о предстоящей проверке было датировано 27 октября 2021 года, то есть само уведомление было направлено раньше, чем принято само решение о проведении проверки. Проверочные листы (списки контрольных вопросов) при проведении проверки не использовались. Акт плановой проверки составлен 19 ноября 2021 года в 17:30 часов, тогда как протокол опроса начат 19 ноября 2021 года в 17:30 часов, а окончен в 18:00 часов. То есть акт проверки 1-ГО составлен ранее, чем на самом деле проводились мероприятия.

До начала рассмотрения судом настоящей жалобы представителем администрации Приуральского района ФИО2 в суд направлено ходатайство об отложении рассмотрения дела, мотивированное нахождением в отпуске ФИО3, то есть начальника отдела гражданской защиты администрации Приуральского района, который являлся непосредственным участником проведения обжалуемой проверки, а также является руководителем структурного подразделения администрации, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны.

В ходе рассмотрения судом настоящей жалобы, представитель ФИО4, действуя по доверенности от имени ФИО1, поддержала доводы жалобы. Также поддержала доводы представителя ФИО2 о необходимости отложения рассмотрения дела, однако не смогла мотивировать для чего необходимо участие ФИО3, и что конкретно он сможет пояснить по данному делу.

Таким образом, поскольку вышеуказанное ходатайство ничем не мотивировано, в том числе представителем при непосредственном рассмотрении доводов жалобы в суде, а лицо, привлеченное к административной ответственности реализовало право на защиту, направив своего представителя, также учитывая, что ФИО5 не принимал участия в суде первой инстанции, ходатайство об отложении рассмотрения данного дела подлежит отклонению.

При рассмотрении настоящего дела, должностное лицо, составившее протокол об административном правонарушении – заместитель главного государственного инспектора Приуральского района по пожарному надзору – заместитель начальника ОНД и ПР по МО Приуральский район ФИО6, счел доводы жалобы не подлежащими удовлетворению. Представил суду бланк уведомления от 27 октября 2021 года о предстоящей проверке с входящим штампом администрации Приуральского района от 27 октября 2021 года. Также указал, что в решении о проведении плановой выездной проверки была допущена техническая опечатка в части даты его вынесения. Единственно верным необходимо считать дату ее вынесения от 27 октября 2021 года, что соответствует дате уведомления о проведении проверки, то есть 27 октября 2021 года.

Изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, заслушав доводы мнение участвующих в деле лиц, суд приходит к следующим выводам.

Часть 2 статьи 20.7 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических и должностных лиц за невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ составляет невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории РФ от опасностей.

Из представленных суду материалов дела следует, что при проведении плановой проверки, контролирующим органом были выявлены нарушения требований и мероприятий в области гражданской обороны.

В нарушение Федерального закона от 10 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне», Постановления Правительства РФ от 26 ноября 2007 года №804 «Об утверждении Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», Приказа МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687 «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях»:

1. Положением об организации и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании Приуральский район (Приложение № 1 к постановлению Администрации МО Приуральский район от 20 февраля 2015 года № 260) не планируются (отсутствуют - не организуются и не осуществляются) основные мероприятия для целей решения задач в области гражданской обороны, осуществляемые органом местного самоуправления (исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Приуральский район) (раздел II. Мероприятия в области гражданской обороны, проводимые Администрацией района) в соответствии с п. 15 Приложения к приказу МЧС РФ от 14 ноября 2008 года N 687:

1.1 По подготовке населения в области гражданской обороны;

1.2 По проведению аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

1.3 По первоочередному обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий, срочному предоставлению жилья и принятию других необходимых мер;

1.4 По вопросам срочного восстановления функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

1.5 По разработке и осуществлению мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

1.6 По вопросам обеспечения постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.

- в нарушение ч. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 2, п. 4, п. 5 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804; п. 15, 15.1-15.15 «Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденное приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года №687.

2. Положением об организации и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании Приуральский район (Приложение № 1 к постановлению Администрации МО Приуральский район от 20 февраля 2015 года № 260) в соответствии с разделом III основные мероприятия для решения целей и задач в области гражданской обороны планируют, организуют и осуществляют органы местного самоуправления поселений района, однако обязанность по исполнению основных мероприятий гражданской оборы возложена на органы местных самоуправлений (районов) (исполнительно-распорядительный орган Приуральского района) - в нарушение ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 4 «Положения о гражданской обороне в Российской Федерации», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2007 года № 804; п 15, 15.1-15.15 «Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях», утвержденное приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года №687.

