Дело № 12-213/2014г.
Р Е Ш Е Н И Е
20 января 2014 года <...>
Судья Вахитовского районного суда г. Казани Зыбунова Евгения Владимирова, рассмотрев жалобу ФИО1 ... на постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от 19.12.2013г. №А06-1039/2013 по делу об административном правонарушении в отношении Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ФИО1 ..., ... года рождения, зарегистрированного по адресу: ...
у с т а н о в и л :
Постановлением заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от 19.12.2013г. ... Руководитель ИК МО г.Казани ФИО1 был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
В жалобе на постановление об административном правонарушении ФИО1 просит постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от 19.12.2013г. ... отменить.
ФИО1 в судебное заседание не явился.
Представитель ФИО1 ФИО2 в судебном заседании жалобу поддержала.
Представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ, ФИО3 с жалобой не согласилась.
Выслушав пояснения представителя заявителя, представителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ч.1 ст. 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях действия (бездействие) должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных лиц органов или организаций, государственных внебюджетных фондов, а также организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, которые недопустимы в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации и приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, а равно к ограничению свободного перемещения товаров (работ, услуг), свободы экономической деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 14.32 настоящего Кодекса, -
влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятнадцати тысяч до тридцати тысяч рублей.
Судья установил, что 28.11.2013г. начальником отдела контроля органов власти Татарстанского УФАС России в отношении Руководителя ИК МО г.Казани ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении ..., ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Основанием для привлечения к ответственности ФИО1 явилось нарушение Федерального закона «О защите конкуренции».
Как следует из протокола об административном правонарушении поводом для возбуждения административного дела является решение Комиссии Татарстанского УФАС России по делу №06-103/2013 о нарушении антимонопольного законодательства Исполнительным комитетом муниципального образования города Казани части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», в части вынесении Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 29.06.2006 №1253 «О градостроительном плана земельного участка», Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 11.12.2008 №10109 «О внесении изменения в постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 29.06.2006 №1253», Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 24.05.2012 №3268 об утверждении «Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка», несоответствующим действующему законодательству, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В Татарстанское УФАС России поступило обращение (вх. 162/ж) с указанием на наличие противоречий между пунктом 2.1 постановления Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от 29.06.06 № 1253 «О градостроительном плане земельного участка» (с учетом изменений, внесенных в него постановлениями Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от 30.06.2008 №3268 и от 11.12.2008 №10109) и ч. 17 ст.46 Градостроительного Кодекса РФ (далее - ГрК РФ). Позднее поступили обращения (вх. 412/ж) и (вх. 703/ж) с указанием аналогичных сведений.
Из данных обращений следует, что согласно п 2.1. временного положения о градостроительном плане земельного участка, выдаваемом на территории г.Казани, утвержденного Постановлением Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от 29.06.06 № 1253 «О градостроительном плане земельного участка» для подготовки градостроительного плана земельного участка в Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани (далее - УАиГ) направляется заявление о выдаче градостроительного плана земельного участка (далее - ГПЗУ). К заявлению прилагаются Исходные материалы, выполненные в соответствии с п.3 ст.44 ГрК РФ.
Указанная норма Положения (п.2.1.), закрепляющая необходимость предоставления заявителем Исходных материалов, выполненных в соответствии с п.3 ст.44 ГрК РФ, противоречит действующему законодательству.
Так, согласно п.1 ч.1 ст.7 ФЗ от 27.07.10 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка» урегулированы ГрК РФ.
Часть 17 ст.46 ГрК РФ устанавливает, что в случае, если физическое или юридическое лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 ст. 46 ГрК РФ не требуется. Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы.
Из содержания данной нормы следует, что подготовка и выдача ГПЗУ, осуществляется по заявлению заинтересованного лица, и является обязанностью уполномоченного органа, необусловленной необходимостью предоставления заявителем каких-либо Исходных материалов. УАиГ рекомендует по вопросу подготовки Исходных материалов обращаться в МУП «Центр подготовки исходной документации», которое по итогам открытого городского конкурса было признано лучшим разработчиком Исходных материалов для ГПЗУ.
