ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-213/20 от 06.10.2020 Белоярского районного суда (Свердловская область)

66RS0020-01-2020-000167-56

Дело № 12-213/2020

РЕШЕНИЕ

06 октября 2020 года пгт. Белоярский

Судья Белоярского районного суда Свердловской области Пархоменко Т.А., рассмотрев жалобу законного представителя юридического лица – ФИО1 на постановление начальника отдела регионального государственного экологического надзора по Южному и Восточному управленческим округам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области ФИО2 от 27 декабря 2019 года № 12-07-07/93 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Товарищества собственников жилья «Рассоха»,

установил:

постановлением начальника отдела регионального государственного экологического надзора по Южному и Восточному управленческим округам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области ФИО2 от 27 декабря 2019 года Товарищества собственников жилья «Рассоха» (далее – ТСЖ «Рассоха») привлечено к административной ответственности по статье 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Не согласившись с вышеуказанным постановлением, законный представитель ТСЖ «Рассоха» – ФИО1 подала жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по административному делу прекратить. Указывает, что протокол об административных правонарушениях, являющийся основанием для вынесения обжалуемого постановления составлен с нарушениями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку положенный в основу акт отбора пробы почвы № 5ПЧ/В от 08 октября 2019 года является ничтожным, так как в нем отсутствует ссылка на ГОСТ, в соответствии с которым был осуществлен отбор проб почвы, отсутствует информация, что осуществлялась фото и видеофиксация отбора проб почвы, отсутствует подпись представителя ТСЖ «Рассоха», отсутствуют подписи понятых. Таким образом, отбор проб был осуществлен с нарушением ГОСТ 17.4.4.02-84 и не может использоваться как доказательство. Также ссылается на нарушение порядка привлечения ТСЖ к административной ответственности, в связи с тем, что отсутствуют сведения о согласовании проведения проверки с Прокуратурой Свердловской области. Кроме того полагает, что очистные сооружения ТСЖ «Рассоха» не подлежат регистрации как объекты оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, поскольку не подпадают под критерии отнесения к таким объектам, поскольку локальные очистные сооружения канализации ТСЖ «Рассоха» работают в предусмотренном проектном режиме до 50 м.куб в сутки, фактическое поступление составляет 20 м.куб в сутки, и по мере накопления излишки очищенной воды вывозится специализированным транспортом ИП ФИО3 на основании договора на выполнение работ от 09 января 2014 года.

В судебное заседание законный представитель ТСЖ «Рассоха», его защитник, должностное лицо, вынесшее постановление ФИО2 в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступило.

При таких обстоятельствах, руководствуясь положениями ч. 2 ст. 25.1, ч. 3 ст. 25.4, п. 4 ч. 2 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прихожу к выводу о возможности рассмотреть жалобу в отсутствие указанных лиц.

Проверив доводы жалобы, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, прихожу к следующему.

В соответствии со ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до ста тысяч рублей.

В соответствии с п. 1 ст. 69 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Закон об охране окружающей среды) государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в целях получения достоверной информации об объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, определения областей применения наилучших доступных технологий, применения программно-целевых методов планирования, а также в целях планирования осуществления государственного экологического надзора.

Согласно п. 1 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, подлежат постановке на государственный учет юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на указанных объектах, в уполномоченном Правительством Российской Федерации федеральном органе исполнительной власти или органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

Постановка на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется на основании заявки о постановке на государственный учет, которая подается юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями не позднее чем в течение шести месяцев со дня начала эксплуатации указанных объектов (п. 2 ст. 69.2 Закона об охране окружающей среды).

В силу ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона (с 1 января 2015 года) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность, обязаны поставить на государственный учет принадлежащие им на установленном законом праве объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ (в редакции настоящего Федерального закона).

Из материалов дела следует, что на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области от 31 октября 2019 года № 12-07-01/95-ГК в отношении ТСЖ «Рассоха» в период с 08 ноября 2019 года по 22 ноября 2019 года проведена внеплановая документарная проверка соблюдения обязательных требований законодательства в сфере охраны окружающей среды и водного законодательства, в ходе которой выявлено, что ТСЖ «Рассоха» нарушает требования законодательства об охране окружающей среды в части постановки на государственный учет в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, которое выразилось в следующем.

На основании договора аренды от 20 апреля 2015 года № 186/15 ТСЖ «Рассоха» использует земельный участок, кадастровый номер <номер>, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования – для размещения объектов жилищно-коммунального хозяйства. На указанном земельном участке ТСЖ «Рассоха» размещены локальные очистные сооружения, являющиеся объектами оказывающими неблагоприятное воздействие на окружающую среду, которые не поставлены на учет ни в федеральный ни в региональный реестры, что является нарушением ч.1 ст.69.2 Закона об охране окружающей среды.

В ходе проведения в октябре 2019 года должностным лицом с участием отдела технологического лабораторного контроля за источниками загрязнений ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» мероприятия по контролю без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, в целях проведения проверки сведений, изложенных в обращении граждан, было обнаружено, что в двух пробах почв, отобранных 08 октября 2019 года ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» имеется незначительное превышение по нефтепродуктам, что подтверждается актом обследования от 15 октября 2019 года № 12-07-17/67.

