ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-210/2022 от 07.06.2022 Ленинскогого районного суда г. Новороссийска (Краснодарский край)

К делу 12-210/2022

Р Е Ш Е Н И Е

г. Новороссийск 07 июня 2022г.

Судья Ленинского районного суда г. Новороссийска Краснодарского края ФИО1

при секретаре Гомозовой М.С.,

с участием представителя ПАО «НМТП» ФИО2, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО «НМТП» на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ, о назначении административного наказания по ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ ПАО «НМТП» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 (сто тысяч) рублей.

ПАО «Новороссийский морской торговый порт» обратилось в суд с жалобой на постановление от ДД.ММ.ГГГГ в которой просит отменить постановление, производство по делу прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

В обоснование жалобы указано, что в ходе проведения внеплановой проверки в период с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в отношении ПАО «НМТП» установлено, что в установленный срок не выполнены требования изложенные в п. предписания от ДД.ММ.ГГГГ и требования изложенные в п. 10 предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

Так, в п. 7 предписания от ДД.ММ.ГГГГ. в п. 10 предписания от ДД.ММ.ГГГГ, указано, что участок территории Нефтерайона Шесхарис ПАО «НМТП» расположенный в границах водоохраной зоны Черного моря (Объект «Нефтерайон Шесхарис») не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. На вышеуказанном участке территории не обеспечивается сбор и отведение (сброс) сточных (ливневых) вод в систему ливнеотведения, в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов».

Исполнимость предписания, как и его конкретность, является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность.

Предписание следует считать законным только в том случае, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для исполнителя однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, а также возможные действия по устранению выявленного нарушения. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание.

Из пунктов предписаний невозможно установить обязательные требования, которые нарушены (в чем заключается нарушения действующего законодательства, какие конкретно объекты, перечисленные в части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, отсутствовали на участках территории ПАО «НМТП», расположенных в границах водоохранной зоны Черного моря).

Частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрен выбор одного из 5 типов сооружений, обеспечивающих охрану водного объекта от загрязнения, засорения и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

На территориях пирсов ПАО «НМТП» применение систем и сооружений, указанных в пункте 1 части 16 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации, не представляется возможным, т.к. территория ПАО «НМТП» представляет собой отдельные зоны производства, расположенные на значительном удалении друг от друга (часть территории порта отделена естественной средой - Черным морем, другими операторами), с разными назначениями площадей. Требования к очистке ливневых стоков отличаются в зависимости от назначения территории, что не позволяет предусмотреть устройство единой централизованной ливневой системы водоотведения.

Устройство сооружения, обозначенного в пункте 2 части 16 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации, невозможно, поскольку централизованная система водоотведения для одновременного приема стоков бытовой канализации и ливневых вод на территории предприятия и города отсутствует.

Между тем, применение на территории Нефтерайона ПАО «НМТП» сооружений, указанных в пункте 4 части 16 статьи 65 Водного Кодекса Российской Федерации, не представляется возможным по причине значительных габаритов таких сооружений. Учитывая площадь водосбора, даже с учетом рассредоточения накопительных резервуаров (септиков), для одного района потребуется возведение резервуара, объемом ориентировочно 1000-1500 куб.м. Строительство такого сооружения в стесненных условиях порта потребует демонтажа объектов капитального строительства, в том числе, и особо опасных производственных объектов, а также причалов, являющихся федеральной собственностью. С учетом положений договора аренды и требований ст. 622 ГК РФ возврат недвижимого имущества должно осуществляться в том же состоянии с учетом нормального износа вследствие чего, демонтаж существующих капитальных строений невозможен.

При этом, устанавливая Обществу в предписаниях обязанность осуществлять сбор и отведение (сброс) сточных (ливневых) вод в систему ливнеотведения, в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов, административный орган фактически указывает о необходимости оборудования причалов сооружениями, предусмотренными в пунктах 1, 2, 4 части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, которые невозможны к реализации на территории Нефтерайона ПАО «НМТП».

При этом, часть 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации предоставляет право выбора типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта, самим водопользователи.

На момент проведения проверки на причалах Нефтерайона ПАО «НМТП» имелись сооружения, предусмотренные пунктом 5 части 16 статьи 65 Водного кодекса. Бордюры по периметру пирсов Нефтерайона «Шесхарис» обеспечивают охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод. Доказательств, что указанные сооружения не выполняют функций по охране водного объекта, материалы проверки не содержат. Фактов сброса неочищенных сточных вод с причалов Нефтерайона на момент проведения проверки не зафиксировано.

С учетом невозможности реализации мероприятий по строительству сооружений, предусмотренных пунктами 1, 2, 4 части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации для оборудования территории Нефтерайона Шесхарис сооружениями, предусмотренными в пункте 3 части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, ПАО «НМТП» осуществляется реализация проекта «Строительство локальных очистных сооружений с устройством ливневой канализации на Нефтерайоне Шесхарис».

В соответствии с требованиями ГрК РФ для устранения выявленного нарушения требуется выполнение инженерных изысканий, разработка проектной документации, проведение государственных экспертиз, выполнение строительно-монтажных работ.