Подготовка Исходных материалов в МУП «Центр подготовки исходной документации» является платной.
Таким образом, Исполнительный комитет г.Казани, создает препятствия в получении ГПЗУ, требуя предоставить Исходные материалы, подготовка которых является платной, что является недопустимым.
18.03.2013г. в Исполнительный комитет г.Казани Татарстанским УФАС России был направлен запрос о предоставлении информации и документов в связи с поступившим обращением ФИО4
В ответе на указанный запрос (№2644/ИК от 01.04.2013), Исполнительный комитет г.Казани указал, что согласно ст.7,9 ФЗ от 27.07.10 г. №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления - в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг.
Решением Казанской городской Думы от 17.06.11 №19-6 «О перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, и Порядке определения платы за оказание этих услуг» установлено, что подготовка исходных материалов для выдачи градостроительного плана земельного участка входят в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг.
Также в своем ответе на запрос от 18.03.2013 года Исполнительный комитет г.Казани указал, что не обладает полной информацией и необходимыми специалистами для заполнения установленной законом формы ГПЗУ. В связи с этим было принято решение о проведении конкурса на лучшего разработчика исходных материалов для ГПЗУ, проведенного на основании Постановления Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 24.11.2008 № 9675 «О проведении открытого конкурса на лучшего разработчика исходных материалов для градостроительного плана земельного участка». По итогам вышеназванного конкурса, победителем признано МУП «Центр подготовки исходной документации».
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, организациям, участвующим в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).
На основании приказа Татарстанского УФАС России от 17.05.2013г. №02/229-к было возбуждено дело 06-103/2013 в отношении Исполнительного комитета муниципального образования «город Казань» (420014, <...>) по признакам нарушения части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции», выразившегося в принятии постановлений Руководителем Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 29.06.2006 №1253 «О градостроительном плане земельного участка» и от 11.12.2008 №10109 «О внесении изменения в постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 29.06.2006 №1253», что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
В ходе рассмотрения дела в действиях МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и МУП «Центр подготовки исходной документации» были установлены признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 06.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», выразившиеся в заключении соглашения на подготовку исходных материалов для градостроительного плана земельного участка.
МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и МУП «Центр подготовки исходной документации» были представлены документы и письменные пояснения по существу рассматриваемого дела.
Согласно предоставленным МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и МУП «Центр подготовки исходной документации» документам и письменным пояснениям постановлениями Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 29.06.2006 №1253 «О градостроительном плане земельного участка» и от 11.12.2008 №10109 «О внесении изменения в постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 29.06.2006 №1253» действующее законодательство, в том числе часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» не нарушается. В соответствии со ст.44 ГрК РФ в градостроительном плане земельного участка указывается определенная информация, основанная на определенных документах, часть из которых может быть собрана органами местного самоуправления самостоятельно, а часть из которых заявитель может представить только сам.
Возможность установления требования таких документов подтверждается решением Президиума Совета муниципальных образований Республики Татарстан от 22.03.2013 №ПР-51-1 «О типовых административных регламентах предоставления муниципальных услуг и развитии системы многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг в Республике Татарстан». В соответствии с данным решением разработан типовой регламент разработки и выдачи градостроительных планов земельных участков, в котором установлена обязанность, обращающегося за данной муниципальной услугой лица, представить необходимые для разработки градостроительного плана документы.
Исходные материалы разрабатываются МУП «Центр подготовки исходной документации» на основании итогов открытого городского конкурса на лучшего разработчика исходных материалов для градостроительного плана земельного участка и договора с МУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» от 02.02.2009 года.
На основании тарифов, разработанных во временной методике, утвержденной начальником МУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» ФИО5, определяется стоимость разработки исходных материалов для подготовки ГПЗУ.
Заявок от иных организаций в адрес МУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» с момента проведения конкурса в 2008 году по настоящее время не поступало, в связи с чем необходимость в проведении нового конкурса не возникала.
В связи с вышеизложенным, МУП «Центр подготовки исходной документации» продолжает оказывать физическим и юридическим лицам услуги по разработке исходных материалов для градостроительного плана земельного участка.
