ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-210/18 от 18.09.2018 Ноябрьского городского суда (Ямало-Ненецкий автономный округ)

...

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

«18» сентября 2018 года город Ноябрьск

Судья Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа Авдеенко Ю.О.,

рассмотрев жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Фокус-Ритейл» Крутикова С.И. на постановление мирового судьи судебного участка № 5 судебного района города окружного значения Ноябрьск от 16 мая 2018 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества с ограниченной ответственностью «Фокус-Ритейл»,

установил:

постановлением мирового судьи судебного участка № 5 судебного района города окружного значения Ноябрьск от 16 мая 2018 года общество с ограниченной ответственностью «Фокус-Ритейл» (далее по тексту – ООО «Фокус-Ритейл», общество) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

В жалобе, поданной в Ноябрьский городской суд, представитель ООО «Фокус-Ритейл» просит об отмене указанного постановления, указывая на то, что совершенное правонарушение тяжких последствий не повлекло, состав является формальным, что свидетельствует о его малозначительности.

При рассмотрении жалобы участники административного производства участия не принимали, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежаще. От представителя общества поступило ходатайство о рассмотрении дела без участия представителя.

В связи с чем, считаю возможным рассмотреть дело по жалобе в их отсутствие.

Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующему.

Частью 2 статьи 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за продажу товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации, в случае если, такая маркировка и (или) нанесение такой информации обязательны, а также хранение, перевозка либо приобретение таких товаров и продукции в целях сбыта, за исключением продукции, указанной в части 4 настоящей статьи, - для юридических лиц в виде административного штрафа от пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей с конфискацией предметов административного правонарушения.

Субъектом данного административного правонарушения является в том числе организация, осуществляющая продажу товаров (продукции), в отношении которых установлены требования по маркировке и (или) нанесению соответствующей информации.

Пунктом 1 статьи 10 Закона о защите прав потребителей определено, что изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 № 797 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 007/2011 "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков".

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ТР ТС 007/2011 продукция для детей и подростков выпускается в обращение на рынке государств - членов Таможенного союза при ее соответствии настоящему техническому регламенту, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, действие которых на нее распространяется, при этом она должна пройти процедуру обязательного подтверждения соответствия и должна быть маркирована единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза.

Согласно пункту 2 статьи 9 указанного Технического регламента маркировка продукции должна содержать следующую информацию: наименование страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; единый знак обращения на рынке; срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии).

Пунктом 8 той же статьи предусмотрено, что маркировка одежды, изделий из текстильных материалов, кожи, меха, трикотажных изделий и готовых штучных текстильных изделий в дополнение к обязательным требованиям должна иметь информацию с указанием: вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия (отклонения фактических значений процентного содержания сырья не должно превышать 5 процентов), размера изделия в соответствии с типовой размерной шкалой или требованиями нормативного документа на конкретный вид продукции; символов по уходу за изделием и (или) инструкции по особенностям ухода за изделием в процессе эксплуатации (при необходимости).

Кроме того, Решением Комиссии Таможенного союза от 23 сентября 2011 г. № 798 утвержден Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», который распространяется на выпускаемые в обращение на единой таможенной территории Таможенного союза игрушки, ранее не находившиеся в эксплуатации, и устанавливает требования к игрушкам в целях защиты жизни и здоровья детей и лиц, присматривающих за ними, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей (потребителей) игрушек относительно их назначения и безопасности.

Согласно статье 3 ТР ТС 008/2011 игрушки выпускаются в обращение на рынке при их соответствии настоящему техническому регламенту Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется, и при условии, что они прошли подтверждение соответствия согласно статье 6 настоящего технического регламента Таможенного союза, а также другим техническим регламентам Таможенного союза, ЕврАзЭС, действие которых на них распространяется.

Игрушки, соответствие которых требованиям настоящего технического регламента Таможенного союза не подтверждено, не должны быть маркированы единым знаком обращения продукции на рынке государств - членов Таможенного союза и не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

Игрушки, не маркированные единым знаком обращения на рынке государств - членов Таможенного союза, не допускаются к выпуску в обращение на рынке.

