Дело № 12-20/2022
УИД 61MS0169-01-2022-001734-08
мировой судья Тащилина И.И.
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
31 августа 2022 г. ст. Обливская, Ростовская область
Судья Обливского районного суда Ростовской области Михайлова А.Л., рассмотрев жалобу Администрации Обливского района на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Обливского судебного района Ростовской области от 7 июля 2022 г. по делу об административном правонарушении № 5-259/2022 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьей 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), в отношении Администрации Обливского района,
с участием защитника ФИО
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Обливского судебного района Ростовской области от 7 июля 2022 г. Администрация Обливского района привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за то, что в установленный законом срок по 11 мая 2022 г. включительно не уплатила административный штраф в размере 50 000 руб., назначенный постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Обливскому и Советскому районам УФССП России по Ростовской области № 29/22/61066 от 15 февраля 2022 г.
В жалобе, поданной Главой Администрации Обливского района ФИО1, содержится просьба отменить постановление мирового судьи в связи с допущенными мировым судьей нарушениями норм материального и процессуального права.
Податель жалобы сослался на отсутствие у Администрации Обливского района счетов, открытых в учреждениях Банка России или в кредитных организациях, следовательно, как настаивает податель жалобы, при взыскании штрафов с Администрации Обливского района применяется порядок, установленный статьей 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации и предусматривающий направление взыскателем исполнительного документа непосредственно в орган Федерального казначейства.
Как указывает податель жалобы, постановление по делу об административном правонарушении № от 15 февраля 2022 г. не направлялось в орган Федерального казначейства, исполнительное производство по указанному постановлению не возбуждалось, следовательно, по мнению подателя жалобы, Администрация Обливского района не имела возможности в установленный законом срок уплатить административный штраф.
Податель жалобы просит учесть наличие оснований для снижения штрафа в порядке части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, а также обсудить вопрос о возможности назначения Администрации Обливского района административного наказания в виде предупреждения.
В судебном заседании защитник Администрации Обливского района – ФИО доводы жалобы поддержал. Указал, что Администрация Обливского района не уплатила штраф, назначенный постановлением должностного лица ОСП № от 15 февраля 2022 г.
По ходатайству защитника Антонова А.В. к материалам дела приобщены:
- справка Администрации Обливского района от 30 августа 2022 г. № о том, что Обливский район является высокодотационным;
- копия Соглашения № 27д о мерах по социально-экономическому развитию и оздоровлению муниципальных финансов Обливского района от 27 января 2022 г., заключенного между Министерством финансов Ростовской области и Администрацией Обливского района (получатель). Соглашением предусмотрены дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности и оздоровление муниципальных финансов Обливского района.
Изучив жалобу, заслушав защитника Администрации Обливского района, изучив материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ (все нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения Администрации Обливского района к административной ответственности) неуплата административного штрафа в срок, предусмотренный названным Кодексом, влечет наложение административного штрафа в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее одной тысячи рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок до пятидесяти часов.
Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1, 1.3, 1.3-1 и 1.4 настоящей статьи, либо со дня истечения срока отсрочки или срока рассрочки, предусмотренных статьей 31.5 настоящего Кодекса.
Как следует из материалов дела, постановлением врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Обливскому и Советскому районам УФССП России по Ростовской области Ф 15 февраля 2022 г. вынесено постановление по делу об административном правонарушении № в отношении Администрации Обливского района.
Данным постановлением должностного лица ОСП Администрация Обливского района привлечена к административной ответственности по части 2 статьи 17.15 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей (л.д. 4-5).
Копия постановления должностного лица направлена в Администрацию Обливского района, где получена 25 февраля 2022 г. (л.д. 8).
Постановление должностного лица вступило в законную силу 9 марта 2022 г., срок уплаты административного штрафа истек 11 мая 2022 г. (последний день срока).
Отсрочка (рассрочка) исполнения названного постановления о назначении административного наказания не предоставлялись.
К предмету рассмотрения по настоящему делу проверка законности постановления должностного лица от 15 февраля 2022 г. не относится.
9 июня 2022 г. судебный пристав-исполнитель ОСП по Обливскому и Советскому районам УФССП России по Ростовской области ФИО2 известила Администрацию Обливского района о необходимости явки для оформления протокола об административном правонарушении 14 июня 2022 г. к 17 час. 30 мин. по адресу нахождения указанного ОСП, что подтверждается копией требования (л.д. 7), сопроводительным письмом к требованию, с оттиском штампа учета входящей корреспонденции Администрации Обливского района от 9 июня 2022 г. (л.д. 6).
Представитель Администрации Обливского района для оформления протокола не явился.
14 июня 2022 г. судебным приставом-исполнителем вышеназванного ОСП ФИО2 в отношении Администрации Обливского района составлен протокол об административном правонарушении №-АП о неуплате Администрацией Обливского района административного штрафа, назначенного постановлением должностного лица от 15 февраля 2022 г., в срок, предусмотренный КоАП РФ. Действия Администрации судебным приставом-исполнителем квалифицированы по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ (л.д. 3).
В дальнейшем постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Обливского судебного района Ростовской области от 7 июля 2022 г. Администрация Обливского района привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ и подвергнута административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей за то, что в установленный законом срок по 11 мая 2022 г. включительно не уплатила административный штраф в размере 50 000 руб., назначенный постановлением должностного лица ОСП № от 15 февраля 2022 г.
