ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-213 от 31.12.9999 Октябрьского районного суда г. Мурманска (Мурманская область)

                                                                                    Октябрьский районный суд города Мурманска                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              

                                                                        Информация предоставлена Интернет–порталом ГАС «Правосудие» (www.sudrf.ru)

                                                                        Вернуться назад

                        Октябрьский районный суд города Мурманска — СУДЕБНЫЕ АКТЫ

Дело № 12-213

РЕШЕНИЕ

Дата город Мурманск

пр.Ленина, 54

Судья Октябрьского районного суда города Мурманска Кулдыкин А.В.,

рассмотрев в судебном заседании жалобу Учаева В.Н. на постановление по делу об административном правонарушении по статье 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Учаева В.Н., конкурсного управляющего ОАО ***,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением № ** от Дата по делу об административном правонарушении, вынесенным заместителем руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области Г., Учаев В.Н. - конкурсный управляющий ОАО *** признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением по делу об административном правонарушении, Учаев В.Н. обратился в Октябрьский районный суд города Мурманска с жалобой.

В обоснование жалобы указал, что Дата конкурсным управляющим ОАО *** Учаевым В.Н. от Мурманскстата получено уведомление о составлении протокола об административном правонарушении № ** от Дата в связи с неуплатой штрафа в размере трех тысяч рублей, назначенного Постановлением Мурманскстата от Дата № **.

Однако Постановление Мурманскстата конкурсный управляющий Учаев В.Н. не получал, о его существовании ему не было известно до получения уведомления от Дата

Считает, что Постановление Мурманскстата № ** от Дата принято в нарушение норм процессуального и материального права и подлежит отмене на основании следующего. В части нарушения норм процессуального права: В нарушение ст. 29.11 КоАП РФ Постановление № ** от Дата конкурсному управляющему ОАО *** не направлялось.

Решением Арбитражного суда Мурманской области от Дата по Делу № ** ОАО *** признано несостоятельным (банкротом) и в отношении его осуществляется процедура конкурсного производства. Решение Арбитражного суда Мурманской области получено конкурсным управляющим Дата, что подтверждается документально.

Дата в адрес конкурсного управляющего ОАО *** поступило письмо Мурманскстата № ** «О составлении Протокола дела об административном правонарушении.

Дата Мурманскстат направило конкурсному управляющему Протокол об административном правонарушении от Дата

Дата конкурсным управляющим ОАО *** Учаевым В.Н. в адрес Мурманскстата направлено Объяснение с обоснованием своей правовой позиции и отсутствии оснований для привлечения к административной ответственности.

Постановление Мурманскстата № ** от Дата о назначении административного наказания Учаев В.Н. не получал, поэтому не имел возможности его обжаловать в установленный статьей 30.3 КоАП РФ срок.

Полагает, что привлечение конкурсного управляющего Учаева В.Н. к административной ответственности по ст. 13.19 КоАП РФ за непредставление отчетности по форме № 3 -(Ф) (декадная) по состоянию на Дата является необоснованным и незаконным, поскольку полномочия конкурсного управляющего установлены п. 2 ст. 129 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, в соответствии с которыми в обязанности конкурсного управляющего не входит осуществление производственно-хозяйственной деятельности, ведение бухгалтерского и статистического учета.

Полагает, что в действиях конкурсного управляющего отсутствует состав административного правонарушения.

Просит суд восстановить срок для обжалования постановления, отменить постановление Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области от Дата № ** о назначении административного наказания в отношении В.Н. Учаева.

В судебном заседании Учаев В.Н. жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, указав, что он не был извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении по существу. Его объяснение по делу поступило в административный орган уже после вынесения оспариваемого постановления. В связи с этим, при вынесении оспариваемого постановление административным органом не было учтено его объяснение и прилагаемый к объяснению приказ о разграничении полномочий в ОАО ***, согласно которому вопросы организации всех форм учета и отчетности предприятия были возложены на заместителя директора А., соответственно, его вины в том, что соответствующая отчетность в Мурманскстат в установленном порядке предоставлена не была, нет.

Представитель Мурманскстата в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы, полагая, что процессуальных нарушений при рассмотрения дела допущено не было, протокол и постановление о привлечении к административной ответственности вынесены законно и обоснованно.

