ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-2144/19 от 18.07.2019 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

Дело № 12-2144/2019

16RS0046-01-2019-004723-18

РЕШЕНИЕ

город Казань 18 июля 2019 года

Судья Вахитовского районного суда г. Казани Ш. А. Гумеров при секретаре Г. Р. Нигмановой, рассмотрев жалобу АО «Татэнерго» на постановление заместителя Главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Татэнерго»,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением заместителя Главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан ... от ... АО «Татэнерго» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и подвергнуто наказанию в виде административного штрафа в размере ....

Не согласившись с данным постановлением, АО «Татэнерго» подало жалобу, указав, что оно является незаконным.

В судебном заседании представители заявителя жалобу поддержали.

Представители заинтересованного лица в судебном заседании с жалобой не согласились.

Выслушав представителей заявителя и заинтересованного лица, изучив материалы административного дела, судья пришел к следующему.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, виновность лиц, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

На основании статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В силу части 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.

В соответствии со статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды и природных ресурсов, об источниках загрязнения окружающей среды и природных ресурсов или иного вредного воздействия на окружающую среду и природные ресурсы, о радиационной обстановке данных, полученных при осуществлении производственного экологического контроля, информации, содержащейся в заявлении о постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, декларации о воздействии на окружающую среду, декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, отчете о выполнении плана мероприятий по охране окружающей среды или программы повышения экологической эффективности, а равно искажение сведений о состоянии земель, водных объектов и других объектов окружающей среды лицами, обязанными сообщать такую информацию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.5.2 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до шести тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Пунктами 2 и 5 статьи 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» установлено, что отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.

Перечень организаций, осуществляющих в установленном порядке статистические наблюдения в области охраны окружающей среды на соответствующих территориях, определяется территориальными органами федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды по согласованию с территориальными органами государственной статистики.

Согласно статье 19 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны представлять отчетность в порядке и в сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в Российской Федерации, по согласованию с федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обеспечивают хранение материалов учета в течение срока, определенного федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от ......«Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду» (вместе с «Правилами исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду») установлено, что плату обязаны вносить юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации, континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации хозяйственную и (или) иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и (или) иную деятельность исключительно на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, IV категории.

При размещении отходов, за исключением твердых коммунальных отходов, лицами, обязанными вносить плату, являются юридические лица и индивидуальные предприниматели, при осуществлении которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образовались отходы.

Как указано в оспоренном постановлении, ... в ... при проведении плановой выездной проверки АО «Татэнерго» по адресам: РТ, ...; ...; ..., Промышленно-коммунальная зона, ул. ...; ..., выявлено представление неполной информации в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2016-2018 г.г.

При рассмотрении за 2016-2018 г.г. актов КС-2 и договоров на оказание услуг но капитальному ремонту зданий и сооружений, проведены капитальный ремонт и разборка зданий а сооружений, числящихся на балансе АО «Татэнерго». В результате образовались отходы: мусор от сноса и разборки зданий несортированный код ФККО 81290101724, отходы кровельных и изоляционных материалов в смеси при ремонте кровли зданий и сооружений код ФККО 82917111714, которые не отражены в декларации о плате за негативное воздействие па окружающую среду за 2016-2018 г.г., не внесена плата.

На филиалах АО «Татэнерго» Казанская ТЭЦ-1, Казанская ТЭЦ-2 в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017-2018 г.г. представлена недостоверная информация, отходы фактически размещены па полигоне ТКО «Восточный», в документах об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованных Управлением Росприроднадзора по РТ №Л.Г7.202.16 от ..., №Л.Г7.230.16 от ..., №Л.Г7.246.14 от ..., и в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017-2018 г.г. указан полигон ООО «ПЖКХ».

При смене объекта размещения отходов, на который планируется передавать отходы, требуется переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Передача отходов без переоформления лимита, приравнивается к сверхлимитному размещению и подлежит внесению платы за негативное воздействие в пятикратном размере.

До момента переоформления лимитов по филиалу Казанская ТЭЦ-1 до ..., по филиалу Казанская ТЭЦ-2 до ... за 2017-2018 г.г. необходимо произвести перерасчет с применением коэффициента 5.

