ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2022 от 28.09.2022 Верховного Суда Республики Татарстан (Республика Татарстан)

Судья Гафиатуллина Л.Ф. УИД 16RS0006-01-2022-000513-72

Дело № 12-20/2022

Дело № 77-1512/2022

РЕШЕНИЕ

28 сентября 2022 года город Казань

Судья Верховного Суда Республики Татарстан Мавляветдинов И.М., при секретаре судебного заседания Бубновой К.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании жалобу защитника Еремина В.В. на решение судьи Апастовского районного суда Республики Татарстан от 18 июля 2022 года, вынесенное в отношении акционерного общества «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, выслушав защитника Еремина В.В., свидетелей ФИО6 и ФИО7., судья

УСТАНОВИЛ:

постановлением государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10 июня 2022 года № .... акционерное общество «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» (далее по тексту – АО «ЗМК») привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере пяти тысяч рублей.

Защитник Еремин В.В., не согласившись с постановлением, обратился с жалобой в суд.

Решением судьи Апастовского районного суда Республики Татарстан от 18 июля 2022 года постановление оставлено без изменения.

В жалобе, поданной в Верховный Суд Республики Татарстан, защитник просит состоявшиеся по делу акты отменить, производство по делу прекратить.

Жалоба подлежит удовлетворению.

В силу части 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ движение транспортного средства, имеющего разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным,

- влечет наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 31.1 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Закон № 257-ФЗ) движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами.

Согласно статье 2.6.1 КоАП РФ к административной ответственности за административные правонарушения в области дорожного движения и административные правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренные законами субъектов Российской Федерации, совершенные с использованием транспортных средств, в случае фиксации этих административных правонарушений работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи привлекаются собственники (владельцы) транспортных средств.

В соответствии с частью 3 статьи 28.6 КоАП РФ в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 настоящего Кодекса, или административного правонарушения в области благоустройства территории, предусмотренного законом субъекта Российской Федерации, совершенных с использованием транспортного средства либо собственником или иным владельцем земельного участка либо другого объекта недвижимости, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи, либо в случае подтверждения в соответствии с частью 2 статьи 2.6.1 настоящего Кодекса содержащихся в сообщении или заявлении собственника (владельца) транспортного средства данных о том, что в момент фиксации административного правонарушения транспортное средство находилось во владении или в пользовании другого лица, протокол об административном правонарушении не составляется, а постановление по делу об административном правонарушении выносится без участия лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, и оформляется в порядке, предусмотренном статьей 29.10 настоящего Кодекса.

Из материалов дела усматривается, что 3 июня 2022 года в 09:08:05 часов работающим в автоматическом режиме специальным техническим средством – аппаратно-программным комплексом «АвтоУраган-ВСМ2» (идентификатор 1604176), прошедшим метрологическую поверку, было зафиксировано, что на 78 километре + 142 метра автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р 241 «Казань – Буинск» водитель транспортного средства « Грузовой Цистерна» с государственным регистрационным номером ...., принадлежащего АО «ЗМК» и имеющего максимальную массу свыше 12 тонн, в нарушение требований статьи 31.1 Закона № 257-ФЗ двигался по автомобильной дороге общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.

Приведенные данные послужили основанием для вынесения постановления в порядке части 3 статьи 28.6 КоАП РФ о привлечении АО «ЗМК» к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ.

Судья районного суда, оставляя обжалуемое постановление в силе, полагал обоснованным привлечение владельца указанного транспортного средства, которым является АО «ЗМК», к административной ответственности.

Между тем с таким выводом судьи согласиться нельзя.

Порядок взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, включая сроки внесения такой платы, возможность отсрочки ее внесения российскими перевозчиками, собственниками (владельцами) транспортных средств, оборудованных предназначенными для взимания платы бортовыми устройствами или сторонними бортовыми устройствами, а также требования к таким бортовым устройствам и сторонним бортовым устройствам урегулированы Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июня 2013 года № 504 (далее по тексту – Правила).

В силу пункта 3 Правил взимание платы осуществляется с использованием системы взимания платы.

Пункт 4 устанавливает, что оператор, под которым понимается индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, на которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке возложены полномочия по обеспечению функционирования системы взимания платы, осуществляет регистрацию транспортного средства и его собственника (владельца) в реестре системы взимания платы (далее – реестр), представляющим собой информационный регистр, содержащий сведения о транспортных средствах и собственниках (владельцах) транспортных средств.