В ходе документарной проверки в период с 08 ноября 2019 года по 22 ноября 2019 года ТСЖ «Рассоха» представлены, в том числе схема очистных сооружений пос.Рассоха, на которой указана дренажная емкость объемом 75 м? и котлован (точка сброса) объемом 100 м?. Согласно сведениям представленным юридическим лицом от 14 ноября 2019 года № 83, локальные очистные сооружения работают в предусмотренном проектом режиме 50 м? в сутки, с фактическим поступлением 15-20 м? в сутки в дренажную емкость объемом 75 м?. Дренажная емкость наполняется в течение 4-5 суток. В соответствии со схемой очистных сооружений, сток из дренажной емкости самотеком поступает в котлован объемом 100 м?. Учет объема сточной воды при проведении проверки юридическим лицом не представлен. По договору на выполнение работ от 09 января 2014 года, заключенному между ТСД «Рассоха» и ИП ФИО3, ежедневно производится техобслуживание системы очистки сточных вод, ремонтно-профилактические работы и поддержание санитарного состояния на очистных сооружениях, а также вывоз очищенной воды по мере накопления из наполненных емкостей очистных сооружений. При этом акты вывоза очищенной воды из емкостей очистных сооружений представлены не в полном объеме (представлены лишь акты приемки работ от 04 марта 2019 года, 07 марта 2019 года, 09 марта 2019года, 12 марта 2019 года и от 15 марта 2019 года).

В связи с чем должностное лицо пришло к выводу, что нерегулярный вывоз сточной воды после очистных сооружений может провоцировать излив (сброс) на рельеф местности (почву). При этом санитарно-эпидемиологическое заключение на локальные очистные сооружения, а также сведения о степени очистки хозбытовых сточных вод от жилых домов ТСЖ «Рассоха» в ходе проверки не представлены, не указано точное место сброса сточных вод после очистки сооружений.

Согласно письму Уральского межрегионального Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29 октября 2019 года № 02-02-17/1228 ТСЖ «Рассоха» за получением соответствующего разрешения на сбросы веществ (за исключение радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, а также за получением разрешения на сбросы в пределах лимитов на сбросы не обращалось. Согласно письму Нижне-Обского бассейнов Водного Управления от 23 октября 2019 года № 03-2282/02/19, ТСЖ «Рассоха» с заявлением об утверждении нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты не обращалось, в базе данных не зарегистрировано.

Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами: актом обследования, актом отбора почв, протоколом об административном правонарушении, и иными материалами, которые соответствуют требованиям ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Доводы законного представителя юридического лица о том, что локальные очистные сооружения канализации ТСЖ «Рассоха» не относятся к объектам оказывающих негативное влияние на окружающую среду, в связи с чем у юридического лица отсутствовала обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет таких объектов, судьей отклоняются.

Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года № 1029 «Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий».

Присвоение объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, соответствующей категории осуществляется при его постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на основании заявки подаваемой юридическим лицом. Категория объекта может быть изменена при актуализации учетных сведений об объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.

Локальные очистные сооружения канализации, которыми осуществляет управление ТСЖ «Рассоха», одновременно является источником выброса вредных веществ в сточные воды, и, в связи с указанным предназначением, в соответствии с положениями Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и Федерального закона от 21 июля 2014 года № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вопреки доводам юридического лица подлежит постановке на государственный учет как объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, нарушающий благоприятные условия жизнедеятельности человека, оказывающий влияние на воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов, которые закреплены в качестве принципов охраны окружающей природной среды в действующем природоохранном законодательстве.

Доводы законного представителя юридического лица о нарушении порядка отбора проб, и как следствие ничтожности акта отбора почвы № 5ПЧ/В от 08 октября 2019 года, являются необоснованными, поскольку из материалов дела следует, что отбор проб почвы, а также исследование таких проб проведено ГКУСО «Центр экологического мониторинга и контроля» в соответствии с требованиями ГОСТ и нормативной документации.

Отбор проб в отсутствие представителей ТСЖ «Рассоха», сам по себе, не влечет вывод о недействительности результатов исследования таких проб. Ведение аудио или видеофиксации отбора почв, а также необходимость участия понятых при отборе проб почвы законодательством не предусмотрено.

Довод жалобы о том, что проверка не согласована с органом прокуратуры, подлежит отклонению на основании ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», предусматривающей условие о согласовании проверки с органами прокуратуры только при внеплановых выездных проверках; в рассматриваемом случае в отношении юридического лица была проведена внеплановая документарная проверка, при которой согласования с прокуратурой не требуется.

При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу, что вывод должностного лица о наличии в деянии ТСЖ «Рассоха» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся доказательствам.

Требования ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выполнены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные ст. 26.1 данного Кодекса.

Деяние юридического лица, не выполнившего обязанность по подаче заявки на постановку на государственный учет объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, квалифицировано по ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами названного Кодекса и законодательства в области охраны окружающей среды.

Административное наказание назначено ТСЖ «Рассоха» в пределах санкции ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не пропущен.

Существенных нарушений порядка привлечения к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

постановление начальника отдела регионального государственного экологического надзора по Южному и Восточному управленческим округам Министерства природных ресурсов и экологии Свердловской области, заместителя главного государственного инспектора в области охраны окружающей среды Свердловской области ФИО2 от 27 декабря 2019 года № 12-07-07/93 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Товарищества собственников жилья «Рассоха» - оставить без изменения, жалобу законного представителя юридического лица – ФИО1 -без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение 10 суток с момента вручения или получения с подачей жалобы через суд, его постановивший.

Судья /подпись/ Т.А. Пархоменко