ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2022 от 13.01.2022 Старооскольского городского суда (Белгородская область)

УИД: 31MS0-86

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

<адрес> 13 января 2022 года

<адрес>

Судья Старооскольского городского суда <адрес> Левченко В.Ю.,

с участием представителей лица, привлеченного к административной ответственности ОАО «Аэропорт Старый Оскол», - генерального директора ФИО4, представителя по доверенности от ДД.ММ.ГГГГФИО2,

в отсутствие представителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), извещенного о дате, времени и месте заседания надлежащим образом,

рассмотрев жалобу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) на постановление мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ было прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренного ч.1 ст.19.5 КоАП РФ, в отношении ОАО «Аэропорт Старый Оскол» в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Не согласившись с названным постановлением, представитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, обратилась в Старооскольский городской суд <адрес> с жалобой на указанное постановление мирового судьи.

В обоснование своих доводов представитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта указывает на то, что при рассмотрении дела мировым судьёй допущены процессуальные нарушения, поскольку дело было рассмотрено в отсутствие представителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, не извещённого о времени и месте судебного заседания, отмечает о незаконности оспариваемого постановления, как принятого на основании несуществующего нормативно-правового акта, а так же в отсутствие надлежащей проверки подлинности документов, подтверждающих наличие сертификата поставщика (составителя) исходных аэронавигационных данных, исходной аэронавигационной информации, аэронавигационных данных.

В судебное заседание представитель Федеральной службы по надзору в сфере транспорта не явился, извещён надлежащим образом.

В судебное заседание явились генеральный директор ОАО «Аэропорт Старый Оскол» ФИО4, представитель ОАО «Аэропорт Старый Оскол» по доверенности от ДД.ММ.ГГГГФИО5, которые выразили несогласие с доводами жалобы представителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по основаниям, изложенным в письменной позиции, представленной в материалы дела.

Выслушав представителей ОАО «Аэропорт Старый Оскол», изучив доводы жалобы и материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.

Часть 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, других органов и должностных лиц, осуществляющих производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Следовательно, по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выяснению подлежит, в частности, законность предписания, за невыполнение которого в отношении лица возбуждено производство по делу об административном правонарушении.

Проверка законности предписания подразумевает правовую оценку предписания на предмет соответствия требованиям действующего законодательства его формы, порядка принятия, а так же содержания данного документа.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения УГАН НОТБ ЦФО Ространснадзора от ДД.ММ.ГГГГ №ВЦ 1.6-349-р (уфс) должностными лицами Федеральной службы по надзору в сфере транспорта проведена внеплановая проверка ОАО «Аэропорт Старый Оскол» по выполнению требований воздушного законодательства Российской Федерации, по итогам которой в отношении ОАО «Аэропорт Старый Оскол» выдано предписание об устранении нарушений законодательства .7.3-1 от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно названного предписания, ОАО «Аэропорт Старый Оскол» надлежало исполнить следующие действия:

- пункт 1: устранить нарушения требований пункта 70 Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (Далее – ФАП ), выразившиеся в том, что при эксплуатации оборудования АРП-75 (Е 523) заводской и ДРЛ-7СМ заводской невозможно определить высоту полёта воздушного судна, чем не выполняется требование по обеспечению вертикального эшелонирования;

- пункт 2: устранить нарушения требований пункта 27 Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации, утверждённого приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – приказ ), выразившиеся в том, что не представлен сертификат соответствия поставщика (составителя) исходных аэронавигационных данных, исходной аэронавигационной информации, аэронавигационных данных;

- пункт 3: устранить нарушение требований пункта 3.12 Федеральных авиационных правил «Радиотехническое обеспечение полётов и авиационная электросвязь в Российской Федерации», утверждённых приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (далее – ФАП ), выразившееся в том, что оборудование радиосвязи – радиостанции «Баклан-РН», установленной на КДП: , , , используемых для непосредственного УВД, не имеют сертификата типа оборудования.

По мнению Федеральной службы по надзору в сфере транспорта пункты 1 и 2 названного предписания исполнены не были, в связи с чем в отношении ОАО «Аэропорт Старый Оскол» ДД.ММ.ГГГГ в 15ч. 00 мин. был составлен протокол .8.2-244 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.