При рассмотрении проектной документации по строительству, выявлено отсутствие начисления платы в соответствии с проведенными строительными работами.

На основании указанных обстоятельств должностное лицо пришло к выводу о совершении заявителем правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Оспоренное постановление является обоснованным.

В качестве доказательства совершения правонарушения указан протокол об административном правонарушении от ....

Кроме того в деле имеются декларации, журналы, акты и договоры.

Согласно актам КС-2 и договорам на оказание услуг по капитальному ремонту зданий и сооружений,проведены капитальный ремонт и разборка зданий и сооружений, числящихся на балансе АО «Татэнерго».

В результате образовались отходы: мусор от сноса и разборки зданий несортированный код ..., отходы кровельных и изоляционных материалов в смеси при ремонте кровли зданий и сооружений код .... Однако, в разделе расчета суммы платы за размещение отходов производства и потребления, указанные отходы указаны как мусор от сноса и разборки зданий несортированный, отходы рубероида, отходы цемента в кусковой форме.

В соответствии со статьей 16.4 Федерального закона «Об охране окружающей среды» плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления.

Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год.

Плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном статьей 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным периодом.

Лица, обязанные вносить плату, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.

Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Постановлением Правительства РФ от ...... регламентированы ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительные коэффициенты.

Порядок предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и форма декларации установлены Приказом Минприроды России от .......

Расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду производится в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ...... «Об исчислении и взимании платы за негативное воздействие на окружающую среду», согласно пункту 3 которого утвержденные указанным постановлением Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду применяются к правоотношениям, возникшим с ....

Плата за выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ вносится лицами, обязанными вносить плату, в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации по месту нахождения стационарного источника. Плата за размещение отходов производства и потребления вносится лицами, обязанными вносить плату, по месту нахождения объекта размещения отходов производства и потребления. Отчетным периодом в отношении внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду признается календарный год. Не позднее 10-го марта года, следующего за отчетным периодом, лица, обязанные вносить плату, представляют в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти по месту нахождения объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду (статья 16.4).

Правила исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду утверждены Постановлением Правительства РФ от ......, в соответствии с которым контроль за исчислением платы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами.

Указанные Правила устанавливают порядок расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду в пределах (равных или менее) нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, а также при превышении выбросов загрязняющих веществ или сбросов загрязняющих веществ, установленных соответственно в разрешениях на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.

Плата исчисляется лицами, обязанными вносить плату, самостоятельно путем умножения величины платежной базы для исчисления платы (далее - платежная база) по каждому загрязняющему веществу, включенному в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от ......-р (далее - перечень загрязняющих веществ), по классу опасности отходов производства и потребления на соответствующие ставки платы, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от ...... «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду и дополнительных коэффициентах» и постановлением Правительства Российской Федерации от ...... «О ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (далее соответственно - постановление ..., постановление ..., ставки платы), с применением коэффициентов, установленных законодательством в области охраны окружающей среды, а также дополнительных коэффициентов, установленных постановлением ... и постановлением ..., и суммирования полученных величин (по каждому стационарному источнику загрязнения окружающей среды (далее - стационарный источник) и (или) объекту размещения отходов, по виду загрязнения и в целом по объекту, оказывающему негативное воздействие на окружающую среду, а также их совокупности).

В соответствии с Федеральным законом «Об отходах производства и потребления» в статье 4 «Отходы как объект права собственности» определено, что «право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством.».

В соответствии со статьей 136 Гражданского кодекса РФ поступления, полученные в результате использования имущества, принадлежат лицу, использующему это имущество на законном основании, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или договором об использовании этого имущества. Таким образом, в случае признания отходов продукцией, полученной в результате использования имущества, они в соответствии с указанной статьёй должны принадлежать собственнику данного имущества (сырья, материалов).

Право собственности на отходы может быть приобретено другим лицом на основании договора купли–продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждения отхода. Это соответствует статье 218 Гражданского кодекса РФ, где определено, что право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли–продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждения этого имущества.

