ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-20/2023 от 28.07.2023 Фурмановского городского суда (Ивановская область)

УИД 37MS0028-01-2023-000298-86

Дело № 12-20/2023

РЕШЕНИЕ

Судья Фурмановского городского суда Ивановской области Лебедев А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании 28 июля 2023 года в городе Фурманове Ивановской области жалобу лица, составившего протокол об административном правонарушении, заместителя начальника отдела внутреннего муниципального финансового контроля администрации Фурмановского муниципального района Ивановской области Сенько Ю.Н., на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Фурмановского судебного района Ивановской области от 5 мая 2023 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора Муниципального казенного учреждения «Централизованная бухгалтерия сельских поселений Фурмановского муниципального района» Лебедевой О.В.,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Фурмановского судебного района Ивановской области производство по делу об административном правонарушении в отношении Лебедевой О.В., ранее являвшейся директором МКУ «Централизованная бухгалтерия сельских поселений Фурмановского муниципального района», по ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

С учетом определения об исправлении описки от 05.06.2023, постановление оглашено 02.05.2023, мотивированное постановление изготовлено 05.05.2023. В соответствии с ч. 1 ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях день изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель начальника отдела внутреннего муниципального финансового контроля администрации Фурмановского муниципального района Сенько Ю.Н., подала жалобу, в которой просит отменить указанное постановление, дело направить на новое рассмотрение мировому судье. Приводит в жалобе доводы о том, что Лебедевой О.В. вменялось в вину то, что она, являясь директором МКУ «Централизованная бухгалтерия сельских поселений Фурмановского муниципального района», составляла годовую отчетность администрации Широковского сельского поселения за 2021 год, допустила нарушения п. 16 Приказа Минфина России от 28.12.2020 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации». В действиях Лебедевой О.В. усматривается состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Временем совершения указанного административного правонарушения в протоколе указано 01.01.2022 (дата составления баланса распорядителя бюджетных средств – администрации Широковского сельского поселения). Годовая бухгалтерская отчетность 01.01.2022 подписана Лебедевой О.В. и главой Широковского сельского поселения Шигановым М.Е. В оспариваемом постановлении мирового судьи указано, что фактической датой предоставления бухгалтерской отчетности Широковского сельского поселения за 2021 год в финансовое управление администрации Фурмановского муниципального района в составе сводной отчетности является 17.02.2022. Однако предметом выездной проверки администрации Широковского сельского поселения сотрудниками отдела внутреннего муниципального финансового контроля Администрации Фурмановского муниципального района не являлась проверка сводной отчетности, а проводилась проверка отчетности администрации Широковского сельского поселения. Сводная отчетность – это комплекс отчетной документации, отражающей деятельность нескольких организаций, связанных между собой. Данные оформляются в отчетных формах на ежегодной основе. В Широковском сельском поселении сводная отчетность отражает деятельность администрации Широковского сельского поселения и Культурно-досугового комплекса Широковского сельского поселения. Полагает, что именно дата подписания отчетности руководителем экономического субъекта, является датой составления указанной отчетности и соответственно датой совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Лицо, в отношении которого вынесено оспариваемое постановление, Лебедева О.В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом.

Лицо, составившее протокол об административном правонарушении, заместитель начальника отдела внутреннего муниципального финансового контроля администрации Фурмановского муниципального района Сенько Ю.Н., представитель администрации Фурмановского муниципального района по доверенности Бейтикс А.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Должностным лицом Сенько Ю.Н. представлены письменные пояснения к жалобе.

На основании п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба рассмотрена в отсутствие указанных лиц.

Изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к задачам производства по делам об административных правонарушениях отнесены всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Положениями ст. 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: 1) наличие события административного правонарушения; 2) лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; 3) виновность лица в совершении административного правонарушения; 4) обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; 5) характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; 6) обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; 7) иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии с положениями статей 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

Согласно ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

В соответствии с ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

В ходе рассмотрения дела мировым судьей было установлено, что организация и ведение в Широковском сельском поселении бюджетного (бухгалтерского), налогового, статистического учета и отчетности, и организация работы контрактного управляющего в период с 01.01.2021 по 28.06.2022 осуществлялась МКУ «Централизованная бухгалтерия сельских поселений Фурмановского муниципального района» в соответствии с Соглашениями № № 6, 7 от 18.01.2021, 11.01.2022 «О передаче части полномочий по решению вопросов местного значения». На основании распоряжения МКУ «Централизованная бухгалтерия сельских поселений Фурмановского муниципального района» от 13.01.2021 № 3 «О распределении обязанностей между работниками бухгалтерии» организация и ведение бухгалтерского учета в администрации Широковского сельского поселения закреплено за директором МКУ «Централизованная бухгалтерия сельских поселений Фурмановского муниципального района» Лебедевой О.В., а именно: организовать систему планирования, учета и анализа; обеспечить организацию и ведение бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, налогового учета и налоговой отчетности, составление и внесение изменений в бюджетную смету; осуществлять контроль за соблюдением штатной, финансовой и кассовой дисциплины, поддерживать связь со сторонними организациями по вопросам, входящим в компетенцию бухгалтерской службы, предоставлять руководству информацию, содержащуюся во внутренней отчетности, сдавать бухгалтерскую (финансовую) отчетность в налоговые органы и фонды в сроки, установленные законодательством по бухгалтерскому учету и налогообложению.

Лебедева О.В. 01.06.2021 переведена на должность директора МКУ «Централизованная бухгалтерия сельских поселений Фурмановского муниципального района» на основании приказа администрации Фурмановского муниципального района от 27.05.2021 № 268-к. В соответствии с приказом администрации Фурмановского муниципального района от 19.10.2022 № 591-к расторгнут трудовой договор от 01.06.2021.

Годовую бухгалтерскую отчетность администрации Широковского сельского поселения за 2021 год составляла и предоставляла директор МКУ «Централизованная бухгалтерия сельских поселений Фурмановского муниципального района» Лебедева О.В.

В нарушение ст. 10 Закона о бухгалтерском учете и п. 11 Инструкции № 157н в учреждении не производилось списание горюче-смазочных материалов, тогда как данные проверенных и принятых к учету первичных (сводных) учетных документов должны систематизироваться в хронологическом порядке (по датам совершений операций, дате принятия к учету первичного документа) и (или) группироваться по соответствующим счетам бухгалтерского учета накопительным способом с отражением в регистрах бухгалтерского учета.

В оборотной ведомости по материальным запасам за 2021 год остаток материальных запасов на 01.01.2022 числится в сумме *** руб., в том числе бензин отражен в количестве *** л. на сумму *** руб. В соответствии с путевым листом от 29.12.2021 (ТС и реестром списание ГСМ за декабрь 2021 года количество бензина на конец 2021 года составляет *** л. в сумме *** руб.

Таким образом, остаток материальных запасов на 01.01.2022 соответствии с первичными документами должен составлять *** в том числе бензин в количестве *** л. в сумме *** руб.

В нарушение п. 16 Приказа Минфина России от 28.12.2020 № 191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» в годовой отчетности на 01.01.2022 в разделе I «Нефинансовые активы» Баланса (ф.0503130) по строке 080 на конец отчетного периода отражена стоимость материальных запасов (остаточная стоимость, 010500000) в сумме *** руб., а по данным первичных документов на 01.01.2022 остаток материальных запасов составляет сумму *** руб., что привело к искажению данных годовой бухгалтерской отчетности за 2021 год более чем на 10 процентов и является грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету в соответствие с пунктом 4 статьи 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Процент искажения отчетности по строке 080 на конец отчетного периода; раздела I «Нефинансовые активы» Баланса (ф.0503130) на 01.01.2022 составил 253% (***). Данные обстоятельства не оспариваются подателем жалобы.