Исходя из содержания названного протокола, правонарушение выразилось в неисполнении ОАО «Аэропорт Старый Оскол» пункта 1 предписания, согласно которого предписано устранить нарушения требований пункта 70 Федеральных авиационных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в том, что при эксплуатации оборудования АРП-75 (Е 523) заводской и ДРЛ-7СМ заводской невозможно определить высоту полёта воздушного судна, чем не выполняется требование по обеспечению вертикального эшелонирования; а так же пункта 2 предписания, которым предписано устранить нарушения требований пункта 27 Порядка разработки и правил предоставления аэронавигационной информации, утверждённого приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ, выразившиеся в том, что не представлен сертификат соответствия поставщика (составителя) исходных аэронавигационных данных, исходной аэронавигационной информации, аэронавигационных данных.

Согласно п. 70 ФАП в районе контролируемого аэродрома, в зоне аэродромного диспетчерского обслуживания, в зоне диспетчерского обслуживания подхода и в зонах ожидания вертикальное эшелонирование устанавливается независимо от направления полета воздушного судна.

В силу пункта 2 ФАП вертикальное эшелонирование - это рассредоточение пилотируемых воздушных судов по высоте на установленные интервалы, выражаемые в величинах абсолютной (относительной) высоты при полетах на высоте перехода и ниже и через эшелоны полета при полетах на эшелоне перехода и выше.

Согласно п. 68 ФАП , в воздушном пространстве устанавливаются минимальные интервалы вертикального эшелонирования:

а) до эшелона полета 290 - 300 м;

б) от эшелона полета 290 до эшелона полета 410:

300 м - между воздушными судами, допущенными к полетам с применением RVSM;

600 м:

между государственными и экспериментальными воздушными судами, не допущенными к полетам с применением RVSM, и любыми другими воздушными судами;

между государственными и экспериментальными воздушными судами, выполняющими полет в составе группы, и любыми другими воздушными судами;

между воздушным судном, внезапное ухудшение работы оборудования которого не обеспечивает выдерживания заданного эшелона полета, и любыми другими воздушными судами;

между воздушным судном, попавшим в зону сильной турбулентности, вызванной метеорологическими условиями или спутным следом, непосредственно влияющей на способность воздушного судна выдерживать заданный эшелон полета, и любыми другими воздушными судами;

между воздушным судном, выполняющим полет с отказавшей радиосвязью, и любыми другими воздушными судами.

Вход в воздушное пространство от эшелона полета 290 до эшелона полета 410 воздушным судам (кроме государственных и экспериментальных воздушных судов), не допущенных к полетам с применением RVSM, запрещен. Требования к эксплуатантам и оборудованию воздушных судов для получения допуска к полетам с применением RVSM, а также порядок контроля за характеристиками выдерживания высоты воздушными судами (мониторинг) устанавливается Министерством транспорта Российской Федерации. Допуск эксплуатантов и воздушных судов гражданской, государственной и экспериментальной авиации к полетам с применением RVSM осуществляется соответственно Федеральным агентством воздушного транспорта, Министерством обороны Российской Федерации, а также Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

Пунктом 69 ФАП предусмотрено, что вертикальное эшелонирование воздушных судов в воздушном пространстве Российской Федерации осуществляется по полукруговой системе относительно истинного меридиана согласно приложению к ФАП .

Таким образом, вертикальное эшелонирование установлено на всей территории Российской Федерации постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации». Как верно указано судом первой инстанции, в районе аэродрома Старый Оскол вертикальное эшелонирование устанавливается в соответствии с ФАП , что подтверждается ответом филиала «МЦ АУВД» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД», в зону ответственности которого входит воздушное пространство, в том числе, над территорией Белгородской, Курской, Воронежской областей.

Так же необходимо отметить, что пункт 70 ФАП , неисполнение которого вменяется в вину ОАО «Аэропорт Старый Оскол», не содержит требования о необходимости определения высоты воздушного судна именно с использованием электронного оборудования, такого как аэродромный радиопеленгатор (АРП-75) и диспетчерский радиолокатор (ДРЛ-7СМ).

В силу пункта 2 ФАП органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) - оперативные органы Единой системы, органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) пользователей воздушного пространства, операторов аэродромов гражданской авиации, не включенных в состав аэропортов федерального значения, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации в соответствии со статьей 40 Воздушного кодекса Российской Федерации, а также операторов вертодромов гражданской авиации.

