Дело № 12-211/2018
РЕШЕНИЕ
по протесту на постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении
Судья Краснофлотского районного суда г. Хабаровска Ачкасова Н.В.,
с участием ФИО2,
заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю ФИО1.,
помощника прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Редровой А.М.,
рассмотрев протест и.о. прокурора Краснофлотского района г.Хабаровска на постановление № ... от 03 сентября 2018 г., вынесенное заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю ФИО1., в отношении:
должностного лица - <данные изъяты> ФИО2, <данные изъяты>,
в отношении которой производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5, ч. 2 ст. 29.4,ст. 28.9 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № ... от 03 сентября 2018 г., вынесенным заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю ФИО1., производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.17 КоАП РФ в отношении должностного лица - <данные изъяты> ФИО2 прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5, ч. 2 ст. 29.4,ст. 28.9 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении.
Не соглашаясь с данным постановлением, и.о. прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска обратился в суд с протестом, в котором указал, что постановление от 03 сентября 2018 г. № ... вынесено с нарушением норм материального права, а также является незаконным и необоснованным и подлежит отмене по следующим основаниям. Постановлением и.о. прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска 14 августа 2018 возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении <данные изъяты> ФИО2 Данное дело об административном правонарушении направлено в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю для рассмотрения по существу. Постановлением заместителя руководителя Управления ФКУ от 03 сентября 2018 г. производство по делу об административном правонарушении прекращено на основании п. 5 ч. 1 ст. 24.5, ч. 2 ст. 29.4,ст. 28.9 Кодекса Российской Федерации об административном правонарушении, то есть за отсутствием состава административного правонарушения.
В качестве обоснования вынесения Постановления указано, что квалификация административного правонарушения за нарушение порядка учета бюджетных обязательств по ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, невозможна. В обосновании своей позиции административный орган ссылается на пояснительную записку к проекту Федерального закона № 118-ФЗ, являющейся приложением к письму Правительства Российской Федерации от 28.06.2016 № 4473п-П13 «О внесении проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства», а также на письмо Федерального казначейства от 09.11.2017 № ... Вместе с тем, пояснительные записки и письма Федерального казначейства не являются нормативными актами и не имеют юридическую силу.
Федеральным законом от 07.06.2017 № 118-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» внесены изменения и дополнения в главу 15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, уточняющие основания привлечения к административной ответственности за нарушения бюджетного законодательства. Внесенными изменениями расширен перечень действий, образующий состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Учет бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета осуществляется в соответствии с Порядком учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2015 № 221н. Учет бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, принятых денежных и бюджетных обязательств получателями других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется в соответствии с Инструкцией по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, а также Инструкцией по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. В связи с чем, доводы, изложенные в Постановление о том, что порядок бюджетного учета регламентирован только Приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н и Инструкцией не основаны на нормах федерального законодательства.
Кроме того, доводы о том, что Приказ № 221-н не регулирует вопросы бюджетного учета, противоречат требованиям законодательства. В соответствии с пунктом 6 Приказа № 221-н лица, имеющие право действовать от имени получателя средств федерального бюджета в соответствии с Порядком, несут персональную ответственность за формирование Сведений о бюджетном обязательстве и Сведений о денежном обязательстве, за их полноту и достоверность, а также за соблюдение установленных Порядком сроков их представления. Согласно пункту 8 Приказа № 221-н сведения о бюджетном обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения на предоставление межбюджетных трансферта, имеющего целевое назначение, соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу, нормативного правового акта о предоставлении субсидии юридическому лицу, нормативного правового акта о предоставлении межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, направляются в орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней со дня: заключения соответственно государственного контракта, договора, соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу, соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение; доведения в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение получателем средств федерального бюджета бюджетных обязательств, возникших на основании соответственно нормативного правового акта о предоставлении субсидии юридическому лицу, межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение.
Сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании государственного контракта, направляются одновременно с информацией и документами, подлежащими включению в реестры контрактов. Положениями Приказа № 221-н регламентирован порядок учета бюджетных обязательств, сроки предоставления указанных сведений, а также ответственность лица, имеющие право действовать от имени получателя средств федерального бюджета в соответствии с Порядком, несут персональную ответственность за формирование Сведений о бюджетном обязательстве и Сведений о денежном обязательстве, за их полноту и достоверность, а также за соблюдение установленных Порядком сроков их представления. С учетом изложенного нарушение Приказа № 221-н, в том числе предоставление сведений о принятом бюджетном обязательстве в орган федерального казначейства с нарушением установленного Приказом № 221-н срока является нарушением порядка бюджетного учета принятых бюджетных и денежных обязательств, ответственность за которые установлена ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Правовых оснований для вынесения должностным лицом Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю постановления о прекращении дела об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> ФИО2, привлекаемого за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 Кодекса Российской Федерации об административном, не имелось.
Просит постановление заместителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 03.09.2018 № ... о прекращении дела об административном правонарушении в отношении <данные изъяты> ФИО2, привлекаемой за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ отменить, дело направить руководителю Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю для рассмотрения по существу.
В судебном заседании помощник прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска Редрова А.М. доводы протеста поддержала, просит постановление заместителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю от 03.09.2018 № ... о прекращении дела об административном правонарушении в отношении ФИО2, привлекаемой за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ отменить, дело направить руководителю Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю для рассмотрения по существу.
В судебном заседании ФИО2 с доводами, изложенными в протесте, согласилась, так как действительно своевременно не направляла сведения, нарушая установленный 3-х дневный срок, по причине несвоевременно предоставления документов, а именно договоров, после их заключения.
В судебном заседании заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю ФИО1., с доводами, изложенными в протесте, не согласился, суду пояснил, что 14.08.2018 г. и.о. прокурора Краснофлотского района г. Хабаровска было возбуждено дело об административном правонарушении в отношении должностного лица - <данные изъяты> ФИО2 по ст. 15.15.7 КоАП РФ. Вместе с тем, прокуратурой Краснофлотского района г.Хабаровска иных доказательств представлено не было. Управлением Федерального казначейства было рассмотрено дело только на основании предоставленных прокурором доказательств, дополнительные сведения самостоятельно не истребовались. В связи с чем квалифицировать нарушения Порядка № 221н, как административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.15.7 КоАП РФ не представилось возможным. Почему в описательно-мотивировочной части и в резолютивной части постановления не указаны основания прекращения производства по делу, затрудняется пояснить. Просит постановление оставить без изменения.
Согласно ст. 30.6 ч. 3 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Изучив обжалуемое постановление, а также истребованные материалы дела, суд приходит к выводу, что обжалуемое постановление подлежит отмене.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ основанием для отмены постановления по делу об административном правонарушении является: наличие хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ, недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление, существенное нарушение процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных нарушениях, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Обсуждая доводы протеста, суд приходит к следующему.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, прокуратурой Краснофлотского района г. Хабаровска 03 августа 2018 г. проведена проверка на основании указания прокурора Хабаровского края от 20.01.2015 г. № 15/7 «Об организации надзора за исполнением бюджетного законодательства», указания прокурора Хабаровского края от 02.05.2018 г. № 99/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» задания прокуратуры Хабаровского края от 11.07.2018 г. № 7/3-15-2018 о проведении проверки исполнения требований законодательства о контрактной системе при оплате контрактов заказчиками по исполненным контрактам в ФГКУ «<данные изъяты>». В ходе проведения проверки было принято решение о возбуждении дела об административном правонарушении в связи с тем, что должностным лицом Учреждением допущены нарушения бюджетного законодательства, выразившееся в несоблюдении установленного порядка принятия бюджетных обязательств.
В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным обязательством являются расходные обязательства, подлежащие исполнению в соответствующем финансовом году. Расходные обязательства - обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования) или действующего от его имени казенного учреждения предоставить физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета.
