ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-213/2021 от 16.08.2021 Московского районного суда г. Калининграда (Калининградская область)

Дело № 12-213/2021

39RS0001-01-2021-006837-61

Р Е Ш Е Н И Е

16 августа 2021 года

Московский районный суд г. Калининграда в составе:

председательствующего судьи Юткиной С.М.,

при секретаре Доманцевич А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе генерального директора ООО «ИнЭкспорт» ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 11 сентября 2020 года в отношении ООО «ИнЭкспорт», предусмотренном ч.3 ст. 17.14 КоАП РФ,

у с т а н о в и л :

постановлением заместителя начальника отделения по особым исполнительным производствам УФССП по Калининградской области - заместителя старшего судебного пристава Ф.Ю.С. от 11.09.2020 г. ООО «ИнЭкспорт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Вина ООО «ИнЭкспорт» установлена в том, что общество, будучи надлежаще извещенным о предоставлении копии документов о трудовой деятельности ФИО1 и ФИО2, требование судебного пристава-исполнителя не исполнило.

Оспаривая указанное постановление, директор ООО «ИнЭкспорт» ФИО1 в жалобе указал, что оно является незаконным в связи с нарушением процессуальных положений порядка привлечения общества к административной ответственности и в связи с отсутствием события административного правонарушения, под которым подразумевается реальный факт совершения действия или бездействия, запрещенного нормой КоАП РФ. Заявитель указывает, что должностным лицом при вынесения постановления нарушен порядок рассмотрения дела об административном производстве, предусмотренный ст. 29.7 КоАП РФ. Так, пристав не убедилась в том, что он как руководитель общества надлежаще извещен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении, который так и не поступил в адрес заявителя. В этой связи полагает, что нарушено его право на защиту. Кроме того, указывает, что, получив требование 04.09.2020г. в 07 часов 20 минут о незамедлительном предоставлении документов, касающихся трудовой деятельности его и ФИО2, он кратчайшие сроки судебному приставу-исполнителю К.И.В. сообщил о невозможности предоставить истребуемые документы и просил назначить реальный срок для выполнения указанного требования. Причины о необходимости незамедлительно предоставить указанные сведения обжалуемое постановление не содержит.

Ссылаясь на ст.ст. 1.5, 24.5, 26.1 КоАП РФ, просит постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Ф.Ю.С. от 11.09.2020 года отменить.

Суд, исследовав письменные материалы дела, в том числе материалы административного дела в отношении ООО «ИнЭкспорт», приходит к следующим выводам.

Частью 3 статьи 17.14 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение лицом, не являющимся должником, законодательства об исполнительном производстве, выразившееся в невыполнении законных требований судебного пристава-исполнителя, отказе от получения конфискованного имущества, представлении недостоверных сведений об имущественном положении должника, утрате исполнительного документа, несвоевременном отправлении исполнительного документа, неисполнении требований исполнительного документа, в том числе полученного от взыскателя.

В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. При этом статьей 26.1 названного Кодекса к обстоятельствам, подлежащим обязательному выяснению по делу об административном правонарушении, отнесены виновность лица в совершении правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

Вышеприведенные положения КоАП РФ во взаимосвязи со статьей 2.1 названного Кодекса, закрепляющей общие основания привлечения к административной ответственности и предусматривающей необходимость доказывания наличия в действиях (бездействии) физического (юридического) лица признаков противоправности и виновности, и статьей 26.11 данного Кодекса о законодательно установленной обязанности судьи, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, оценивать доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, направлены на обеспечение вытекающих из Конституции Российской Федерации общепризнанных принципов юридической ответственности и имеют целью исключить возможность необоснованного привлечения к административной ответственности граждан (должностных лиц, юридических лиц) при отсутствии их вины.

Из представленных материалов административного дела усматривается, что судебным приставом-исполнителем Отделения по особым исполнительным производствам К.И.В. было вынесено требование о предоставлении незамедлительно надлежаще заверенных документов: копии трудового договора, заключенного с ФИО2 и ФИО1, копию приказа о назначении на должность, расчетно-платежные ведомости за весь период работы указанных лиц, табель учета рабочего времени на указанных лиц, справку 2 НДФЛ на ФИО1 и ФИО2. Указанное требование получено директором ФИО1 04 сентября 2021 года. В этом же требовании указано, что в случае невыполнения настоящего требования будет составлен протокол об административном правонарушении по ч.3 ст. 17.14 КоАП РФ 04 сентября 2020г. в кабинете Отдела по особым исполнительным производствам УФССП по Калининградской области в 10-00 часов (л.д.31).

Из материалов дела также следует, что 04 сентября 2020 года судебным приставом-исполнителем по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области К.И.В. был составлен протокол об административном правонарушении, согласно которому ООО «ИНЭКСПОРТ» без уважительных причин не исполнило требование судебного пристава-исполнителя от 04.09.2020г., тем самым совершило административное правонарушение по ч.3 ст.17.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса. Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, в отношении которого возбуждено производство по делу, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.

При этом в силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу (часть 4 статьи 28.2 КоАП РФ).

Согласно части 4.1 данной статьи в случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие.

Частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ также предусмотрено право лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

Дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения (часть 2 статьи 25.1 КоАП РФ).

Как следует из требования судебного пристава-исполнителя Отделения по особым исполнительным производствам К.И.В., ФИО1 был одновременно извещен о необходимости предоставить запрашиваемые документы и предупрежден о последствиях невыполнения требования, а именно о составлении протокола об административном правонарушении по ч. 3 ст.17.14 КоАП РФ, однако, указывая дату составления протокола об административном правонарушении - 04 сентября 2020г., время составления указанного протокола в требовании отсутствует.

Согласно протоколу об административном правонарушении, он был составлен в 18.00 часов, безусловных сведений о том, что ФИО1 был извещен на указанное время, материалы дела не содержат.

Изложенное свидетельствует о несоблюдении требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, что повлекло нарушение права на защиту лица, привлекаемого к административной ответственности, повлияло на всесторонность, полноту и объективность рассмотрения дела.

Согласно части 3 статьи 26.2 КоАП РФ не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, полученных с нарушением закона.

Составленный с существенным нарушением процессуальных требований КоАП РФ протокол не может быть положен в основу выводов о виновности этого лица в совершении противоправного деяния.

Принимая во внимание, что при составлении протокола об административном правонарушении и вынесении постановления по делу об административном правонарушении было нарушено право ООО «ИНЭКСПОРТ» на защиту, протокол об административном правонарушении не может быть признан допустимым доказательством по делу, постановление должностного лица подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Кроме того, суд полагает необходимым отметить, что в соответствии с частью 1 статьи 13 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций. В этой связи полагает, что с учетом объема истребованных документов и сведений, с очевидностью следует, что указанные документы не могли быть представлены незамедлительно, с учетом обстоятельств дела и характера предмета исполнения разумный срок для предоставления документов в данном случае был бы направлен на эффективное исполнение судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь 30.1 - 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

жалобу генерального директора ООО «ИнЭкспорт» ФИО1 удовлетворить.

Постановление заместителя начальника отделения – заместителя старшего судебного пристава Отделения по особым исполнительным производствам УФССП России по Калининградской области Ф.Ю.С. от 11 сентября 2020 года - отменить.

Производство по делу по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 17.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО «Шукра» прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г.Калининграда в течение 10 дней со дня получения или вручения копии постановления.

Судья