Дело № 12-213/2013
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Челябинск 18 октября 2013 года
Судья Тракторозаводского районного суда г. Челябинска Бобров Л.В., единолично, при секретарях судебного заседания Казаковой Е.И., Кувалдиной Т.И.,
рассмотрев жалобу должностного лица - директора ГБОУ НПС «Профессиональное училище № 1» г. Челябинска ФИО4, поданную на постановление мирового судьи судебного участка № 7 Тракторозаводского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 7 Тракторозаводского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ директор ГБОУ НПС «Профессиональное училище № 1» г. Челябинска ФИО4, как должностное лицо, признан виновным и привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей.
В жалобе, поданной в Тракторозаводской районный суд г. Челябинска, в порядке установленном ст. 30.1 КоАП РФ, должностное лицо - директор ГБОУ НПС «Профессиональное училище № 1» г. Челябинска ФИО4 полагает, что вынесенное мировым судьей судебного участка № 7 Тракторозаводского района г. Челябинска постановление от ДД.ММ.ГГГГ о привлечении к административной ответственности является необоснованным, не соответствующим тяжести совершенного правонарушения. Мотивируя свои доводы, ФИО4 отмечает, что выявленные в период проверки нарушения, не могут вменяться в вину, поскольку не имеют отношения к училищу как бюджетному учреждению, за которым имущество закреплено лишь на праве оперативного управления.
В судебном заседании лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО4, доводы своей жалобы поддержал в полном объеме. Дополнительно суду пояснил, что ГБОУ НПС «Профессиональное училище № 1» г. Челябинска ранее представители МЧС никогда не проверяли.
Защитник Рахматуллина В.Ш., действующая с полномочиями в интересах ФИО4, суду пояснила, что в вину ФИО4 инкриминировано отсутствие соответствующей учебно-материальной базы в области ГО, к числу которой отнесены: учебные городки, учебные кабинеты и классы, учебные объекты организаций, уголки ГОЧС и др., комплекс учебных объектов с учебно-методической литературой, учебным имуществом и оборудованием, предназначенных для обучения должностных лиц и специалистов ГО. При этом, каких-либо рекомендаций по оснащенности и методике создания учебных городков, учебных классов, кабинетов, учебных объектов не имеется, выделяемых субсидий не хватало для приобретения литературы, создания указанных объектов. Кроме того, в дополнение к доводам жалобы, обосновывающим позицию, указано о том, что нигде не конкретизировано, в каком виде должна существовать материально-техническая база и осуществляться обучение, в связи с чем требования инспектора не являются обоснованными. При этом, в училище существовала учебно-материальная база, доступная училищу, осуществлялось обучение, что свидетельствует о том, что состав правонарушения отсутствует, либо имеет место быть малозначительность деяния.
ФИО1, суду пояснила что, являясь уполномоченным в учебном заведении лицом по гражданской обороне, проходила курсы, на которых про укомплектование материально-учебной базой ничего не говорили. В училище имеется план, стенд по гражданской обороне, имелись документы, свидетельствующие о проведении с учащимися сборов.
Свидетель ФИО2, приглашенная и опрошенная по ходатайству защиты пояснила, что она, как заместитель директора по административно-хозяйственной части, присутствовала при проведении проверки, в ходе которой какие-либо замечания инспектором не высказывались. При этом, свободных территорий у учебного заведения, для размещения учебных городков или классов не имелось.
Изучив материалы дела, рассмотрев доводы жалобы, суд считает, что имеются основания для ее частичного удовлетворения, с отменой принятого по делу постановления по следующим основаниям.
По смыслу закона при квалификации действий (бездействия) юридических и должностных лиц по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ следует учитывать, что ст. 1 Федерального закона от 12 февраля 1998 года № 28-ФЗ «О гражданской обороне» закреплено, что гражданская оборона - это система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; мероприятия по гражданской обороне - организационные и специальные действия, осуществляемые в области гражданской обороны в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом, Постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2007 года № 804 утверждено Положение о гражданской обороне в Российской Федерации, которое определяет основные мероприятия по гражданской обороне и устанавливает их виды (пункты 7-21), а именно: основные мероприятия по гражданской обороне, осуществляемые в целях решения задач, связанных с обучением населения в области гражданской обороны; оповещением населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; эвакуацией населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы; предоставлением населению убежищ и средств индивидуальной защиты; обеспечением световой и других видов маскировки; проведением аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера; первоочередным обеспечением населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе с медицинским обслуживанием, включая оказание первой медицинской помощи, со срочным предоставлением жилья и принятием других необходимых мер; борьбой с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий; обнаружением и обозначением районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению; санитарной обработкой населения, обеззараживанием зданий и сооружений, со специальной обработкой техники и территорий; восстановлением и поддержанием порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; срочным восстановлением функционирования необходимых коммунальных служб в военное время; срочным захоронением трупов в военное время; разработкой и осуществлением мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечением постоянной готовности сил и средств гражданской обороны. В рамках каждого из указанных видов определены конкретные мероприятия по гражданской обороне.
