ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-214/19 от 05.08.2019 Элистинского городского суда (Республика Калмыкия)

Материал № 12-214/2019

Р Е Ш Е Н И Е

по делу об административном правонарушении

г. Элиста 5 августа 2019 года

Судья Элистинского городского суда Республики Калмыкия Согданова Е.Е., рассмотрев жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью «Зерновая компания» ФИО5 на постановление заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Элиста управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия № 3-64/2019/4 от 01.07.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Элиста управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия № 3-64/2019/4 от 01.07.2019 г. ООО «Зерновая компания» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 150 000 руб.

Не согласившись с данным постановлением, ООО «Зерновая компания» (далее – Общество) обратилось в суд с жалобой, в которой ставит вопрос о его отмене, при этом просит назначить наказание в виде предупреждения, ссылаясь на отсутствие правовых оснований для проведения проверки контролирующим органом, поскольку соответствующего распоряжения руководителя органа государственного пожарного надзора, а равно обращений и заявлений граждан в материалах дела не имеется. В материалах дела отсутствует какое-либо уведомление контролирующего органа о предстоящей выездной проверке, в постановлении нет точного разъяснения вины Общества. Более того, на основании договора аренды №08-14/2016-05 от 12.07.2016 г., заключенного между ТУ Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в РК и Обществом, пожар произошел на земельном участке не принадлежащем Обществу на праве аренды. Общество согласилось с выявленным нарушением, содержащимся в п. 2 постановления о неоформлении наряда-допуска на выполнение огневых работ. Полагает безосновательными нарушения, содержащиеся в пункте 1,3 и 4, поскольку на земельном участке регулярно проводится уборка, покос травы, все и документы по пожарной безопасности переданы государственному инспектору. Считает, что у Общества имеются обстоятельства, которые смягчают административную ответственность: частичное признание вины, тяжелое материальное положение, устранение выявленных нарушений, является субъектом малого предпринимательства, административное правонарушение совершено впервые и по неосторожности, отсутствуют негативные последствия совершенного правонарушения. Ссылаясь на положения ст. 4.1.1 КоАП РФ, просил заменить административное наказание в виде штрафа на предупреждение.

В судебном заседании представитель Общества ФИО5 поддержала требования по доводам, изложенным в жалобе.

Представитель ОНД и ПР по <...> по Республике Калмыкия ФИО6 указал на законность обжалуемого постановления, просил оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.

Представитель Управления Росимущества Республики Калмыкия в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, суд счел возможным рассмотреть жалобу в отсутствие неявившегося лица.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении жалобы по следующим основаниям.

На основании ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении, помимо иных обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, подлежит выяснению наличие событие административного правонарушения.

Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение специальных условий социального и (или) технического характера, установленных в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности.

Этой же статьей дано понятие особого противопожарного режима как дополнительных требований пожарной безопасности, устанавливаемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в случае повышения пожарной опасности на соответствующих территориях.

Согласно п. 1 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 (далее - ППР), правила противопожарного режима содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.

Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов, территории садоводства или огородничества обязаны производить регулярную уборку мусора и покос травы. Границы уборки территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана (пункт 17.1ППР).

Пунктом 77 ППР установлено, что руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Лица допускаются к работе на объекте только после прохождения обучения мерам пожарной безопасности. Обучение лиц мерам пожарной безопасности осуществляется путем проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума. Порядок и сроки проведения противопожарного инструктажа и прохождения пожарно-технического минимума определяются руководителем организации. Обучение мерам пожарной безопасности осуществляется в соответствии с нормативными документами по пожарной безопасности. Руководитель организации назначает лицо, ответственное за пожарную безопасность, которое обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности на объекте защиты (пункт 3,4 ППР).