Как следует из положений статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации, исполнение бюджета по расходам предусматривает принятие и учет бюджетных и денежных обязательств. При этом бюджетные обязательства принимаются получателями бюджетных средств путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением, в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
В соответствии с пунктом 8 Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета, утверждённого Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.12.2015 № 221н (далее - Порядок), сведения о бюджетном обязательстве, возникшем на основании государственного контракта, договора, соглашения на предоставление межбюджетных трансферта, имеющего целевое назначение, соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу, нормативного правового акта о предоставлении субсидии юридическому лицу, нормативного правового акта о предоставлении межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, направляются в орган Федерального казначейства не позднее трех рабочих дней со дня: заключения соответственно государственного контракта, договора, соглашения о предоставлении субсидии юридическому лицу, соглашения о предоставлении межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение; доведения в установленном порядке соответствующих лимитов бюджетных обязательств на принятие и исполнение получателем средств федерального бюджета бюджетных обязательств, возникших на основании соответственно нормативного правового акта о предоставлении субсидии юридическому лицу, межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение. Сведения о бюджетных обязательствах, возникших на основании государственного контракта, направляются одновременно с информацией и документами, подлежащими включению в реестры контрактов.
В вину <данные изъяты> ФИО2 предъявлялось то, что 16 февраля 2018 г. между ФГКУ «<данные изъяты>» и ИП <данные изъяты> заключен договор № ... на техническое обслуживание узла учета тепловой энергии и теплоносителя на сумму .... Вместе с тем сведения о принятом бюджетном обязательстве направлены главным бухгалтером в территориальный отдел № ... Федерального казначейства по Хабаровскому краю 02.03.2018 г. (зарегистрированы 05.03.2018 г.), то есть с нарушением срока, установленного пунктом 8 Порядка, по истечении 8 рабочих дней со дня заключения указанного договора.
Кроме того, было также указано на несвоевременное предоставление сведений о принятых бюджетных обязательствах, возникших на основании указанных ниже контрактов и направленных в территориальный отдел № ... Федерального казначейства по Хабаровскому краю с нарушением установленного законом срока.
Так, 26.02.2018 г. между ФГКУ «<данные изъяты>» и ФАУ «<данные изъяты>» заключен договор № ... на проведение текущего ремонта спец.автомобиля ... на сумму .... Вместе с тем сведения о принятом бюджетном обязательстве направлены <данные изъяты> в территориальный отдел № ... Федерального казначейства по Хабаровскому краю лишь 06.03.2018 г. (зарегистрированы 06.03.2018 г.), то есть с нарушением срока, установленного пунктом 8 Порядка, по истечении 5 рабочих дней со дня заключения указанного договора.
По договору от 19.02.2018 г. № ..., заключенному ФГКУ «<данные изъяты>», сведения о принятом бюджетном обязательстве направлены в территориальный отдел № ... Федерального казначейства по Хабаровскому краю лишь 12.03.2018 г. (зарегистрированы 12.03.2018 г.), то есть с нарушением срока, установленного пунктом 8 Порядка, по истечении 11 рабочих дней со дня заключения указанного договора.
По договору, заключенному между ФГКУ «<данные изъяты>» и МУП г. Хабаровска «<данные изъяты>» от 21.02.2018 г. № ..., сведения о принятом бюджетном обязательстве направлены в территориальный отдел № ... Федерального казначейства по Хабаровскому краю лишь 19.03.2018 г. (зарегистрированы 20.03.2018 г.), то есть с нарушением срока установленного пунктом 8 Порядка, по истечении 15 рабочих дней со дня заключения указанного договора.
По договору, заключенному между ФГКУ «<данные изъяты>» и АО «<данные изъяты>» от 21.02.2018 г. № ..., сведения о принятом бюджетном обязательстве направлены в территориальный отдел № ... Федерального казначейства лишь 21.03.2018 г. (зарегистрированы 21.03.2018), то есть с нарушением срока, установленного пунктом 8 Порядка, по истечении 17 рабочих дней со дня заключения указанного договора.