Реестр ведется оператором в электронном виде.

Регистрация транспортных средств и их собственников (владельцев) в реестре осуществляется в соответствии с пунктами 38-55 настоящих Правил на безвозмездной основе в срок, не превышающий одного рабочего дня со дня получения оператором заявления собственника (владельца) транспортного средства о такой регистрации.

Собственник (владелец) транспортного средства при необходимости указывает в заявлении о регистрации в реестре о намерении использовать бортовое устройство или стороннее бортовое устройство для внесения платы (пункт 5 Правил).

Согласно пункту 87 Правил бортовое устройство предоставляется собственнику (владельцу) транспортного средства, зарегистрированному в реестре, на основании его заявления о намерении использовать бортовое устройство и закрепляется оператором за транспортным средством в соответствии с настоящими Правилами.

Представленные административным органом материалы свидетельствуют о том, что 28 октября 2015 года транспортное средство « Грузовой Цистерна» с государственным регистрационным номером ...., было зарегистрировано обществом ограниченной ответственностью «РТ-Инвест Транспортные Системы» (далее по тексту - ООО «РТИТС») (оператором) в реестре системы взимания платы за владельцем (собственником) АО «ЗМК» (л.д. 30). В этой связи была создана персонифицированная запись собственника (владельца) транспортного средства, личный кабинет собственника (владельца) транспортного средства и открыта расчетная запись № ...., формируемая оператором в отношении собственника (владельца) транспортного средства для учета денежных средств, вносимых собственником (владельцем) транспортного средства оператору, и их перечисления в доход федерального бюджета.

12 октября 2018 года оператор, руководствуясь положениями пунктов 89 и 90 Правил, по договору безвозмездного пользования и оформленному на его основании акту приему-передачи передал АО «ЗМК» для установки на транспортное средство бортовое устройство с заводским номером ...., представляющее собой техническое устройство, позволяющее при помощи технологий спутниковой навигации определять маршрут движения транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (л.д. 31).

По сведениям ООО «РТИТС» на момент фиксации 3 июня 2022 года на 78 км + 142 м автомобильной дороги общего пользования федерального значения Р241 «Казань – Буинск» бортовое устройство № .... не функционировало в штатном режиме, оформленная маршрутная карта отсутствовала. При этом специалистами оператора проведен анализ, на момент повторной проверки начисления по указанному бортовому устройству в период с 3 июня 2022 года по 6 июня 2022 года отсутствуют.

В соответствии с пунктом 7 Правил до начала движения транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения собственник (владелец) такого транспортного средства обеспечивает установку и включение этих устройств на транспортном средстве, а также внесение платы оператору в размере, определенном исходя из протяженности планируемого маршрута движения транспортного средства и размера платы, установленного Правительством Российской Федерации.

При движении транспортного средства, за которым закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения плата рассчитывается посредством системы взимания платы на основании данных, полученных от бортового устройства или стороннего бортового устройства в автоматическом режиме.

В пунктах 106 и 107 Правил отмечено, что собственник (владелец) транспортного средства осуществляет контроль за работоспособностью и сроком службы бортового устройства (стороннего бортового устройства), своевременное информирование оператора о факте неисправности или утраты бортового устройства (стороннего бортового устройства), а также своевременный возврат бортового устройства с истекшим сроком службы.

Если утрата или неисправность бортового устройства или стороннего бортового устройства обнаружена собственником (владельцем) транспортного средства до начала движения, то в целях регистрации факта утраты или неисправности бортового устройства и (или) возврата бортового устройства собственник (владелец) транспортного средства обращается в центр информационной поддержки пользователей.

В случае если неисправность бортового устройства или стороннего бортового устройства обнаружена собственником (владельцем) транспортного средства во время движения, собственником (владельцем) транспортного средства осуществляются следующие действия:

а) продолжение движения до места стоянки;

б) остановка транспортного средства на стоянке;

в) доведение до оператора посредством обращения в колл-центр информации о факте неисправности или утраты бортового устройства или стороннего бортового устройства, а также информации, предусмотренной настоящими Правилами, в том числе информации о пройденном маршруте с неисправным бортовым устройством или сторонним бортовым устройством;

г) оформление маршрутной карты.

В силу пункта 99 Правил при возврате бортового устройства (в том числе для ремонта и (или) технического обслуживания, а также в связи с заменой бортового устройства) собственник (владелец) транспортного средства обращается в центр информационной поддержки пользователей. Оператором и собственником (владельцем) транспортного средства осуществляется подписание акта возврата бортового устройства, форма которого определяется оператором.