Названным Положением в пункте 2 также определено, что подготовка к ведению гражданской обороны заключается в заблаговременном выполнении мероприятий по подготовке к защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; ведение гражданской обороны заключается в выполнении мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с п. 16.1 Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях, утвержденном Приказом МЧС РФ № 687 от 14 ноября 2008 года, по обучению населения в области гражданской обороны создание и поддержание в рабочем состоянии учебной материально-технической базы для подготовки работников организаций в области гражданской обороны является одной из обязанностью руководителя организации.
Согласно оспариваемого постановления мирового судьи судебного участка № 7 от ДД.ММ.ГГГГ в числе нарушений, которые свидетельствуют о совершении директором ГБОУ НПС «Профессиональное училище № 1» г. Челябинска ФИО4, как должностным лицом, административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ явились нарушения требований законодательства в области гражданской обороны, а именно: отсутствие соответствующей учебно-материальной базы в области гражданской обороны (учебные городки, учебные кабинеты и классы, комплекс объектов с учебно-методической литературой, учебным имуществом и оборудованием, предназначенных для обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны.
В подтверждение вышеуказанного факта правонарушения мировому судье представлены протокол об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, предусмотренном ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, акт проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, распоряжение (приказ) заместителя главного государственного инспектора ОНД № 3 по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которому предметом проверки является деятельность по соблюдению установленных требований в области гражданской обороны, выполнение предписаний органов государственного контроля (надзора), а также соблюдение на объектах надзора специальных условий (правил) эксплуатации имеющихся технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, установленных федеральными законами и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации, а также иные доказательства, в том числе о трудоустройстве ФИО4, закреплении имущества на праве оперативного управления и т.п..
При непосредственном исследовании представленных мировому судье доказательств установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в ходе проверки государственным инспектором ОНД № 3 по пожарному надзору при эксплуатации территории, зданий и помещений ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 1» г. Челябинска, расположенного по адресу: <адрес>, выявлены нарушения требований законодательства в области гражданской обороны в Российской Федерации, а именно: отсутствует соответствующая учебно-материальная база в области гражданской обороны (учебные городки, учебные кабинеты и классы, комплекс объектов с учебно-методической литературой, учебным имуществом и оборудованием, предназначенных (приспособленных) для обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны.
Все нарушения, выявленные в ходе проверки, отражены как в акте, так и в протоколе об административном правонарушении.
Вместе с тем, из протокола об административном правонарушении, составленного уполномоченным должностным лицом, усматривается, что в нарушение требований ст. 28.2 КоАП РФ, имеют место противоречия относительно квалификации отраженного административного правонарушения, а именно при наличии ссылки на ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ одновременно указано, что усматривается административное правонарушение, выражающееся в невыполнении установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ специальных условий (правил) эксплуатации технических систем управления гражданской обороны и объектов гражданской обороны, использования и содержания систем оповещения, средств индивидуальной защиты, другой специальной техники и имущества гражданской обороны, т.е. объективных действий, указанных в диспозиции ч. 1 ст. 20.7 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, невыполнение мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.
Инкриминировав нарушение требований законодательства в области гражданской обороны в Российской Федерации, которые, по мнению мирового судьи судебного участка № 7 Тракторозаводского района г. Челябинска, нарушают п. 1 ст. 9 Федерального закона № 28-ФЗ от 12 февраля 2002 года, п.п. «г» п. 5 Постановления правительства РФ № 841 от 02 ноября 2000 года, п. 7 Постановления Правительства РФ № 804 от 26 ноября 2007 года, п. 16.1 Приказа МЧС РФ № 687 от 14 ноября 2008 года, выразившихся в отсутствии соответствующей учебно-материальной базы в области гражданской обороны (учебные городки, учебные кабинеты и классы, комплекс объектов с учебно-методической литературой, учебным имуществом и оборудованием, предназначенных (приспособленных) для обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны, ни государственный инспектор ОНД № 3 по пожарному надзору ФИО3, ни мировой судья судебного участка № 7 Тракторозаводского района г. Челябинска, не конкретизировали норму закона, либо подзаконного нормативно-правового акта, регламентирующих, что должностное лицо - директор ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 1» г. Челябинска ФИО4, как исполнительный орган, осуществляющий текущее руководство деятельностью училища, не обладая достаточными полномочиями для формирования бюджета образовательного учреждения в объемах, позволявших бы выделить денежные средства, необходимых для предотвращения нарушений требований и правил, обязан был создать и поддерживать в рабочем состоянии учебную материально-техническую базу для подготовки работников организаций в области гражданской обороны.
