ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2023 от 26.06.2023 Бикинского городского суда (Хабаровский край)

Дело

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление

по делу об административном правонарушении

26 июня 2023 года <адрес> края

Судья Бикинского городского суда <адрес>ФИО5,

с участием:

ведущего дознавателя ОСП по <адрес> ГУФССП Росси по <адрес> и ЕАО ФИО2,

рассмотрев жалобу Краевого государственного унитарного предприятия «Региональные коммунальные системы» на постановление Врио начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО2 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении:

юридического лица - КГУП «Региональные коммунальные системы» ИНН 2721247706, КПП 272201001, расположенного по адресу: 680000 <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением Врио начальника отделения – старшего судебного пристава ОСП по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО2 от <дата> юридическое лицо КГУП «РКС» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

Указанным постановлением КГУП «РКС» признано виновным в том, что <дата> в 00 час 01 мин КГУП «РКС» в лице руководителя ФИО1, расположенной по адресу: <адрес>, не исполнила требования исполнительного документа, вступившего в законную силу: исполнительный лист ФС выданный 16.10.2018г. Бикинским городским судом по возложению обязанности - построить очистные сооружения питьевой воды: станции механической и биологической очистки воды, в соответствии с требованиями СанПиН 2.<дата>-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения". В рамках исполнительного производства -ИП вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере <данные изъяты>. Определением Бикинского городского суда от <дата>, вступившим в законную силу <дата> произведена замена должника по делу на КГУП "Региональные коммунальные системы", постановлением о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора от <дата> заменен должник и установлен новый срок исполнения. <дата> КГУП "Региональные коммунальные системы" предъявлено требование об исполнении решения суда с назначением нового срока до <дата>. Таким образом, исполняющим обязанности директора КГУП "Региональные коммунальные системы" в лице ФИО1 не исполнены, содержащиеся в исполнительном документе требования неимущественного характера после вынесения судебным приставом — исполнителем постановления о взыскании исполнительного сбора.

Не соглашаясь с вынесенным постановлением, КГУП «РКС» обратилось в суд с жалобой, просит изменить постановление Врио начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО2 от <дата> в части замены административного наказания в виде штрафа на предупреждение. В обоснование жалобы указано, что при вынесении постановления по делу об административном правонарушении от <дата> не принято во внимание отсутствие признака противоправности в поведении должника, не исполнившего требование исполнительного документа, что в силу разъяснений, содержащихся в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации (2018), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации <дата>, исключает возможность привлечения должника к ответственности. В частности, завершена разработка и приказом директора КГУП «РКС» от <дата> утверждена проектная документация по объекту «Реконструкция системы водоснабжения в <адрес>». Между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации и <адрес><дата> заключено соглашение о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в рамках федерального проекта «Чистая вода» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным, жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от <дата>. Графиком мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства (Приложение к указанному выше соглашению) установлен нормативный срок строительства объекта «Реконструкция системы водоснабжения <адрес>», который составляет 28,7 месяцев. Соглашением , заключенным <дата> между министерством жилищно-коммунального хозяйства <адрес> и КГУП «РКС», на реконструкцию системы водоснабжения <адрес> в 2022-2024 годах из федерального и краевого бюджетов выделено более <данные изъяты>. Указанные денежные средства в настоящее время осваиваются в рамках контракта от <дата>/ЭА, заключенного между предприятием и Акционерным обществом «Хабаровские энергетические системы», предметом которого является реконструкция системы водоснабжения <адрес>. По условиям контракта строительные работы должны завершиться в сентябре 2024 <адрес> мероприятия, указанные в разрешении на строительство, выданном администрацией городского поселения «<адрес>» <дата>, на выполнение первого этапа работ, который включает строительство сооружений дезинфекции воды, павильонов над скважинами, резервуара очистки воды и т.д. С ФБУ «Федеральный центр строительного контроля» <дата> заключен контракт /ЕП на проведение строительного контроля при строительстве систем водоснабжения <адрес>. С ООО «Контем-Инжиниринг» <дата> заключен контракт /ЕП на проведение авторского надзора за строительством объекта капитального строительства «Реконструкция системы водоснабжения <адрес>». С АО «Оборонэнерго» <дата> заключен договор на технологическое присоединение объекта «Реконструкция системы водоснабжения <адрес>» к электрическим сетям для энергоснабжения. Действует заключенный <дата> с КГКУ «Служба заказчика топливно- энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства <адрес>» договор на выполнение функций технического заказчика. Все принятые сторонами обязательства по договорам и контрактам исполняются. Указанные обстоятельства явились основанием для обращения <дата> в Бикинский городской суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда от <дата> по делу , во исполнение которого выдан исполнительный лист и возбуждено исполнительное производство -ИП. Решением Бикинского городского суда от <дата> заявление КГУП «РКС» удовлетворено, предоставлена отсрочка исполнения решения Бикинского городского суда от <дата> по делу о возложении обязанности - построить очистные сооружения питьевой воды: станции механической и биологической очистки воды, в соответствии с требованиями СанПин 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - до <дата>. В силу закона, административным правонарушением юридического лица признается противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица, за которое действующим законодательством установлена административная ответственность. Поскольку изложенные выше мероприятия указывают на отсутствие противоправного поведения КГУП «РКС» при исполнении решения суда, полагают о наличии правовых оснований для применения положений ст. 4.1.1. КоАП РФ.

