дело 12-25/2020
24RS0004-01-2019-002066-24
РЕШЕНИЕ
23 апреля 2020 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Есиной С.В.,
при секретаре Антипенко А.А.,
рассмотрев жалобу защитника ОАО «РЖД» в лице филиала - Красноярская железная дорога ФИО2 на постановление № 10673342193465078430 государственного инспектора Центрального Межрегионального УГАДН ФИО1 от 23.10.2019 года о признании ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л :
Защитник ОАО «РЖД» в лице филиала – Красноярская железная дорога ФИО2 обратилась в суд с указанной жалобой, мотивируя свои требования тем, что 23.10.2019 года в отношении ОАО «РЖД» вынесено постановление об административном правонарушении № 10673342193465078430, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей. Считает данное постановление незаконным и необоснованным, просит постановление отменить, указывая на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении государственным инспектором МУГАДН не принят во внимание пп.1 ч.7 ст. 31.1 Закона об автомобильных дорогах, в соответствии с которым транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, предназначенные для перевозки людей (за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов) освобождаются от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Автомобиль КАМАЗ 4237R1 государственный регистрационный знак № имеет разрешенную максимальную массу более 12 тонн, предназначен для перевозки людей и не относится к грузопассажирским автомобилям-фургонам. Согласно ПТС на указанный КАМАЗ, тип ТС: Мастерская путеремонтная вахтовая, категория D (автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и имеющий более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя), что соответствует сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства от 19.11.2018 № TC RU E-RU.АБ58.00024.Р3. Согласно данному документу, транспортное средство относится к категории M3G. К категории М3, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877 («ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств»), относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющих места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса, которых превышает 5т, что соответствует категории TC-D, указанной в паспорте транспортного средства. Категория G указывает на повышенную проходимость транспортного средства. В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025-270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», обозначение базовой модели автомобиля производится четырьмя цифровыми знаками, образующими их индекс, обозначение модификаций базовой модели автомобиля осуществляется в пятом цифровом знаке их индекса. Пунктами 24, 27, 28 раздела 2 установлено, что по первому знаку четырехзначного цифрового индекса определяется класс автомобилей, по второму знаку определяется вид автомобиля. Автомобиль КАМАЗ (VIN №), согласно ПТС имеет индекс 4237R1 (мастерская путеремонтная вахтовая). Данный индекс означает, что автомобиль: 4 - имеет полный вес свыше 8 т; 2 - автобус; 3 - стандартный, грузовой предназначен для перевозки пассажиров и грузов разного назначения. На основании изложенного, просит постановление № 10673342193465078430 от 23.10.2019 года отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
В судебное заседание защитник ОАО «РЖД» ФИО2 не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом.
Инспектор Центрального Межрегионального УГАДН в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к выводу о не законности обжалуемого постановления.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение транспортного средства, имеющего разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, - влечёт наложение административного штрафа в том числе на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.
Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере десяти тысяч рублей.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ.
В соответствии с частями 1 и 6 статьи 31.1 вышеуказанного Федерального закона движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами, которая уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств.
Порядок взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, установлен Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504, согласно п.п. 10, 12 которых маршрутная карта оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в момент внесения собственником (владельцем) транспортного средства платы оператору. Движением без внесения платы считается: движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном п.10 настоящих Правил (подп.«б»), движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте (подп.«в»).
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.
Согласно п. 1 ч. 7 ст. 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, освобождаются транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов.
В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
В соответствии с примечанием к ст. 1.5 и ч. 2 ст. 26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях обязанность представления доказательств своей невиновности, возложена на собственника транспортного средства.
Суду представлено постановление об административном правонарушении от 23.10.2019 года № 10673342193465078430, согласно которому водитель ОАО «РЖД» 16.10.2019 года в 13:20:16 по адресу: 857 км. 158 м. автомобильной дороги общего пользовании федерального значения Р-255 «Сибирь», Красноярский край, собственник (владелец) транспортного средства марки «4237R1 СПЕЦИАЛЬНОЕ» гос. номер № (С№), в нарушение требования п. 1 ст. 31.1 Федерального закона «О дорогах и дорожной деятельности» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ допустил повторное (постановление № 10673342193463364177) осуществление движения транспортного средства, имеющего разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.
Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ.
Из копии паспорта транспортного средства № 52 ОХ 371919 от 22.11.2018 года следует, что транспортное средство марки «4237R1», категории транспортного средства D, тип ТС - Мастерская путеромнтная вахтовая.
Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие «одобрения типа транспортного средства» (постановление Госстандарта Российской Федерации № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).
В соответствии с пунктом 27 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 (далее - Положение), установлено, что в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.
Согласно приложению № 3 к Положению к транспортным средствам категории "D" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.
Оспаривая административное правонарушение ввиду отсутствия в действиях ОАО «РЖД» состава оспариваемого административного правонарушения, защитником заявлено, что вышеуказанное транспортное средство в соответствии с индексом 4237R1 имеет полный вес свыше 8 т., является автобусом, стандартным грузовым, предназначенным для перевозки пассажиров и грузов разного назначения.
B подтверждение вышеуказанных доводов защитником представлены паспорт транспортного средства автомобиля «4237R1 мастерская путеремонтная вахтовая (VIN № №) в котором указан тип ТС «Мастерская путеремонтная вахтовая», категория «D», а в соответствии с отраслевой нормой ОН 025-270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» является автобусом имеющим полный вес свыше 8 т. и предназначен для перевозки пассажиров, что соответствует сведениям указанным в Одобрении типа транспортного средства от 19.11.2018 года, Согласно данному документу транспортное средство относится к категории «M3G».
В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года ТР ТС 018/2011. «Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств» к категории М3 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса, которых превышает 5 т, что соответствует категории «D». Категория «G» указывает па повышенную проходимость транспортного средства.
В соответствии с отраслевой нормой ОН 025-270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», обозначение базовой модели автомобиля производится четырьмя цифровыми знаками, образующими их индекс, обозначение модификаций базовой модели автомобиля осуществляется в пятом цифровом знаке их индекса. Пунктами 24,27,28 раздела 2 установлено, что по первому знаку четырехзначного цифрового индекса определяется класс автомобилей. По второму знаку определяется вид автомобиля. В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационного назначения автомобилей.
В соответствии с вышеуказанной классификацией автомобиль «КАМАЗ» (VIN № №), имеет полный вес свыше 8 т., является автобусом.
В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 года № 195, данное транспортное внесено в реестр лицензий на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.
Как обоснованно указано в жалобе, при вынесении обжалуемого постановления не принято во внимание, что в силу вышеприведенных обстоятельств, собственник данного автомобиля освобождается от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.
В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, постановление № 10673342193465078430 государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Центральное МУГАДН) от 23.10.2019 года о привлечении к административной ответственности ОАО «РЖД» подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях общества события административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1, 30.2- 30.8 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Жалобу защитника ОАО «РЖД» ФИО2 удовлетворить.
Постановление № 10673342193465078430 государственного инспектора Центрального Межрегионального УГАДН ФИО1 от 23.10.2019 года в отношении ОАО «РЖД» по ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок со дня вручения копии решения с подачей жалобы через Березовский районный суд Красноярского края.
Судья С.В. Есина