В действиях МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» и МУП «Центр подготовки исходной документации» признаки нарушения статьи 16 Федерального закона от 06.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» отсутствуют.
В силу статьи 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на свободное использование своих способностей, имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности.
1. Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия в Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
В соответствии с указанным законом, муниципальная услуга, предоставляемая органом местного самоуправления - деятельность по реализации функций органа местного самоуправления (далее - орган, предоставляющий муниципальные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах полномочий органа, предоставляющего муниципальные услуги, по решению вопросов местного значения, установленных в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и уставами муниципальных образований.
В соответствии со ст.43 Устава муниципального образования города Казани, утвержденного решением Представительного органа муниципального образования г. Казани от 17.12.2005 N 3-5 Руководитель Исполнительного комитета города Казани на основании и во исполнение соответствующих законов издает правовые акты по вопросам, связанным с осуществлением переданных государственных полномочий, издает правовые акты - постановления и распоряжения - по вопросам местного значения, отнесенным к компетенции Исполнительного комитета, а также правовые акты по вопросам организации работы Исполнительного комитета.
Постановлениями Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 29.06.2006 №1253 «О градостроительном плане земельного участка» и от 11.12.2008 №10109 «О внесении изменения в постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 29.06.2006 №1253» утверждено Временное положение о градостроительном плане земельного участка выдаваемом на территории города Казани.
Согласно п.2.1. Временного положения физические и юридические лица для получения градостроительного плана земельного участка обращаются с заявлением в Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г.Казани, предоставив исходные материалы, выполненные в соответствии с п.3 ст.44 ГрК РФ.
Муниципальные услуги предоставляются на основании административного регламента - нормативно правового акта, устанавливающего порядок предоставления государственной или муниципальной услуги и стандарт предоставления государственной или муниципальной услуги.
Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 24.05.2012 №3268 утвержден Административный регламент предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка.
Согласно п. 1.3. административного регламента муниципальная услуга предоставляется Исполнительным комитетом муниципального образования г.Казани.
В соответствии с п. 2.10. административного регламента муниципальная услуга предоставляется на безвозмездной основе.
Пунктом 2.5 административного регламента, установлен исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению заявителем для получения градостроительного плана земельного участка. В соответствии с данным перечнем заявителю необходимо представить:
A. заявление о подготовке градостроительного плана земельного участка;
Б. для физических лиц - документ, удостоверяющий личность заявителя;
B. Для юридических лиц - устав организации;
Г. топографическую съемку (съемку текущих изменений) на бумажном и электронном носителях (с указанием красных линий, границ земельного участка);
Д. технический паспорт (при наличии объектов недвижимости на земельном участке);
Е. исходные материалы, необходимые для заполнения формы градостроительного плана земельного участка, выполненные в соответствии с п.3 ст.44 ГрК РФ;
Ж. документы, подтверждающие полномочия заявителя в случаях, когда обращается не правообладатель земельного участка (доверенность);
З. копию свидетельства о государственной регистрации права на земельный участок либо договор аренды земельного участка.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 27.07.2010г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг.
Отношения в сфере предоставления муниципальной услуги - предоставление
градостроительного плана земельного участка урегулированы ГрК РФ.
ГрК РФ устанавливает, что подготовка градостроительных планов земельных участков
осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для
строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением
линейных объектов) земельным участкам в случае, если физическое или юридическое
лицо обращается в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему
градостроительного плана земельного участка, проведение процедур, предусмотренных частями 1-16 ст. 46 ГрК РФ, не требуется.
Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка без взимания платы (п. 17 ст. 46 ГрК РФ).
Из содержания приведенных норм следует, что подготовка и выдача ГПЗУ осуществляется по заявлению собственника, пользователя либо иного заинтересованного лица и является обязанностью уполномоченного органа, не обусловленной необходимостью обоснования целей истребования ГПЗУ и требованием о предоставлении заявителем каких-либо документов, за исключением тех, которые связанны с возможностью идентификации обратившегося лица.
