Судья Никин А.В. дело №12-3/2021
УИД 58RS0022-01-2020-000969-72
РЕШЕНИЕ
14 января 2021 года г. Пенза
Судья Пензенского областного суда Крючкова Н.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Пензенского областного суда жалобу государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 на постановление судьи Мокшанского районного суда Пензенской области от 23 ноября 2020 года № 5-220/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в отношении ООО «Очистные сооружения»,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Мокшанского районного суда Пензенской области от 23 ноября 2020 года прекращено производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в отношении ООО «Очистные сооружения» на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Пензенский областной суд, государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО1, считая указанное постановление незаконным, просит его отменить и направить дело на новое рассмотрение. В обоснование жалобы указывает, что материалы дела содержат достаточную совокупность доказательств, позволяющих сделать вывод о наличии в действиях ООО «Очистные сооружения» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ. Однако предоставленные в дело доказательства были судьей оценены необъективно; из установленных фактов сделаны неверные выводы.
В возражениях на жалобу законный представитель юридического лица ООО «Очистные сооружения» директор ФИО2 просит в удовлетворении жалобы отказать, постановление судьи Мокшанского районного суда Пензенской области от 23 ноября 2020 года оставить без изменения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, выслушав объяснения законного представителя юридического лица ООО «Очистные сооружения» директора ФИО2, возражавшей против удовлетворения жалобы, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Постановление по делу об административном правонарушении должно соответствовать требованиям статьи 29.10 КоАП РФ и в обязательном порядке содержать указание на обстоятельства, установленные при рассмотрении дела (пункт 4 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ), и мотивированное решение по делу (пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ).
Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела; эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами (статья 26.2 КоАП РФ).
Согласно части 1 статьи 8.14 КоАП РФ, нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пункта 4 статьи 1 Водного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) водным объектом признается природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима.
Согласно статье 5 ВК РФ водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам.
В силу статьи 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ) компоненты природной среды, к числу которых относятся поверхностные и подземные воды, являются объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся, в том числе, сбросы загрязняющих веществ в водные объекты.
Согласно части 4 статьи 35 ВК РФ количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии с частью 6 статьи 56 ВК РФ сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Как следует из протокола об административном правонарушении государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 от 20 октября 2020 года № ИЕ - 02-130/202026.08.2020 при проведении планового (рейдового) осмотра, обследования в акватории р. Мокша от моста на трассе М-5 «Урал» в р.п. Мокшан Пензенской области до моста перед с. Симбухово на трассе М-5 «Урал» в 350 м. на северо-запад от очистных сооружений, находящихся по адресу: <...>, было выявлено нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, а именно: была обнаружена труба, ведущая в сторону очистных сооружений, из которой в р. Мокшу сбрасываются сточные воды (географические координаты выпуска - 53°27" северной широты, 44°34" восточной долготы). Сточные воды сбрасываются недостаточно очищенными и не соответствуют нормативам допустимого сброса для водных объектов, имеющих рыбохозяйственное значение. В соответствии с договором аренды от 24 сентября 2013 года №1 ООО «Очистные сооружения» арендует у администрации р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области недвижимое имущество: очистные сооружения, находящиеся по адресу: Пензенская область, Мокшанский район, р. <...>, срок аренды - 15 лет (24 сентября 2013 года – 23 сентября 2028 года).
Решением Министерства лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области от 4 апреля 2019 года № 58-09.01.02.001-Р-РСБХ-С-2019-00753/00 водный объект (река Мокша) был предоставлен в пользование ООО «Очистные сооружения», на срок до 25 февраля 2024 года. Согласно данному решению, OOО «Очистные сооружения» осуществляет сброс сточных вод: в р. Мокша (координаты выпуска - 53°27" северной широты, 44°34" восточной долготы).
26 августа 2020 года сотрудниками филиала «ЦЛАТИ по Пензенской области» ФГБУ «ЦЛАТИ по ПФО» были отобраны пробы сточных и природных вод из р. Мокша (на выпуске сточных вод в водный объект, 500 м. выше выпуска, 500 м. ниже выпуска).