При внесении платы за размещение отходов требования закреплены также частью 4 статьи 23 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» (далее Закон № 89-ФЗ): - внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов (за исключением твердых коммунальных отходов) осуществляется индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами, в процессе осуществления которыми хозяйственной и (или) иной деятельности образуются отходы; - плательщиками платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов являются операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы, осуществляющие деятельность по их размещению.

Соответственно, вносить плату за негативное воздействие в части размещения отходов, образующихся при разборке зданий и сооружений обязано АО «Татэнерго».

Довод заявителя о том, что выводы должностного лица, о предоставлении недостоверной информации о фактическом размещении отходов, не обоснованы и не подтверждены материалами дела, является несостоятельным, так как из материалов дела усматривается, что отходы фактически размещены па полигоне ТКО «Восточный». Однако, в документе об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, согласованных Управлением Росприроднадзора по РТ, и в декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду за 2017-2018 г.г. указан полигон ООО «ПЖКХ». Передача отходов на полигон ТКО «Восточный» не переоформлена.

При смене объекта размещения отходов, на который планируется передавать отходы, требуется переоформление документа об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее — лимит). Передача отходов без переоформления лимита приравнивается к сверхлимитному размещению и подлежит внесению платы за негативное воздействие в пятикратном размере.

Приказом Минприроды России от ... №?3 установлен порядок представления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и ее формы. В соответствии с требованиями данного приказа, в случае передачи отходов на размещение сторонним организациям, природопользователям необходимо указывать наименование организации, эксплуатирующей объект размещения отходов, а также его наименование и номер в государственном реестре объектов размещения отходов.

В соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от ... №?50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение», в случае изменения данных об объектах размещения отходов лимит подлежит обязательному переоформлению.

При невыполнении данного требования, юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям необходимо рассчитывать и вносить плату за негативное воздействие, а именно плату за размещение отходов производства и потребления, в пятикратном размере.

Также факт отсутствия деятельности на полигоне на ..., эксплуатирующим ООО «ПЖКХ» с ... подтверждается годовой формой федерального статистического наблюдения 2-ТП- отход за 2017 год.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» государственный учет стационарных источников, состава, объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, видов и уровней вредных физических воздействий на него, установок очистки газа ведется в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды. Соответственно, внесение платы за выбросы в атмосферный воздух от выбросов при проведении строительно-монтажных работ на собственных объектах негативного воздействия на окружающую среду является обязанностью АО «Татэнерго».

Утверждение заявителя со ссылкой на нормативный документ МДС 81-33.2004, что в составе накладных расходов плата за негативное воздействие на окружающую среду была возмещена подрядчиком.

Данный факт полагает, что внесение платы за выбросы загрязняющих веществ, осуществленные в период строительства, АО «Татэнерго» признает своей обязанностью, так как выбросы осуществлялись на их объектах негативного воздействия.

Также, в проектах нормативов предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферу АО «Татэнерго», действовавших за период 2016-2018 г.г. учтены выбросы при покраске и сварке лишь то количество материалов, которое списано на собственные нужды в соответствии с отчетностью. Количество выбросов, которое произведено на объектах негативного воздействия 1 категории в декларациях о плате за негативное воздействие на окружающую среду не отражено, плата не внесена. В соответствии со статьей 16.1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» внесение платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу является обязанностью юридического лица, на чьем объекте оказано негативное воздействие.

Таким образом приведенные представителем заявителя доводы не указывают на незаконность постановления.

Нарушений порядка привлечения АО «Татэнерго» к административной ответственности, а также обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.

Все юридически значимые для решения вопроса о привлечении заявителя к административной ответственности обстоятельства выяснены и оценены.

Постановление о привлечении АО «Татэнерго» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, наказание назначено в пределах санкции.

При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены или изменения оспоренного постановления.

Руководствуясь статьей 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление заместителя Главного государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Татарстан ... от ... по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении АО «Татэнерго» оставить без изменения.

Жалобу АО «Татэнерго» оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения через Вахитовский районный суд города Казани в Верховный суд Республики Татарстан.

Судья