Мировым судьей были также исследованы материалы дела, заслушаны участники процесса. По итогам рассмотрения дела суд пришел к выводу о том, что фактической датой предоставления бухгалтерской отчетности за 2021 год, содержащей искажение показателей бюджетной отчетности является 17.02.2022, поскольку в указанную дату бухгалтерская отчетность за 2021 год в окончательном варианте в письменном виде представлена в финансовое управление администрации Фурмановского муниципального района в составе сводной отчетности, что подтверждается уведомлением о принятии бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на 18.03.2022. Следовательно, в соответствии с оспариваемым постановлением, 01.01.2022 не является временем совершения административного правонарушения, и право по делу в отношении Лебедевой О.В. подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ввиду отсутствия состава административного правонарушения.

С данным выводом мирового судьи согласиться нельзя в связи со следующим.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях РФ, инкриминируемая Лебедевой О.В. в период осуществления ею обязанностей директора МКУ «Централизованная бухгалтерия сельских поселений Фурмановского муниципального района», заключается в искажении данных бухгалтерской отчетности администрации Широковского сельского поселения за 2021 год более чем на 10 %.

В силу ч. ч. 1, 8 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами (ч. 1). Бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта (ч. 8).

Таким образом, датой совершения указанного правонарушения является дата составления бухгалтерской отчетности, без привязки к дате предоставления указанной отчетности в финансовое управление администрации Фурмановского муниципального района, в том числе в составе сводной отчетности. Нарушение сроков сдачи либо иных требований к предоставлению отчетности Лебедевой О.В. в протоколе об административном правонарушении не вменялось. Дата предоставления отчетности в контролирующий орган в данном случае могла лишь повлиять на дату обнаружения возможных нарушений при её составлении.

Проверяющим органом по итогам проверки и должностным лицом отдела внутреннего муниципального финансового контроля администрации Фурмановского муниципального района в протоколе об административном правонарушении сделан вывод о нарушении Лебедевой О.В. п. 16 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В соответствии с данным пунктом Инструкции в разделе «Нефинансовые активы» отражаются остатки по стоимости нефинансовых активов в разрезе счетов бюджетного учета: строка 080 - остаток по счету 010500000 "Материальные запасы" (данный показатель отражается за вычетом сформированного резерва под снижение стоимости материальных запасов).

Согласно п. 21 Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению, утвержденного Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н 21. для учета операций с материальными запасами применяются следующие группировочные счета: 010530000 «Материальные запасы - иное движимое имущество учреждения».

Таким образом, придя к ошибочному выводу о том, что 01.01.2022 не может являться временем совершения административного правонарушения и о наличии в таком случае оснований для прекращения производства по делу, мировым судьей фактически были проигнорированы требования законодательства об административных правонарушениях о всестороннем, полном, своевременном выяснении всех надлежащих обстоятельств дела, оценка представленных в дело доказательств не проведена.

Более того, указание в постановлении на то, что в протоколе об административном правонарушении указано неверное время совершения правонарушения, не свидетельствует о наличии существенного нарушения и не влияет на правильность квалификации действий Лебедевой О.В., описанных в том же постановлении. Дата совершения правонарушения (дата предоставления отчетности) устанавливалась мировым судьей самостоятельно на основании совокупности имеющихся в деле доказательств, в том числе представленных самим лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Такое уточнение, сделанное в ходе рассмотрения дела, не указывает о выходе мирового судьи за пределы вмененного правонарушения, соответствует полномочиям лица, рассматривающего дело, по всестороннему, полному и объективному выяснению обстоятельств каждого дела, имеющих значение для правильного его разрешения.

Однако, установив указанные обстоятельства, суд пришел к выводу об отсутствии события административного правонарушения, прекратив при этом производство по делу в связи с отсутствием в действиях должностного лица состава административного правонарушения.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Срок давности привлечения к административной ответственности не пропущен.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Фурмановского судебного района Ивановской области от 5 мая 2023 года № 5-64/2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении директора МКУ «Централизованная бухгалтерия сельских поселений Фурмановского муниципального района» Лебедевой О.В., - отменить.

Протокол об административном правонарушении с приложенными материалами направить мировому судье на новое рассмотрение.

Данное решение вступает в законную силу с момента оглашения и может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в порядке, установленном ст. ст. 30.12 - 30.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Судья: А.С. Лебедев