ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-213/19 от 23.04.2020 Березовского районного суда (Красноярский край)

дело 12-25/2020

24RS0004-01-2019-002066-24

РЕШЕНИЕ

23 апреля 2020 года п. Березовка

Березовский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Есиной С.В.,

при секретаре Антипенко А.А.,

рассмотрев жалобу защитника ОАО «РЖД» в лице филиала - Красноярская железная дорога ФИО2 на постановление № 10673342193465078430 государственного инспектора Центрального Межрегионального УГАДН ФИО1 от 23.10.2019 года о признании ОАО «РЖД» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л :

Защитник ОАО «РЖД» в лице филиала – Красноярская железная дорога ФИО2 обратилась в суд с указанной жалобой, мотивируя свои требования тем, что 23.10.2019 года в отношении ОАО «РЖД» вынесено постановление об административном правонарушении № 10673342193465078430, предусмотренном ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ, назначено наказание в виде штрафа в размере 10000 рублей. Считает данное постановление незаконным и необоснованным, просит постановление отменить, указывая на то, что при рассмотрении дела об административном правонарушении государственным инспектором МУГАДН не принят во внимание пп.1 ч.7 ст. 31.1 Закона об автомобильных дорогах, в соответствии с которым транспортные средства, имеющие разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, предназначенные для перевозки людей (за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов) освобождаются от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения. Автомобиль КАМАЗ 4237R1 государственный регистрационный знак имеет разрешенную максимальную массу более 12 тонн, предназначен для перевозки людей и не относится к грузопассажирским автомобилям-фургонам. Согласно ПТС на указанный КАМАЗ, тип ТС: Мастерская путеремонтная вахтовая, категория D (автомобиль, предназначенный для перевозки пассажиров и имеющий более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя), что соответствует сведениям, указанным в Одобрении типа транспортного средства от 19.11.2018 № TC RU E-RU.АБ58.00024.Р3. Согласно данному документу, транспортное средство относится к категории M3G. К категории М3, в соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 №877 («ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств»), относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющих места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса, которых превышает 5т, что соответствует категории TC-D, указанной в паспорте транспортного средства. Категория G указывает на повышенную проходимость транспортного средства. В соответствии с отраслевой нормалью ОН 025-270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», обозначение базовой модели автомобиля производится четырьмя цифровыми знаками, образующими их индекс, обозначение модификаций базовой модели автомобиля осуществляется в пятом цифровом знаке их индекса. Пунктами 24, 27, 28 раздела 2 установлено, что по первому знаку четырехзначного цифрового индекса определяется класс автомобилей, по второму знаку определяется вид автомобиля. Автомобиль КАМАЗ (VIN ), согласно ПТС имеет индекс 4237R1 (мастерская путеремонтная вахтовая). Данный индекс означает, что автомобиль: 4 - имеет полный вес свыше 8 т; 2 - автобус; 3 - стандартный, грузовой предназначен для перевозки пассажиров и грузов разного назначения. На основании изложенного, просит постановление № 10673342193465078430 от 23.10.2019 года отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 2 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.

В судебное заседание защитник ОАО «РЖД» ФИО2 не явилась, извещена своевременно и надлежащим образом.

Инспектор Центрального Межрегионального УГАДН в судебное заседание не явился, извещен своевременно и надлежащим образом, просил рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Исследовав материалы дела об административном правонарушении, проверив доводы жалобы, суд приходит к выводу о не законности обжалуемого постановления.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.21.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях движение транспортного средства, имеющего разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством, если внесение такой платы является обязательным, - влечёт наложение административного штрафа в том числе на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере пяти тысяч рублей.

Повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, - влечёт наложение административного штрафа на водителей транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, и на собственников (владельцев) транспортных средств, за исключением транспортных средств, принадлежащих иностранным перевозчикам, в размере десяти тысяч рублей.

Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации регулируются Федеральным законом «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ.

В соответствии с частями 1 и 6 статьи 31.1 вышеуказанного Федерального закона движение транспортных средств, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения допускается при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам такими транспортными средствами, которая уплачивается собственниками (владельцами) транспортных средств.

Порядок взимания платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, установлен Правилами, утверждёнными постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504, согласно п.п. 10, 12 которых маршрутная карта оформляется на бумажном носителе или в электронной форме в момент внесения собственником (владельцем) транспортного средства платы оператору. Движением без внесения платы считается: движение транспортного средства, за которым не закреплено бортовое устройство или стороннее бортовое устройство, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без оформления при этом маршрутной карты в порядке, предусмотренном п.10 настоящих Правил (подп.«б»), движение транспортного средства, в отношении которого оформлена маршрутная карта, в дату, время или по маршруту, которые не соответствуют указанным в этой маршрутной карте (подп.«в»).

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 29 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, пользователям автомобильными дорогами запрещается осуществлять движение по автомобильным дорогам на тяжеловесных транспортных средствах, масса которых с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которых более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, и (или) на крупногабаритных транспортных средствах и на транспортных средствах, осуществляющих перевозки опасных грузов без специальных разрешений, выдаваемых в порядке, установленном названным законом, а также осуществлять движение транспортных средств, имеющих разрешенную массу свыше 12 тонн, по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения без внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения такими транспортными средствами.

Согласно п. 1 ч. 7 ст. 31.1 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08.11.2007 года № 257-ФЗ от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, освобождаются транспортные средства, предназначенные для перевозки людей, за исключением грузо-пассажирских автомобилей-фургонов.