Как установлено судом и следует из материалов дела, 13.06.2019 г. в 8 час.33 минут на пульт ЦППС СПТ ФГКУ «1ОФПС по РК» поступило сообщение о горении мусора по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, СПЗ, в районе элеватора. По прибытии на место происшествия установлено, что пожар произошел по адресу: Республика Калмыкия, г. Элиста, СПЗ -2,22, где осуществляет свою деятельность ООО «Зерновая компания». В ходе проведения процессуальной проверки выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренные Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме», а именно: 1) Не производится регулярная уборка мусора и покос травы (п.17.1, 77 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»); 2) руководителем организации или лицом, ответственным за пожарную безопасность не оформлены наряд-допуск на выполнение огневых работ по форме, предусмотренной приложением № 4 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме» (п. 437 Правил)); 3) к работе допускаются лица, не прошедшие водный противопожарный инструктаж и первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте (п.3 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»); 4) на объекте защиты не назначено лицо, ответственное за пожарную безопасность (п. 4 Правил противопожарного режима в РФ, утвержденные постановлением правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме»).

При проведении проверки присутствовал представитель Общества ФИО5

В судебном заседании представитель Общества, не оспаривая нарушения требований пожарной безопасности в части не оформления наряда-допуска на выполнение огневых работ (п.2), ссылалась на наличие необходимых документов по пожарной безопасности, считая привлечение Общества к административной ответственности необоснованным в части указания на нарушение п.п. 3,4 Правил противопожарного режима в РФ.

Из постановления по делу административном правонарушении № 3-64/2019/4 видно, что должностное лицо, несмотря на представленные копии приказа ООО «Зерновая компания» № 6 от 22.01.2019 г. «О назначении ответственным за обеспечение пожарной безопасности», копии журнала Общества о проведении водного и первичного противопожарного инструктажа, давая оценку данным документам, указывает о их ненадлежащем заверении и на устранение выявленных нарушений после проведенной проверки.

Между тем, в судебное заседание ФИО5 предоставлены надлежащим образом заверенные копия приказа ООО «Зерновая компания» №6 от 22.01.2019 г. о назначении ответственным за обеспечение пожарной безопасности ФИО1, удостоверения № <данные изъяты>, выданное НОЧУ ДПО «НВЦО», ФИО2, как специалисту ответственному по пожарно-техническому минимуму, протокола № 159 экзаменационной комиссии НОЧУ ДПО «Нижневолжский центр обучения» о прохождении ФИО3 проверки знаний ответственных по пожарно-техническому минимуму в соответствии с ППР в РФ, журнала Общества о проведении водного и первичного противопожарного инструктажа. Оснований считать, что данные документы были составлены после проведения проверки, у суда не имеется, доказательств обратного суду не представлено.

Таким образом, суд считает необходимым исключить выводы государственного инспектора о нарушениях ООО «Зерновая компания» пункта 3 и пункта 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390, выразившихся в допуске лиц, не прошедших вводный противопожарный инструктаж и первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте, а также отсутствии лица, ответственного за пожарную безопасность.

Оспаривая обоснованность привлечения к административной ответственности, ООО «Зерновая компания» ссылается на представленные им в материалы дела договор аренды, заключенный между ТУ Федеральным агентством по управлению государственным имуществом в РК и ООО «Зерновая компания» от 12.07.2016 г., кадастровый паспорт, фотографии.

К данным доводам суд относится критически, поскольку при составлении протокола об административном правонарушении № 3-64/2019/1 от 18.06.2019 г. и вынесении постановления принимал участие представитель Общества ФИО5, которая согласилась с протоколом, возражений в части принадлежности земельного участка, где произошел пожар, не заявляла. Представленные же фотографии не могут служить надлежащим доказательством, поскольку из них невозможно установить дату, время, достоверность и принадлежность к данному правонарушению и месту проведения проверки.

Факт совершения административного правонарушения и виновность ООО «Зерновая компания» подтверждены материалами административного дела № 3-64/2019, в том числе протоколом об административном правонарушении № 3-64/2019/1 от 18.06.2019 г., фотоиллюстрацией, рапортом диспетчера ЦППС СПТ ФГКУ «1ОФПС по РК», рапортом начальника караула ПСЧ -16 ФГКУ «1ОФПС по РК», объяснениями ФИО4, ФИО7, ФИО8, копией распоряжения от 12.07.2016 г. №74-р, копиями устава и постановки на учет в налоговом органе ООО «Зерновая компания».

