Судья ..№ №
РЕШЕНИЕ
г. Астрахань 26 июня 2015 года
Судья Астраханского областного суда Лапшина Л.Б.,
при М..,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования ФИО1 спортивно-технический клуб Регионального отделения ДОСААФ Астраханской области
на постановлениесудьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ годапо делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования ФИО1 спортивно-технический клуб Регионального отделения ДОСААФ Астраханской области,
УСТАНОВИЛ:
постановлением судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования ФИО1 спортивно-технический клуб Регионального отделения ДОСААФ Астраханской области(далее НОУ ФИО1 СТК РО ДОСААФ Астраханской области) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.
В жалобе представительНОУ ФИО1 СТК РО ДОСААФ Астраханской области ставит вопрос об отмене постановления суда, считая его незаконным и необоснованным, указывая, что образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». На основании данного приказа учреждением разработана и утверждена в органах ГИБДД программа подготовки водителей всех категорий. Однако, до настоящего времени адаптированная программа для подготовки водителей из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья Правительством Российской Федерации и Минобрнауки Российской Федерации не разработана и не утверждена, в силу чего учреждение не имеет возможности исполнить требование пункта «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № №
Представитель Министерства образования и науки Астраханской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в Астраханский областной суд не явился, в связи с чем, считаю возможным рассмотрение дела в отсутствие представителя Министерства.
Выслушав представителя НОУ ФИО1 СТК РО ДОСААФ Астраханской области ФИО2, поддержавшую доводы жалобы, изучив доводы жалобы и материалы дела, прихожу к выводу о необходимости отмены постановления и прекращения производства по делу в отношении юридического лица по основаниям подпункта 2 пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за отсутствием состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований или условий специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (лицензия) обязательно (обязательна),
влечет наложение административного наказания на юридических лиц - от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к статье указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
Как следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов по адресу: <адрес> (место нахождения и осуществления образовательной деятельности по лицензии на осуществление образовательной деятельности) в ходе проведенной Министерством образования и науки Астраханской области плановой выездной проверки на основании приказа Министерства образования и науки Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № № в отношении негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования Знаменского спортивно-технического клуба регионального отделения ДОСААФАстраханской области выявлены нарушения: подпункта «д» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966, а именно отсутствие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; подпункта «и» пункта 6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, а именно отсутствие в учреждении условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Примерными программами профессионального обучения водителейтранспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, утвержденных приказом Министерства образования и науки РоссийскойФедерации от 26 декабря 2013 года № 1408; подпункта «е» пункта 7 Положения о лицензировании образовательной деятельности, так как в у учреждении отсутствует заключение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям, в том числе закрытой учебной площадки.
В соответствии с пунктом 18 статьи 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" образовательная организация - некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Согласно пункту 40 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" образовательная деятельность подлежит лицензированию.
Так, Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 года № 966 « О лицензировании образовательной деятельности" утверждено Положение лицензировании образовательной деятельности.
В силу подпункта "а" статьи 9 данного Положения о лицензировании к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона « О лицензировании отдельных видов деятельности», в том числе, нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "а" - "д", "ж" - "к" пункта 6 и подпунктами "б", "д", "е" пункта 7 настоящего Положения.
В соответствии с частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой: 1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Подпунктом «д» пункта 6 Положения установлено лицензионное требование к образовательным учреждениям: наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, и соответствующих требованиям статьи 46 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации", а также требованиям федеральных государственных образовательных стандартов, федеральным государственным требованиям и (или) образовательным стандартам;
Подпунктом «е» пункта 7 Положения установлено лицензионное требование: образовательные организации, имеющие лицензию на право осуществления образовательной деятельности по программам профессионального обучения водителей транспортных средств различных, категорий должны обеспечить наличие согласованных с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации программ подготовки (переподготовки) водителей автомототранспортных средств, трамваев и троллейбусов, а также ее заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушенияхюридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры поих соблюдению.
В ходе рассмотрения настоящего дела судья районного суда, полно, объективно и всесторонне в соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оценив представленные доказательства, пришел к правильному выводу об отсутствии вины юридического лица в нарушении подпункта «д» пункта 6 и подпункта «е» пункта 7 Положения о лицензировании, так как требования, изложенные в указанных пунктах, образовательным учреждением соблюдены.
Так, Приказом НОУ ФИО1 СТК РО ДОСААФ Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ № № образовательная деятельность образовательного учреждения приостановлена на неопределенный срок до получения разрешительных документов в органах ГИБДД.
Группы граждан для обучения не набирались, поэтому срочные трудовые договоры с преподавателями учреждения были расторгнуты, а преподаватели уволены по пункту 2 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации. Поскольку образовательная деятельность учреждением не велась, то и отсутствовала необходимость принятия на работу педагогических кадров, обладающих необходимой квалификацией.
