ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-211/2021 от 25.01.2022 Шебекинского районного суда (Белгородская область)

УИД 31MS0-69

Дело №12-6/2022

РЕШЕНИЕ

<данные изъяты> г. Шебекино

Судья Шебекинского районного суда Белгородской области Ермошин Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Гойдина ФИО7 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Шебекинского района и г. Шебекино Белгородской области от 21 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника отдела по контролю за использованием земельных ресурсов комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Гойдина ФИО8

УСТАНОВИЛ:

постановлением мирового судьи от 21 ноября 2021 года Гойдин Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Гойдин Д.В. подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить, ссылаясь на то, что не является субъектом данного административного правонарушения. Считает, что в его должностные обязанности входило предоставление информации о договорах аренды только за текущие месяцы. Целью ведения реестра договоров аренды, входящего в его должностные обязанности, является учет договоров аренды (начисление и контроль оплаты, сверка с контрагентами и т.д.), что не имеет отношения к бухгалтерской отчетности. Он не является ни руководителем экономического субъекта, ни главным бухгалтером. Объяснения у руководителя комитета и руководителя МКУ «Центр бухгалтерского учета» в ходе производства по делу отобраны не были. Исходные данные реестра были сформированы и переданы в МКУ «Центр бухгалтерского учета» на основании постановления главы администрации Шебекинского городского округа от 14 января 2019 года до назначения Гойдина Д.В. на должность (28 февраля 2019 года). Договоры аренды, сведения о которых вызвали искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности «доходы будущих периодов» прекратили свое действие в 2015-2017 годах также до назначения Гойдина Д.В. на должность. В связи с чем Гойдин Д.В. считает ошибочными выводы мирового судьи об умышленном совершении им административного правонарушения. Должностные лица МКУ «Центр бухгалтерского учета» знали о сальдо по спорным договорам и самостоятельно начисляли «доходы будущих периодов», не проведя сверку первичных документов и баз данных. Полагает, что сверка расчетов должна была быть проведена еще в 2018 году с момента начала применения бухгалтерского стандарта «Аренда». Гойдин Д.В. приводит доводы о нарушении срока составления протокола об административном правонарушении, заведомой ложности показаний Масловой Ю.В., нарушении мировым судьей тайны совещательной комнаты.

Гойдин Д.В. и его защитник Шаповалов А.В. поддержали жалобу по изложенным в ней доводам.

Председатель контрольно-счетной палаты Шебекинского городского округа Меньшова Е.Н. представила письменное возражение, в котором просила оставить постановление мирового судьи без изменения, жалобу Гойдина Д.В. – без удовлетворения.

Исследовав материалы дела, судья приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены оспариваемого постановления.

В соответствии с ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубое нарушение порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.

Согласно примечанию 4 к статье ст. 15.15.6 КоАП РФ под грубым нарушением требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению либо представлению бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, либо грубым нарушением порядка составления (формирования) консолидированной бухгалтерской (финансовой) отчетности понимается искажение показателя бюджетной или бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, которое привело к искажению информации об активах, и (или) обязательствах, и (или) о финансовом результате не менее чем на 1 процент, но не более чем на 10 процентов и на сумму, превышающую один миллион рублей.

По правилам ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее Закон о бухгалтерском учете) бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

Положениями ст. 5 Закона о бухгалтерском учете определено, что объектами бухгалтерского учета экономического субъекта являются: факты хозяйственной жизни; активы; обязательства; источники финансирования его деятельности; доходы; расходы; иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

В силу положений статей 9 и 10 Закона о бухгалтерском учете каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом, а, в свою очередь, данные, содержащиеся в первичных учетных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учета.

Согласно статье 264.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства.

Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, необходимое пользователям этой отчетности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчетность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета, а также информации, определенной федеральными и отраслевыми стандартами.

В соответствии с частью 3 статьи 7 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-Ф "О бухгалтерском учете" и пункта 14 приказа Минфина России от 31 декабря 2016 года N 256н "Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора "Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора" далее - (стандарт "Концептуальных основ"), пункта 5 Инструкции N 257н, пункта 6 Инструкции N 191н руководители организаций бюджетной сферы вправе передать ведение бюджетного (бухгалтерского) учета и составление на его основе отчетности в соответствии с законодательством Российской Федерации по договору (соглашению) другому учреждению, организации (централизованной бухгалтерии). В централизованную бухгалтерию должны передаваться соответствующие первичные документы для отражения хозяйственных операций в учете согласно правилам документооборота, установленного в рамках формирования учетной политики учреждения с учетом особенностей организации ведения учета, предусмотренных таким договором (соглашением) (пункт 22 стандарта "Концептуальные основы").

В соответствии с пунктом 4 статьи 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 года N 402-Ф "О бухгалтерском учете", пунктом 24 стандарта "Концептуальные основы" своевременное и качественное оформление первичных учетных документов, передачу их в установленные сроки для отражения в учете, а также достоверность содержащихся в них данных обеспечивают лица, ответственные за оформление факта хозяйственной жизни и (или) подписавшие эти документы.

Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, Контрольно-счетной палатой Шебекинского городского округа Белгородской области в комитете муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа проведено контрольное мероприятие по вопросу: «Проверка выполнения функций ГАБС комитетом муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа за 2020 год». В рамках контрольного мероприятия проводилась проверка правильности начислений и достоверности отражения в учете операций по аренде имущества (земельных участков), которой установлено следующее.

01 марта 2019 между комитетом муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа (далее по тексту комитет МС и ЗО) и муниципальным казенным учреждением «Центр бухгалтерского учета» заключено «Соглашение об оказании услуг по ведению бюджетного (бухгалтерского) и налогового учета» № 22. Указанным Соглашением (пункт 3.3.2) предусмотрено о том, что комитет МС и ЗО обязан обеспечить достоверность данных, содержащихся в первичных учетных документах, для формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности. Учет арендных отношений осуществляется работниками отделов управления муниципальными земельными ресурсами и контролю за использованием земельных ресурсов с применением программного продукта «БАРС-Аренда имущества». Проверкой сведений о начислениях и оплате по арендной плате за земельные участки за 2020 год из программного комплекса, комитетом МС и ЗО выборочно представлено 37 договоров аренды на земельные участки, к ним расчеты по арендной плате за период с 01 января 2020 года по 20 июня 2020 на бумажных носителях.

Контроль, организация и ведение реестра договоров аренды земельных участков, разработка и предоставление в установленном порядке прогнозных данных о поступлении средств от арендной платы за земельные участки, возложена на заместителя начальника отдела по контролю за использованием земельных ресурсов комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Гойдина Д.В.

Реестры по списанию доходов будущих периодов по договорам аренды земельных участков в текущем году, реестры уменьшаемых доходов будущих периодов при расторжении договора аренды, ежемесячно направлялись в МКУ «Центр бухгалтерского учета» для признания доходов будущих периодов по данным бухгалтерского учета ГАБС, за подписью Гойдина Д.В.

Из 37 проверенных договоров аренды на земельные участки, 13 договоров на момент проверки расторгнуты в силу окончания срока действия договора или по другим законным основаниям. Согласно оборотно-сальдовой ведомости по расчетам с контрагентами по данным договорам аренды (13 шт.) имеются остатки по Дт счета 205.23 «Расчеты по доходам от платежей при пользовании природными ресурсами», на котором отражаются начисления предстоящих доходов. Остатки начисленных доходов будущих периодов на конец 2020 года по данным договорам составляют 124515185,48 руб. В связи с тем, что договоры аренды расторгнуты, то по счету 205.23 по состоянию на 31 декабря 2020 года, должна быть отражена сумма основного долга на дату расторжения договоров аренды в размере 2808677,08 руб. Отклонение составило 121706508,40 руб. Данная сумма нашла отражение в отчете комитета МС и ЗО за 2020 год по форме 0503130 «Баланс», что составило 1,86% искажения данных в годовой отчетности главного администратора бюджетных средств при итоговом значении актива баланса 6532629942,29 руб., что квалифицируется как грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету.

Эти обстоятельства явились основанием для привлечения заместителя начальника отдела по контролю за использованием земельных ресурсов комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Гойдина Д.В. к административной ответственности по ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ за грубое нарушение требований к бюджетному (бухгалтерскому) учету, в том числе к составлению, представлению бюджетной, бухгалтерской (финансовой) отчетности, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.

Событие административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и виновность Гойдина Д.В. в его совершении подтверждены совокупностью доказательств, а именно: протоколом об административном правонарушении № 10 от 27 сентября 2021 года, в котором изложено событие административного правонарушения и другие необходимые сведения, предусмотренные ст. 28.2 КоАП РФ; должностной инструкцией муниципального служащего, замещающего должность заместителя начальника отдела по контролю за использованием земельных ресурсов комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа, содержащей в перечне обязанностей обязанности: контролировать организацию и ведение реестра договоров аренды земельных участков, разработку и представление в установленном порядке прогнозных данных о поступлении средств от арендной платы за земельные участки, обеспечивать ведение претензионно-исковой работы, осуществлять работу в программном продукте «БАРС» в полном объеме; выпиской из акта № 13 от 13 августа 2021 года о результатах проведения контрольного мероприятия по вопросу: «Проверка выполнения функций главного администратора бюджетных средств»; информацией о расторгнутых договорах аренды; балансом главного администратора доходов бюджета по форме 0503130, показаниями начальника отдела по учету имущества МКУ «Центр бухгалтерского учета» Бондаренко Н.А., пояснениями инспектора контрольно-счетной палаты Шебекинского городского округа Масловой Ю.В., а также иными материалами дела, которым мировым судьей дана надлежащая оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ.