ОАО «Аэропорт Старый Оскол» является оператором аэродрома гражданской авиации, в связи с чем его диспетчерская служба относится к органам обслуживания воздушного движения (орган ОВД).

Согласно пункта 134 ФАП , организация воздушного движения осуществляется в соответствии с Федеральными авиационными правилами, утвержденными приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ (Далее – ФАП ).

В соответствии с пунктом ДД.ММ.ГГГГ ФАП , орган ОВД, осуществляющий диспетчерское обслуживание, должен располагать информацией о предполагаемом движении каждого воздушного судна или его изменениях, а также последней информацией о фактическом ходе полета каждого воздушного судна, в соответствии с которой, в частности, принимает решения по обеспечению установленных интервалов эшелонирования и предотвращению столкновений воздушных судов в воздухе и на земле.

В силу пункта ДД.ММ.ГГГГ ФАП , руководящий состав органов ОВД разрабатывает технологии работы диспетчеров на конкретных диспетчерских пунктах (секторах), рабочих местах диспетчеров на основе положений настоящих Правил с учетом местных условий и местных особенностей обслуживания воздушного движения, методик использования соответствующих технических средств и возможности обмена данными о движении воздушных судов в режиме реального времени. При наличии на рабочем месте диспетчера электронных средств процедурного контроля за движением воздушных судов технология работы диспетчера разрабатывается с учетом технических условий на данное оборудование. Структурная схема построения технологии работы диспетчеров должна содержать следующие основные разделы: общие положения; подготовка к дежурству и прием дежурства; рубежи приема/передачи обслуживания воздушного движения; порядок координации и взаимодействия со смежными органами ОВД, диспетчерскими пунктами (секторами); особенности обслуживания воздушного движения; особенности обслуживания воздушного движения при полетах в особых условиях и особых случаях в полете; необходимые приложения.

Таким образом, ни ФАП , ни ФАП не содержат обязательных источников получения информации о движении воздушных судов, а предписывает органу ОВД определить особенности обслуживания воздушного движения специальным документом - технологией работы диспетчера.

Во исполнение указанных требований законодательства в ОАО «Аэропорт Старый Оскол» утверждена технология работы диспетчера командно-диспетчерского пункта (КДП), в соответствии с пунктами ДД.ММ.ГГГГДД.ММ.ГГГГ которой вертикальное эшелонирование в районе аэродрома обеспечивается диспетчером КДП исходя из докладов экипажей воздушных судов, находящихся в районе аэродрома, с использованием средств связи без использования электронного оборудования, обеспечивающего контроль за движением воздушных судов.

Таким образом, вывод Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о неисполнении ОАО «Аэропорт Старый Оскол» требований пункта 70 ФАП не основан на положениях действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.

То, обстоятельство, что в мотивировочной части постановления мирового судьи указана дата постановления Правительства РФ как «от 11.03.0201» является явной технической ошибкой (опиской), которая не влияет на сущность изложенных в постановлении выводов и может быть устранена судьей в соответствии с положениями ст. 29.12.1 КоАП РФ.

Согласно пункта 27 приказа орган аэронавигационной информации, поставщики (составители) исходных аэронавигационных данных, исходной аэронавигационной информации применительно к процессу обработки аэронавигационной информации, аэронавигационных данных внедряют и совершенствуют систему управления качеством в соответствии с требованиями стандартов гарантии качества серии 9000 Международной организации по стандартизации (ИСО) и должны быть сертифицированы.

В силу пункта 2 ФАП аэронавигационные данные - это сведения об аэродромах, аэроузлах, элементах структуры воздушного пространства и средствах радиотехнического обеспечения, необходимые для организации и выполнения полетов. Аэронавигационная информация - это информация, полученная в результате подборки, анализа и форматирования аэронавигационных данных.

Согласно абзаца 10 пункта 5 приказа поставщиками аэронавигационной информации, аэронавигационных данных являются организации, осуществляющие деятельность в области обработки официальных аэронавигационных данных, официальной аэронавигационной информации и предоставления аэронавигационной информации, аэронавигационных данных.

При этом, приказ разделяет понятия и обязанности «поставщика аэронавигационной информации, аэронавигационных данных» и «оператора аэродрома».