Пунктом 5 указанного Технического регламента предусмотрены требования, предъявляемые к маркировке.

Так, маркировка игрушек должна быть достоверной, проверяемой, четкой, легко читаемой, доступной и для осмотра и идентификации, наносится изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером. Место и способ нанесения маркировки определяется изготовителем (уполномоченным изготовителем лицом) и импортером.

Маркировка должна содержать следующую информацию: - наименование игрушки; - наименование страны, где изготовлена игрушка; - наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; - товарный знак изготовителя (при наличии); - минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; - основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); - способы ухода за игрушкой (при необходимости); - дата изготовления (месяц, год); - срок службы или срок годности (при их установлении); - условия хранения (при необходимости).

В зависимости от вида игрушки в содержание маркировки, включают: комплектность (для наборов), правила эксплуатации игрушки, способы гигиенической обработки, меры безопасности при обращении с игрушкой, предупредительные надписи, инструкцию по сборке.

Предупредительная информация должна содержать указание об особых мерах предосторожности при использовании в соответствии с приложением 3 настоящего технического регламента Таможенного союза.

Как следует из представленных материалов и установлено мировым судьей, по результатам проведенной плановой выездной проверки установлено нарушение ООО «Фокус-Ритейл» требований статей 3 и 9 ТР ТС 007/2011 Технического регламента Таможенного союза "О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков", и статьи 3, пункта 5 статьи 4 ТР ТС 008/2011 «О безопасности игрушек», выразившееся в том, что 30 августа 2018 года в торговом зале промышленного отдела универсама <адрес> осуществлялась продажа следующего товара:

- детской кофты цвет бирюза размер 36 (производитель не установлен) в количестве 1 шт. без этикетки (информационного листка-вкладыша), содержащей информацию о наименовании страны, где изготовлена продукция; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия; дата изготовления; единый знак обращения на рынке; срок службы продукции (при необходимости); гарантийный срок службы (при необходимости); товарный знак (при наличии), вида и массовой доли (процентного содержания) натурального и химического сырья в материале верха и подкладке изделия (отклонения фактических значений процентного содержания сырья не должно превышать 5 процентов), нормативного документа на конкретный вид продукции; символов по уходу за изделием и (или) инструкции;

- детской распашонки (производства ...) 0112с в количестве 28 шт. по цене 24 рубля, на этикетке которой содержалась неполная информация о товаре, а именно отсутствовали сведения о дате изготовления и едином знаке обращения на рынке;

- детской шапки зеленого цвета с внутренним ярлыком, на котором содержится информация ..., размер – 46, в количестве 66 шт. по цене 99 рублей 90 копеек, на этикетке которой содержится следующая неполная информация о товаре, а именно отсутствуют сведения о дате изготовления и едином знаке обращения на рынке, наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, дистрибьютора; наименование и вид (назначение) изделия;

- детских шапок различных цветов, различных моделей в количестве 95 шт. по цене 269 рублей (производитель ...), на этикетках которой содержится неполная и недостоверная информация о товаре, а именно отсутствуют сведения о дате изготовления и едином знаке обращения на рынке, указан на всех шапках единый артикул – 4518, один и тот же размер – 3 мес. – 6 лет, один и тот же нормативный документ на конкретный вид продукции (ГОСТ 18621-73 Пряжа аппаратная чистошерстяная и полушерстяная для трикотажного производства. Технические условия);

- игрушки медведь мягконабивной в количестве 1 шт. стоимостью 139 рублей 90 копеек (производство ...), на этикетке которой содержится неполная информация о товаре, а именно отсутствует наименование игрушки, наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера; информация для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструктивный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способ ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости);

- игрушки «Музыкальный плеер» в количестве 1 шт. стоимостью 899 рублей (производство ...), на этикетке которой содержится неполная информация о товаре, а именно отсутствуют сведения о способах ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); правила эксплуатации игрушки, способы гигиенической обработки, инструкция по сборке;

- игрушки насос ручной малый плоский Р-117 в количестве 19 шт. по цене 129 рублей (производитель не установлен) без этикеток (информационных листов) с информацией о товаре, а именно отсутствуют наименование игрушки, наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информация для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возврат ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости); дата изготовления (месяц, год); срок службы или срок годности (при их установлении); условия хранения (при необходимости);