Несмотря на то, что законодательством не предусмотрено предоставление со стороны заявителя дополнительных документов для получения градостроительного плана земельного участка, Исполнительный комитет муниципального образования г.Казани самостоятельно определил список документов в Регламенте, который, по его мнению, необходим для получения градостроительного плана земельного участка, чем создал препятствия в получении бесплатной муниципальной услуги, а так же создал необходимость получения и оплаты дополнительных услуг.
Таким образом, обратившиеся с заявлением о выдаче градостроительного плана хозяйствующие субъекты несут дополнительные финансовые и временные издержки по подготовке документации, подача которой не предусмотрена действующим законодательством.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 29.06.2006 №1253, от
11.12.2008 №10109, от 24.05.2012 №3268 препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности хозяйствующим субъектам путем отнесения расходов и сбора дополнительной документации на них.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», федеральным органам исполнительной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, Центральному банку Российской Федерации запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия), в частности п. 9 ч. 1, ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции» запрещается установление и (или) взимание не предусмотренных законодательством Российской Федерации платежей при предоставлении государственных или муниципальных услуг.
На основании вышеизложенного, действия Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани являются нарушением пункта 9 части 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-Ф3 «О защите конкуренции», что выразилось в вынесении Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 29.06.2006 №1253 «О градостроительном плане земельного участка», Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 11.12.2008 №10109 «О внесении изменения в постановление Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 29.06.2006 №1253», Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 24.05.2012 №3268 об утверждении «Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка», несоответствующим действующему законодательству, что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
2. Постановлением Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 17.04.2006 №661 в целях удовлетворения потребностей населения и оказания услуг в области топографии, геодезии, инженерных коммуникаций, решения иных вопросов в сфере градостроительной деятельности создано МУП «Центр подготовки исходной документации».
В соответствии с Уставом МУП «Центр подготовки исходной документации» предприятие осуществляет деятельность в целях удовлетворения общественных потребностей в сфере картографии, топографии, геодезии, проектирования, архитектуры и градостроительства, социально-экономического развития города и получения прибыли.
МУП «Центр подготовки исходной документации» занимает помещения по адресу: ... на праве хозяйственного ведения по договору №2/15 от 06.10.2009 года, заключенному с МКУ «Комитет земельных и имущественных
отношений Исполнительного комитета города Казани».
2.1. На основании Постановления Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 24.11.2008 года №9675 объявлен открытый городской конкурс на лучшего разработчика исходных материалов для градостроительного плана земельного участка.
По итогам проведенного конкурса, МУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» заключило с МУП «Центр подготовки исходной документации», как с лицом, представившим на конкурс единственную работу, договор на разработку исходных материалов для градостроительного плана земельного участка от 02.02.2009 года.
Срок действия договора на разработку исходных материалов для градостроительного плана земельного участка от 02.02.2009 года установлен до 01.02.2010 года.
Таким образом, с 01.02.2010 года и по настоящее время договор является недействующим, однако МУП «Центр подготовки исходной документации» по-прежнему продолжает оказывать услуги МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани», не имея на то никаких законных оснований.
2.2. Временной методикой от 02.02.2009 г., утвержденной начальником МУ
«Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета
муниципального образования города Казани» ФИО5, определяется
стоимость разработки исходных материалов для подготовки ГПЗУ.
Так, МУП «Центр подготовки исходной документации» осуществляет свою деятельность на основании следующих тарифов:
1. Прием заявки, проверка наличия документов - 194,79 руб.;
2. Консультативные услуги - 123,96 руб.;
3. Текстовая часть исходных материалов - 53,12 руб.;
4. Инвентаризация земель - 1 землепользование – 504,02 руб., 1 квартал - 3731, 52 руб.;
5. Составление сборного плана 1 лист - A3 - 845,62 руб., А2 - 1702,70 руб., А1 - 3409,46 руб., А0 - 6824,65 руб.
В качестве примера во Временной методике приведена смета разработки исходных материалов для участка АЗС, выполненная для ООО «Артель ненапрасный труд» от 17.11.2008 года. В соответствии с данной сметой сумма разработки исходных материалов составила 12189,56 руб.
