№12-211/2021
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
26 ноября 2021 года г. Туймазы РБ
Судья Туймазинского межрайонного суда Республики Башкортостан Сосновцева С.Ю.,
при секретаре Багнюк О.В.
рассмотрев в открытом судебном жалобу защитника Назарова А.В. действующего в интересах индивидуального предпринимателя ФИО1 на постановление государственного инспектора Туймазинского территориально управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора Туймазинского территориально управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный предприниматель ФИО1 признана виновной совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрено п. 10 ст. 8.2 КоАП РФ и назначено наказание в виде предупреждения.
Не согласившись с данным постановлением защитником Назаровым А.В. действующего в интересах индивидуального предпринимателя ФИО1 подана жалоба на постановление государственного инспектора Туймазинского территориально управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить.
В судебном заседании ИП ФИО1, ее защитник Назаров А.В. жалобу подержали, просили удовлетворить.
Представитель Туймазинского территориально управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 действующая по доверенности в судебном заседании просила постановление оставить без изменения, жалобу без удовлетворения по изложенным в возражении основаниям.
Туймазинская межрайонная прокуратура на судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участников процесса, изучив и оценив материалы дела, суд находит постановление государственного инспектора Туймазинского территориально управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ подлежащем отмене.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с частью 10 статьи 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Объективной стороной правонарушения является действие или бездействие, состоящее в несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
Согласно пункту 1 статьи 19 Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 89-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "Об отходах производства и потребления" индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.
В соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 721 "Об утверждении порядка учета в области обращения с отходами" учету подлежат все виды отходов I - V классов опасности, образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных юридическим лицом за учетный период.
В пункте 6 Порядка указано, что данные учета в области обращения с отходами ведутся в электронном виде. При отсутствии технической возможности ведения в электронном виде данные учета в области обращения с отходами оформляются в письменном виде. Оформление и ведение данных учета в области обращения с отходами осуществляется по прилагаемому образцу (приложения 2, 3, 4 к Порядку).
Данные учета обобщаются по итогам очередного квартала (по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года), а также очередного календарного года (по состоянию на 1 января года, следующего за учетным) в срок не позднее 10 числа месяца, следующего за указанным периодом (пункт 7 Порядка).
Данные учета в области обращения с отходами должны содержать: а) титульный лист, оформляемый в свободной форме; б) данные учета отходов, оформляемые в соответствии с приложениями 2, 3, 4 к Порядку по итогам очередного квартала и очередного календарного года (пункт 8 Порядка).
Таким образом, обязанность по учету отходов возложена на всех хозяйствующих субъектов, если в процессе их деятельности образуются опасные отходы или если они осуществляют иную деятельность по обращению с отходами. Ведение журналов по установленной форме предусмотрено как в письменном, так и в электронном виде. Данные учета обобщаются по итогам кварталов, а также календарного года. Журнал учета движения отходов является документом, подтверждающим объем размещенных отходов.
Основанием для привлечения постановлением государственного инспектора Туймазинского территориально управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности по настоящему делу послужили изложенные в постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенном ДД.ММ.ГГГГ и.о. Туймаазинского межрайонного прокурора, выводы о нарушении законодательства об отходах производства и потребления, выразившемся в том, что индивидуальный предприниматель ФИО1, осуществляющей деятельность на территории базы отдыха «Отдыхаево» расположенного на территории особо охраняемой природной территории природный парк «Кандры Куль», по адресу Туймазинский район, Кандринское участковое лесничество, <данные изъяты>, в ходе которой образуются отходы, ведется лишь журнал учета вывоза ТБО за второй <данные изъяты> года, в котором не указаны наименование, класс опасности образовавшихся отходов, происхождение лили условия образования видов отхода, что не соответствует порядку учета, установленному Приказом №. Учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не ведется.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В силу статей 26.1, 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, подтверждаются доказательствами, полученными исключительно с соблюдением предусмотренных законом требований.
В силу части статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Пунктами 2 и 3 статьи 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" установлены правила осуществления прокурорского надзора за исполнением закона, предусматривающие, в том числе вынесение решения о проведении проверки и доведение его до сведения руководителя или иного уполномоченного представителя проверяемого органа (организации) не позднее дня начала проверки.
Названные нормы закона основаны на правовой позиции, выраженной в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2-П, принятом по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Закона о прокуратуре в связи с жалобами ряда некоммерческих организаций, в соответствии с которой о начале проведения прокурорской проверки в силу статьи 24 (часть 2) Конституции Российской Федерации должно выноситься самостоятельное мотивированное решение, подлежащее доведению до сведения проверяемой некоммерческой организации, по крайней мере, в момент начала проверки. Результат прокурорской проверки, связанный с выявлением в деятельности некоммерческой организации нарушений законов, подлежит оформлению в виде того или иного акта прокурорского реагирования и доведению до сведения проверяемой организации, что согласуется с пунктом 4 статьи 5 Закона о прокуратуре, гарантирующим ознакомление гражданина с материалами проверок, непосредственно затрагивающими его права и свободы.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений в сроки и порядке, которые установлены пунктами 2, 2.1, 2.3, 2.4, 2.5 статьи 6 настоящего Федерального закона.
Доводы жалобы о том, что в ходе прокурорской проверки помощником прокурора Каримовым Р.Ф. у ИП ФИО1 был истребован только журнал учета отходов ТБО, который ИИ ФИО1 представлено 12.08.20201 г., между тем в ходе прокурорской проверки у ИП ФИО1 ни письменно, ни устно не был истребован журнал учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, который был представлен на рассмотрение дела об административном правонарушении ДД.ММ.ГГГГ нашли свое подтверждение.
Из представленной справки прокурорской проверки помощника Туймазинского межрайонного прокурора усматривается, что к участию в проведении проверки привлечен вещий специалист – эксперт ТТУ Минэкологии РБ ФИО2, при этом подписи в данной справки ФИО2 отсутствует. В справке указано, что за время проведения проверки ИП ФИО1 журнал учета отходов не представлен.
Между тем, из материалов дела следует, что помощник прокурора в адрес ИП ФИО1 требование о предоставлении информации и документов в рамках проверки проводимой в отношении ИП ФИО1, а именно предоставлении журнала учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов не направлял.
Из представленного протокола объяснений ИП ФИО1 составленного помощником Туймазинского межрайонного прокурора Каримовым Р.Ф. усматривается, что на вопрос помощника прокурора Каримова Р.Ф. на предоставление журнала ТБО- дан ответ «могу предоставить его завтра ДД.ММ.ГГГГ.».
ДД.ММ.ГГГГ ИП ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ был предоставлен журнал учета вывоза ТБО за 2 квартал 2021 г.
При этом журнал учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, был представлен ИП ФИО1 на рассмотрение дела об административном правонарушении 17.09.2021 г. до вынесения постановления, после получения копии определения о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ
Изложенное выше позволяет сделать вывод о недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление о привлечении ИП ФИО1 к административной ответственности, что исключает производство по настоящему делу.
В связи с чем, постановление государственного инспектора Туймазинского территориально управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене, производство по делу об административном правонарушении - прекращению на основании п.3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Жалобу защитника Назарова А.В. действующего в интересах индивидуального предпринимателя ФИО1, удовлетворить.
Постановление государственного инспектора Туймазинского территориально управления Министерства природопользования и экологии Республики Башкортостан ФИО2 № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.10 ст. 8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которого вынесено указанное постановление.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Башкортостан в течение 10 дней.
Судья С.Ю. Сосновцева