ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2022 от 13.01.2022 Коминтерновского районного суда г. Воронежа (Воронежская область)

Р Е Ш Е Н И Е

13 января 2022 года г. Воронеж

Судья Коминтерновского районного суда г. Воронежа Анисимова Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВГЕУК» на постановление Административной комиссии при Управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж по делу № 423/2021 от 22.09.2021 г. о привлечении общества с ограниченной ответственностью «ВГЕУК» к административной ответственности по ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Административной комиссии при Управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж по делу № 423/2021 от 22.09.2021 г. ООО «ВГЕУК» подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 5 000 рублей за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 г. № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области».

ООО «ВГЕУК» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление и просит отменить постановление в связи с отсутствием события административного правонарушения. В обоснование жалобы указано, что ООО «ВГЕУК» является управляющей компанией, деятельность которой не подконтрольна органам местного самоуправления, в том числе Управе Коминтерновского района городского округа г.Воронеж. Основное доказательство, указывающее на событие вмененного обществу правонарушения, - акт непосредственного обнаружения, не входит в установленный ст. 26.2 КоАП РФ перечень доказательств по делу об административном правонарушении, а значит, является доказательством, полученным с нарушением закона. Основанный на таком акте протокол об административном правонарушении не имеет юридической силы. Также ООО «ВГЕУК» не было надлежащим образом уведомлено о проводимых органом местного самоуправления контрольных (надзорных) мероприятиях, а жалоб граждан, организаций, являющихся основанием для проведения таких проверок, не поступало. Кроме того, актом обследования от 04.08.2021 г. подтверждается, что при обследовании обществом фасада и придомовой территории многоквартирного дома № 7 по ул. Бульвар Победы г. Воронежа придомовая территория находилась в удовлетворительном состоянии, на фасаде никаких изображений не имелось.

ООО «ВГЕУК» надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения жалобы.

Представитель административной комиссии при Управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили письменный отзыв.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, доводы жалобы, отзыва на жалобу, прихожу к следующему.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, что 04.08.2021 г. в 12 часов 11 минут по адресу: г.Воронеж, Бульвар Победы, 7 главным специалистом отдела ЖКХ и организации работы по эксплуатации жилого фонда управы Коминтерновского района г.о.г. Воронеж Коротковой Н.А. совместно с ведущим специалистом отдела ЖКХ и организации работы по эксплуатации жилого фонда управы Коминтерновского района городского округа г.Воронеж Ворониной Е.А. с помощью средств фотофиксации установлен факт наличия самовольно нанесенных надписей и расклеенных объявлений на фасаде многоквартирного дома, что является нарушением требований абз. 2 п. 11.6.9, абз.4 п. 11.7 Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж, утв. Решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 № 190-II.

Данное нарушение зафиксировано в акте непосредственного обнаружения от 04.08.2021 года.

Уведомлением от 10.08.2021 года № 542, направленным по адресу общества, указанному в выписке из ЕГРЮЛ, административный орган известил ООО «ВГЕУК» о необходимости явки 25.08.2021 года в 09 часов 30 минут в управу Коминтерновского района г.о.г Воронеж для составления протокола об административном правонарушении. Уведомление было вручено адресату 18.08.2021 года, что подтверждается отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 80083063672830.

25.08.2021 года главным специалистом отдела ЖКХ и организации работы по эксплуатации жилого фонда управы Коминтерновского района г.о.г. Воронеж Коротковой Н.А. в отсутствие представителя или защитника ООО «ВГЕУК» был составлен протокол № 039287 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 года № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области».

Извещением от 13.09.2021 года № 789 ООО «ВГЕУК» было уведомлено о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

22.09.2021 года административная комиссия при управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж в отсутствие не явившегося представителя общества вынесла постановление по делу № 423/2021 о признании ООО «ВГЕУК» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 года № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 5000 рублей.

Согласно ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Как усматривается из материалов дела (почтовое уведомление о вручении) копия оспариваемого постановления получена 29.09.2021, жалоба подана (направлена) в суд 06.10.2021, то есть в установленный законом 10-дневный срок со дня вручения копии постановления.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с п. 1, 3 ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения.