Кроме того, НОУ ФИО1 СТК РО ДОСААФ Астраханской области неоднократно ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ обращались в УГИБДД ОМВД России по Астраханской области в Ахтубинском районе Астраханской области с заявлениями о согласовании программ подготовки (переподготовки) водителей. ДД.ММ.ГГГГ рабочие программы подготовки (переподготовки) водителей были согласованы.
ДД.ММ.ГГГГ направлено заявление в УГИБДД ОМВД России по Астраханской области в Ахтубинском районе Астраханской области на проверку учебно-материальной базы.НОУ ФИО1 СТК РО ДОСААФ Астраханской области предприняло необходимые меры к выполнению требований действующего законодательства, однако, в силу объективных причин и большой загруженностью сотрудников ГИБДД в связи с проводимыми проверками аналогичных образовательных учреждений, соответствующее заключение получено только ДД.ММ.ГГГГ
Таким образом, оснований не соглашаться с выводами районного суда не имеется, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам дела и сделаны на основании правильного применения норм материального права.
Вместе с тем, судья районного суда пришел к выводу о наличии в действиях образовательного учрежденияНОУ ФИО1 СТК РО ДОСААФ Астраханской области состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с нарушением требований положений подпункта «и» пункта 6 Положения о лицензировании, которым установлено лицензионное требование о наличии у профессиональной образовательной организации, образовательнойорганизации высшего образования, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в соответствии со статьей 79 Федерального закона "Об образовании вРоссийской Федерации", так как в учреждении отсутствует программа обучения водителей, имеющих ограниченные возможности здоровья.
Считаю, что доводы жалобы в данной части заслуживают внимания, а выводы районного суда в данной части нахожу несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 ноября 2013 года № 980 «Об утверждении правил разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», утверждены Правила разработки примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий.
В соответствии с данными Правилами примерные программы разрабатываются на основе установленных квалификационных требований (профессиональных стандартов) и утверждаются Министерством образования и науки Российской Федерации по согласованию с Министерством транспорта Российской Федерации, Министерством внутренних дел Российской Федерации и Министерством здравоохранения Российской Федерации. Примерные программы должны содержать основные характеристики профессионального обучения (объем, содержание, планируемые результаты), а также организационно-педагогические, кадровые, материально-технические и информационно-методические условия их реализации.
Приказом Минобрнауки России от ДД.ММ.ГГГГ № № «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий», зарегистрированным в Минюсте России 9 июля 2014 года № 33026, утверждены примерные программы профессиональной подготовки водителей транспортных средств различных категорий и подкатегорий в соответствии с требованиями Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В пояснительных записках к программам содержится указание на то, что примерная программа может быть использована для разработки рабочей программы профессиональной подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья при соблюдении условий, без которых невозможно или затруднительно освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2012 года № 1921-р разработан и утвержден комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования на 212-2015 годы.
В разделе 11 распоряжения на 1У квартал 2013 года Минобрнауки России дано указание утвердить требования к ведомственному акту организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях профессионального образования, в том числе оснащенности образовательного процесса. В 1 квартале 2014 года предусматривалось принятие ведомственного акта Минобрнауки России по согласованию с иными заинтересованными Министерствами и органами исполнительной власти, касающегося перечня мероприятий по возданию в учреждениях профессионального образования условий для получения профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В 1У квартале 2013 года предусмотрена разработка ведомственного акта Министерства, касающегося рекомендаций по созданию специальных требований в федеральных государственных образовательных стандартах профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. На 2014-2015 годы предусмотрено принятие ведомственного акта Министерства и заинтересованных органов исполнительной власти по внесению изменений в утвержденные федеральные образовательные стандарты, а также при необходимости организация разработки и утверждение специальных федеральных образовательных стандартов профессионального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, предусмотрено разработка и внедрение специальных программ профессионального образования, адаптированных для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Данная работа запланирована на период ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ, следующего за отчетным периодом.
В настоящее время работа в рамках указанного РаспоряженияПравительства Российской Федерации не завершена, поэтому при отсутствии необходимой нормативной базы, регулирующей правоотношения в данной сфере, отсутствие государственных образовательных стандартов профессионального обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптированных программ профессиональной подготовки указанных граждан, образовательное учреждение в силу объективных причин не имеет возможности выполнить требования подпункта «и» пункта 6 Положения олицензировании в части разработки программ профессионального обучения водителей из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, что исключает возможность привлечения НОУ ФИО1 СТК РО ДОСААФ Астраханской области к административной ответственности по части 3 статьи 19.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу положений пункта 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпункта 2 пункта 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подпункта 3 пункта 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, считаю необходимым постановление судьи районного суда отменить, производство по делу прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.1– 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Астраханского областного суда
РЕШИЛ:
постановление судьи Ахтубинского районного суда Астраханской области от ДД.ММ.ГГГГ отменить, производство по делу о привлечении Негосударственного образовательного учреждения дополнительного образования ФИО1 спортивно-технический клуб Регионального отделения ДОСААФ Астраханской области к административной ответственности по части 3статьи 19. 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить.