ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-213/18 от 13.06.2018 Первомайского районного суда г. Ижевска (Удмуртская Республика)

Дело № 12-213/18

К публикации

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

13 июня 2018 года г. Ижевск

Судья Первомайского районного суда г. Ижевска Удмуртской Республики Владимирова А.А, при секретаре Перевощиковой В.С.,

рассмотрев жалобу генерального директора АО «Газпром газораспределение Ижевск» ФИО1, <данные скрыты>, проживающего по адресу: <адрес>, на постановление по делу об административном правонарушении № вынесенному <дата> заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя руководителя Управление Федеральной антимонопольной службы по УР ФИО2 от <дата> генеральный директор АО «Газпром газораспределение Ижевск» ФИО1, привлечен к административной ответственности по части 1 ст. 9.21 КоАП РФ. Наложен административный штраф в размере 10 000 руб.

Не согласившись с принятым постановлением ФИО1 <дата> обратился в Октябрьский районный суд г.Ижевска УР в порядке статьи 30.1 КоАП РФ с жалобой на указанное постановление, где указывает, что вывод УФАС по УР о том, что АО «Газпром газораспределение Ижевск», а также должностное лицо навязывает ФИО3 невыгодные условия договора о подключении по разработке проектной документации основан на неверном толковании норм права.

Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 54961-2012 предназначен:

для юридических и физических лиц, владеющих на праве собственности или другом законном основании газифицированными зданиями и помещениями;

для организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей газопотребления в жилых и многоквартирных домах, общественных, административных и производственных зданиях или оказывающих услуги по их техническому обслуживанию и ремонту.

АО «Газпром газораспределение Ижевск», как лицо осуществляющее эксплуатацию сетей газопотребления и оказывающее услуги по техническому обслуживанию ВДГО и ВКГО, в своей деятельности применяет этот стандарт в обязательном порядке для соблюдения требований в области промышленной безопасности, для обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества людей, животных, растений, охраны окружающей среды, для содействия развития систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, для предупреждения действий, вводящих заявителя в заблуждение. При этом в данном документе не закреплено, что требуется какое-либо согласие или желание другой стороны (заявителя ФИО3) на применение ГРО этого стандарта. Применяя требования ГОСТа, СНиП, СП, отраслевых документов на добровольной основе, ГРО в этом случае руководствуется установленными в них требованиями для соблюдения требований безопасности и иных целей, указанных в нормативном источнике. Не соблюдение данных требований Заказчиками (заявителями), не может в последующем, означать возникновение безусловной обязанности ГРО принимать в эксплуатацию сети газопотребления, построенные без соблюдения этих требований, при которых ГРО может эксплуатировать и быть ответственным. Таким образом, добровольность применения данного стандарта физическим лицом (ФИО3) не может рассматриваться как условие навязывания невыгодных условий договора подключения.

Считает, что при принятии незаконного Постановления УФАС по УР применил нормы материально права, не подлежащие применению, а именно ст. 48 ГрК РФ, без учета специальных норм, регулирующие строительство и подключение сетей газораспределения и газопотребления.

Позиция Общества основана на том, что требования ст. 48 ГрК РФ применяются к объекту капитального строительства в целом, а не отдельным его частям. Учитывая, что сети газораспределения и газопотребления могут быть отдельным самостоятельным объектом, не обязательно являются составной частью объекта капитального строительства, к ним применяются специальные нормы о газоснабжении. В частности, к ним относятся СП 62.13330.2011 «СНиП 42-01-2002. Газораспределительные системы» Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002 (утв. приказом Министерства регионального развития РФ от 27.12.2010 г. № 780), Национальным стандартом РФ ГОСТ Р 54961-2012 «Системы газораспределительные. Сети газопотребления. Общие требования к эксплуатации. Эксплуатационная документация» (утв. Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.08.2012 г. № 251-ст), Правилами пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению (утв. Постановлением Правительства РФ от 14.05.2013 г. № 410), Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 17.12.2013 г. №613 «Об утверждении «Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования».

Законодательно закреплена обязанность проектирования сетей газопотребления.

Условие, предусматривающее предоставление проекта на сети газопотребления для проверки выполнения технических условий не противоречит подпункту "б" пункта 98, подпункту "в" пункта 100 Правил 1314, типовой форме акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2017 г. N 713.