При разрешении данного дела об административном правонарушении мировой судья правильно установил все фактические обстоятельства, подлежащие доказыванию, дал надлежащую юридическую оценку действиям Гойдина Д.В. и на основе полного, объективного и всестороннего исследования представленных доказательств пришел к обоснованному выводу о наличии события административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, и виновности Гойдина Д.В. в его совершении.

Принцип презумпции невиновности мировым судьей не нарушен, все доводы защиты проверены с должной скрупулезностью. Все доводы жалобы аналогичны доводам защиты, приводимым в суде первой инстанции, на них даны исчерпывающие ответы в постановлении мирового судьи, не согласиться с которыми судья не находит оснований.

Примечанием 1 к ст. 15.15.6 КоАП РФ установлено, что предусмотренная настоящей статьей административная ответственность возлагается на должностных лиц государственных (муниципальных) учреждений, государственных органов, органов местного самоуправления, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, а также иных организаций, осуществляющих в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации бюджетные полномочия по ведению бюджетного учета и (или) составлению бюджетной отчетности.

Гойдин Д.В. является муниципальным служащим, состоящим в должности заместителя начальника отдела по контролю за использованием земельных ресурсов комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа, следовательно, является субъектом административного правонарушения, предусмотренного ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ.

Гойдин Д.В., сознавая, что не контролирует состояние реестра договоров аренды в части тех данных, которые внесены в реестр до назначения Гойдина Д.В. на должность, ежемесячно удостоверял своей подписью реестры по списанию доходов будущих периодов по договорам аренды земельных участков в текущем году, реестры уменьшаемых доходов будущих периодов при расторжении договора аренды, для направления в МКУ «Центр бухгалтерского учета» для признания доходов будущих периодов по данным бухгалтерского учета ГАБС. В этой связи мировой судья пришел к правильному выводу, что Гойдин Д.В. сознательно допускал наступление вредных последствий своих действий, то есть совершил административное правонарушение с умышленной формой вины.

Отсутствие в материалах проверки объяснений председателя комитета и руководителя МКУ «Центр бухгалтерского учета» не влечет недействительности результатов проверки и протокола об административном правонарушении, поскольку установлено, что контроль организации и ведения реестра договоров аренды земельных участков, разработка и представление в установленном порядке прогнозных данных о поступлении средств от арендной платы за земельные участки входили в должностные обязанности Гойдина Д.В. в соответствии с его должностной инструкцией.

Кроме того, именно Гойдин Д.В. приказом председателя комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа от 19 июня 2020 года назначен ответственным должностным лицом за ведение претензионно-исковой работы и осуществление контроля полноты и своевременности уплаты арендных платежей за арендуемые земельные участки, предназначенные для коммерческого использования, в части взаимодействия с МКУ «Центр бухгалтерского учета», расчета задолженности в разрезе КБК, формирования реестра должников.

Мировым судьей правильно указано со ссылкой на разъяснение, изложенное в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" № 5 от 24 марта 2005 года, что установленные статьей 28.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сроки не являются пресекательными, поэтому их нарушение не относится к существенным недостаткам протокола, влекущим его возвращение в орган или должностному лицу, которыми он был составлен.

Доводы Гойдина Д.В. о нарушении мировым судьей тайны совещательной комнаты не основаны на законе, поскольку КоАП РФ не предусматривает такого регламента составления постановления по делу об административном правонарушении.

Нарушений процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не допущено. Срок давности и порядок привлечения Гойдина Д.В. к административной ответственности не нарушены.

Административное наказание в виде штрафа назначено Гойдину Д.В. в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5, и. 4.1 КоАП РФ, в пределах санкции ч. 1 ст. 12.8 КоАП РФ, данные о личности в полной мере учтены при назначении наказания.

Руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

постановление мирового судьи судебного участка № 1 Шебекинского района и г. Шебекино от 21 ноября 2021 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 4 ст. 15.15.6 КоАП РФ, в отношении заместителя начальника отдела по контролю за использованием земельных ресурсов комитета муниципальной собственности и земельных отношений администрации Шебекинского городского округа Гойдина ФИО9, оставить без изменения, жалобу Гойдина ФИО10 – без удовлетворения.

Судья Е.А. Ермошин

Решение08.02.2022