ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-213/19 от 09.10.2019 Черногорского городского суда (Республика Хакасия)

№ 12-213/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

г.Черногорск 09 октября 2019 г.

Черногорский городской суд Республики Хакасия

в составе председательствующего судьи Ермак Л.В.

при секретаре Парсаевой Н.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя АО «Угольная компания «Разрез Степной» ФИО1 на постановление *** от *** о назначении административного наказания, которым АО «Угольная компания «Разрез Степной» привлечено к административной ответственности по ст.8.41 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением *** от *** о назначении административного наказания, вынесенного государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия – главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия ФИО2, АО «УК «Разрез Степной» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа 50 000 руб.

Представитель юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу, ФИО1 в жалобе просит признать указанное постановление незаконным в части, отменить постановление в части привлечения АО «УК «Разрез Степной» к ответственности за невнесение платы за 2016, 2017, 2018 годы сверхлимитного размещения отходов. В обоснование жалобы указала, что АО «УК «Разрез Степной» эксплуатирует объект размещения отходов – Внешний отвал вскрышных пород участка «Центральный». Объект введен в эксплуатацию в 2005 году. На основании технической характеристики объекта, представленной в 2014 году, приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ *** от *** данный объект включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) с регистрационным номером ***. В 2015 году АО «УК «Разрез Степной» разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Распоряжением Управления Росприроднадзора по РХ от ****** утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в заявленном размере без замечаний к проекту. В 2018 году АО «УК «Разрез Степной» разработан проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Приказом Управления Росприроднадзора по РХ от ****** утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в заявленном размере без замечаний к проекту. Предоставленные на утверждение проекты содержали указание на фактически эксплуатируемый объект размещения отходов – единый внешний отвал, внесенный в ГРОРО в 2014 году, но в границах отвала, который эксплуатируется фактически. Согласно характеристике на объект размещения отходов 2014 года вместимость объекта составляет *** тонн, размещено *** тонн. В соответствии с документом об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение от ****** (срок с *** по ***) норматив образования отходов по вскрышным породам в смеси практически неопасных составляет *** тонн. Лимит на 2016-2018 годы составляет *** тонн. Приказом Росприроднадзора по РХ от ****** утверждены лимиты на 2018 год – *** тонн, на 2019 год – *** тонн. Полагает, что административный орган разрешил размещать отходы на эксплуатируемом объекте вместимость которого не позволяет размещать отходы в запрашиваемом объеме, в связи с чем выводы административного органа о сверхлимитном размещении отходов не соответствует обстоятельствам дела. К жалобе приложено ходатайство представителя ФИО1 о восстановлении срока обжалования постановления.

Представители АО «УК «Разрез Степной» ФИО3 и ФИО1, действующие на основании доверенности, поддержали жалобу.

Представитель Управления Росприроднадзора по РХ, должностное лицо, вынесшее постановление, в судебное заседание не явились, о месте и времени его проведения извещены надлежащим образом.

Ознакомившись с доводами жалобы и приложенного к ней ходатайства, изучив материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с частями 1, 3 ст.30.9 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд. Подача последующих жалоб на постановление по делу об административном правонарушении и (или) решения по жалобе на это постановление, их рассмотрение и разрешение осуществляются в порядке и в сроки, установленные статьями 30.2 – 30.8 названного Кодекса.

Согласно части 1 ст.30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 данной статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2 ст.30.3 КоАП РФ).

Данный срок может быть восстановлен в случае наличия уважительных причин его пропуска. При этом уважительными причинами являются обстоятельства, которые объективно препятствовали или исключали своевременную подачу жалобы.

Из материалов дела следует, что копия постановления *** от *** направлена административным органом АО «УК «Разрез Степной» ***, получено адресатом ***, что подтверждается копией соответствующего почтового уведомления.

Жалоба на указанное постановление подана представителем АО «УК «Разрез Степной» в Арбитражный суд РХ ***, в принятии указанной жалобы отказано, что подтверждается копией определения Арбитражного суда РХ от 26.07.2019 по делу № А74-8052/2019 об отказе в принятии заявления.

*** жалоба представителем АО «УК «Разрез Степной» подана в Абаканский городской суд РХ.

На основании определения Абаканского городского суда РХ от *** жалоба представителя юридического лица на постановление *** от *** направлена по подсудности в Черногорский городской суд РХ, поступила в него ***.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления представителю АО «УК «Разрез Степной» срока подачи жалобы на постановление *** от *** и удовлетворении ходатайства о восстановлении срока.

