№ 12-211/2020
64RS0048-01-2020-003120-45
РЕШЕНИЕ
20 ноября 2020 г. город Саратов
Судья Октябрьского районного суда города Саратова Рыбаков Р.В.,
при секретаре Ватютовой А.Л.,
с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по доверенности ФИО1,
рассмотрев жалобу директора общества с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения Саратов» ФИО2 на постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по саратовской области ФИО3 от 23 сентября 2020 г. № 10-05-01/2020/167 о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения Саратов» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ),
установил:
постановлением заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по саратовской области ФИО3 от 23 сентября 2020 г. № 10-05-01/2020/167 должностное лицо – директор общества с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения Саратов» (далее – ООО «КВС») ФИО2 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Согласно постановлению, административное правонарушение выразилось в том, что Приказом Росстата от 18 июля 2019 г. № 414 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (ресурсы) «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы». 28 июля 2020 г. ООО «КВС» направило в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области отчет по форме № 22-ЖКХ (ресурсы) «<данные изъяты>», подписанный директором ФИО2 В соответствии со строкой 30 раздела 2 отчета по форме № 22-ЖКХ (ресурсы) (доходы и расходы), представленного ООО «КВС», у предприятия отсутствует безнадежная дебиторская задолженность. В процессе проверки установлено, что по состоянию на 1 мая 2020 г. у ООО «КВС» имеется дебиторская задолженность ООО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты>, в отношении которой вынесены акт о невозможности взыскания от 29 ноября 2019 г., а также постановление об окончании исполнительного производства от 29 ноября 2019 г., утвержденное старшим судебным приставом 6 февраля 2020 г. Кроме того, у ООО «<данные изъяты>» имеется задолженность в размере <данные изъяты>, в отношении которой вынесен акт о невозможности взыскания от 28 октября 2019 г. и постановление об окончании исполнительного производства от 28 октября 2019 г., утвержденные старшим судебным приставом 6 февраля 2020 г. В отношении дебиторской задолженности ТСЖ «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты> копеек, вынесено постановление об окончании исполнительного производства от 30 мая 2019 г. с актом о невозможности взыскания. Таким образом, вышеуказанная дебиторская задолженность ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ТСЖ «<данные изъяты>» подлежала отражению в строке 30 раздела 2 отчета по форме № 22-ЖКХ (ресурсы).
Указанные обстоятельства послужили основанием для привлечения директора ООО «КВС» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
Директор ООО «КВС» ФИО2 с соблюдением срока (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ) обратился в суд с жалобой, в которой, просит постановление о привлечении к административной ответственности отменить и прекратить производство по делу об административном правонарушении в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения. Не указанные в отчете долги являются сомнительными (перешедшими от организации, которая ликвидирована), а не безнадежными (долгами по которым невозможно провести взыскание).
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, по доверенности ФИО1, поддержал доводы жалобы и просил прекратить производство по делу.
Суд, заслушав участника процесса, исследовав материалы дела об административном правонарушении, установил следующие обстоятельства.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ одной из задач производства по делу об административном правонарушении является разрешение дела в соответствии с законом.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Частью 1 ст. 13.19 КоАП РФ установлена административная ответственность за непредоставление респондентами субъектам официального статистического учета первичных статистических данных в установленном порядке или несвоевременное предоставление этих данных либо предоставление недостоверных первичных статистических данных, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является директором ООО «КВС» - ресурсоснабжающей организации на территории города Саратова.
Согласно ст. 8 Федерального закона РФ «Об официальном статистическом учете в системе государственной статистики в Российской Федерации» респонденты обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, персональных данных физических лиц и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.
В соответствии с п. 3 Положения об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. № 620 первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций.
Согласно п. 4 данного Положения первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в п. 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.
Приказом Росстата от 18 июля 2019 г. № 414 «Об утверждении форм федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за строительством, инвестициями в нефинансовые активы и жилищно-коммунальным хозяйством» утверждена форма федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (ресурсы) «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы».
Указанная форма предоставляется следующими юридическими лицами: органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями независимо от формы собственности и организационно-правовой формы (включая организации, осуществляющие поставку и передачу тепловой энергии, электрической энергии, холодной и горячей воды, газа, отведение сточных вод и другие), региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, организациями, осуществляющими начисление жилищно-коммунальных платежей (информационно-расчетные центры и тому подобные), а также организациями, осуществляющими работы по благоустройству территорий поселений, городских округов и внутригородских районов. Срок предоставления - на 30 день после отчетного периода.