Собственник (владелец) транспортного средства осуществляет возврат бортового устройства в полной комплектации, без повреждений корпуса и пломбы (отсутствуют трещины и отверстия в корпусе, нарушения и повреждения пломбы).

Возврат бортового устройства в случае истечения срока его службы допускается в отношении неисправного и (или) некомплектного бортового устройства при условии целостности корпуса и пломбы такого бортового устройства (отсутствуют трещины и отверстия в корпусе, нарушения и повреждения пломбы).

При возврате бортового устройства в неисправном состоянии (за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта), с повреждениями корпуса (имеются трещины и отверстия в корпусе), нарушением или повреждением пломбы оператором проводится экспертиза для установления наличия неисправности и ее причин.

Защитник, отвергая обвинение, выдвинутое против АО «ЗМК», настаивает на том, что бортовое устройство было включено и функционировало в штатном режиме, списание денежных средств в указанный день со счета организации производилось.

В подтверждение своей правовой позиции защитник указывает на детализацию начислений платы по транспортным средствам. Согласно представленным выпискам по состоянию на 3 июня на расчетном счете АО «ЗМК», с которого списываются платежи за проезд по автомобильным дорогам, было 39 449,61 рублей, в этот день списано 6 611,66 рублей, в течение дня от АО «ЗМК» поступило на счет еще 150 000 рублей и по состоянию на 23 часа 59 минут 3 июня 2022 года остаток денежных средств на счету составлял 182 837,95 рублей, тем самым на момент фиксации правонарушения денежные средства для списания оплаты проезда на счету АО «ЗМК» имелись.

Кроме того, в соответствии с информацией, содержащейся в представленной детализации, 3 июня 2022 года за путь, пройденный транспортным средством « Грузовой Цистерна» с государственным регистрационным номером ...., уже списывалась плата в 5 часов 24 минуты, в 6 часов 15 минут, также плата списывалась 2 июня и 4 июня 2022 года, что свидетельствует об исправной работе бортового устройства № .....

Исправность работы бортового устройства на момент фиксации правонарушения в судебном заседании в Верховном Суде Республики Татарстан подтвердили предупрежденные об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по статье 17.9 КоАП РФ инженер по безопасности дорожного движения АО «ЗМК» ФИО1 и механик автомобильной колонны АО «ЗМК» ФИО2

Свидетели ФИО4 и ФИО5 пояснили, что исправность бортового устройства проверяется перед выпуском автомобиля на маршрут, возможность выключения бортового устройства водителем на данном транспортном средстве исключена, поскольку прибор включается при заведенном двигателе и выключается, когда двигатель заглушен, то есть при движении транспортного средства через рамку аппаратно-программного комплекса «АвтоУраган-ВСМ2» бортовое устройство не могло быть выключено. Кроме того, бортовое устройство снабжено аккумуляторной батареей, что позволяет ему работать автономно в случае выключения системы зажигания двигателя.

В подтверждение свидетель ФИО3 продемонстрировал видеозапись, на которой зафиксирован процесс работы бортового устройства на транспортном средстве « Грузовой Цистерна» с государственным регистрационным номером .....

Следует также отметить, что в рассматриваемом случае размер платы за проезд был настолько мал, не более 10 рублей, по сравнению с возможным штрафом в 5 000 рублей за неисполнение обязанности по его оплате, что это обстоятельство также свидетельствует в пользу правомерности действий АО «ЗМК».

При таких обстоятельствах, доводы защитника об отсутствии события правонарушения заслуживают внимания.

В соответствии с частью 4 статьи 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Учитывая, что бесспорных доказательств виновности АО «ЗМК» в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.21.3 КоАП РФ, в ходе рассмотрения дела не добыто, доводы о невиновности АО «ЗМК» не опровергнуты, вынесенные должностным лицом постановление и решение судьи районного суда подлежат отмене, а производство по делу – прекращению на основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых были вынесены постановление и решение.

Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7, статьей 30.9 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 10 июня 2022 года № ...., решение судьи Апастовского районного суда Республики Татарстан от 18 июля 2022 года, вынесенные в отношении акционерного общества «Зеленодольский молочноперерабатывающий комбинат» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить, производство по делу прекратить.

Жалобу защитника Еремина В.В. удовлетворить.

Судья:

Определение10.10.2022