Приказом начальника ФГКУ «<данные изъяты>» от *** № ... на должность <данные изъяты> назначена ФИО2 *** г. начальником ФГКУ «<данные изъяты>» утвержден должностной регламент главного <данные изъяты>
Согласно п. ... Регламента установлено, что <данные изъяты> организует работу по постановке и ведению бухгалтерского учета организации в целях получения заинтересованными внутренними и внешними пользователями полной и достоверной информации о ее финансово-хозяйственной деятельности и финансовом положении. Пунктом ... Регламента <данные изъяты> обеспечивает своевременное перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в кредитные организации, средств на финансирование капитальных вложений, погашение задолженностей по ссудам; контроль за расходованием фонда оплаты труда, организацией и правильностью расчетов по оплате труда работников, проведением инвентаризацией, порядком ведения бухгалтерского учета, отчетности, а также проведением документальных ревизий подразделениях организации. Из пункта ... Регламента следует, что <данные изъяты> обеспечивает составление отчета об исполнении бюджетов денежных средств и смет расходов, подготовку необходимой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы. В соответствии с пунктом ... Регламента <данные изъяты> контролирует составление и своевременное предоставление установленной отчетности по финансовой части.
Объективная сторона административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 15.15.7 КоАП РФ, состоит в нарушении должностным лицом действий, направленных на соблюдение установленного действующим законодательством порядка учета бюджетных обязательств.
Оценка правильности квалификации и наличия в действиях должностного лица того или иного состава административного правонарушения должна производится на основании исследования всех материалов дела в их совокупности, при этом в случае недостаточности сведений, лицо, в чьем производстве находится дело об административном правонарушении имеет возможность самостоятельно истребовать недостающие материалы дела.
Одновременно в судебном заседании установлено, что при вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ не исследованы в полном объеме все доказательства по делу.
Так как следует из пояснений заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю ФИО1 данных им в судебном заседании, при принятии решения по делу исследовались материалы дела, только предоставленные прокурором. Должностным лицом, которым выносилось постановление по делу, самостоятельно иные материалы дела не запрашивались, и соответственно не исследовались при принятии решения. Возможно в случае предоставления документов, свидетельствующих о регистрации договорных обязательств и сведения о том, когда они были переданы в территориальный отдел № ... Федерального казначейства, то указанные материалы могли повлиять на окончательные выводы по делу.
Учитывая неполноту исследованных материалов дела должностным лицом, суд приходит к выводу о том, что принятое постановление от 03 сентября 2018 года о прекращении производства по делу не может быть признано законным и обоснованным, и подлежит отмене в связи с допущенным существенным нарушением процессуального законодательства.
Кроме того судом также усматриваются существенные нарушения процессуального закона и при вынесении постановления, а именно в резолютивной части постановления не указаны конкретные основания прекращения производства по делу с ссылкой на нормы КоАП РФ.
Так в описательно-мотивировочной части постановлении указано как основание для прекращения производства по делу ст. 24.5 ч. 1 п. 5 КоАП РФ, а именно признание утратившим силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное. Вместе с тем ст. 15.15.7 КоАП РФ не исключена из административного законодательства действием, какого либо федерального закона. Выводы о виновности либо невиновности привлекаемой к административной ответственности ФИО2 в постановлении также не содержатся.
В соответствии со ст. 30.7 ч. 1 п. 4 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение должностному лицу, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Рассмотрение дела об административном правонарушении без установления фактических обстоятельств дела, без истребования необходимых для выводов о виновности либо невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, доказательств, и без мотивированных должностным лицом выводов с ссылками на статьи норм КоАП РФ, суд относит к существенным нарушениям процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Срок давности привлечения ФИО2 к административной ответственности по ст. 15.15.7 КоАП РФ с учетом ст. 4.5 ч.1 КоАП РФ составляет один год и на момент рассмотрения протеста не истек, в связи с чем, дело об административном правонарушении полежит возвращению на новое рассмотрение должностному лицу.
При таких обстоятельствах, судом не может быть дана оценка выводам о виновности либо об отсутствии виновности должностного лица, в совершении административного правонарушения, как указано в протесте прокурора, так как указанные выводы должны быть сделаны при новом рассмотрении дела об административном правонарушении, должностным лицом, в полномочия которого входит рассмотрение дел.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении № ... от 03.09.2018г., вынесенное заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю ФИО1., в отношении должностного лица - <данные изъяты> ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 15.15.7 КоАП РФ – отменить.
Возвратить настоящее дело в Управление Федерального казначейства по Хабаровскому краю на новое рассмотрение.
Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение 10 суток со дня его вручения.
Судья: Н.В. Ачкасова