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды № 1377К.375/1 от 11 сентября 2020 года, на выпуске сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол, - в 5,5 раза; по ХПК - в 2,7 раза; по нитрит-иону - в 3,3 раза; по нефтепродуктам - в 2,1 раза; по фенолу - в 2,8 раза; по железу - в 3 раза; по марганцу - в 8,2 раза; по меди - в пределах погрешности.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды № 1377К.375/2 от 11 сентября 2020 года, на 500 м. выше выпуска сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 2,4 раза; по нитрит-иону - в 2,8 раза; по фенолу - в 3,6 раза; по железу - в 3 раза; по марганцу - в 8,2 раза; по меди - в пределах погрешности, по цинку - в 2,5 раза.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды № 1377К.375/3 от 11 сентября 2020 года, на 500 м ниже выпуска сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 2 раза; по нитрит-иону - в 1,6 раза; по фенолу - в 10,2 раза; по железу - в 3 раза; по марганцу - в 7,9 раза; по меди - в пределах погрешности, по цинку - в пределах погрешности.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды № 1408К.376/1 от 11 сентября 2020 года, на выпуске сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол, - в 4,8 раза; по ХПК - в 2,6 раза; по нитрит-иону-в 2,7 раза; по нефтепродуктам - в 1,9 раза; по фенолу - в 3,1 раза; по железу - в 2,7 раза; по марганцу - в 5,9 раза; по меди - в пределах погрешности.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды № 1408К.376/2 от 11 сентября 2020 года, на 500 м. выше выпуска сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 2,5 раза; по нитрит-иону - в 2,7 раза; по фенолу - в 3,4 раза; по железу - в 2,7 раза; по марганцу - в 5,9 раза; по меди - в пределах погрешности, по цинку - в 2,5 раза.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды № 1408К.376/3 от 11 сентября 2020 года, на 500 м. ниже выпуска сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 2 раза; по нитрит-иону - в 1,6 раза; по фенолу - в 10,3 раза; по железу - в 2,7 раза; по марганцу - в 5,9 раза; по меди - в пределах погрешности, по цинку - в пределах погрешности.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды № 1409К.377/1 от 11 сентября 2020 года, на выпуске сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 5,2 раза; по ХПК - в 2,7 раза; по нитрит-иону - в 2,8 раза; по нефтепродуктам - в 2 раза; по фенолу - в 3,3 раза; по железу - в 3,1 раза; по марганцу - в 8,6 раза; по меди - в пределах погрешности.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды № 1409К.377/2 от 11сентября 2020 года, на 500 м. выше выпуска сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 2,5 раза; по нитрит-иону - в 2,8 раза; по фенолу - в 3,3 раза; по железу - в 3,1 раза; по марганцу - в 8,8 раза; по меди - в пределах погрешности, по цинку - в 2,4 раза.
Согласно заключению к протоколу КХА сточной воды № 1409К.377/3 от 11 сентября 2020 года, на 500 м. ниже выпуска сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 1,8 раза; по нитрит-иону - в 1,6 раза; по фенолу - в 10,4 раза; по железу - в 3,1 раза; по марганцу - в 8,7 раза; по меди - в пределах погрешности, по цинку - в пределах погрешности.
Действия ООО «Очистные сооружения» квалифицированы по части 1 статьи 8.14 КоАП РФ. Местом совершения правонарушения указано - место нахождения водовыпуска сточных вод в реку Мокша из очистных сооружений, эксплуатируемых ООО «Очистные сооружения», с географическими координатами 53?27" северной широты, 44?34" восточной долготы.
Прекращая производство по делу за отсутствием в действиях ООО «Очистные сооружения» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, судья районного суда исходил из того, что должностным лицом административного органа в протоколе об административном правонарушении не описана объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ; что заключения к протоколу КХА сточной воды от 11 сентября 2020 года по результатам исследований проб сточных и природных вод из р. Мокша, произведенных 26 августа 2020 года ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» (на выпуске сточных вод в водный объект, 500 м. выше выпуска, 500 м. ниже выпуска), носят только информативный характер, противоречивы, показания по параметрам загрязняющих веществ проб, отобранных выше по течению больше, чем показания по параметрам загрязняющих веществ, отобранных ниже по течению.
В постановлении судья указал, что местом совершения правонарушения в протоколе об административном правонарушении указано место с географическими координатами 53?27" северной широты, 44?34" восточной долготы, однако посчитал, что в ходе проведения проверки данных координат в судебном заседании посредством применения общедоступных программ в сети «Интернет» установлено, что участок местности с географическими координатами 53?27" северной широты, 44?34" восточной долготы, находится по территориальности на территории Успенской либо Нечаевской администрации Мокшанского района Пензенской области; конкретное местоположение без выезда на место установить не представляется возможным; ООО «Очистные сооружения» осуществляет хозяйственную деятельность, только на территории муниципального образования р.п. Мокшан Мокшанского района Пензенской области, и располагается по адресу: <данные изъяты>
С данными выводами судьи согласиться нельзя, поскольку меры к всестороннему, полному и объективному рассмотрению дела судьей не приняты, что не отвечает установленным статьей 24.1 КоАП РФ задачам производства по делу об административных правонарушениях.
