ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-213/16 от 27.09.2016 Фрунзенского районного суда г. Саратова (Саратовская область)

Дело № 12-213/16

РЕШЕНИЕ

по делу об административном правонарушении

27 сентября 2016 года г. Саратов

Судья Фрунзенского районного суда г. Саратова Рослова О.В.,

при секретаре судебного заседания Дмитриевой К.В.,

с участием помощника Саратовского межрайонного природоохранного прокурора Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры Лукьянова М.О., заявителя ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу лица, привлекаемого к административной ответственности ФИО1 на постановление мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района г.Саратова от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении начальника отдела государственного учета и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области ФИО1 к административной ответственности по ст.5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей.

Не согласившись с постановлением мирового судьи, ФИО1 обратился с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить. В качестве основания для отмены обжалуемого постановления заявитель указывает, что мировым судьей при вынесении постановления не рассмотрены приведенные заявителем доказательства и не дана им оценка. Ответ на обращение ЗАО «Автоштамп» был подписан министром области – председателем комитета, как лицом, осуществляющим публично значимые функции, а заявитель является ответственным исполнителем, а не должностным лицом комитета, принимающим решение о продлении сроков рассмотрения или подписывающим ответ на обращение гражданина. Судом не принят во внимание довод о том, что в действиях заявителя отсутствует состав административного правонарушения, поскольку в действиях (бездействие) по не рассмотрению в срок обращения ЗАО «Автоштамп», по не продлению срока рассмотрения обращения, отсутствует вина, как в форме умысла, так и в форме неосторожности. Указанное обращение ЗАО «Автоштамп» было зарегистрировано не в журнале регистрации обращений граждан, а в журнале общей входящей корреспонденции ДД.ММ.ГГГГ за . Документ был передан заявителю в обычном порядке, и за его получение заявитель не расписывался, и не знал, что данное письмо будет впоследствии расценено как обращение граждан. Заявителем указанное обращение рассматривалось как обычная рабочая переписка, к которой применяются положения инструкции по делопроизводству, и в установленный в ней срок исполнения 30 дней заявителем исполнен. Заявителем также указано, что он не осознавал противоправность, и не предвидел наступления неблагоприятных последствий, и не желал наступления таких последствий, сознательно их не допускал и не относился к ним безразлично, не предвидел возможность наступления вредных последствий своего деяния, не рассчитывал на предотвращение таких последствий, не предвидел возможности наступления таких последствий, и не должен был и не мог их предвидеть ввиду того, что указанное обращение не расценивалось как обращение граждан и к нему применялся порядок, установленный инструкцией. Кроме того, автором жалобы также указано, что ответить на обращение ЗАО «Автоштамп» с просьбой предоставить реквизиты для оплаты годового сбора, указанного в п. 6.1 охотхозяйственного соглашения и разъяснения порядка его уплаты, не представляется возможным, поскольку ЗАО «Автоштамп» уже заключил охотхозяйственное соглашение и как следует из разъяснений уполномоченных органов указанный сбор оплате не подлежит. В настоящий момент ЗАО «Автоштамп» на основании данных разъяснений комитетом подготовлен ответ.

В судебном заседании заявитель ФИО1 доводы жалобы поддержал, дал объяснения, аналогичные в ней изложенным.

Помощник прокурора Лукьянов М.О. полагал постановление мирового судьи законным и обоснованным

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 5.59 КоАП РФ нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных ст. ст. 5.39, 5.63 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Порядок рассмотрения обращений граждан, в том числе государственными органами, установлен Федеральным законом №59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Федерального закона N 59-ФЗ при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в ст. 11 настоящего Федерального закона, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Согласно ч. 1 ст. 59 Федерального закона №59-ФЗ обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.

В силу ч. 1 ст. 12 Федерального закона №59-ФЗ письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения, за исключением случая, указанного в ч. 1.1 настоящей статьи.

На основании ст. 15 Федерального закона №59-ФЗ лица, виновные в нарушении настоящего Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела об административном правонарушении усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Саратовской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области, и выявлены нарушения исполнения Федерального закона №59-ФЗ должностным лицом – начальником отдела государственного учета и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания ФИО1 в части нарушения порядка рассмотрения обращения.

ДД.ММ.ГГГГ в комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области поступило обращение ЗАО «Автоштамп» по вопросу оплаты годовых сборов за пользование объектами животного мира, которое содержало просьбу о предоставлении реквизитов для оплаты годовых сборов за пользование объектами животного мира и разъяснении порядка их оплаты. Данное обращение было зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ в журнале входящей корреспонденции за . Ответственным лицом за организацию должного порядка рассмотрения данного обращения был назначен начальник отдела государственного учета и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания ФИО1 В рамках рассмотрения названного обращения комитетом охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области в адрес ЗАО «Автоштамп» было направлено уведомление от ДД.ММ.ГГГГ, в котором было указано, что комитет по вопросу оплаты годовых сборов за пользование объектами животного мира обратился в департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Министерства природных ресурсов и экологии РФ, и что после получения соответствующих разъяснений заявитель будет незамедлительно проинформирован. В нарушение требований ч.2 ст. 12 Федерального закона №59-ФЗ сроки рассмотрения обращения комитетом не продлевались, заявитель о продлении срока рассмотрения обращения не уведомлялся.