При этом исключение части вмененных нарушений не влияет на вывод о виновности юридического лица в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество приняло все зависящие от него меры по соблюдению положений действующего законодательства о пожарной безопасности, общество имело возможность не допустить совершение административного правонарушения, однако при отсутствии объективных, чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств не приняло все зависящие от него меры для выполнения норм действующего законодательства.

В судебном заседании установлено, что на земельном участке, принадлежащем ООО «Зерновая компания» произошло возгорание мусора, сухой травы, половы, о чем составлен соответствующий рапорт начальника караула ПСЧ-16 ФГКУ «1ОФПС по Республике Калмыкия». По прибытии на место происшествия выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, предусмотренные Правилами противопожарного режима в РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 г. № 390 «О противопожарном режиме».

Таким образом, факт пожара и рапорт о происшествии явились основанием для возбуждения дела об административных правонарушениях, в рамках которого составлен протокол, удостоверяющий нарушения юридическим лицом требований пожарной безопасности. Все выявленные факты указаны в постановлении о назначении административного наказания. В связи с чем доводы жалобы об отсутствии правомочий у должностного лица на проведение проверки и какого-либо уведомления о его проведении несостоятельны.

Ссылка на отсутствие в обжалуемом постановлении указаний, в чем именно заключается вина Общества, опровергается исследованным в судебном заседании постановлением об административном правонарушении от 18.06.2019 г., которое содержит подробное описание нарушений Обществом обязательных требований пожарной безопасности.

Таким образом, в действиях ООО «Зерновая компания» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ, - нарушение требований пожарной безопасности.

Постановление о привлечении Общества к административной ответственности вынесено в пределах срока давности. Административное наказание назначено минимальное в пределах санкции части 1 статьи 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Разрешая ходатайство ООО «Зерновая компания» о замене в отношении Общества, являющегося субъектом малого предпринимательства, положений ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающей возможность замены административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, на предупреждение, оснований суд не находит.

Согласно ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Частью 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ предусмотрено, что являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Таким образом, действующее законодательство предусматривает два условия, при одновременном наличии которых имеются основании для применения нормы ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ: а) внесение организации в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, б) отсутствие в результате совершения административного правонарушения возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.

По сведениям Федеральной налоговой службы, размещенным в сети Интернет на сайте www.nalog.ru, 01.08.2016 г. Общество включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Вместе с тем анализ взаимосвязанных положений ч. 2 ст. 3.4 и ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ применительно к обстоятельствам настоящего дела не позволяет сделать вывод о наличии оснований для замены наложенного на Общество административного штрафа на предупреждение в части такого обстоятельства как отсутствие возникновения угрозы причинения вреда неопределенному кругу лиц.

В данном случае угроза причинения вреда заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий от правонарушения, а в пренебрежительном отношении Общества к исполнению своих обязанностей в области соблюдения требований пожарной безопасности.

Следуя конституционным требованиям индивидуализации административной ответственности и административного наказания и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, оснований для замены штрафа на предупреждение суд не находит.

Таким образом, постановление заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Элиста управления надзорной деятельности профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия № 3-64/2019/4 от 01.07.2019 г. является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 30.7 КоАП РФ,

р е ш и л:

постановление заместителя начальника Отдела надзорной деятельности и профилактической работы по г. Элиста управления надзорной деятельности и профилактической работы Главного управления МЧС России по Республике Калмыкия № 3-64/2019/4 от 01.07.2019 г. в отношении общества с ограниченной ответственностью «Зерновая компания» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу представителя общества с ограниченной ответственностью - без удовлетворения.

Исключить из постановления № 3-64/2019/4 от 01.07.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указание на нарушение обществом с ограниченной ответственностью «Зерновая компания» пункта 3 и пункта 4 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 г. № 390, выразившееся в допуске лиц, не прошедших вводный противопожарный инструктаж и первичный противопожарный инструктаж на рабочем месте, а также в отсутствии лица, ответственного за пожарную безопасность.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного суда Республики Калмыкия в течение 10 суток со дня получения копии решения.

Судья Е.Е. Согданова