Согласно ст.8.41 КоАП РФ (в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения АО «УК «Разрез Степной» к административной ответственности) невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Из постановления *** от *** о назначении административного наказания следует, что основанием для привлечения АО «УК «Разрез Степной» к административной ответственности по ст.8.41 КоАП РФ послужили выявленные в ходе проведенной Управлением Росприроднадзора по РХ проверки в период с 03.04.2019 по 30.04.2019 нарушения экологических требований при обращении с отходами, а именно:

- предоставление недостоверной информации в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год в Управление Росприроднадзора по РХ;

- невнесение за 2018 год неучтенной платы за выбросы от источника *** без очистки;

- невнесение за 2018 год платы за сверхлимитное размещение отходов.

В соответствии со ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно пункту 1 ст.16.1 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» плату за негативное воздействие на окружающую среду обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах IV категории.

Согласно пункту 5 ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, предоставляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее форма устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6 ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду утвержден приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2017 № 3 (далее Порядок представления декларации).

Согласно пункту 2 Порядка предоставления декларации декларация о плате представляется лицами, обязанными вносить плату, не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным.

Согласно пункту 11 Порядка предоставления декларации при обнаружении лицом, обязанным вносить плату, в представленной им декларации о плате за отчетный год недостоверных сведений либо неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению или завышению суммы платы, подлежащей внесению, лицо, обязанное вносить плату, вправе представить уточненную декларацию о плате за данный отчетный год до истечения срока, установленного пунктом 2 настоящего Порядка.

Из материалов дела следует, что в соответствии с инвентаризацией выбросов вредных (загрязняющих) веществ и их источников, приведенной в составе проекта нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух АО «УК «Разрез Степной», источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на объектах ***, ***, *** являются:

- площадка *** – Горные работы: ФИО4 карьер, ФИО4 отвалы вскрышных работ, ФИО4 сварочный пост;

- площадка *** – Обогатительная фабрика: ФИО4 котельная; ФИО4 циклон ***, ***, *** на пересыпке, циклон *** на грохоте; ФИО4 сжигание угля лабораторным методом (ОТК); ФИО4 работа с соляной кислотой (ОТК); ФИО4 стояночный бокс; ФИО4 и *** вентиляция из места выгрузки мокрой породы ОФ в автотранспорт (работа двигателя автомобиля БелАЗ на холостом ходу); ФИО4 и *** дизельные генераторы; ФИО4 вентиляция из помещения фракционного экспресс анализа угля; ФИО4 вентиляция из помещения ОФ; ФИО4 угольные склады; ФИО4 конвейера, узлы пересыпов и дробление угля; ФИО4 склад золошлаковых отходов; ФИО4 сварочный пост ОФ; ФИО4 угольный склад (котельная ОФ).

Приказом от ****** АО «УК «Разрез Степной» утверждены нормативы выбросов вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных) в атмосферный воздух стационарных источников выбросов, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, на период с *** по ***.

Норматив выброса по площадке *** составляет ежегодно *** т/год, в том числе твердых – *** т/год, жидких/газообразных – *** т/год.

Для стационарных источников АО «УК «Разрез Степной» на основании приказа Управления Росприроднадзора по РХ от ****** выдано разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ) *** на период с *** по ***.

В соответствии с проектом ПДВ стационарные источники выбросов на площадке *** объекта *** АО «УК «Разрез Степнй» оборудованы газоочистными установками, в том числе, источник *** оборудован циклоном типа ***, предназначенным для очистки от твердых частиц запыленного воздуха, образующегося при сортировке угля на грохоте объекта установки по обогащению угля.

В период с *** по *** выброс вредных загрязняющих веществ от источника *** осуществлялся без газоочистной установки. В декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год АО «УК «Разрез Степной», расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от источника выбросов *** без очистки отсутствует. В платежную базу для расчета платы за выбросы пыли неорганической: ниже 20% двуокиси кремния от источника *** в 2018 году не учтены выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, образовавшийся в результате демонтажа газоочистной установки на источнике выбросов ***.

Установленные обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами, представителями АО «УК «Разрез Степной» в судебном заседании не отрицались.