Согласно ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Согласно п. «к» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации административное и административно-процессуальное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Частью 1 статьи 1.1 КоАП РФ предусмотрено, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.3.1 КоАП РФ к ведению субъектов Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится установление законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности за нарушение законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, организация производства по делам об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение подведомственности дел об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации, в соответствии с частью 2 статьи 22.1 настоящего Кодекса; создание административных комиссий, иных коллегиальных органов в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной законами субъектов Российской Федерации; определение перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации; определение перечней должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, в случаях, предусмотренных статьей 28.3 настоящего Кодекса.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 1.3 КоАП РФ к предметам ведения Российской Федерации отнесено установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

Из анализа вышеприведенных норм законодательства следует, что законодательный орган субъекта РФ вправе устанавливать ответственность не по всем вопросам, находящимся в его компетенции, а только по тем, по которым ответственность не установлена федеральным законом или по которым федеральным законодательством установление такой ответственности не отнесено к компетенции Российской Федерации.

Согласно п. 4 ч. 2 ст. 22. 1 КоАП РФ дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами, административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ.

Дело об административном правонарушении может быть возбуждено должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, только при наличии хоты бы одного из поводов, предусмотренных частями 1, 1.1 и 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ и достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с подпунктом 1 части 1 ст. 28.1 КоАП РФ поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются, в том числе непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

В соответствии с Постановлением Администрации городского округа город Воронеж от 25.03.2015 № 263 "Об утверждении Положения об управе Коминтерновского района городского округа город Воронеж" Управа района в соответствии с возложенными на нее задачами осуществляет следующие основные функции:

3.7.5. Обеспечивает деятельность административной комиссии по рассмотрению материалов о привлечении к административной ответственности граждан, должностных и юридических лиц за совершенные ими административные правонарушения в пределах полномочий, определенных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и Законом Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ "Об административных правонарушениях на территории Воронежской области", осуществляет функции по выявлению административных правонарушений.

Управа района для осуществления функций, предусмотренных настоящим Положением, имеет следующие права:

4.5. В случаях, предусмотренных действующим законодательством, осуществлять контроль за исполнением требований законодательства Российской Федерации, Воронежской области и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к компетенции управы района.

4.12. Составлять протоколы об административных правонарушениях в порядке и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Воронежской области.

Постановлением администрации городского округа г. Воронеж от 02.11.2010 года № 1006 «Об утверждении перечня должностных лиц органов местного самоуправления городского округа г. Воронеж, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» главный специалист отдела ЖКХ и организации работы по эксплуатации жилого фонда управы Коминтерновского района городского округа г. Воронеж наделен правом составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 17 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области».

Таким образом, акт непосредственного обнаружения от 04.08.2021 года и протокол № 039287 об административном правонарушении составлены должностным лицом в пределах предоставленных полномочий.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» административные комиссии рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17 - 18.2, 18.4, 18.5, 19.2, 20, частью 2 статьи 20.2, 24.2, 24.6, 24.7, 25, 33, 33.1, 33.2, 37.1 - 37.6, 39, 41, 44.3, 44.4, 44.8, 44.9, 45.1, 46 - 48, 50 настоящего Закона Воронежской области.

В соответствии со ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» несоблюдение правил благоустройства территории муниципального образования, установленных нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления, за исключением случаев, установленных статьями 37.1 - 37.4 настоящего Закона Воронежской области влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до двадцати пяти тысяч рублей.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения по соблюдению установленных правил благоустройства, а субъектами – юридические и физические лица, являющиеся собственниками, арендаторами либо иными пользователями зданий на территории городского округа г. Воронеж.

На территории городского округа г. Воронеж решением Воронежской городской Думы от 19.06.2008 года № 190-П утверждены Правила благоустройства территорий городского округа г. Воронеж, которые устанавливают единые и обязательные для исполнения требования в сфере благоустройства, направленные на обеспечение и повышение комфортности условий проживания граждан, поддержание и улучшение санитарного и эстетического состояния территории.

Согласно п. 2.3 Правил объекты благоустройства - территории различного функционального назначения, на которых осуществляется деятельность по благоустройству, в том числе:

- придомовые (дворовые) территории многоквартирных домов;

- общественные территории;

- территории индивидуальной жилой застройки;

- обособленные территории, в том числе территории, находящиеся в собственности (пользовании) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

- территории рекреационного назначения.

Пунктом 9.1.7. Правил предусмотрено, что организация работ по удалению с фасада здания (сооружения) самовольно произведенных надписей, а также самовольно размещенной информационно-печатной продукции, информационных элементов и устройств фасадов зданий (сооружений) возлагается на лиц, выполнивших надписи, разместивших указанную продукцию, информационные элементы и устройства фасадов зданий (сооружений), а в случае если установить указанных лиц не представляется возможным - на собственников, владельцев здания (сооружения) либо на лиц, эксплуатирующих и обслуживающих данные объекты.

Объекты благоустройства должны содержаться в чистоте и надлежащем исправном состоянии (п. 11.1 Правил).

