ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2022 от 21.02.2022 Усть-абаканского районного суда (Республика Хакасия)

Дело № 12-20/2022

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

рп. Усть-Абакан Республики Хакасия 21 февраля 2022 года

Судья Усть-Абаканского районного суда Республики Хакасия Борец С.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу генерального директора Закрытого акционерного общества Золотодобывающая компания «Золотая звезда» (сокращенно ЗАО «ЗДК «Золотая звезда») ФИО1 на постановление вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Республике Хакасия от ***, в отношении юридического лица- ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12. ст.8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ( далее КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Хакасия от ***, юридическое лицо - ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 ст. 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 200000 рублей, по факту бездействия ЗАО ЗДК «Золотая звезда», выразившегося в не проведении инвентаризации объекта размещения отходов - отвала вскрышных пород «Восточный», не направлении Характеристики по объекту размещения отходов - отвала вскрышных пород «Восточный», оформленной в соответствии с требованиями Правил инвентаризации объектов размещения отходов.

Представитель юридического лица - ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» генеральный директор ФИО1, не согласившись с постановлением по делу об административном правонарушении, подал жалобу, указывая, что с вынесенным постановлением не согласны, полагает его незаконным и необоснованным. Инвентаризация отвала Восточный не проведена по причине полной приостановки, отсутствия ведения горных работ с *** года и консервации объекта *** В соответствии с п.3 Приказа от ****** «Об утверждении Правил инвентаризации объектов размещения отходов, действие настоящих Правил не распространяется на объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации ( в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком. Просит восстановить срок на обжалование постановления от ***, постановление отменить, производство по делу прекратить.

В судебное заседание представители ЗАО «ЗДК «Золотая звезда», административного органа не явились, заявили о рассмотрении жалобы в их отсутствие.

Ознакомившись с доводами жалобы, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В силу положений ч. 2 ст. 30.3 КоАП РФ в случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Об отклонении ходатайства о восстановлении срока обжалования постановления по делу об административном правонарушении выносится определение (ч. 4 ст. 30.3 КоАП РФ).

Поскольку законодатель не установил каких-либо критериев для определения уважительности причин пропуска срока на обжалование, то данный вопрос решается судьей с учетом обстоятельств дела.

Как следует из материалов дела, первоначально заявитель обратился в Арбитражный суд РХ, определением от ***. заявление было возвращено с разъяснением права на обращение в суд общей юрисдикции*** генеральный директор ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» ФИО1 обратился в Усть-Абаканский районный суд с данной жалобой. При таких обстоятельствах, судья, считает возможным удовлетворить ходатайство о восстановлении срока для обжалования постановления.

В соответствии с положениями части 12 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по проведению инвентаризации объектов размещения отходов производства и потребления, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.

Как следует из содержания постановления № ***. должностного лица, правонарушения выявлены в период проведения плановой выездной проверки с *** по ***, проведенной на основании решения о проведении плановой выездной проверки от ******-р/п, решения о внесении изменений в решение Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора о проведении плановой выездной проверки от ******-р/п от ******-р/... отражены в акте проверки от ******. При осуществлении производственно-хозяйственной деятельности ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» эксплуатирует здания, строения, сооружения, оборудование, которые являются источниками образования отходов производства и потребления.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» хранение отходов – складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; объекты размещения отходов – специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов; объекты хранения отходов - специально оборудованные сооружения, которые обустроены в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначены для долгосрочного складирования отходов в целях их последующих утилизации, обезвреживания, захоронения.

На основании п. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации (п. 3 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяет Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Согласно ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию объектов размещения отходов в соответствии с правилами инвентаризации объектов размещения отходов, определяемыми федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Правила инвентаризации объектов размещения отходов (далее – Правила инвентаризации ОРО) утверждены приказом Минприроды России от 25 февраля 2010 г. № 49.

В силу п. 2 Правил инвентаризации ОРО правила предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы).

В соответствии с п. 4. Правил инвентаризации ОРО инвентаризация объектов размещения отходов проводится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, эксплуатирующими эти объекты, не реже одного раза в пять лет.

Согласно п. 6 Правил инвентаризации ОРО по завершению сбора и обработки информации об инвентаризации объектов размещения отходов на каждый объект размещения отходов составляется характеристика объекта размещения отходов, оформляемая в двух экземплярах согласно приложению к настоящим Правилам.

Один экземпляр характеристики объекта размещения отходов хранится у юридического лица и индивидуального предпринимателя, эксплуатирующего данный объект размещения отходов.

Второй экземпляр характеристики объекта размещения отходов в уведомительном порядке направляется юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем, эксплуатирующим данный объект размещения отходов, почтовым отправлением и (или) с использованием электронных средств связи в территориальный орган Росприроднадзора по месту нахождения объекта размещения отходов.

Информация, содержащаяся в характеристиках объектов размещения отходов, составляемых по результатам проведения инвентаризации объектов размещения отходов, используется Росприроднадзором и территориальными органами Росприроднадзора: для включения конкретных объектов размещения отходов в государственный реестр объектов размещения отходов; при принятии решений об утверждении лимитов на размещение отходов; в иных целях регулирования деятельности по обращению с отходами (п. 7 Правил инвентаризации ОРО).