В силу ч. 2 ст. 49 Воздушного кодекса РФ, а так же в силу абзаца 5 пункта 5 приказа , оператором аэродрома является лицо владеющее аэродромом гражданской авиации или вертодромом гражданской авиации на праве собственности, на условиях аренды или на ином законном основании и эксплуатирующее такой аэродром или такой вертодром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

ОАО «Аэропорт Старый Оскол» не относится к категории «поставщик (составитель) исходных аэронавигационных данных, исходной аэронавигационной информации, а является оператором аэродрома Старый Оскол, поскольку владеет на праве собственности аэродромом гражданской авиации и эксплуатирует такой аэродром в целях обеспечения взлета, посадки, руления и стоянки гражданских воздушных судов.

Вместе с тем, в ходе рассмотрения дела судом установлено и подтверждается материалами дела, что в целях получения аэронавигационных данных, аэронавигационной информации ОАО «Аэропорт Старый Оскол» заключило с ООО «МОС ЦАИ» договор .509973 от ДД.ММ.ГГГГ о выполнении работ по разработке схем маневрирования в районе аэродрома Старый Оскол, оригинал которого был исследован в судебном заседании и копия которого имеется в материалах дела. При этом ООО «МОС ЦАИ» имеет сертификат соответствия.

У суда не имеется оснований полагать о том, что названный договор и сертификат соответствии ООО «МОС ЦАИ» отсутствовал на момент проведения проверки, по результатам которой было вынесено предписание, поскольку исходя из имеющихся в материалах дела документов следует, что ОАО «Аэропорт Старый Оскол» заключило с ООО «МОС ЦАИ» договор .509973 от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведения электронного аукциона в рамках исполнения положений ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от ДД.ММ.ГГГГ N 223-ФЗ. Документация о проведении электронного аукциона была утверждена ДД.ММ.ГГГГ. В рамках проведения названного аукциона от ООО «МОС ЦАИ» была представлена заявка от ДД.ММ.ГГГГ на участие в электронном аукционе, согласно перечня приложенных документов к заявке был приложен сертификат соответствия. Так же, ООО «МОС ЦАИ» в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. сообщило о том, что в составе своей заявки на участие в электронном аукционе на право заключения договора на выполнение работ по разработке схем маневрирования в районе аэродрома Старый Оскол (номер извещения в ЕИС ) представило все необходимые документы для участия в закупке, в том числе заверенную копию сертификата соответствия.

Является не состоятельным довод жалобы о том, что мировым судьёй, в нарушение требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие представителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, не извещённого надлежащим образом.

Согласно ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

Перечень лиц, участвующих в деле, поименован в ст.ст. 25.1 – 25.11 КоАП РФ, к которым лицо, составившее протокол, не относится.

Данный вывод согласуется с пунктом 10 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которого поскольку должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, а также органы и должностные лица, вынесшие постановление по делу об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ, они не вправе заявлять ходатайства, отводы. Вместе с тем при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.

Таким образом, вызов в суд должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, является правом суда. В связи с чем, отсутствие должностных лиц, составивших протокол об административном правонарушении, при рассмотрении дела об административном правонарушении не является нарушением, не влечёт ущемление процессуальных прав указанных лиц и отмену оспариваемого постановления.

Вместе с тем, в адрес Федеральной службы по надзору в сфере транспорта по средством электронной почты судом направлялись уведомления ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается материалами дела (л.д. 40, л.д. 56). В свою очередь, от Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с адреса электронной почты, на который судом направлялось извещение о времени и месте рассмотрения дела, поступило ходатайство от ДД.ММ.ГГГГ исх.№ДД.ММ.ГГГГ-1545 о рассмотрении дела без участия представителя Ространснадзора (л.д.54).

Таким образом, материалами дела подтверждается факт надлежащего извещения Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о времени и месте рассмотрения дела.

Принимая во внимание вышеизложенное, оснований для отмены либо изменения обжалуемого постановления по делу об административном правонарушении не имеется.

Руководствуясь ст.ст.30.5-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ОАО «Аэропорт Старый Оскол» в связи с отсутствием состава административного правонарушения оставить без изменения, жалобу представителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО3, действующей на основании доверенности, – без удовлетворения.

Решение суда вступает в законную силу со дня его вынесения.

Вступившее в законную силу решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в порядке, предусмотренном ст. 30.12 КоАП РФ, путём подачи жалобы в Первый кассационный суд общей юрисдикции (<адрес>, <адрес>).

Судья В.Ю. Левченко

Решение23.01.2022