ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2022 от 15.03.2022 Свердловского районного суда (Орловская область)

Дело № 12-20/2022

Р Е Ш Е Н И Е

п. Змиёвка 15 марта 2022 года

Судья Свердловского районного суда Орловской области Белозерцева В.Р.,

с участием:

помощника прокурора Свердловского района Орловской области Блохина В.О.,

лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - ФИО2,

защитников Савельевой М.П. и Голубович И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Свердловского районного суда Орловской области протест прокурора Свердловского района Орловской области на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Свердловского района Орловской области – мирового судьи судебного участка Глазуновского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении председателя правления Торгового потребительского кооператива «ТоргЦентр» ФИО1,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Свердловского района Орловской области - мирового судьи судебного участка Глазуновского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), в отношении председателя правления Торгового потребительского кооператива «ТоргЦентр» (далее – ТПК «ТоргЦентр») ФИО2 прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием события административного правонарушения.

<адрес> на указанное постановление подан протест в суд, в котором он просит постановление от ДД.ММ.ГГГГ изменить, производство по делу прекратить на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.

В обосновании протеста прокурор ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения требований законодательства Российской Федерации о лекарственном обеспечении граждан и лицензировании отдельных видов деятельности в аптеке Торгового потребительского кооператива «ТоргЦентр» (далее по тексту – ТПК «ТоргЦентр»). В результате проверки установлено, что председатель правления ТПК «ТоргЦентр» ФИО2, будучи должностным лицом - руководителем организации, деятельность которой непосредственно связана с розничной торговлей лекарственными препаратами, не имеет высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее трех лет, что является грубым нарушением лицензионных требований и условий осуществления фармацевтической деятельности, предусмотренных подпунктом «а» пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности. Считает вывод мирового судьи об отсутствии события административного правонарушения ошибочным, поскольку аптека ТПК «ТоргЦентр» не является ни самостоятельным юридическим лицом, ни обособленным подразделением юридического лица, в связи с чем заведующая аптекой ТПК «ТоргЦентр» не является руководителем организации по смыслу подпункта «а» пункта 5 Положения о лицензировании.

В судебном заседании помощник прокурора Свердловского района Орловской области Блохин В.О. протест прокурора поддержал по основаниям, изложенным в нем.

ФИО2, ее защитники Савельева М.П. и Голубович И.В. в судебном заседании сочли постановление мирового судьи законным и обоснованным, полагали, что оснований для его изменения не имеется, просили протест прокурора оставить без удовлетворения, приведя доводы о том, что ФИО2 является руководителем всего ТПК «ТоргЦентр», который осуществляет несколько видов деятельности, в том числе торговлю одеждой, мебелью, хозтоварами, цветами. Розничная продажа лекарств является дополнительным видом деятельности ТПК «ТоргЦентр», и осуществляет общее руководство предприятием, выполняет административные функции. Аптека является структурным подразделением кооператива. Руководство аптекой осуществляет непосредственно заведующая аптекой ФИО3, в обязанности которой входит руководство деятельностью фармацевтической организацией, организация работы коллектива, подбор кадров, контроль за выполнением работниками приказов и распоряжений организация финансово-хозяйственной деятельности, закупка лекарственных препаратов.

Проверив доводы протеста, законность и обоснованность обжалуемого постановления, заслушав помощника прокурора Блохина В.О., ФИО2 и ее защитников, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.

Согласно статьям 1.5, 2.1, 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в рамках административного производства подлежит выяснению вопрос о виновности лица в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации.

В частности, статья 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей. Под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В примечании к статье 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Согласно части 11 статьи 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера; человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

Согласно подпункту "и" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ "О лицензировании фармацевтической деятельности", лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать такому лицензионному требованию, как наличие у руководителя организации, деятельность которого непосредственно связана с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением (за исключением медицинских организаций):

- для осуществления фармацевтической деятельности в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения - высшего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 3 лет либо среднего фармацевтического образования и стажа работы по специальности не менее 5 лет, сертификата специалиста.

В соответствии с пунктом 2.1. раздела II "Фармацевтические работники" Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от ДД.ММ.ГГГГн "Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников" (Зарегистрировано в Минюсте России ДД.ММ.ГГГГ N 27723), к должностям руководителей относятся: директор (заведующий, начальник) аптечной организации, заместитель директора (заведующего, начальника) аптечной организации, заведующий складом организации оптовой торговли лекарственными средствами; заведующий медицинским складом мобилизационного резерва, заместитель заведующего складом организации оптовой торговли лекарственными средствами, заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела) аптечной организации.

В соответствии с пунктом 14 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", фармацевтический работник - физическое лицо, которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка.

Системное толкование вышеуказанных правовых актов, регулирующих фармацевтическую деятельность, позволяет судье сделать вывод о том, что под руководителем организации понимается не лицо, являющееся председателем исполнительного органа кооператива, а заведующий аптечной организации.

ФИО2 является председателем правления ТПК «ТоргЦентр» и в этом качестве действует от имени кооператива без доверенности, в том числе осуществляет полномочия, предусмотренные п. 11.4 Устава ТПК «ТоргЦентр», то есть осуществляет общее руководство деятельностью кооператива, для чего не требуется специальных познаний в области фармацевтической деятельности.

При этом в подпункте "и" пункта 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности специально указано на непосредственную связь деятельности руководителя с оптовой торговлей лекарственными средствами, их хранением, перевозкой и (или) розничной торговлей лекарственными препаратами, их отпуском, хранением, перевозкой и изготовлением.

При рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении ФИО2 установлено, что ДД.ММ.ГГГГ ТПК «ТоргЦентр» выдана лицензия на осуществление фармацевтической деятельности в аптеке по адресу: <адрес>. При этом на момент выдачи ТПК «ТоргЦентр» лицензии на осуществление фармацевтической деятельности, ФИО2 являлась руководителем названного юридического лица.

Как следует из приказа Департамента здравоохранения Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ «О предоставлении лицензии на осуществление фармацевтической деятельности ТПК «ТоргЦентр», лицензия организации выдана в соответствии со ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ «О лицензировании фармацевтической деятельности», постановлением Правительства Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» и на основании акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно сведениям, содержащимся в трудовой книжке ФИО3, она с ДД.ММ.ГГГГ является заведующей аптекой ТПК «ТоргЦентр» и в соответствии со своей должностной инструкцией осуществляет руководство деятельностью фармацевтической организацией, организация работы коллектива, подпор кадров, контроль за выполнением работниками приказов и распоряжений организации, организация финансово-хозяйственной деятельности аптечной организацией.

В ходе рассмотрения данного дела все фактические обстоятельства по делу были установлены мировым судьей полно и всесторонне, они полностью подтверждаются доказательствами, исследованными в ходе судебного заседания, и получившими правильную оценку в постановлении мирового судьи.

Принимая во внимание совокупность обстоятельств, судья считает, что оснований для изменения постановления мирового судьи, которым производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ в отношении ФИО2 прекращено в связи с отсутствием события административного правонарушения, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка Свердловского района Орловской области – мирового судьи судебного участка Глазуновского района Орловской области от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, а протест прокурора Свердловского района Орловской области - без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано в порядке, установленном статьями 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в Первый кассационный суд общей юрисдикции.

Судья В.Р. Белозерцева