Включение в договор обязанность заявителя предоставить проектную документацию на сети газопотребления, не может рассматриваться как навязывание потребителю невыгодных условий, поскольку не противоречит нормативным актам в сфере газоснабжения населения с учетом технологических особенностей процедуры подключения объекта к газораспределительной сети.

Просит признать незаконным и отменить Постановление о наложении штрафа на должностное лицо по делу от <дата>.

Определением судьи Октябрьского районного суда г.Ижевска УР от <дата> жалоба ФИО1 направлена на рассмотрение по подведомственности в Первомайский районный суд г.Ижевска УР. Дело поступило в Первомайский районный суд г.Ижевска УР <дата>.

Дело рассмотрено в отсутствие ФИО1, уведомленного о дне и месте рассмотрения дела надлежащим образом.

В судебном заседании УФАС по УР ФИО4, действующий на основании доверенности доводы жалобы не признал, суду пояснил, что постановление является законным.

В судебном заседании ФИО3 с доводами жалобы не согласился, просит оставить постановление без изменения.

Суд, выслушав пояснения участников процесса, изучив материалы дела об административном правонарушении, приходит к следующему.

Согласно ч. 3 ст. 30.6. (Рассмотрение жалобы на постановление по делу об административном правонарушении) КоАП РФ - судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Судом установлено, что в Удмуртский УФАС России поступила жалоба ФИО3 на действия АО «Газпром газораспределение Ижевск», навязывающего невыгодные условия договора и технических условий подключения к сети газораспределения.

В ходе проверки установлено, что в АО «Газпром газораспределение Ижевск» поступила заявка (вх. от <дата>) ФИО3 об осуществлении присоединения к сетям газораспределения объекта - жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с планируемой величиной максимального часового расхода газа 3,2куб. м/час.

На основании заявки АО «Газпром газораспределение Ижевск» подготовило ФИО3 договор от <дата> о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения.

ФИО3 отказался от подписания такого договора, направив мотивированный отказ (вх. от <дата>), и вновь просил заключить договор о подключении (технологическом присоединении) объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, к сетям АО «Газпром газораспределение Ижевск», с учетом внесения изменений в договор.

АО «Газпром газораспределение Ижевск» письмом от <дата> направило ФИО3 проект договора о подключении объекта капитального строительства к сетям газораспределения от <дата>, а также технические условия подключения объекта к газораспределительной сети от <дата>.

Согласно п. 1.1 проекта договора о подключении от <дата>. АО «Газпром газораспределение Ижевск» (исполнитель) на основании заявки ФИО3 (заявителя) обязуется осуществить подключение объекта капитального строительства, а именно жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> сети газораспределения, с учетом обеспечения максимальной нагрузки, указанной в технических условиях, а заявитель обязуется оплатить услуги исполнителя по подключению (технологическому присоединению).

Пунктом 2.1.1 предусмотрена обязанность заявителя в срок до 09.11.2018г. представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации, который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание

технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Однако <дата> ФИО3 вновь отказался от подписания договора, на основании мотивированного отказа (вх.), предложив внести изменения в условия договора, в т.ч., касающиеся обязанности по представлению проектной документации.

Согласно протоколу урегулирования разногласий от <дата> по п. 2.1.1 договора заказчику предложено представить исполнителю согласованную на соответствие техническим условиям проектную документацию на сети газопотребления (проект газоснабжения), а также представить раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации, который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в

случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Также заказчику представлены технические условия подключения, в которых в разделе «Диаметр, материал трубы, вид прокладки, координаты в точке подключения» которых указано: d 32мм, от проектируемого отключающего устройства на границе земельного участка. В п. 1 технических условий указано, что проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы должны выполнять организации, вступившие в СРО и имеющие свидетельство о допуске к работам по проектированию и строительству (п. 4.1 СП 62.13330.2011).

Антимонопольным органом на основании положений статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации, п. 2, подп. «д» п. 37, подп. «б» п. 97, п. 104 Правил подключения (технологического присоединения) объектов

капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314, п. 2 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона Российской Федерации от <дата>, сделан вывод о том, что АО «Газпром газораспределение», являясь субъектом естественных монополий, необоснованно навязывает ФИО3 невыгодные условия договора и технических условий подключения сети газопотребления к сети газораспределения в части требований п. 2.1.1. договора, раздела технических условий «Диаметр, материал трубы, вид прокладки, координаты в точке подключения» и п. 1 технических условий, выразившиеся в отсутствии указания в технических условиях точки подключения и включение в технические условия требования о выполнении проектных, строительно-монтажных и пуско-наладочных работ только организациями, вступившими в СРО и имеющими свидетельства о допуске к работам.