Как следует из материалов дела, 4 апреля 2019 года Министерством лесного, охотничьего хозяйства и природопользования Пензенской области вынесено решение № 58-09.0102.001-Р-РСБХ-2019-00753/00 о предоставлении в пользование ООО «Очистные сооружения» водного объекта - реку Мокша, сроком действия до 25 февраля 2024 года. Из пункта 7 данного решения следует, что данный водный объект предоставлен также для осуществления сброса очищенных хозяйственно-бытовых и производственных стоков с географическими координатами 53?27" северной широты, 44?34" восточной долготы.
Указывая место совершения правонарушения, должностное лицо в протоколе об административном правонарушении указало вышеуказанные координаты сброса сточных вод в реку Мокша.
Вывод судьи районного суда о том, что ссылка в протоколе об административном правонарушении на заключения к протоколам КХА сточной воды от 11 сентября 2020 года по результатам исследований проб сточных и природных вод из р. Мокша, произведенных 26 августа 2020 года ФБУ «ЦЛАТИ по ПФО» (на выпуске сточных вод в водный объект, 500 м. выше выпуска, 500 м. ниже выпуска), носят только информативный характер, не соответствует доказательствам, имеющимся в материалах дела.
В протоколе об административном правонарушении должностное лицо в качестве доказательства по делу сослалось на: заключение к протоколу КХА сточной воды № 1377К.375/1 от 11 сентября 2020 года, согласно которому на выпуске сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол, - в 5,5 раза; по ХПК - в 2,7 раза; по нитрит-иону - в 3,3 раза; по нефтепродуктам - в 2,1 раза; по фенолу - в 2,8 раза; по железу - в 3 раза; по марганцу - в 8,2 раза; по меди - в пределах погрешности; на заключение к протоколу КХА сточной воды № 1408К.376/1 от 11 сентября 2020 года, согласно которого на выпуске сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол, - в 4,8 раза; по ХПК - в 2,6 раза; по нитрит-иону-в 2,7 раза; по нефтепродуктам - в 1,9 раза; по фенолу - в 3,1 раза; по железу - в 2,7 раза; по марганцу - в 5,9 раза; по меди - в пределах погрешности и на заключение к протоколу КХА сточной воды № 1409К.377/1 от 11 сентября 2020 года, согласно которого на выпуске сточных вод в р. Мокша имеются превышения концентраций загрязняющих веществ: по БПКпол - в 5,2 раза; по ХПК - в 2,7 раза; по нитрит-иону - в 2,8 раза; по нефтепродуктам - в 2 раза; по фенолу - в 3,3 раза; по железу - в 3,1 раза; по марганцу - в 8,6 раза; по меди - в пределах погрешности.
В данных заключениях указаны концентрации загрязняющих веществ сточных вод ООО «Очистные сооружения» на их выпуске из очистных сооружений, а не природной воды.
Оценка данным заключениям, как доказательствам по делу об административном правонарушении, судьей дана не была.
Изложенное свидетельствует о том, что при рассмотрении данного дела об административном правонарушении требования статей 24.1 и 26.1 КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, соблюдены не были.
Нарушения процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, допущенные по настоящему делу, являются существенными, влекущими отмену постановления о назначении наказания, поскольку они повлияли на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.
Пунктом 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, правомочному рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление судьи Мокшанского районного суда Пензенской области от 23 ноября 2020 года, вынесенное в отношении ООО «Очистные сооружения», по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, подлежит отмене.
Поскольку срок привлечения к административной ответственности, предусмотренный частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ, в силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ не истек, дело об административном правонарушении в отношении ООО «Очистные сооружения» подлежит возвращению в Мокшанский районный суд Пензенской области на новое рассмотрение.
При повторном рассмотрении дела необходимо правильно установить обстоятельства, имеющие существенное значение для его разрешения, дать должную оценку всем доказательствам в их совокупности и принять решение по закону и с учетом обстоятельств дела.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
РЕШИЛ:
Постановление судьи Мокшанского районного суда Пензенской области от 23 ноября 2020 года № 5-220/2020 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Очистные сооружения», отменить.
Дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Очистные сооружения» возвратить на новое рассмотрение в Мокшанский районный суд Пензенской области.
Жалобу государственного инспектора Межрегионального управления Росприроднадзора по Саратовской и Пензенской областям ФИО1 удовлетворить.
Судья - Н.П. Крючкова