Таким образом, МУП «Центр подготовки исходной документации» осуществляет деятельность, связанную с получением прибыли от физических и юридических лиц на основании тарифов, разработанных 02.02.2009г., МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани».
Количество договоров, заключенных на подготовку исходных материалов для подготовки ГПЗУ в период с 01.01.2010 года по 1 квартал 2013 года составляет: с юридическими лицами - 849 договора; с физическими лицами - 717 договоров.
При этом, количество гпзу, выданных МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» в период с 01.01.2010 года по 1 квартал 2013 года составило:
юридическим лицам - 992 гпзу;
физическим лицам - 590 гпзу.
Из указанного следует, что подавляющее большинство исходных материалов подготовлено МУП «Центр подготовки исходной документации».
2.3. МУП «Центр подготовки исходной документации» занимает помещения по
адресу: ... на праве хозяйственного ведения по договору №2/15
от 06.10.2009 года, заключенному с МКУ «Комитет земельных и имущественных
отношений Исполнительного комитета города Казани».
МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» располагается в помещении по адресу: ....
То есть, МУП «Центр подготовки исходной документации» и МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» осуществляют свою деятельность в одном помещении.
Данное обстоятельство создает МУП «Центр подготовки исходной документации» преимущества перед иными организациями, которые осуществляют деятельность в сфере картографии, топографии, геодезии, проектирования, архитектуры и градостроительства, т.к. у МУП «Центр подготовки исходной документации» имеется возможность оказания услуг и доведения информации о своей деятельности до потребителя непосредственно на территории МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» без проведения конкурсных процедур.
Кроме разработки исходных материалов для градостроительного плана земельного участка МУП «Центр подготовки исходной документации» занимается иной хозяйственной деятельностью приносящей доход.
В частности, МУП «Центр подготовки исходной документации» оказывает услуги по топографической съемке земельных участков.
Рынок картографии, топографии, геодезии, проектирования, архитектуры и градостроительства на территории города Казани является конкурентным - на нем осуществляют деятельность, как местные хозяйствующие субъекты, так и хозяйствующие субъекты из других регионов Российской Федерации, в частности экспертный центр «Индекс», «ГеоПрофиль», «Кадастровый инженер», «Промтерра», «Маркус», «ГеоПроект», «ВекторСтрой», «Азимут» и т.д.
Для разработки исходных материалов для градостроительного плана земельного участка наличие топографической съемки земельных участков является обязательным.
Из представленных МУП «Центр подготовки исходной документации» документов, следует, что из 717 разработанных исходных материалов для физических лиц изготовлено 280 топографических съемок земельных участков; из 849 разработанных исходных материалов для юридических лиц изготовлено 227 топографических съемок земельных участков.
Таким образом, МУП «Центр подготовки исходной документации» находится в преимущественном положении перед иными хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере картографии, топографии, геодезии, проектирования, архитектуры и градостроительства.
2.4. Как указывают заявители по указанному делу, при обращении в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» за предоставлением муниципальной услуги «предоставление градостроительного плана земельного участка», МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» рекомендует, обратиться в МУП «Центр подготовки исходной документации» за подготовкой исходной документации, на основании итогов открытого городского конкурса на лучшего разработчика исходных материалов для градостроительного плана земельного участка.
Срок действия договора на разработку исходных материалов для градостроительного плана земельного участка от 02.02.2009 года, заключенный с МУП «Центр подготовки исходной документации», на основании итогов открытого городского конкурса на лучшего разработчика исходных материалов для градостроительного плана земельного участка прекратил действие 01.02.2010 года.
Таким образом, МКУ «Управление архитектуры и градостроительства Исполнительного комитета муниципального образования города Казани» навязывает физическим и юридическим лицам, обратившимся за предоставлением градостроительного плана земельного участка услуги, оказываемые МУП «Центр подготовки исходной документации» на возмездной основе, не имея на то никаких законных оснований.