- игрушка детская каталка в количестве 7 шт. по цене 486 рублей (производитель не установлен) без этикеток (информационных листов) с информацей о товаре, а именно отсутствуют наименование игрушки; наименование и местонахождение изготовителя (уполномоченного изготовителем лица), импортера, информацию для связи с ними; товарный знак изготовителя (при наличии); минимальный возраст ребенка, для которого предназначена игрушка или пиктограмма, обозначающая возраст ребенка; основной конструкционный материал (для детей до 3 лет) (при необходимости); способы ухода за игрушкой (при необходимости).

Указанные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 9 октября 2017 года (л.д. 2-5), актом проверки органом государственного контроля юридического лица № 363 от 22 сентября 2017 года с фотоматериалами (л.д. 16-32, 42-59), предписанием № 87 об устранении выявленных нарушений от 22 сентября 2017 года (л.д. 33-41), другими материалами и юридическим лицом не оспаривались.

В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с п. 2 ст. 494 Гражданского кодекса РФ выставление в месте продажи (на прилавках, в витринах и т.п.) товаров, демонстрация их образцов в месте их продажи признается публичной офертой независимо от того, указаны ли цена и другие существенные условия договора розничной купли-продажи, за исключением случая, когда продавец явно определил, что соответствующие товары не предназначены для продажи.

Из содержания материалов дела об административном правонарушении видно, что детские вещи и игрушки в момент проверки были выставлены продавцом в торговом зале самообслуживания, в доступном для покупателей месте, среди других непродовольственных товаров, то есть находятся в обороте и являются публичной офертой товара в рамках договора розничной купли-продажи. При этом достоверно зная о несоответствии вышеперечисленного товара Техническим регламентам, он был допущен продавцом к реализации. Эти обстоятельства не опровергается юридическим лицом.

При указанных обстоятельствах мировой судья пришел к обоснованному выводу, что отсутствуют доказательства принятия ООО "Фоку-Ритейл" всех необходимых мер, направленных на соблюдение требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 007/2011 и ТР ТС 008/2011.

При рассмотрении настоящего дела мировой судья правильно установил все фактические и юридически значимые обстоятельства, необходимые для рассмотрения дела об административном правонарушении, подлежащие доказыванию, и на основании полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств, которым дана надлежащая оценка, пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях ООО "Фокус-Ритейл" состава административного правонарушения предусмотренного ч. 2 ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Доводы жалобы законного представителя общества о признании правонарушения малозначительным в связи с тем, что отсутствует существенная угроза охраняемым общественным отношениям являются несостоятельными.

Согласно статье 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушении, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

В соответствии с пунктом 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях.

Оценив характер и степень общественной опасности допущенного правонарушения, конкретные обстоятельства его совершения, прихожу к выводу о том, что оснований для признания правонарушения малозначительным не усматривается, поскольку оно посягает на общественные отношения, регулируемые и охраняемые государством в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан, экономических интересов Российской Федерации, а также обеспечения безопасности указанной продукции. Игнорирование установленных требований свидетельствует о пренебрежительном отношении к исполнению публично-правовых обязанностей и отсутствии должного организационного контроля.

Указанные обстоятельства исключают возможность квалификации данного правонарушения в качестве малозначительного.

Кроме того, применение положений статьи 2.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях является правом, а не обязанностью судьи, органа, должностного лица, уполномоченных решить дело об административном правонарушении.

Постановление о привлечении ООО «Фокус-Ритейл» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено мировым судьёй в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, для данной категории дел.

Административное наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 15.12 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела об административном правонарушении не допущено.

При таких обстоятельствах состоявшееся судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,

решил:

постановление мирового судьи судебного участка № 5 судебного района города окружного значения Ноябрьск от 16 мая 2018 года в отношении общества с ограниченной ответственностью "Фокус-Ритейл" оставить без изменения, жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью "Фокус-Ритейл" Крутикова С.И. - без удовлетворения.

Судья: ...

...

...

...

...

...