В силу п. 11.6.9. Правил в целях обеспечения чистоты и порядка на территории городского округа город Воронеж запрещается самовольное нанесение надписей и (или) графических изображений на здания, строения, временные сооружения, покрытия, ограждения и т.д.

Удаление надписей и графических изображений осуществляют лица, эксплуатирующие и обслуживающие здания, строения, временные сооружения, покрытия, ограждения или пользователи земельных участков, на которых расположены вышеуказанные объекты.

Согласно абз. 4 п. 11.7 Правил очистку от афиш, объявлений, листовок, плакатов и других материалов информационного и агитационного характера опор электротранспорта, уличного освещения, стен зданий, ограждений и других сооружений осуществляют лица, эксплуатирующие и обслуживающие данные объекты или пользователи земельных участков, на которых расположены вышеуказанные объекты.

В силу ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1.КоАП РФ).

Согласно ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

В соответствии со ст. 39 Жилищного кодекса РФ правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством РФ.

В силу п. 42 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.

В соответствии с Правилами благоустройства ответственность за ненадлежащее техническое и эстетическое состояние несут лица, эксплуатирующие и обслуживающие здания.

Согласно сведениям ГИС ЖКХ многоквартирный дом, расположенный по адресу: г.Воронеж, Бульвар Победы, 7 обслуживается управляющей компанией ООО «ВГЕУК», в связи с чем на юридическое лицо возлагается обязанность по соблюдению Правил благоустройства территорий городского округа город Воронеж.

Факт наличия нанесенных надписей и расклеенных объявлений на фасаде многоквартирного дома по адресу: г. Воронеж, Бульвар Победы, 7 подтверждается представленными в материалы дела актом непосредственного обнаружения от 04.08.2021 года с приложением фототаблицы, протоколом № 039287 об административном правонарушении.

Таким образом, материалами дела подтверждается факт нарушения ООО «ВГЕУК» требований абз. 2 п. 11.6.9., абз. 4 п. 11.7 Правил благоустройства.

Доводы жалобы о проведении должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, муниципального контроля с грубым нарушением порядка его проведения являются несостоятельными.

Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации (далее - государственный контроль (надзор), муниципальный контроль) понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений.

В силу ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся производство и исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях.

Из материалов дела следует, что проверка, о которой говорится в вышеупомянутом законе, в отношении общества не проводилась. Вменяемое обществу правонарушение было выявлено в ходе мониторинга территории Коминтерновского района городского округа г. Воронеж, на которое действие названного закона не распространяется.

Процессуальных нарушений со стороны административного органа при рассмотрении дела об административном правонарушении судом не установлено и обществом не заявлено.

ООО «ВГЕУК» не представило доказательств, свидетельствующих о том, что им принимались все зависящие от него меры по соблюдению требований действующего законодательства, Правил благоустройства территории муниципального образования.

Приложенные к жалобе акт обследования фасада и придомовой территории многоквартирного дома № 7 по ул. Бульвар Победы г. Воронежа от 04.08.2021 года и фотоматериалы таковыми не являются, поскольку из представленных материалов невозможно установить точное время их составления и производства фотосъемки.

Действия ООО «ВГЕУК» правильно квалифицированы по ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области».

Постановление о привлечении ООО «ВГЕУК» к административной ответственности за совершение указанного административного правонарушения, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.

В рассматриваемом случае имеет место несоблюдение юридическим лицом муниципальных нормативных правовых актов, что нарушает интересы граждан. Необходимо принимать во внимание, что существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться не только в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, но и в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям, установленных законодательством Российской Федерации. Назначенное обществу административное наказание согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности. Наказание определено в пределах санкции ст. 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 № 74-ОЗ, в соответствии с требованиями статей 3.5, 4.1 КоАП РФ в виде штрафа в минимальном размере и не является максимальной мерой данного вида наказания.

При таких обстоятельствах вынесенное по делу постановление является законным и обоснованным, основания для его отмены или изменения отсутствуют, как и основания для удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 30.2–30.8 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Постановление административной комиссии при управе Коминтерновского района городского округа г. Воронеж по делу № 423/2021 от 22.09.2021 года о назначении административного наказания в отношении общества с ограниченной ответственностью «ВГЕУК» по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 33.1 Закона Воронежской области от 31.12.2003 года № 74-ОЗ «Об административных правонарушениях на территории Воронежской области» оставить без изменения, жалобу общества с ограниченной ответственностью «ВГЕУК» без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.

Судья: подпись Л.В. Анисимова

1версия для печатиДело № 12-20/2022 (12-473/2021;) (Решение)