Для исполнения требований предписаний необходимо: разработать ТЗ, включить объект в план закупок, провести закупочные процедуры, заключить договор на проведение проектно-изыскательских работ, выполнить проектные работы и инженерные изыскания - 1,5 года; разработать ТЗ на выполнение строительно-монтажных работ, включить объект в план закупок, провести закупочные процедуры, заключить договор на выполнение строительно-монтажных работ, получить разрешение на строительство, известить государственные органы о начале строительства - 4 месяца; выполнить строительно-монтажные работы, сдачу объекта, получить разрешения на ввод в эксплуатацию - 2 года;

Итого реальный срок выполнения полного комплекса работ по реализации мероприятий, связанных с оборудованием территории Нефтерайона Шесхарис сооружениями, предусмотренными в пункте 3 части 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, - ДД.ММ.ГГГГ.

Учитывая, что объекты, расположенные на пирсах Нефтерайона отнесены к особо опасным производственным объектам, выполнение работ по устройству систем ливнеотведения на указанной территории без разработки соответствующей проектной документации может привести к повреждению оборудования, что в свою очередь, вызовет причинение значительного материального ущерба предприятию и третьим лицам, включая объекты природоохранного законодательства. Разработать проектные решения и осуществить строительство локальных очистных сооружений на Нефтерайоне «Шесхарис» в течение сроков, определенных предписаниями, с учетом существующих технологий выполнения строительно-монтажных работ невозможно.

С учетом невозможности строительства сооружений, предусмотренных частью 3 пункта 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации, в сроки, определенные предписанием, ПАО «НМТП» обращалось с ходатайством о продлении срока исполнения предписания.

Согласно полученному ответу у Черноморо-Азовского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует возможность продлить срок исполнения предписания.

ПАО «НМТП» предприняты все зависящие от него меры по обеспечению охраны водного объекта от загрязнения, истощения, захламления на Нефтерайоне ПАО «НМТП» в сроки установленные предписаниями административного органа.

В судебном заседании представитель ПАО «НМТП» ФИО2, поддержала доводы, изложенные в жалобе, подтвердив, что на момент проведения плановой выездной проверки Черноморо-Азовским морским управлением в ДД.ММ.ГГГГ года у ПАО «НМТП» имелось предписание Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, в котором содержалось аналогичное нарушение требований действующего природоохранного законодательства в части оборудования территории Нефтерайона сооружениями, предусмотренными частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российский Федерации, которое было устранено по результатам внеплановой выездной проверки Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в сентябре 2021. В предписаниях административного органа от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не содержится конкретных типов сооружений, необходимых к реализации на территории Нефтерайона, указанный срок для реализации сооружений на территории Нефтерайона является неисполнимым. В связи с этим просит суд постановление Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора в судебное заседание не явился, о дате и времени извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.

Выслушав пояснения участников процесса и исследовав материалы дела, суд находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременнее выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статьи 26.1 КоАП РФ, при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешениям дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Согласно части 1 статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Таким образом, для признания лица виновным в совершении административного правонарушения, необходимо установить, что у лица имелась реальная возможность исполнить установить законом требование.

Согласно ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, административная ответственность наступает в случае невыполнения в установленный срок предписания органа, осуществляющего государственный экологический надзор об устранении нарушений законодательства.

Как установлено в судебном заседании на основании решения руководителя Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ о проведении выездной внеплановой проверки ПАО «НМТП» проведена проверка в ходе которой было установлено, что ПАО «НМТП» не выполнены требования изложенные в п. предписания от ДД.ММ.ГГГГ и в п. 10 предписания от ДД.ММ.ГГГГ, а именно, участок территории Нефтерайона Шесхарис ПАО «НМТП» расположенный в границах водоохраной зоны Черного моря (Объект «Нефтерайон Шесхарис») не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. На вышеуказанном участке территории не обеспечивается сбор и отведение (сброс) сточных (ливневых) вод в систему ливнеотведения, в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов». Срок для устранения нарушений определен в предписаниях до ДД.ММ.ГГГГ.

Частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются: централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения; сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод; локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса; сооружения для сбора отходов производства и потребления, а также сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод) в приемники, изготовленные из водонепроницаемых материалов; сооружения, обеспечивающие защиту водных объектов и прилегающих к ним территорий от разливов нефти и нефтепродуктов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

В соответствии с подпунктом 1 части 2 статьи 90 Федерального закона от 31.07.2020 N 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в случае выявления при проведении контрольного (надзорного) мероприятия нарушений обязательных требований контролируемым лицом контрольный (надзорный) орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, а также других мероприятий, предусмотренных федеральным законом о виде контроля.

Исполнимость предписания, как и его конкретность, является важным требованием к данному виду ненормативного правового акта и одним из элементов его законности, поскольку предписание исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность. При этом требования, установленные в предписании, должны быть реально выполнимы тем лицом, в отношении которого выдано предписание.

Предписание должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, содержащиеся формулировки должны исключать возможность двоякого толкования, изложение должно быть кратким, четким, ясным, последовательным, доступным для понимания всеми лицами. Оно не должно носить признаки формального выполнения требований».