<дата> Удмуртским УФАС России составлен протокол об административном правонарушении по факту совершения ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.

<дата> Удмуртским УФАС России вынесено постановление по делу об административном правонарушении о наложении на ФИО1 штрафа в размере 10 000 руб. по ч.1 ст.9.21 КоАП РФ.

Несогласие заявителя с указанным постановлением послужило основанием для его обращения в суд.

В обоснование заявления ФИО1 указал, что в его действиях отсутствует состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Оценив представленные по делу доказательства, прихожу к следующим выводам.

Нарушение субъектом естественной монополии правил (порядка обеспечения) недискриминационного доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к магистральным нефтепроводам и (или) магистральным нефтепродуктопроводам, электрическим сетям, тепловым сетям, газораспределительным сетям или централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, либо нарушение собственником или иным законным владельцем объекта электросетевого хозяйства правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, либо препятствование собственником или иным законным владельцем водопроводных и (или) канализационных сетей транспортировке воды по их водопроводным сетям и (или) транспортировке сточных вод по их канализационным сетям - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до сорока тысяч рублей (часть 1 стать 9.21 КоАП РФ).

Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, возникающие в сфере эксплуатации сетей и систем энергоснабжения.

Предметом противоправного посягательства в числе прочих выступают правила технологического присоединения или подключения к газораспределительным сетям.

Объективная сторона рассматриваемого правонарушения заключается в несоблюдении виновным лицом при подключении к газораспределительным сетям требований соответствующих нормативных актов.

Отношения по подключению объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения регулируются нормами Градостроительного кодекса Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним подзаконными нормативными актами.

Статьей 3 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» предусмотрено, что субъект естественной монополии - хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

В соответствии с частью 1 статьи 4 данного Федерального закона услуги по транспортировке газа по трубопроводам отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 1314 утверждены Правила подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (далее - Правила № 1314), которые определяют порядок подключения (технологического присоединения) к сетям газораспределения проектируемых, строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям газораспределения объектов капитального строительства.

Под «исполнителем» в пункте 2 Правил №1314 понимается газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства.

АО «Газпром газораспределение Ижевск» оказывает услуги по транспортировке природного газа потребителям, следовательно, осуществляет деятельность в сфере естественной монополии.

Согласно п.2 Правил №1314 подключением (технологическим присоединением) объекта капитального строительства к сети газораспределения признается совокупность организационных и технических действий, включая врезку и пуск газа, дающих возможность подключаемому объекту капитального строительства использовать газ, поступающий из сети газораспределения; заявителем - юридическое или физическое лицо, являющееся правообладателем земельного участка, намеренное осуществить или осуществляющее на нем строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства с последующим его подключением (технологическим присоединением) к сети газораспределения или подключение (технологическое присоединение) построенного на своем земельном участке объекта капитального строительства к сети газораспределения; исполнителем - газораспределительная организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании сетью газораспределения, к которой планируется подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства; точкой подключения- место соединения сети газораспределения исполнителя с сетью газопотребления объекта капитального строительства.

В пункте 3 Правил №1314 определен порядок подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сети газораспределения: направление исполнителю запроса о предоставлении технических условий на подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям газораспределения (подпункт а); выдача технических условий (подпункт б); направление исполнителю заявки о заключении договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сети газораспределения (далее соответственно - договор о подключении, заявка о подключении (технологическом присоединении) (подпункт в); заключение договора о подключении (подпункт г); выполнение мероприятий по подключению (технологическому присоединению), предусмотренных техническими условиями и договором о подключении (подпункт д); получение разрешения на ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства заявителя (в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации) (подпункт е); составление акта о подключении (технологическом присоединении), акта разграничения имущественной принадлежности и акта разграничения эксплуатационной ответственности сторон (подпункт ж).

При получении исполнителем заявки о подключении (технологическом присоединении) без предварительной выдачи технических условий от заявителя с максимальным часовым расходом газа, не превышающим 300 куб. м, которым ранее не выдавались технические условия, исполнителем в порядке, установленном разделом II названных Правил, выдаются технические условия, содержащие информацию, указанную в пунктах 28 и 37 Правил, и направляется в порядке, установленном разделом VI этих Правил, проект договора о подключении (пункт 38 Правил № 1314).