В судебном заседании ведущий дознаватель ОСП по <адрес> ГУФССП Росси по <адрес> и ЕАО ФИО2 просил жалобу на постановление оставить без удовлетворения.

В судебное заседание представитель КГУП «РКС» не явился. О времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом. В заявлении доводы жалобы поддержали в полном объеме, указав, что в действиях предприятия отсутствует признак противоправности, что является существенным основанием, исключающим возможность привлечения к административной ответственности. Более того, вступившим в силу решением Бикинского городского суда от <дата> предприятию предоставлена отсрочка исполнения решения Бикинского городского суда от <дата> по делу о возложении обязанности - построить очистные сооружения питьевой воды: станции механической и биологической очистки воды, в соответствии с требованиями СанПин 2.<дата>-01 «Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения» - до <дата>. Судом приняты во внимание доводы предприятия о том, что реализация мероприятий по проектированию и строительству объектов по очистке воды начата еще в 2021 г. - до принятия решения судом об изменении сторон в исполнительном производстве (январь 2022), проводилась в 2022 г., в том числе до и после вынесения судебным приставом постановления о замене стороны по исполнительному производству, и активно проводятся в текущем году. Указанные обстоятельства свидетельствуют о добросовестном отношении КГУП «РКС» к исполнению решения суда.

Выслушав представителя ОСП, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных ст. ст. 2.9, 24.5 КоАП РФ, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

В силу ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Согласно п. 8 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяется, на основании имеющихся в деле и дополнительно предоставленных материалов, законность и обоснованность вынесенного постановления.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Как следует из материалов административного дела, <дата> постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес>ФИО3, на основании исполнительного листа ФС от <дата>, выданного Бикинским городским судом <адрес>, возбуждено исполнительное производство -ИП в отношении администрации городского поселения «<адрес>», предмет исполнения: построить очистные сооружения питьевой воды: станции механической и биологической очистки воды, в соответствии с требованиями СанПиН 2.<дата>-01 "Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения" в срок до <дата>.

Должнику установлен срок для исполнения – 5 дней со дня получения постановления о возбуждении исполнительного производства.

В связи с тем, что исполнительный документ администрацией Бикинского муниципального района не был исполнен, <дата> судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере <данные изъяты>.

Определением Бикинского городского суда <адрес> от <дата> произведена замена должника по исполнительному производству , возбужденному <дата> на основании решения Бикинского городского суда <адрес> по делу с администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> на Краевое государственное предприятие «Региональные коммунальные системы».

<дата> постановлением судебного пристава – исполнителя по <адрес>ФИО4 произведена замена по исполнительному производству от <дата>-ИП администрации городского поселения «<адрес>» Бикинского муниципального района <адрес> на Краевое государственное предприятие «Региональные коммунальные системы».

Постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по <адрес> о внесении изменений в ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительского сбора от <дата> заменен должник и установлен новый срок исполнения требований исполнительного документа до <дата>.

Судебным приставом-исполнителем в отношении должника вынесено письменное требование об исполнении в срок до <дата> требований, содержащихся в исполнительном документе.

<дата> судебным приставом-исполнителем ОСП по <адрес> составлен протокол об административном правонарушении предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица КГУП «РКС», в связи с неисполнением должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом - исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительного сбора.

<дата> Врио начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО2 вынесено постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ, в отношении юридического лица КГУП «РКС», с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>.

В соответствии с ч. 11 ст. 30 Федерального закона от <дата> № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.

В силу ст. 2 Федерального закона "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации.

Статьей 5 данного Федерального закона определенно, что принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).

В силу ст. 6 указанного Федерального закона законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с ч. 1 ст. 105 названного Федерального закона в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.

При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему данным законом (ч. 2 ст.105 Закона об исполнительном производстве).

Статьей 113 Федерального закона № 229-ФЗ установлено, что в случае нарушения законодательства Российской Федерации об исполнительном производстве виновное лицо подвергается административной или уголовной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Таким образом, исполнительский сбор взыскивается за неисполнение должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в первоначально установленный срок для добровольного исполнения. При этом часть 1 статьи 17.15 КоАП РФ закрепляет административную ответственность за неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный после взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ неисполнение должником содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера в срок, установленный судебным приставом-исполнителем после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 17.15 КоАП РФ, является неисполнение требований исполнительного документа в установленный судебным приставом-исполнителем срок, после вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора.

Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Совершенное правонарушение с учетом ст. 6 Федерального конституционного закона от <дата> – ФКС «О судебной системе Российской Федерации», ст. 13 ГПК РФ, положений ФЗ от <дата> – ФЗ «Об исполнительном производстве», посягает на институт судебной власти, принцип обеспечения эффективности судебного решения, реального и своевременного восстановления нарушенных прав граждан, создает существенную угрозу охраняемым общественным отношениям в виде пренебрежительного отношения к исполнению своих публично – правовых обязанностей.

Изучив материалы дела, прихожу к выводу, что действия (бездействие) юридического лица КГУП «РКС» содержат признаки состава инкриминируемого правонарушения.

Обстоятельства совершенного правонарушения по делу юридическим лицом установлены полно. Вывод должностного лица о виновности КГУП «РКС» в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ соответствует фактическим обстоятельствам дела и основан на представленных доказательствах.

Таким образом, в действиях юридического лица – КГУП «РКС» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ.

Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных ст. 24.5 КоАП РФ, не установлено.

Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены постановления, не установлено.

Согласно ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.

В силу ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами ФИО1 и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно ч. 2 ст. 4.1. КоАП РФ при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Материалы дела не содержат информации о том, что ранее юридическое лицо привлекалось к административной ответственности, не содержат данных о том, что правонарушителем причинен вред либо угроза жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не наступила, имущественный ущерб отсутствует.

Учитывая установленные обстоятельства, а так же принимаемые юридическим лицом меры для исполнения решения суда, судья приходит к выводу о необходимости изменения обжалуемого постановления в части назначения наказания - замене назначенного штрафа на предупреждение.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление Врио начальника отделения – старшего судебного пристава отделения судебных приставов по <адрес> Управления Федеральной службы судебных приставов по <адрес>ФИО2 от <дата> по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 17.15 КоАП РФ в отношении юридического лица – КГУП «Региональные коммунальные системы», с назначением наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>, изменить, назначить КГУП «Региональные коммунальные системы» административное наказание в виде предупреждения, в остальной части постановление оставить без изменения.

Решение по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в <адрес>вой суд в течение 10 суток со дня его вручения, через Бикинский городской суд <адрес>.

Судья подпись ФИО5

Копия верна. Судья ФИО5