Несоблюдение требования об исполнимости предписания ставит оценку действий обязанного лица, направленных на исполнение предписания, в зависимость от субъективного мнения контролирующего органа, что так же противоречит принципу правовой определенности и создает потенциальную возможность для злоупотреблений со стороны государственных органов в данной сфере.

В ходе проверки ПАО «НМТП» предъявлялся административному органу контракт от ДД.ММ.ГГГГ на выполнение строительно-монтажных работ при строительстве, реконструкции (модернизации) и капитальном ремонте по объекту: «Устройство локальных очистных сооружений, в том числе на территории Нефтерайона «Шесхарис» со сроком завершения строительно-монтажных работ ДД.ММ.ГГГГ.

Из содержания постановления о привлечении к административной ответственности следует, что с момента вынесения предписаний от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ юридическим лицом предприняты меры, направленные на устранения выявленного нарушения, а именно заключен договор на реализацию устройства локальных очистных сооружений на территории Нефтерайона «Шесхарис».

Срок, установленный предписанием от ДД.ММ.ГГГГ, для реализации мероприятий, направленных на устранение выявленного нарушения в области охраны окружающей среды, составлял 5,5 месяцев, срок, установленный предписанием от ДД.ММ.ГГГГ определен в 1,5 месяца.

Согласно положениям статьи 48.1 Градостроительного кодекса Российской Федерации портовые гидротехнические сооружения, относящиеся к объектам инфраструктуры морского порта, включены в перечень особо опасных производственных объектов, сроки, определенные предписанием являются нереальными с точки зрения соблюдения требований законодательства Российской Федерации о безопасности гидротехнических сооружений, законодательства Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов, требований технических регламентов.

Учитывая, что объекты, расположенные на причалах Нефтерайона отнесены к особо опасным производственным объектам, выполнение работ по устройству систем ливнеотведения на указанной территории без разработки соответствующей проектной документации может привести к повреждению оборудования, что в свою очередь, вызовет причинение значительного материального ущерба, включая объекты природоохранного законодательства. Разработать проектные решения и осуществить строительство сооружений на Нефтерайоне «Шесхарис» в течение сроков, определенных предписаниями, с учетом существующих технологий выполнения строительно-монтажных работ невозможно.

С учетом невозможности строительства сооружений, в сроки, определенные предписанием, ПАО «НМТП» обращалось в административный орган с ходатайством о продлении срока исполнения предписания.

Согласно ответа Черноморо-Азовского управления Росприроднадзора от ДД.ММ.ГГГГ в продлении срока устранения предписания ПАО «НМТП» отказано.

ПАО «НМТП» также представлено в материалы дела предписание Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от ДД.ММ.ГГГГ и акт внеплановой проверки по исполнению пунктов данного предписания от ДД.ММ.ГГГГ.

В пункте 11 предписания от ДД.ММ.ГГГГ содержалось аналогичное требование об устранении обязательных требований законодательства в части оборудования объекта сооружениями, предусмотренными частью 16 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации: «часть территории Нефтерайон Шесхарис ПАО «НМТП», расположенный в границах водоохранной зоны Черного моря (Объект «Нефтерайон Шесхарис») не оборудован сооружениями, обеспечивающими охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды».

В акте по результатам внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ служба по надзору в сфере природопользования установила исполнение пункта 11 ранее выданного предписания от ДД.ММ.ГГГГ

Учитывая, что по объекту Нефтерайон «Шесхарис» (Объект НВОС МЛ-0123-003112-П «Нефтерайон Шесхарис») в ДД.ММ.ГГГГ года нарушение норм действующего законодательства устранено, а предписания от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ не содержат конкретных действий, которые необходимо совершить Обществу в целях прекращения и устранения выявленного аналогичного нарушения суд приходит к выводу о непоследовательном подходе к выдаче предписаний по результатам проверок и отсутствии единой позиции административного органа в части выполнения норм действующего законодательства в отношении одного объекта.

Учитывая все предпринятые Обществом действия, направленные на исполнение предписания по оборудованию объекта сооружениями, отсутствие в предписаниях указаний на конкретные действия, которые необходимо совершить ПАО «НМТП» в целях прекращения и устранения выявленного нарушения, сокращенные сроки реализации мероприятий на особо опасном и технически сложном объекте, суд приходит к выводу об отсутствии в действиях ПАО «НМТП» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 38 ст.19.5 КоАП РФ.

На основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 указанного Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу.

С учетом представленной совокупности доказательств, постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ПАО «НМТП» к административной ответственности по части 38 ст.19.5 КоАП РФ подлежит отмене с прекращением производства по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь ст.ст.30.1 и 30.7 КоАП РФ,

Р Е Ш И Л:

Жалобу ПАО «НМТП - удовлетворить.

Постановление государственного инспектора в области охраны окружающей среды Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении ПАО «НМТП» к административной ответственности по ч. 38 ст. 19.5 КоАП РФ, отменить.

Производство по делу об административном правонарушении в отношении ПАО «НМТП» на основании п. 2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ - в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения, прекратить.

Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья Ленинского

районного суда г. Новороссийска ФИО1