Таким образом, в силу приведенных норм закона ООО «КВС» является респондентом - субъектом официального статистического учета по форме федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ (ресурсы) «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы».
28 июля 2020 г. ООО «КВС» направило в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Саратовской области отчет по форме № 22-ЖКХ (ресурсы) «Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы», подписанный директором ФИО2 (л.д. 30-35)
В соответствии со строкой 30 раздела 2 отчета по форме № 22-ЖКХ (ресурсы) (доходы и расходы), представленного ООО «КВС», у предприятия отсутствует безнадежная дебиторская задолженность.
По строке 30 (из строки 29) раздела 2 отчета по форме № 22-ЖКХ (ресурсы) отражается безнадежная дебиторская задолженность, образовавшаяся за счет неплатежей исполнителей коммунальных услуг, которая не реальна к взысканию.
Согласно п. 2 ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности (общий срок исковой давности установлен статьей 196 ГК РФ и составляет три года), а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.
Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям: невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях; у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
В процессе проверки установлено, что по состоянию на 1 мая 2020 г. (л.д. 57-58) у ООО «КВС» имелась следующая дебиторская задолженность:
- ООО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты>, в отношении которой вынесен акт о невозможности взыскания от 29 ноября 2019 г., постановление об окончании исполнительного производства от 29 ноября 2019 г., утвержденное старшим судебным приставом 6 февраля 2020 г.;
- у ООО «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты>, в отношении которой вынесен акт о невозможности взыскания от 28 октября 2019 г. и постановление об окончании исполнительного производства от 28 октября 2019 г., утвержденные старшим судебным приставом 6 февраля 2020 г.
- у ТСЖ «<данные изъяты>» в размере <данные изъяты>, в отношении которой вынесено постановление об окончании исполнительного производства от 30 мая 2019 г. с актом о невозможности взыскания.
Таким образом, вышеуказанная дебиторская задолженность ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ТСЖ «<данные изъяты>» подлежала отражению в строке 30 раздела 2 отчета по форме № 22-ЖКХ (ресурсы), чего при заполнении и сдаче отчета сделано не было, что считается предоставлением недостоверных первичных статистических данных.
Доводы ФИО2 о том, что дебиторская задолженность данных организаций является сомнительной, а не безденежной, судом во внимание не принимается, так как связана с неверным толкованием закона.
В соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. N 34н, организация создает резервы сомнительных долгов в случае признания дебиторской задолженности сомнительной с отнесением сумм резервов на финансовые результаты организации. Сомнительной считается дебиторская задолженность организации, которая не погашена или с высокой степенью вероятности не будет погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена соответствующими гарантиями.
Согласно положениям ст. 266 Налогового кодекса Российской Федерации сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1).
Пунктом 3 данной статьи установлено, что налогоплательщик вправе создавать резервы по сомнительным долгам. Суммы отчислений в эти резервы включаются в состав внереализационных расходов на последнее число отчетного (налогового) периода.
Согласно п. 4 названной статьи сумма резерва по сомнительным долгам определяется по результатам проведенной на последнее число отчетного (налогового) периода инвентаризации дебиторской задолженности.
Доказательств того, что задолженность ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>», ТСЖ «<данные изъяты>» включена ООО «КВС» в резерв по сомнительным долгам либо в состав внереализационных расходов, что может быть подтверждено актом инвентаризации дебиторской задолженности суду не предоставлено.
Кроме того, в соответствии с п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.
Исходя из этого, любой безденежный долг является сомнительным долгом и может быть списан: либо в порядке абз. 2 п. 5 ст. 266 НК РФ за счет резерва по сомнительным долгам (если она ранее учитывалась при формировании этого резерва, пока еще была сомнительной), либо в порядке пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ как безнадежные долги, не покрытые за счет резерва.
Имеющиеся в материалах дела об административном правонарушении доказательства подтверждают вину директора ООО «КВС» ФИО2 в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ, административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В соответствии с общими правилами назначения административных наказаний административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ). При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность (Ч. 2 ст. 4.1).
Отягчающих и смягчающих вину ФИО2 обстоятельств не установлено.
Административное наказание, назначено в пределах санкции в минимальном размере в соответствии с требованиями статей 4.1-4.3 КоАП РФ
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по саратовской области ФИО3 от 23 сентября 2020 г. № 10-05-01/2020/167 о привлечении директора общества с ограниченной ответственностью «Концессии водоснабжения Саратов» ФИО2 к административной ответственности по ч. 1 ст. 13.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставить без изменения, жалобу ФИО2 без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в порядке ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья Р.В. Рыбаков