Согласно пункту 62 Правил № 1314 договор о подключении является публичным и заключается в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, с соблюдением особенностей, определенных названными Правилами.

При этом исполнитель не вправе требовать от заявителя представления сведений и документов, не предусмотренных Правилами (пункт 72 Правил № 1314).

В случае если заявитель представил сведения и документы, указанные в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, не в полном объеме, исполнитель в течение 5 дней со дня поступления заявки о подключении (технологическом присоединении) возвращает ему заявку о подключении (технологическом присоединении) с приложенными к ней документами без рассмотрения.

Отказ исполнителем в приеме от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении) к рассмотрению при представлении им сведений и документов, указанных в пунктах 65 - 69 и 71 настоящих Правил, не допускается (пункт 73 Правил № 1314).

Договор о подключении считается заключенным со дня поступления исполнителю подписанного заявителем экземпляра договора о подключении (пункт 81 Правил № 1314).

В силу подпункта «з» пункта 83 Правил № 1314 договор о подключении содержит следующие существенные условия, в т.ч. технические условия, включающие, в том числе информацию, указанную в пункте 37 настоящих Правил.

Так, согласно п. 37 Правил №1314 технические условия, направляемые заявителю исполнителем в течение 22 рабочих дней со дня получения от заявителя заявки о подключении (технологическом присоединении), дополняются следующей информацией: а) о газопроводе, к которому осуществляется подключение (технологическое присоединение); б) о максимальном часовом расходе газа (в случае его изменения) и пределах изменения давления газа в присоединяемом газопроводе; в) о диаметре и материале труб; г) об обязательствах заявителя по оборудованию подключаемого объекта капитального строительства приборами учета газа; д) о других условиях подключения (технологического присоединения) к сети газораспределения, учитывающих конкретные особенности проектов газоснабжения, включая точку подключения.

Согласно п.97 Правил № 1314 мероприятия по подключению объектов капитального строительства к сети газораспределения, предусматриваемые договором о подключении, включают в себя: а) разработку исполнителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении; б) разработку заявителем проектной документации согласно обязательствам, предусмотренным договором о подключении, за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности разработка проектной документации не является обязательной; в) выполнение заявителем и исполнителем технических условий; г) проверку исполнителем выполнения заявителем технических условий; д) осуществление исполнителем фактического присоединения.

Согласно п. 98 Правил № 1314 исполнитель обязан, в т.ч. осуществить действия по созданию (реконструкции) сети газораспределения до точек подключения, предусмотренные договором о подключении, а также по подготовке сети газораспределения к подключению объектов капитального строительства заявителя и пуску газа не позднее установленного договором о подключении дня подключения (подпункт а); проверить выполнение заявителем технических условий о присоединении. Осуществление указанных действий завершается составлением и подписанием обеими сторонами акта о готовности сетей газопотребления и газоиспользующего оборудования объекта капитального строительства к подключению (технологическому присоединению) (подпункт б); осуществить действия по подключению (технологическому присоединению) не позднее установленного договором о подключении дня подключения (технологического присоединения) (но не ранее подписания акта о готовности, указанного в подпункте "б" настоящего пункта), если эта обязанность в соответствии с договором о подключении возложена на исполнителя (подпункт в).

В соответствии с подпунктом «б» статьи 100 Правил № 1314 заявитель обязан представить исполнителю раздел утвержденной в установленном порядке проектной документации (1 экземпляр), который включает в себя сведения об инженерном оборудовании, о сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий и содержание технологических решений (представляется в случае, если разработка проектной документации предусмотрена законодательством Российской Федерации).

Пункт 104 Правил запрещает навязывание заявителю услуг и обязательств, которые не предусмотрены настоящими Правилами.

В соответствии с частью 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) осуществление подготовки проектной документации не требуется при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи). Застройщик по собственной инициативе вправе обеспечить подготовку проектной документации применительно к объектам индивидуального жилищного строительства.