При таких обстоятельствах должностное лицо пришло к обоснованному выводу о нарушении АО «УК «Разрез Степной» Порядка предоставления декларации, кроме того, суд приходит к выводу о нарушении юридическим лицом также требований ст.16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

Вместе с тем, являются необоснованными выводы должностного лица о совершении АО «УК «Разрез Степной» административного правонарушения, предусмотренного ст.8.5 КоАП РФ, в форме бездействия, выразившегося в невнесении за 2018 год платы за сверхлимитное размещение отходов.

Из материалов дела следует, что на основании технической характеристики объекта от *** приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования *** от *** Внешний отвал вскрышных пород участка «Центральный» ЗАО «УК «Разрез Степной» включен в государственный реестр объектов размещения отходов (ГРОРО) с регистрационным номером ***.

При внесении указанного объекта в ГРОРО в качестве проектной документации, на основании которой производилась эксплуатация объекта, указывался проект «Корректировка горно-транспортной части проекта ООО «УК «Разрез Степной» с увеличением мощности до 3,0 млн. т. угля в год».

В 2012 году был разработан технический проект «Корректировка горно-транспортной части проекта ООО «УК «Разрез Степной» с увеличением мощности до 5,0 млн. т. угля в год».

При этом доказательств того, что Внешний отвал вскрышных пород, предусмотренный в Проекте на 5 млн.т. является иным объектом размещения отходов, нежели предусмотренный Проектом на 3 млн. т., административным органом в суд не представлено, в связи с чем указанные выводы должностного лица подлежат исключению из постановления.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение в отношении указанного объекта на 2016-2018 годы утверждены распоряжением Управления Росприроднадзора по РХ от ****** и приказом Управления Росприроднадзора по РХ от ******

На основании изложенного указанные сведения подлежат исключению из описания объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, совершенного АО «УК «Разрез Степной», жалоба представителя ФИО1 в части отмены постановления о привлечении к административной ответственности за невнесение платы за 2016, 2017, 2018 годы за сверхлимитное размещение отходов подлежит удовлетворению.

Также суд принимает во внимание, что в соответствии со ст.4.5 КоАП РФ срок привлечения юридического лица за невнесение платы за 2016 и 2017 годы истек.

При таких обстоятельствах выводы должностного лица о виновности АО «УК «Разрез Степной» в совершении правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, выразившегося в невнесении платы за негативное воздействие на окружающую среду за 2018 год за выбросы от источника *** без очистки, являются верными и подтверждаются представленными по делу доказательствами.

Указанные доказательства отвечают принципам относимости, достоверности и достаточности в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.

При рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения.

Нарушений порядка производства по делу об административном правонарушении не установлено.

Административное наказание назначено АО «УК «Разрез Степной» в пределах, установленных санкцией ст.8.5 КоАП РФ, положения ст.4.5 КоАП РФ о сроке привлечения к административной ответственности соблюдены.

Исключение из описания объективной стороны правонарушения указания на невнесение АО «УК «Разрез Степной» за 2018 год платы за сверхлимитное размещение отходов, не влияет на размер назначенного наказания, поскольку последнему назначено наказание в минимальном размере, предусмотренном санкцией ст.8.41 КоАП РФ.

Оснований для освобождения от административной ответственности в соответствии со ст.2.9 КоАП РФ не имеется, поскольку совершенное административное правонарушение с учетом объема и характера допущенного нарушения требований в области охраны окружающей среды не может быть признано малозначительным.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст.ст.30.2-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Восстановить представителю АО «УК «Разрез Степной» ФИО1 процессуальный срок подачи жалобы на постановление *** от *** о назначении административного наказания.

Жалобу представителя АО «УК «Разрез Степной» ФИО1 удовлетворить в части.

Постановление *** от *** о назначении административного наказания, вынесенное государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Хакасия – главным специалистом-экспертом отдела государственного экологического надзора Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Хакасия ФИО2, которым Акционерное общество «Угольная компания «Разрез Степной» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 руб. изменить.

Исключить из постановления выводы о невнесении АО «УК «Разрез Степной» за 2016, 2017, 2018 годы платы за сверхлимитное размещение отходов и выводы об использовании АО «УК «Разрез Степной» двух объектов размещения отходов мощностью на 3 млн. тонн и на 5 млн. тонн.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Хакасия в течение 10 дней с подачей жалобы через Черногорский городской суд.

Судья Л.В. Ермак