Как установлено проверкой, с момента регистрации обращения ЗАО «Автоштамп» до момента проведения проверки никаких проверочных мероприятий комитетом охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области в рамках рассмотрения обращения не проводилось, никакие документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц не запрашивались.

Указанные обстоятельства подтверждаются собранными по делу об административном правонарушении доказательствами, а именно: постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, объяснениями ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, из которых следует, что он в соответствии с приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ является ответственным должностным лицом за объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращений, поступающих в комитет охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области и в последствии отписанных для разрешения по существу в возглавляемый им отдел; выпиской из приказа л/с от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ФИО1 на должность начальника отдела государственного учета и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания; приказом л/с от ДД.ММ.ГГГГ об ответственных за работу с обращениями граждан; письмом за подписью генерального директора ЗАО «Автоштамп» на имя министра – председателя комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области с отметкой о его получении ДД.ММ.ГГГГ; ответом министра области в адрес генерального директора ЗАО «Автоштамп» от ДД.ММ.ГГГГ; должностным регламентом начальника отдела государственного учета и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания ФИО1; положением об отделе государственного учета и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области; регламентом рассмотрения обращения граждан в комитете охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области.

Вышеперечисленным доказательствам, отвечающим требованиям ст. 26.2 КоАП РФ, на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела, с соблюдением правил ст. 26.11 КоАП РФ мировым судьей дана обоснованная правовая оценка на предмет их допустимости, достоверности и достаточности.

Таким образом, вывод мирового судьи о наличии в действиях ФИО1 состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 5.59 КоАП РФ, является правильным.

Доводы жалобы о том, что ФИО1 не является субъектом данного правонарушения, поскольку в его обязанности не входит осуществление организационно-распорядительных и административно-хозяйственных функций, не может быть признан обоснованным. При рассмотрении дела было установлено, что ФИО1 действует в рамках, предоставленных ему должностным регламентом полномочий и утвержденных данным регламентом обязанностей, в числе которых указано организация рассмотрения и подготовка ответов на письма, заявления, обращения физических и юридических лиц по вопросам, входящим в компетенцию отдела (п. 3.1). Кроме того, согласно приказу л/с от ДД.ММ.ГГГГ «Об ответственных за работу с обращениями граждан» обязанность по рассмотрению обращения граждан возложена, в том числе и на начальника отдела государственного учета и регулирования использования объектов животного мира и среды их обитания комитета охотничьего хозяйства и рыболовства Саратовской области. При этом данный приказ содержит прямое указание ответственных должностных лиц за исполнением обращений, в связи с чем начальник отдела ФИО1 несет установленную законодательством ответственность.

Ссылка в жалобе о том, что обращение ЗАО «Автоштамп» подлежало рассмотрению в соответствии с порядком, установленным инструкцией по делопроизводству, несостоятелен, поскольку на данное обращение распространяется действие Федерального закона №59-ФЗ. В связи с чем, не рассмотрев обращение по существу в установленный срок, допущены нарушения законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан в Российской Федерации.

Также не могут быть приняты во внимание доводы заявителя о том, что в установленный законом срок комитетом ДД.ММ.ГГГГ был дан ответ на данное обращение в адрес ЗАО «Автоштамп», поскольку обращение от ДД.ММ.ГГГГ по существу не рассмотрено. Как следует из уведомления от ДД.ММ.ГГГГ, ЗАО «Автоштамп» было сообщено, что по вопросу уплаты годового сбора за пользования объектами животного мира, указанного в пункте 6.1 охотхозяйственного соглашения, комитет за разъяснениями обратился в Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России. После получения комитетом разъяснений, ЗАО «Автоштамп» будет незамедлительно проинформирован.

В силу статьи 8 Федерального закона №59-ФЗ письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 11 настоящего Федерального закона.

Таким образом, ФИО1 являясь должностным лицом, ответственным за исполнением данного обращения в нарушение требований указанной нормы закона, а именно в отсутствие полномочий по решению вопросов указанных в обращении ЗАО «Автоштамп», не направил обращение в течение семи дней со дня регистрации для рассмотрения в компетентный орган или должностному лицу. В связи с чем, в отношении него было возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ и он привлечен к ответственности.

Иные доводы жалобы правовых оснований к отмене постановления мирового судьи не содержат, по существу сводятся к изложению обстоятельств, являвшихся предметом исследования мировым судьей и к выражению несогласия с действиями мирового судьи, связанными с установлением фактических обстоятельств, имеющих значение для дела, и оценкой представленных по делу доказательств. Оснований для иной оценки доказательств суд апелляционной инстанции не усматривает.

Действия ФИО1 верно квалифицированы по ст.5.59 КоАП РФ.

Наказание назначено в пределах санкции, установленной ст. 5.59 КоАП РФ в минимальном размере.

При таких обстоятельствах состоявшееся по делу судебное постановление сомнений в своей законности не вызывает, является правильным и оснований для его отмены или изменения суд не усматривает.

Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Фрунзенского района г. Саратова от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности по ст. 5.59 КоАП РФ ФИО1 и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 5 000 рублей - оставить без изменения, а жалобу ФИО1 – без удовлетворения.

Решение вступает в законную силу с момента оглашения.

Судья О.В. Рослова