Мировым судьей в ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статей 24.1, 26.1 КоАП РФ были всесторонне, полно, объективно, своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения и установлены: наличие события административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Действия Администрации Обливского района мировым судьей верно квалифицированы по части 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
Согласно позиции автора жалобы, Администрация Обливского района не могла по собственной инициативе в предусмотренный законом срок без согласования с главным распорядителем средств местного бюджета исполнить требование об уплате административного штрафа.
Вместе с тем, данные доводы заявителя подлежат отклонению, поскольку согласно части 7 статьи 37, части 2 статьи 41 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), обладающая правами юридического лица и являющаяся муниципальным казенным учреждением, выступает полноправным участником публичных правоотношений. Законодательство об административных правонарушениях, основываясь на конституционном (часть 1 статьи 19 Конституции Российской Федерации) и отраслевом принципе равенства перед законом (статья 1.4 КоАП РФ), не предусматривает каких-либо исключений для органов местного самоуправления, которые могут быть привлечены к административной ответственности наряду с другими субъектами административных правонарушений в случае их совершения.
При таком положении, зная о неперечислении денежных средств в счет уплаты административного штрафа на протяжении длительного и достаточного периода времени, Администрация Обливского района до истечения срока уплаты административного штрафа каких-либо мер в целях исполнения постановления о назначении административного наказания не предприняла; в соответствии со статьей 31.5 КоАП РФ при наличии возможности обратиться к должностному лицу, вынесшему постановление о наложении административного штрафа, с заявлением об отсрочке или рассрочке его уплаты, либо с заявлением о приостановлении исполнения постановления о назначении административного наказания (статья 31.8 КоАП РФ), данным правом не воспользовалась, что в совокупности с иными обстоятельствами дела свидетельствует о продолжении Администрацией Обливского района административно наказуемого бездействия, образовавшего признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ.
В связи с этим, оснований согласиться с доводами заявителя жалобы о том, что неуплата административного штрафа была обусловлена объективными, не зависящими от Администрации Обливского района причинами, не имеется.
По смыслу статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, возможность обращения взыскания на средства местного бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений предусмотрена лишь при исполнении судебных актов, тогда как в рассматриваемом случае предметом исполнения являлось постановление должностного лица службы судебных приставов.
Также суд не принимает доводы подателя жалобы о малозначительности совершенного правонарушения.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, характеризующими малозначительность правонарушения. Они в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Исходя из оценки фактических обстоятельств дела, а также характера противоправного деяния, совершенного Администрацией Обливского района, оснований для признания его малозначительным и освобождения Администрации Обливского района от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ, не имеется.
Состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, является формальным, а потому административная ответственность наступает независимо от причин пропуска срока уплаты.
С учетом изложенного, нет оснований для признания совершенного Администрацией Обливского района правонарушения малозначительным и применения к Администрации устного замечания, замены административного штрафа на предупреждение.
Учитывая, что постановление врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по Обливскому и Советскому районам УФССП России по Ростовской области № 29/22/61066 от 15 февраля 2022 г. вышестоящему должностному лицу либо в суд не было обжаловано или опротестовано, что следует, в том числе из ответа судебного пристава-исполнителя от 11 августа 2022 г. на запрос Обливского районного суда Ростовской области (л.д. 45), прихожу к выводу о том, что бездействие Администрации Обливского района по неуплате административного штрафа в шестидесятидневный срок образует состав административного правонарушения.
Порядок и срок давности привлечения Администрации к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела имеются основания для изменения постановления мирового судьи в части назначенного наказания.
В соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (часть 1 статьи 4.1 названного Кодекса).
В силу части 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитывается характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Согласно части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Исходя из части 3.3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.
Законодатель, установив названные положения в КоАП РФ, тем самым предоставил возможность судье, органу, должностному лицу, рассматривающим дело об административном правонарушении, индивидуализировать наказание в каждом конкретном случае.
Учитывая конкретные обстоятельства настоящего дела, материальное положение юридического лица, которое является муниципальным районом, тот факт, что источником финансирования Администрации Обливского района являются бюджетные средства, обстоятельства, отягчающие ответственность, отсутствуют, принимая во внимание последствия материального характера для Администрации и то, что выплата штрафа налагает на Администрацию излишние обременения, ограничение прав и повлечет невыполнение иных мероприятий, полагаю, что назначенный административный штраф в размере 100 000 рублей не отвечает целям административной ответственности и подлежит снижению ниже низшего предела, предусмотренного санкцией данной статьи, то есть снижению с 100 000 рублей до 50 000 рублей.
Снижение размера санкции до 50 000 рублей соответствует характеру допущенного Администрацией Обливского района правонарушения, степени ее вины, и не приведет к чрезмерному, избыточному ограничению имущественных прав и интересов привлекаемого к административной ответственности лица.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Таким образом, постановление мирового судьи судебного участка № 1 Обливского судебного района Ростовской области от 7 июля 2022 г., вынесенное в отношении Администрации Обливского района, подлежит изменению путем снижения размера назначенного административного штрафа с 100 000 рублей до 50 000 рублей.
Руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья Обливского районного суда Ростовской области
решил:
постановление мирового судьи судебного участка № 1 Обливского судебного района Ростовской области от 7 июля 2022 г., вынесенное в отношении Администрации Обливского района по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.25 КоАП РФ, изменить, снизить размер назначенного Администрации Обливского района административного штрафа с 100 000 рублей до 50 000 (пятидесяти тысяч) рублей.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка № 1 Обливского судебного района Ростовской области от 7 июля 2022 г. оставить без изменения.
Жалобу Администрации Обливского района удовлетворить частично.
Судья_________________