Дело № 12-213/2018
РЕШЕНИЕ
г. Кемерово 4 апреля 2018 г.
Судья Кемеровского областного суда Ершова Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ рождения, по его жалобе на постановление судьи Новокузнецкого районного суда от 19 февраля 2018 г.,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением судьи Новокузнецкого районного суда от 19 февраля 2018 г. ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере <данные изъяты>
В жалобе ФИО1 просит постановление отменить, ссылаясь на отсутствие в его действиях состава правонарушения в связи с проведением 17 февраля 2018 г. не митинга, а схода граждан, на котором обсуждались вопросы нарушения санитарного и природоохранного законодательства в деятельности разреза <данные изъяты> неверность выводов суда, не основанных на положениях ст. 31 Конституции РФ; назначение наказания без учета требований ст. 4.1 КоАП РФ, без учета обстоятельств, смягчающих ответственность, данных об имущественном положении лица.
ФИО1, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не известил, ходатайства об отложении рассмотрения жалобы не заявил. При таких обстоятельствах считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, считаю постановление подлежащим изменению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 17 февраля 2018 г. около 13.00 часов ФИО1, находясь на технологической автодороге разреза <данные изъяты> в районе пересечения с автодорогой г. Новокузнецк – <...> км., организовал проведение публичного мероприятия, направленного на выражение общественного мнения в виде лозунгов, выкрикивая «Будем стоять до последнего, пока не прекратят работу разрезы», без согласования с органами исполнительной власти о проведении публичного мероприятия (митинга). Находясь в группе граждан, давал распоряжения участникам публичного мероприятия по организации митинга (призывал присутствующих граждан организовать на технологической дороге палаточный лагерь с целью блокирования деятельности разреза <данные изъяты> При помощи звукоусиливающей аппаратуры сотрудник полиции неоднократно уведомил ФИО1 и лиц, участвующих в митинге, о том, что митинг проводится с нарушением законодательства, потребовал прекратить мероприятие и разойтись. Организатору ФИО1 и участникам публичного мероприятия было предоставлено время для выполнения законных требований сотрудников полиции и прекращения публичного мероприятия, на что ФИО1 и участники мероприятия не реагировали и не покинули место его проведения.
ФИО1 вменены нарушения требований ст. 7, ч. 1 ст. 8, п. 2.1 ст. 8, п. 7 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях и митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях», что влечет ответственность по ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Обстоятельства правонарушения подтверждаются протоколом об административном правонарушении, объяснениями, рапортом, видеозаписью, иными материалами дела.
Перечисленным доказательствам судья дал верную оценку, обоснованно установив вину ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 20.2 КоАП РФ.
Доводы жалобы являются необоснованными.
Факт своего участия в мероприятии, проводимом 17 февраля 2018 г. около 13.00 часов на технологической автодороге в районе ее пересечения с автодорогой г. Новокузнецк – с. Костенково ФИО1 не отрицает, подтвердив это в собственноручных объяснениях.
Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ «О собраниях и митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» установлен уведомительный порядок организации и проведения публичных мероприятий.
В соответствии с ч. 4 ст. 5 данного Федерального закона обязанность подать уведомление о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления возложена на организатора публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия осуществляется в порядке, установленном ст. 7 Федерального закона от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ.
В рамках организации публичного мероприятия Федеральным законом от 19 июня 2004 г. № 54-ФЗ предусмотрен ряд процедур, направленных на обеспечение мирного и безопасного характера публичного мероприятия, согласующегося с правами и интересами лиц, не принимающих в нем участия, и позволяющих избежать возможных нарушений общественного порядка и безопасности (ст. 4).
К таким процедурам относится уведомление о проведении публичного мероприятия, которое в соответствии с п. 1 ч. 4 ст. 5 Федерального закона № 54-ФЗ организатор публичного мероприятия обязан подать в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия (ч. 1 ст. 7), а также не позднее чем за три дня до дня проведения публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) информировать соответствующий орган публичной власти в письменной форме о принятии (непринятии) его предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия (п. п. 1 и 2 ст. 5).
Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона № 54-ФЗ в уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются: цель публичного мероприятия; форма публичного мероприятия; место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств; дата, время начала и окончания публичного мероприятия; предполагаемое количество участников публичного мероприятия; формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия; фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона; фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия; дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.
Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению (ч. 4 ст. 7).
Из приведенной нормы следует, что единственная форма, в которой может быть подано уведомление о проведении публичного мероприятия, - письменная. Возможность подачи уведомления в форме электронного документа данным Федеральным законом не предусматривается.
Как следует из материалов дела, уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с требованиями закона не подавалось, что подтверждается сведениями, предоставленными Главой Новокузнецкого муниципального района (л.д. 22). В связи с чем, проведение 17 февраля 2018 г. публичного мероприятии в форме митинга является несогласованным.
Доводы жалобы о проведении не митинга, а деревенского схода не могут быть приняты. Сход граждан в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» проводится для решения вопросов местного значения, перечень которых определен в статье 14 указанного Федерального закона и к которому не относится вопрос о незаконности деятельности разрезов.
При этом согласно ч. 3 ст. 25 Федерального закона № 131 сход граждан может созываться главой муниципального образования самостоятельно либо по инициативе группы жителей поселения численностью не менее 10 человек. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
Указанные признаки в мероприятии, проводимом 17 февраля на технологической дороге в районе с. Березово, отсутствовали.
Согласно ст. 29 Федерального закона № 131 для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления на части территории муниципального образования могут проводиться собрания граждан.
Собрание граждан проводится по инициативе населения, представительного органа муниципального образования, главы муниципального образования, а также в случаях, предусмотренных уставом территориального общественного самоуправления (ч. 2 ст. 29).
Собрание граждан может принимать обращения к органам местного самоуправления и должностным лицам местного самоуправления, а также избирать лиц, уполномоченных представлять собрание граждан во взаимоотношениях с органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления (ч. 3 ст. 29).
Публичным мероприятием признается открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики (п. 1 ст. 2 Федерального закона № 54-ФЗ).
Доводы жалобы о том, что действия собравшихся граждан не являлись митингом, несостоятельны, поскольку собравшиеся выражали протест против деятельности разреза, выражали мнение жителей по поводу действий собственников предприятия, эти действия выражались в присутствии собравшихся публично, сопровождались призывали и лозунгами.
Имеющимися в деле доказательствами установлено, что несогласованное публичное мероприятие на технологической дороге разреза <данные изъяты> в районе пересечения с автодорогой г. Новокузнецк – <...> км. отвечает признакам митинга.
Часть 2 ст. 20.2 КоАП РФ предусматривает ответственность за организацию либо проведение публичного мероприятия без подачи в установленном порядке уведомления о проведении публичного мероприятия, за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи.
ФИО1, являясь организатором публичного мероприятия для выражения общественного мнения по поводу работы разреза, нарушил установленный порядок организации и проведения публичного мероприятия.
При назначении наказания суд учел требования ч. 2 ст. 4.1 КоАП РФ, назначив минимальное в рамках санкции наказание.
Вместе с тем, считаю возможным снизить размер назначенного штрафа.
В Постановлении от 14 февраля 2013 г. № 4-П Конституционный Суд Российской Федерации признал, что устанавливаемые в законодательстве об административных правонарушениях правила применения мер административной ответственности должны не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное - в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции Российской Федерации идей справедливости и гуманизма - было бы несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что обстоятельств, отягчающих административную ответственность ФИО1, не установлено.
С учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, личности виновного, который ранее к административной ответственности за совершение однородных административных правонарушений не привлекался, назначение ФИО1 административного наказания в виде штрафа в размере <данные изъяты>, несоразмерно предусмотренным в указанной статье целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Принимая во внимание изложенное, считаю возможным на основании ч. 2.2 ст. 4.1 КоАП РФ снизить размер назначенного ФИО1 административного наказания в виде административного штрафа до <данные изъяты>.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
Постановление судьи Новокузнецкого районного суда от 19 февраля 2018 г. в отношении ФИО1, изменить в части назначенного административного наказания, размер административного штрафа снизить до <данные изъяты>.
В остальной части постановление оставить без изменения, а жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Судья Т.А. Ершова