Судья, выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, находит жалобу обоснованной и подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

В силу ст. 24.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно ст. 26.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

В соответствии со статьей 26.11 Кодекса РФ об административных правонарушениях судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

Согласно статье 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также иным участникам производства по делу разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола.

Согласно статье 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Согласно статье 25.4 КоАП РФ защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, осуществляют его законные представители.

Законными представителями юридического лица в соответствии с настоящим Кодексом являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

Дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника. В отсутствие указанных лиц дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, или если имеются данные о надлежащем извещении лиц о месте и времени рассмотрения дела и если от них не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Как следует из материалов дела об административном правонарушении, заместитель руководителя Мурманскстата Г. направила извещения конкурсным управляющим по списку, в том числе и Учаеву В.Н. - конкурсному управляющему ОАО *** по адресу: ....

Согласно данному извещению от Дата № **, конкурсный управляющий должен был явиться в Мурманскстат для составления протокола об административном правонарушении в трехдневный срок со дня получения настоящего письма по адресу: ....

Данное письмо направлено заказной почтой с уведомлением о вручении, согласно которому Дата данное письмо вручено В. по указанному адресу: ....

В связи с неявкой в Мурманскстат конкурсного управляющего ОАО *** Учаева В.Н. для составления протокола об административном правонарушении, в его отсутствие Дата начальником отдела статистики труда, науки и малого предпринимательства Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области Б. был составлен протокол об административном правонарушении № ** от Дата.

Копия протокола и извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении Дата были направлены конкурсному управляющему ОАО *** В.Н. Учаеву по адресу: ....

Согласно почтовому уведомлению о вручении заказного письма, указанный протокол был вручен по данному адресу Дата.

Дата Конкурсный управляющий ОАО *** Учаев В.Н. направил объяснения к Протоколу об административном правонарушении, в которых указал, что Учаев В.Н. назначен конкурсным управляющим ОАО *** Дата Решением Арбитражного суда Мурманской области, данное решение получено ОАО *** Дата. В течение месяца осуществлялась инвентаризация имущества и активов предприятия - должника, то есть, возможно достоверные сведения, в том числе и по задолженности по заработной плате, были выведены в Дата. Указал, что в предприятии утверждено распределение ответственности за конкретные участки и направления работы, в том числе и статистическую отчетность. К объяснениям приложил разграничение полномочий ответственных лиц ОАО *** в период проведения Конкурсного производства. Данные объяснения получены Мурманскстат только Дата.

Дата было вынесено определение об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении и назначено рассмотрении дела на Дата, определение направлено по факсу в ОАО *** по адресу: .... Данное определение получено Дата представителем конкурсного управляющего по доверенности А.

При рассмотрении дела об административном правонарушении Дата присутствовала А. (по доверенности от Дата).

КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица в качестве защитника, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным лицом, привлекаемым к административной ответственности, или законным представителем лица, привлекаемого к административной ответственности.

Однако в деле об административном правонарушении не имеется сведений о надлежащем извещении о месте и времени рассмотрения дела конкурсного управляющего ОАО *** Учаева В.Н., который одновременно является и законным представителем ОАО ***.

Из представленных суду документов следует, что действие договора № ** от Дата на аренду арбитражным управляющим Учаевым В.Н. нежилых помещений в здании ЗАО **** по адресу: ...., закончилось Дата.

Дата Учаев В.Н. заключил договор с ООО ***** договор аренды на нежилое помещение расположенное по адресу: ....

Учаев В.Н. уведомил Арбитражный суд Мурманской области, арбитражный суд Архангельской области, ИФНС по г. Мурманску, ИФНС по г. Архангельску, СОАУ *******, ОАО *** о смене реквизитов арбитражного управляющего.

Однако Мурманскстат извещение о составлении протокола, сам протокол № ** от Дата по данному адресу не направлял, извещение о рассмотрении дела об административном правонарушении также не было направлено по адресу нахождения конкурсного управляющего Учаева В.Н., по месту жительства Учаев В.Н. также не извещался.

Своевременных мер по выяснению официального места нахождения конкурсного управляющего Учаева В.Н., в том числе его места жительства, административный орган не принял.

Дата Мурманскстат запросил сведения о месте жительства и регистрации Учаева В.Н. в УФМС России по Архангельской области, ответ на запрос был получен только Дата.

Постановление о привлечении Учаева В.Н к административной ответственности от Дата № ** в его адрес не направлялось, а было направлено Дата по адресу: ...., и вручено В. Дата, которая согласно пояснениям Учаева В.Н., данных в судебном заседании, никакого отношения к нему, как конкурсному управляющему, не имеет, по указанному адресу он, как конкурсный управляющий, с Дата не находился.

При таких обстоятельствах, административным органом при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении были допущены процессуальные нарушения.

В силу статьи 30.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления. В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу.

Ходатайство заявителя о восстановлении срока для обжалования постановления от Дата обоснованно и подлежит удовлетворению, так как в судебном заседании не установлено факта и времени надлежащего вручения заявителю копии оспариваемого постановления.

В соответствии со статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации - влечет наложение административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей.

Цель данной статьи - обеспечить своевременное представление достоверных статистических данных.

Данное правонарушение посягает на право уполномоченного органа государственной власти получать от субъектов социально-экономической деятельности информацию, необходимую для статистических наблюдений и подготовки официальной статистической информации о положении дел в стране.

Объективная сторона правонарушения заключается в нарушении порядка представления информации, необходимой для проведения статистических наблюдений, либо в представлении недостоверной, т.е. искаженной статистической информации. При этом имеется в виду представление только той информации, которая предусмотрена законодательством.

Нарушение порядка представления вышеуказанной информации может выражаться в непредставлении соответствующих отчетов и других данных, необходимых для проведения государственных статистических наблюдений, либо в нарушении сроков их представления.

Субъективная сторона правонарушения может характеризоваться как умышленной, так и неосторожной виной.

Субъектами ответственности заданное правонарушение могут быть должностные и приравненные к ним лица, в служебные обязанности которых входит представление статистической информации.

Федеральным законом от 29.11.2007 года N 282-ФЗ «Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации» на респондентов, указанных в части 1 статьи 8, возложена обязанность безвозмездно представлять субъектам официального статистического учета первичные статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц при условии их обязательного обезличивания и другую информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами.

Условия предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета определяются Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами (часть 9 статьи 8 Федерального закона).

Статьей 2 комментируемого федерального закона под субъектами официального статистического учета понимаются - федеральные органы государственной власти, иные федеральные государственные органы, осуществляющие формирование официальной статистической информации в установленной сфере деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

Постановлением Правительства РФ от 18.08.2008года N 620 утверждено Положение об условиях предоставления в обязательном порядке первичных статистических данных и административных данных субъектам официального статистического учета (далее Положение).

Пунктами 3, 4 Положения установлено, что первичные статистические данные предоставляются в обязательном порядке безвозмездно субъектам официального статистического учета респондентами - созданными на территории Российской Федерации юридическими лицами, органами государственной власти и органами местного самоуправления, филиалами, представительствами и подразделениями действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций (пункт 3).

Первичные статистические данные предоставляются субъектам официального статистического учета респондентами, указанными в пункте 3 настоящего Положения, по утвержденным формам федерального статистического наблюдения в соответствии с указаниями по их заполнению по адресам, в сроки и с периодичностью, которые указаны на бланках этих форм.

Формы федерального статистического наблюдения и указания по их заполнению утверждаются Федеральной службой государственной статистики по представлению субъектов официального статистического учета, если иное не установлено федеральными законами (пункт 4).

Пунктом 5 Положения установлено, что руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица.

Приказом Росстата от 20.07.2010 года N 256 утверждена форма федерального статистического наблюдения № 3-Ф «Сведения о просроченной задолженности по заработной плате» с Указаниями по заполнению формы федерального статистического наблюдения.

Согласно пункту 1 Указаний сведения по форме N 3-Ф заполняются по состоянию на 1 число каждого месяца и предоставляются в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения на следующий день после отчетной даты юридическими лицами при наличии просроченной задолженности по заработной плате работникам (кроме субъектов малого предпринимательства) основной вид деятельности которых относится к следующим группам ОКВЭД: сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях (код 01); лесозаготовки (код 02.01.1); рыболовство, рыбоводство и предоставление услуг в этих областях (код 05); добыча полезных ископаемых (раздел C); обрабатывающие производства (раздел D); производство и распределение электроэнергии, газа и воды (раздел E); строительство (код 45); деятельность сухопутного транспорта (код 60); деятельность водного транспорта (код 61); деятельность воздушного и космического транспорта (код 62); вспомогательная и дополнительная транспортная деятельность (код 63); управление недвижимым имуществом (код 70.32); научные исследования и разработки (код 73); образование (код 80); здравоохранение и предоставление социальных услуг (код 85); сбор сточных вод, отходов и аналогичная деятельность (код 90); деятельность в области культуры, связанная с производством, прокатом и показом фильмов (код 92.1); радиовещанием и телевидением (код 92.2); зрелищно-развлекательными мероприятиями (код 92.3); деятельность информационных агентств (код 92.4); прочая деятельность в области культуры (код 92.5).

Пунктом 4 Указаний Руководитель юридического лица назначает должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица.

В ходе судебного заседания установлено, что грубые нарушения процессуальных норм, связанные с не извещением конкурсного управляющего о месте и времени рассмотрения дела административным органом, не позволили административному органу при вынесении постановления по делу об административном правонарушении установить существенные для дела обстоятельства.

В частности, Мурманскстат известил о рассмотрении дела об административном правонарушении в отношении Учаева В.Н. ОАО *** факсимильной связью только Дата, однако, не по месту нахождения Учаева В.Н. - конкурсного управляющего ОАО ***, а по месту нахождения ОАО *** в ....

Представитель конкурсного управляющего по доверенности А., получив извещение от административного органа, приняла участие в рассмотрение дела об административном правонарушении, назначенном на Дата.

Сведений о надлежащем извещении конкурсного управляющего ОАО *** Учаева В.Н., который одновременно является и законным представителем данного предприятия, о месте и времени рассмотрения дела об административном правонарушении в Мурманскстате рассматриваемые материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Дата конкурсный управляющий ОАО *** Учаев В.Н. направил объяснения к протоколу об административном правонарушении с приложением доказательств о том, что в ОАО *** в период проведения Конкурсного производства разграничены полномочия ответственных лиц. Так, согласно Разграничениям полномочий ответственных лиц ОАО *** в период проведения Конкурсного производства, утвержденных Конкурсным управляющим В.Н. Учаевым Дата, за организацию бухгалтерского, налогового и прочего учета и отчетности отвечает заместитель директора - А.

Объяснения лица, привлекаемого к административной ответственности, получены Мурманскстатом только Дата.

В связи с этим, вопрос о назначении руководителем юридического лица - ОАО *** должностных лиц, уполномоченных предоставлять статистическую информацию от имени юридического лица, административным органом не исследован.

При таких обстоятельствах, Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области Г. № ** от Дата в отношении Учаева В.Н. - конкурсного управляющего ОАО ***, подлежит отмене и направлению на новое рассмотрение.

Однако согласно статье 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения.

Согласно статья 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств: истечение сроков давности привлечения к административной ответственности.

Так как, согласно материалам дела об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении в отношении конкурсного управляющего ОАО *** составлен Дата, то производство по настоящему делу в соответствии с пунктом 6 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с истечением установленного пунктом 1 ст. 4.5 КоАП РФ двухмесячного срока давности привлечения к административной ответственности.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд,

РЕШИЛ:

Жалобу конкурсного управляющего ОАО «Мостовое предприятие» Учаева В.Н. на постановление по делу об административном правонарушении, удовлетворить.

Постановление заместителя руководителя Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Мурманской области Г. № ** от Дата по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 13.19 Кодекса РФ об административных правонарушениях, в отношении конкурсного управляющего ОАО *** Учаева В.Н., - отменить, производство по делу, - прекратить.

Решение может быть обжаловано в Мурманский областной суд через Октябрьский районный суд города Мурманска в течение десяти дней со дня вручения или получения копии решения.

Судья А.В. Кулдыкин