В соответствии со ст. 1.5. КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

В соответствии с примечанием к ст. 1.5 и ч. 2 ст. 26.1 КоАП РФ об административных правонарушениях обязанность представления доказательств своей невиновности, возложена на собственника транспортного средства.

Суду представлено постановление об административном правонарушении от 23.10.2019 года № 10673342193465078430, согласно которому водитель ОАО «РЖД» 16.10.2019 года в 13:20:16 по адресу: 857 км. 158 м. автомобильной дороги общего пользовании федерального значения Р-255 «Сибирь», Красноярский край, собственник (владелец) транспортного средства марки «4237R1 СПЕЦИАЛЬНОЕ» гос. номер ), в нарушение требования п. 1 ст. 31.1 Федерального закона «О дорогах и дорожной деятельности» от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ допустил повторное (постановление № 10673342193463364177) осуществление движения транспортного средства, имеющего разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, без внесения платы в счёт возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения таким транспортным средством.

Приведенные обстоятельства послужили основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ.

Из копии паспорта транспортного средства № 52 ОХ 371919 от 22.11.2018 года следует, что транспортное средство марки «4237R1», категории транспортного средства D, тип ТС - Мастерская путеромнтная вахтовая.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 года № 196-ФЗ, допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.

Паспорт транспортного средства - это документ, действующий на территории Российской Федерации для регистрации и допуска транспортных средств к эксплуатации, а также в целях борьбы с их хищениями, обеспечения защиты прав потребителей. Паспорт транспортного средства, в том числе, подтверждает наличие «одобрения типа транспортного средства» (постановление Госстандарта Российской Федерации № 19 «О совершенствовании сертификации механических транспортных средств и прицепов»).

В соответствии с пунктом 27 Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного Приказом МВД России № 496, Минпромэнерго России № 192, Минэкономразвития России № 134 (далее - Положение), установлено, что в строке 3 «Наименование (тип ТС)» указывается характеристика транспортного средства, определяемая его конструкторскими особенностями и назначением.

Согласно приложению № 3 к Положению к транспортным средствам категории "D" (по классификации Конвенции о дорожном движении) относятся автомобили, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие более 8 сидячих мест, помимо сиденья водителя.

Оспаривая административное правонарушение ввиду отсутствия в действиях ОАО «РЖД» состава оспариваемого административного правонарушения, защитником заявлено, что вышеуказанное транспортное средство в соответствии с индексом 4237R1 имеет полный вес свыше 8 т., является автобусом, стандартным грузовым, предназначенным для перевозки пассажиров и грузов разного назначения.

B подтверждение вышеуказанных доводов защитником представлены паспорт транспортного средства автомобиля «4237R1 мастерская путеремонтная вахтовая (VIN № ) в котором указан тип ТС «Мастерская путеремонтная вахтовая», категория «D», а в соответствии с отраслевой нормой ОН 025-270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями» является автобусом имеющим полный вес свыше 8 т. и предназначен для перевозки пассажиров, что соответствует сведениям указанным в Одобрении типа транспортного средства от 19.11.2018 года, Согласно данному документу транспортное средство относится к категории «M3G».

В соответствии с Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 года ТР ТС 018/2011. «Технический регламент Таможенного союза о безопасности колесных транспортных средств» к категории М3 относятся транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, более восьми мест для сидения, технически допустимая максимальная масса, которых превышает 5 т, что соответствует категории «D». Категория «G» указывает па повышенную проходимость транспортного средства.

В соответствии с отраслевой нормой ОН 025-270-66 «Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава, а также его агрегатов и узлов, выпускаемых специализированными предприятиями», обозначение базовой модели автомобиля производится четырьмя цифровыми знаками, образующими их индекс, обозначение модификаций базовой модели автомобиля осуществляется в пятом цифровом знаке их индекса. Пунктами 24,27,28 раздела 2 установлено, что по первому знаку четырехзначного цифрового индекса определяется класс автомобилей. По второму знаку определяется вид автомобиля. В основу деления классов на виды положен признак эксплуатационного назначения автомобилей.

В соответствии с вышеуказанной классификацией автомобиль «КАМАЗ» (VIN № ), имеет полный вес свыше 8 т., является автобусом.

В соответствии с Положением о лицензировании деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27.02.2019 года № 195, данное транспортное внесено в реестр лицензий на осуществление деятельности по перевозкам пассажиров и иных лиц автобусами.

Как обоснованно указано в жалобе, при вынесении обжалуемого постановления не принято во внимание, что в силу вышеприведенных обстоятельств, собственник данного автомобиля освобождается от внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения.

В соответствии с ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено, в том числе решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие события административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, постановление № 10673342193465078430 государственного инспектора Центрального межрегионального управления государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Центральное МУГАДН) от 23.10.2019 года о привлечении к административной ответственности ОАО «РЖД» подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием в действиях общества события административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.1, 30.2- 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Жалобу защитника ОАО «РЖД» ФИО2 удовлетворить.

Постановление № 10673342193465078430 государственного инспектора Центрального Межрегионального УГАДН ФИО1 от 23.10.2019 года в отношении ОАО «РЖД» по ч. 2 ст. 12.21.3 КоАП РФ - отменить, производство по делу об административном правонарушении в отношении ОАО «РЖД» прекратить на основании п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в десятидневный срок со дня вручения копии решения с подачей жалобы через Березовский районный суд Красноярского края.

Судья С.В. Есина