Указания на нарушения положений Федерального законодательства, Постановлений Правительства РФ, а также Приказа МЧС РФ, являются отсылочными, не конкретизированными.
Исследовав в судебном заседании представленные мировому судье доказательства, как каждое в отдельности, так и в совокупности между собой, судья районного суда приходит к выводу, что доводы ФИО4 и его защитника, излагаемые при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу об отсутствии конкретизированного указания в нормативно-правовых документах на вид, форму учебно-материальной базы в области гражданской обороны, не нашли своей надлежащей оценки в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ. При этом, вывод инспектора о том, что отсутствие учебных городков, учебных кабинетов и классов, комплекса объектов с учебно-методической литературой, учебным имуществом и оборудованием, предназначенных (приспособленных) для обучения должностных лиц и специалистов гражданской обороны, равнозначен отсутствию соответствующей учебно-материальной базе и свидетельствует о нарушении требований законодательства в области гражданской обороны в РФ, суд находит не основанном на требованиях закона и нормативно-правовых, а также подзаконных нормативно-правовых актах.
Вместе с тем, согласно акту проверки № при описании проведенных мероприятий, в том числе описании проверенных зданий и сооружений, не зафиксированы обстоятельства отсутствия в зданиях каких-либо объектов, которые могли бы свидетельствовать о отсутствии соответствующей учебно-материальной базы, свидетельствует о фиксации противопожарного состояния зданий и сооружений ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 1» г. Челябинска.
При таких обстоятельствах, с учетом предъявленных в судебном заседании фотоснимков о наличии стендов со специальным отражением информации в области гражданской обороны (уголка гражданской обороны), приказов о проведении мероприятий в области гражданской обороны, достаточных доказательств того, что учебно-материальная база в различной форме, в учреждении отсутствует, по делу не имеется, что в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ, расценивается как неустранимое сомнение в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности в пользу лица, привлекаемого к административной ответственности.
В указной части, в силу положений п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, в действиях директора ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 1» г. Челябинска ФИО4, как должностного лица, отсутствует состав административного правонарушения.
Изучив представленные материалы, судья районного суда находит, что мировым судьей, с учетом отсутствия смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, назначено минимально возможное наказание, не находит оснований для применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. По смыслу ст. 2.9 КоАП РФ, и согласно разъяснениям п. 21Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5 от 24 марта 2005 года (в редакции от 09 февраля 2012 года), малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Более того, как установлено в судебном заседании, согласно постановления мирового судьи судебного участка № 7 Тракторозаводского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, приобщенному в судебном заседании, плановая выездная проверка проводилась инспектором ОНД № по пожарному надзору ФИО3 в ГБОУ НПС «Профессиональное училище № 1» г. Челябинска ДД.ММ.ГГГГ в 13 часов 00 минут как в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, так и в области соблюдения требований законодательства о гражданской обороне.
При этом, с учетом особенностей рассматриваемой категории дел, принимая во внимание специфику объектов и объективной стороны составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 20.6 КоАП РФ и ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, учитывая, что объективная сторона правонарушения, предусмотренного вышеуказанными нормами, с учетом юридической конструкции характеризуется бездействием, а правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и в области гражданской обороны осуществляется взаимосвязанными нормативными актами, принимаемыми в целях реализации одних и тех же норм права, суд приходит к убеждению, что при назначении наказания мировой судья должен был руководствоваться положениями ст. 4.4 КоАП РФ.
Вышеуказанные нарушения, судьей районного суда рассматриваются как существенные, повлиявшие на принятие законного, обоснованного и справедливого решения, являются неустранимыми, а производство по делу об административном правонарушении подлежащим прекращению, ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст.ст. 30.5, 30.6 и п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление мирового судьи судебного участка № 7 Тракторозаводского района г. Челябинска от ДД.ММ.ГГГГ, которым должностное лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, - директор ГБОУ НПО «Профессионоальное училище № 1» ФИО4, привлечен к административной ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении в отношении директора ГБОУ НПО «Профессионоальное училище № 1» ФИО4, привлеченного к ответственности по ч. 2 ст. 20.7 КоАП РФ к административному наказанию в виде штрафа в размере 10000 (десяти тысяч) рублей, прекратить.
Решение вступает в законную силу немедленно после оглашения.
На решение может быть подана жалоба в порядке надзора в Челябинский областной суд в соответствии со ст. 30.12 КоАП РФ.
Судья: Л.В. Бобров