3. В Положении об организации и ведения гражданской обороны в муниципальном образовании Приуральский район (Приложение №1 к постановлению Администрации МО Приуральский район от 20 февраля 2015 года № 260 (п. 3.7) предусмотрено, не входящее в полномочия органа местного самоуправления, основное мероприятие гражданской обороны по организации создания и обеспечения готовности сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны на базе организаций, расположенных на территории муниципального образования, имеющих специальное оборудование (технические средства) и работников, подготовленных для решения задач по обнаружению идентификации различных видов заражения (загрязнения) – в нарушение ч. 2 ст. 8 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; п. 4 «Положения о гражданской обороне в муниципальных образованиях и организациях», утвержденное приказом МЧС России от 14 ноября 2008 года № 687.

Из положений п. 2 ст. 8, ч. 3 ст. 18 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне", а также иных положений законодательства РФ следует, что обеспечение мероприятий местного уровня по гражданской обороне, защите населения и территорий муниципального округа является обязательством муниципального образования.

При указанных обстоятельствах, мировым судьей сделан обоснованный вывод о наличии состава административного правонарушения.

Каких-либо нарушений норм действующего законодательства при проведении проверки контролирующим органом допущено не было.

Из представленного суду бланка уведомления следует, что администрация Приуральского района была уведомлена о предстоящей проверке 27 октября 2021 года, то есть заблаговременно. В графе «приложение» к данному уведомлению указана копия решения о проведении проверки от 27 октября 2021 года № 1-ГО, в связи с чем, доводы представителя ОНД и ПР по МО Приуральский район ФИО6 о том, что в самом решении допущена техническая опечатка являются обоснованными.

Не применение контролирующим органом проверочных листов (списка контрольных вопросов) само по себе не может свидетельствовать о незаконности результатов проверки.

Приказом МЧС России от 27 февраля 2018 года N 78 утверждена форма проверочного листа (списка контрольных вопросов), используемого при осуществлении государственного надзора в области гражданской обороны при проведении плановых проверок по контролю за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны (приказ утратил силу с 01 марта 2022 года).

Вместе с тем, на момент проведения проверки обязанность по их использованию не была предусмотрена в обязательном порядке.

Положения ч. 3 ст. 53 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации" в ранее действовавшей редакции, предусматривающие использование проверочных листов, признаны утратившими силу с 01 июня 2021 года, то есть до проведения проверки.

Часть 2 ст. 53 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ в актуальной редакции, согласно которой требования к разработке, содержанию, общественному обсуждению проектов форм проверочных листов, утверждению, применению, актуализации форм проверочных листов, а также случаи обязательного применения проверочных листов устанавливаются Правительством РФ, подлежит применению с 01 марта 2022 года.

Приказ МЧС России от 04 февраля 2022 N 61 "Об утверждении формы проверочного листа (списка контрольных вопросов, ответы на которые свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении контролируемым лицом обязательных требований), применяемого при осуществлении федерального государственного надзора в области гражданской обороны", которым Приказ МЧС № 78 от 27 февраля 2018 года, был признан утратившим силу, введен в действие с 01 марта 2022 года.

Более того, согласно части 2 Приказа МЧС России от 04 февраля 2022 N 61 установлено, что в случае обязательного применения проверочного листа плановые рейдовые осмотры и плановые выездные проверки не ограничиваются оценкой соблюдения обязательных требований, в отношении которых в форме проверочного листа определен список вопросов, отражающих соблюдение или несоблюдение контролируемым лицом таких обязательных требований.

Какого-либо значения, для вывода о наличии в действиях привлекаемого к ответственности лица состава административного правонарушения пояснения ФИО3 не имеют, а собранных по делу доказательств достаточно для составления акта проверки.

Таким образом, оснований полагать о наличии процессуальных нарушений, которые бы свидетельствовали о незаконности проведенной проверки, не имеется.

В силу ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 12 февраля 1998 года N 28-ФЗ "О гражданской обороне" персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения несут, в том числе, должностные лица местного самоуправления, возглавляющие местные администрации (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований).

В этой связи, жалоба удовлетворению не подлежит.

Оснований для отнесения административного правонарушения к категории малозначительных в соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ не имеется.

Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ и отвечает требованиям ст. 4.1 КоАП РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ,

решил:

Жалобу представителя администрации Приуральского района ФИО1 – оставить без удовлетворения.

Постановление мирового судьи судебного участка № 4 судебного района Лабытнангского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа № 5-757/2021 от 17 декабря 2021 года вынесенное в отношении должностного лица – главы администрации Приуральского района ФИО1, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ - оставить без изменения.

Решение вступает в законную силу немедленно с момента его вынесения и может быть обжаловано в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке статьи 30.13 КоАП РФ.

Судья /подпись/

Копия верна:

Судья Р.М. Исхаков