Согласно части 2 статьи 48 Гр РФ проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

При этом согласно части 10 статьи 1 ГрК РФ объект капитального строительства - здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В соответствии с пунктами 6, 23 части 2 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 №384-Ф3 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон №384-Ф3), здание - результат строительства, представляющий собой объемную строительную систему, имеющую надземную и (или) подземную части, включающую в себя помещения, сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения и предназначенную для проживания и (или) деятельности людей, размещения производства, хранения продукции или содержания животных; сооружение - результат строительства, представляющий собой объемную, плоскостную или линейную строительную систему, имеющую наземную, надземную и (или) подземную части, состоящую из несущих, а в отдельных случаях и ограждающих строительных конструкций и предназначенную для выполнения производственных процессов различного вида, хранения продукции, временного пребывания людей, перемещения людей и грузов.

В силу части 12 статьи 48 Гр РФ в состав проектной документации объекта капитального строительства включаются, в т.ч., сведения о сетях инженерно-технического обеспечения.

Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утверждённым постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 №86, предусмотрен соответствующий раздел «Сведения об инженерном оборудовании, о сетях инженерно-технического обеспечения, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решения».

В силу пунктов 20, 21 части 2 статьи 2 Закона № 384-ФЗ сетью инженерно-технического обеспечения признается совокупность трубопроводов, коммуникаций и других сооружений, предназначенных для инженерно-технического обеспечения зданий и сооружений; системой инженерно-технического обеспечения - одна из систем здания или сооружения, предназначенная для выполнения функций водоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, кондиционирования воздуха, газоснабжения, электроснабжения, связи, информатизации, диспетчеризации, мусороудаления, вертикального транспорта (лифты, эскалаторы) или функций обеспечения безопасности.

Соответственно, при архитектурно-строительном проектировании объекта капитального строительства сети инженерно-технического обеспечения такого объекта подлежат включению в состав проектной документации объекта капитального строительства.

Поэтому, положения части 3 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской

Федерации, определяющие необязательность разработки проектной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания одной семьи), распространяются не только на строительную часть данных объектов, но и на инженерно-технические решения (сети инженерно-технического обеспечения объекта индивидуального жилищного строительства).

Как следует из материалов дела, на основании заявки ФИО3 от <дата> о подключении (технологическом присоединении) жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> сетям газораспределения АО «Газпром газораспределение Ижевск» подготовлен договор от <дата>, п. 2.1.1 которого с учетом протокола урегулирования разногласий от <дата> предусмотрено условие о представлении заявителем согласованной на соответствие техническим условиям проектной документации на сети газопотребления (проект газоснабжения), предоставлении раздела утвержденной в установленном порядке проектной документации, включающим сведения об инженерном оборудовании, сетях газопотребления, перечень инженерно-технических мероприятий, содержание технологических решений.

Однако, разработка проектной документации на указанный жилой дом не требуется, соответственно не требуется разработка проектной документации на сети инженерно-технического обеспечения в пределах границ земельного участка заявителя, являющиеся частью данного объекта.

При этом, ФИО3 добровольное волеизъявление на разработку проектной документации не выражал, напротив, направил обществу мотивированный отказ от заключения договора о подключении (технологическом присоединении) к газораспределительным сетям, в котором просил исключить обязанность по разработке проектной документации из договора о подключении.

Поэтому включение в договор от <дата> условия о разработке заявителем проектной документации противоречит части 3 статьи 48 Гр РФ, подпункту «б» пункта 97, пункту 104 Правил № 1314.

Также в разделе «Диаметр, материал трубы, вид прокладки, координаты в точке подключения» технических условий от <дата> указано d 32мм, от проектируемого отключающего устройства на границе земельного участка, что противоречит пункту 2, подпункту «д» пункта 37 Правил № 1314, поскольку не содержит указание о точке подключения как о месте соединения сети газораспределения с сетью газопотребления с учетом положения пункта 2 Правил №1314.

Кроме того, в п. 1 данных технических условий указано, что проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы должны выполнять организации, вступившие в СРО и имеющие свидетельства о допуске к работам по проектированию и строительству со ссылкой на п. 4.1. СП 62.13330.2011.

Из положения абзаца 3 пункта 4.1* «СП 62.13330.2011*. Свод правил. Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002. С изменением N 1», утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2010 № 780, следует, что проектные и строительные работы по сетям газораспределения и газопотребления должны осуществляться организациями, имеющими свидетельство о допуске к соответствующим видам работ.

Однако, согласно изменениям № 2, утвержденным Приказом Минстроя России от 03.12.2016 N 878/пр, данный абзац исключен с 04.06.2017.

Поэтому на момент составления протокола об административном правонарушении и вынесения оспариваемого постановления данное положение не действовало.