В соответствии с пунктом 7 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006г. №135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Самостоятельные действия хозяйствующего субъекта, не подразумевают предоставления ему органом власти конкурентного преимущества перед иными хозяйствующими субъектами, посредством наделения его имуществом и утверждением тарифов на оказание услуг, предоставляя ему преимущественное местоположение перед другими хозяйствующими субъектами, осуществляющими свою деятельность на том же рынке услуг.
На основании вышеизложенного, нарушены основы конкурентной борьбы хозяйствующих субъектов, функционирующих на рынке картографии, топографии, геодезии, проектирования, архитектуры и градостроительства на территории города Казани.
От Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани поступили письменные пояснения по делу №А06-1039/2013 (вх. №10225 от 14.11.2013 г.), в которых указано, что на момент вынесения постановлений Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от 29.06.2006 №1253 «О градостроительном плане земельного участка», от 11.12.2008 №10109 «О вынесении изменении в постановлении Руководителя Исполнительного комитета г. Казани от 29.06.2006 №1253», на момент проведения на основании постановления Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от 24.11.2008 № 9675 (прилагается) городского открытого конкурса на лучшего разработчика исходных материалов для градостроительного плана земельного участка ФИО1 ... не являлся Руководителем Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани.
Вместе с тем, материалами дела №06-103/2013 о нарушении антимонопольного законодательства установлено, что ФИО1 ... было принято Постановление Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани от 24.05.2012 №3268 об утверждении «Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка», которым был установлен исчерпывающий перечень документов, подлежащих представлению заявителем для получения градостроительного плана земельного участка. Органы, предоставляющие муниципальные услуги, не вправе требовать от заявителя предоставления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующие отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг
Таким образом, ФИО1, занимающим должность руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани, допущено нарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 14.9 КоАП.
Судья считает, что жалоба подлежит удовлетворению.
В соответствии с п.3 ч.1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений:
3) об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.25.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при наличии хотя бы одного из следующих обстоятельств:
2) отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом на момент совершения противоправных действии (бездействия) возраста, предусмотренного настоящим Кодексом для привлечения к административной ответственности, или невменяемость физического лица, совершившего противоправные действия (бездействие).
Судья считает, что в действиях Руководителя ИК МО г.Казани ФИО1 отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 1 статьи 14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях, поскольку он не является субъектом данного административного правонарушения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства на момент вынесения постановлений Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от 29.06.2006 №1253 «О градостроительном плане земельного участка», от 11.12.2008 №10109 «О внесении изменения в постановление Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от 29.06.2006 №1253» ФИО1 Руководителем Исполнительного комитета г.Казани еще не являлся. На момент проведения на основании постановления Руководителя Исполнительного комитета г.Казани от 24.11.2008 №9675 (прилагается) городского открытого конкурса на лучшего разработчика исходных материалов для градостроительного плана земельного участка он также не являлся Руководителем Исполнительного комитета г.Казани. Добавление услуги по подготовке исходных материалов для выдачи градостроительного плана земельного участка в Перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, осуществлялось решением Казанской городской Думы от 07.06.2012 №24-14 «О внесении изменений в решение Казанской городской Думы «О Перечне услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг, и Порядке определения платы за оказание этих услуг».
Регламент, утвержденный постановлением Исполнительного комитета г.Казани от 24.05.2012 №3268 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по выдаче градостроительного плана земельного участка» устанавливает лишь стандарт и порядок предоставления муниципальной услуги в соответствии с иными ранее утвержденными и имеющими большую законную силу нормативно-правовыми актами.
Таким образом, судья считает, что ФИО1 не является субъектом вмененного ему правонарушения, а потому в его действиях отсутствует состав административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судья считает, что постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от 19.12.2013г. №А06-1039/2013 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении Руководителя ИК МО г.Казани ФИО1 должно быть отменено, а административное дело в отношении ФИО1 прекращено за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь п.3 ч.1 ст.30.7. Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по РТ от 19.12.2013г. №А06-1039/2013 по делу об административном правонарушении по ч.1 ст.14.9 Кодекса РФ об административных правонарушения в отношении Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ФИО1 ... отменить, административное дело в отношении Руководителя Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани ФИО1 ... прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ через Вахитовский районный суд города Казани в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Зыбунова Е.В.