Согласно проектной документации «*** г. вскрышные породы автомобильным транспортом вывозились для складирования во внешний отвал, размещаемый на север от карьера. На основании проектной документации «*** г., акта о консервации карьера «***» от *** карьер «***» законсервирован (запись в реестре Енисейского Управления Ростехнадзора ***).

Инвентаризация объекта размещения отходов отвала вскрышных пород «***» проведена в *** году. Согласно характеристике объекта размещения отходов, назначение ОРО: хранение отходов, ввод объекта в эксплуатацию: *** год, вместимость ОРО: *** т), размещено всего: *** т), основные виды отходов, размещаемые на ОРО: скальные вскрышные породы.

Инвентаризация объекта размещения отходов отвала вскрышных пород «***» ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» не проведена, Характеристика по объекту размещения отходов - отвала вскрышных пород «***», в адрес Управления не поступала. Нарушены требования абз. 7 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от ******.Место совершения административного правонарушения: ...». Время совершения административного правонарушения: время выявления ***.

Основанием для привлечения ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» к административной ответственности по настоящему делу послужили выводы должностного лица о том, что ЗАО ЗДК «Золотая звезда» своим бездействием, выразившимся в не проведении инвентаризации объекта размещения отходов - отвала вскрышных пород «***», не направлении Характеристики по объекту размещения отходов - отвала вскрышных пород «Восточный», оформленной в соответствии с требованиями Правил инвентаризации объектов размещения отходов, совершило административное правонарушение, ответственность за совершение, которого предусмотрена ч.12 ст. 8.2 КоАП РФ.

Установив указанные обстоятельства, должностное лицо вынесло постановление о признании ЗАО ЗДК «Золотая звезда» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 8.2 КоАП РФ, и назначило обществу административное наказание в виде административного штрафа в размере двухсот тысяч рублей.

По результатам проверки ЗАО ЗДК «Золотая звезда» ***, в ходе исполнения которого в распоряжение административного органа была представлена информация о консервации помимо самого карьера «***» так же отвала карьера ... ( отвал является объектом размещения отходов) было выдано предписание об устранении.

В соответствии с п. 1 и 2 Правил инвентаризации объектов размещения отходов указанные Правила устанавливают порядок сбора, составления и оформления информации о находящихся в эксплуатации объектах хранения отходов и объектах захоронения отходов и предназначены для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые эксплуатируют объекты размещения отходов (собственники, пользователи, владельцы, арендаторы), для Росприроднадзора и для территориальных органов Росприроднадзора.

При этом, в силу требований п. 3 Правил инвентаризации объектов размещения отходов действие указанных Правил не распространяется в том числе на объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком.

Аналогичные требования содержатся в п. 17 Порядка ведения государственного кадастра отходов, утв. Приказом Минприроды РФ от 30.09.2011 N 792, вступающим в силу с 01.08.2014, в соответствии с которым не подлежат включению в государственный реестр объектов размещения отходов (далее - ГРОРО) в том числе объекты размещения отходов, выведенные из эксплуатации (в том числе рекультивированные или законсервированные) в соответствии с установленным порядком.

Из пояснения по жалобе представителя административного органа ФИО2, действующего на основании доверенности, следует, что при установлении данных обстоятельств, административный орган пришел к выводу, на момент вынесения оспариваемого постановления у ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» отсутствовала обязанность по инвентаризации объекта размещения отходов- отвала вскрывшихся пород карьера «Восточный», пункт 5,7,9 предписания снят с контроля, как не подлежащих выполнению.

С учетом изложенного суд приходит к выводу, что факт нарушения ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» требований абз. 7 п. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Правил инвентаризации объектов размещения отходов, утвержденных приказом Минприроды России от 25.02.2010 № 49 не нашел своего подтверждения в ходе рассмотрения дела.

Предоставленными стороной защиты доказательствами подтверждаются доводы об отсутствии в действиях юридического лица состава административного правонарушения.

При вынесении постановления не были приняты меры к установлению всех обстоятельств дела, имеющих значение для правильного разрешения дела. В нарушение принципа презумпции невиновности доводы защиты не опровергнуты.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. 2.9, ст. 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.

При таких обстоятельствах постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, специалиста-эксперта отдела государственного экологического надзора по Республике Хакасия от ***, вынесенное в отношении юридического лица- ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.12. ст.8.2 КоАП РФ, подлежит отмене. Производство по данному делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст. ст. 24.5, п. 3 ч. 1 30.7. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Ходатайство генерального директора ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» ФИО1 удовлетворить, восстановить ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» срок на обжалование постановления *** о привлечении ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» к административной ответственности по ч ч.12. ст.8.2 КоАП РФ.

Жалобу генерального директора ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» ФИО1 удовлетворить.

Постановление, вынесенное *** государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора, специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора по Республике Хакасия о привлечении юридического лица- ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» по ч.12. ст.8.2 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в действиях ЗАО «ЗДК «Золотая звезда» состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения, с подачей жалобы через Усть-Абаканский районный суд Республики Хакасия.

Судья С.М. Борец