Кроме того, согласно ч. 4 ст. 48 Гр РФ виды работ по подготовке проектной документации, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, имеющими выданные саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким видам работ. Иные виды работ по подготовке проектной документации могут выполняться любыми физическими или юридическими лицам.

Согласно п. 2 Приказа Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 утвержден Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, пунктом 2 которого предусмотрено, что указанный перечень не включает в себя виды работ по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту в отношении объектов индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящих жилых домов с количеством этажей не более чем три, предназначенных для проживания не более чем двух семей).

Поэтому действующим законодательством не предусмотрено, что проектные, строительно-монтажные и пуско-наладочные работы в отношении объектов индивидуального жилищного строительства могут проводить только организации, вступившие в СРО и имеющие свидетельства о допуске к работам.

Таким образом, включение в пункт 1 технических условий от <дата> данного условия нарушает пункт 104 Правил.

Указанные действия образуют объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 9.21 КоАП РФ.

Материалы дела не содержат каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что у заявителя отсутствовала возможность для соблюдения требований Правил № 1314. Также не содержат материалы дела и доказательств, свидетельствующих о том, что заявителем были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения указанных Правил.

Учитывая изложенное, наличие состава вменяемого заявителю правонарушения материалами дела подтверждается. Соответствующие доводы заявителя об отсутствии в его действиях состава вменяемого правонарушения, судом отклоняются как противоречащие материалам дела.

Доводы заявителя о необходимости предоставления проектной документации на сети газопотребления со ссылкой на приведенные положения СНиП, Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, ГОСТ, Правил проведения технического диагностирования внутридомового и внутриквартирного газового оборудования, письма Минстроя РФ судом отклоняются, так как не опровергают вышеприведенные нормативные положения.

Также отклоняются судом доводы заявителя о необходимости предоставления проектной документации на сети газопотребления согласно установленным специальными нормами о газоснабжении требованиям со ссылкой на то, что только при применении данных норм обеспечиваются требования пожарной безопасности. Из положений п. 98 Правил № 1314 следует, что непосредственно пуск газа осуществляется только после проверки готовности сетей газопотребления, т.е. и на предмет соблюдения правил безопасности при использовании газового оборудования, после осуществления указанных действий газораспределительной организацией с потребителем подписывается акт о готовности сетей газопотребления. При этом действующим законодательством не предусмотрено, что проверка фактического соответствия сетей газопотребления правилам безопасности возможна исключительно только при наличии проекта газоснабжения.

Изменения, внесенные в Правила подключения № 1314 (Постановление Правительства РФ от 15.06.2017 № 713), касающиеся типовых форм документов, необходимых для подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения», правового значения для подключения индивидуального жилого дома к сетям газораспределения не имеют, соответствующие доводы заявителя подлежат отклонению.

Протокол об административном правонарушении составлен и дело об административном правонарушении рассмотрено уполномоченными должностными лицами, в пределах компетенции административного органа и срока давности привлечения к ответственности.

Таким образом, в действиях генерального директора АО «Газпром газораспределение Ижевск» ФИО1, являющегося в силу ст.2.4 КоАП РФ должностным лицом, содержится состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

Исходя из изложенного, ФИО1 правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 9.21 КоАП РФ.

При назначении наказания должностным липом Удмуртского УФАС России, рассматривающим дело были учтены характер совершенного ФИО1 административного правонарушения, имущественное положение, наличие иждивенцев у ФИО1, отсутствие отягчающих вину обстоятельств, наличие смягчающих обстоятельств, а именно совершение правонарушения впервые, в связи с чем назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией статьи.

Каких-либо исключительных обстоятельств, позволяющих признать правонарушение малозначительным и применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, судом не установлено. С учетом характера и степени общественной опасности правонарушения, суд считает, что отсутствуют обстоятельства, свидетельствующие о возможности признания правонарушения малозначительным и применения ст. 2.9 КоАП РФ.

С учетом изложенного, оспариваемое постановление является законным и обоснованным. Жалоба ФИО1 удовлетворению не подлежит, постановление следует оставить без изменения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.4- 30.8 КоАП РФ, суд

РЕШИЛ:

Постановление по делу об административном правонарушении , вынесенное <дата> заместителем руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике ФИО2, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 9.21 КоАП РФ в отношении ФИО1 оставить без изменения, жалобу ФИО1 без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики (через Первомайский районный суд г. Ижевска) в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.

Судья: А.А. Владимирова