ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-214/19 от 17.06.2019 Центрального районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область)

Дело

КОПИЯ

РЕШЕНИЕ

<адрес>ДД.ММ.ГГГГ

Судья Центрального районного суда <адрес>Будасова Е.Ю., рассмотрев жалобу заместителя генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса ООО «СГМК-Трейд» Хлыстова Л. С. на постановление начальника Новокузнецкого таможенного поста <адрес> от 10.04.2019г. о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. ДД.ММ.ГГГГ Кодекса РФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением начальника Новокузнецкого таможенного поста <адрес>. от 10.04.2019г. должностное лицо заместитель генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса ООО «СГМК-Трейд» Хлыстов Л.С. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. ДД.ММ.ГГГГ Кодекса РФ об АП и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Считая постановление начальника Новокузнецкого таможенного поста <адрес> от 10.04.2019г. незаконным, заместитель генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса ООО «СГМК-Трейд» Хлыстов Л.С. обратился в суд с жалобой, просит принятое постановление от 10.04.2019г. отменить, производство по данному делу прекратить в виду малозначительности совершенного административного правонарушения.

Жалоба мотивирована тем, что основанием к привлечению должностного лица к административной ответственности послужило несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза, заполненная на официальном сайте Федеральной таможенной службы России 11.02.2019г. Статистическая форма была представлена в таможенный орган в связи с заключенным договором поставки товара в мае 2018г. из Российской Федерации на территорию <адрес>. Заявитель указывает, что при административном расследовании было завялено ходатайство о признании правонарушения малозначительным и применении положения ст. 2.9 Кодекса РФ об АП, однако таможенным органом было отказано в удовлетворении данного ходатайства. Заявитель с данным выводом контролирующего органа не согласен и считает, что имеются основания для признания данного правонарушения малозначительным поскольку, общество ведет внешнеэкономическую деятельность с 2015г., исполняя все требования таможенного законодательства, в том числе представляя статистические формы учета перемещения товаров по внешнеэкономическим сделкам с государствами-членами ЕАЭС. Правонарушение в таможенном законодательстве совершено впервые. Общество самостоятельно выявило факт непредставления статформы в таможенный орган и самостоятельно представило статформы, осознавая, что впоследствии будет привлечено к ответственности, намерений не исполнять нормы таможенного законодательства у Общества не было. Заявитель также указывает, что при проведении административного расследования всесторонне содействовал таможенному органу, не стремился создавать препятствий, представлял все необходимые истребуемые документы, пояснения, ответы. Административное правонарушение совершено по неосторожности, без умысла, каких-либо последствий интересам граждан и экономического ущерба интересам государства не причинено, существенной угрозы охраняемым общественным отношениям не содержит, что является, по мнению заявителя, фактами свидетельствующими о малозначительности вмененного правонарушения. В связи с чем, постановление о привлечении к административной ответственности подлежит отмене, а производство по делу прекращению.

Должностное лицо -заместитель генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса ООО «СГМК-Трейд» Хлыстов Л.С. в судебное заседание не явился, о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении извещен надлежащим образом, заявлением просит рассмотреть дело в его отсутствии.

Защитник Баканова И.С., действующая на основании доверенности, доводы жалобы поддержала в полном объеме, поскольку факт административного правонарушения Обществом был выявлен самостоятельно, было оказано содействие при административном расследовании, последствий не повлекло, следовательно возможно признать правонарушение малозначительным и постановление административного органа отменить.

Начальник отделения административных расследований Новокузнецкого таможенного поста <адрес>., действующий на основании доверенности, жалобу не признал, пояснив суду, что малозначительность не применима, поскольку, должностным лицом существенно нарушен срок предоставления статистической формы за отчетный период май 2018г., который Обществу следовало представить не позднее 13.06.2018г. (включительно), тогда как статформа в таможенный орган представлена только 12.02.2019г. (167 рабочих дней). Обществу было отказано в удовлетворении ходатайства в применении положений ст. 2.9 Кодекса РФ об АП.

Выслушав явившихся лиц, изучив материалы дела, суд считает необходимым оставить постановление без изменения, а жалобу без удовлетворения.

В соответствии с п.8 ч.2 ст. 30.6 Кодекса РФ об АП при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления. Дело проверяется в полном объеме.

Частью 1 статьи ДД.ММ.ГГГГ Кодекса РФ об АП установлена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей.

Как установлено судом, 10.04.2019г. постановлением начальника Новокузнецкого таможенного поста <адрес> должностное лицо заместитель генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса ООО «СГМК-Трейд» Хлыстов Л.С. привлечен к административной ответственности по ч.1 ст. ДД.ММ.ГГГГ Кодекса РФ об АП и подвергнут наказанию в виде штрафа в размере 10 000 рублей.

Объектом правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. ДД.ММ.ГГГГ Кодекса РФ об АП является порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территории государств-членов ЕАЭС или вывозимых их РФ на территории государств-членов ЕАЭС.

Субъектом ответственности за указанное правонарушение является лицо, на которое возложена обязанность представления таможенному органу в установленный срок статистической формы учета перемещения товаров, в данном случае таким лицом является заместитель генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса ООО «СГМК-Трейд» Хлыстов Л.С., который, осуществлял текущее руководство Обществом в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.

Как установлено представленными материалами дела 12.02.2019г. в адрес Новокузнецкого таможенного поста <адрес> направлена статистическая форма учета перемещения товаров взаимной торговли Российской Федерации с государствами-членами Евразийского экономического союза с , заполненная на официальном сайте Федеральной таможенной службы России - 11.02.2019г. Статистической форме Новокузнецким таможенным постом 13.02.2019г. присвоен .

В мае 2018г. ООО «СГМК-Трейд» по договору от 01.08.2015г. был осуществлен вывоз из Российской Федерации на территорию Республики Казахстан товар (отходы и лом черных металлов; слитки черных металлов для переплавки (шихтовые слитки), товарной позиции 7204499000: прочие) общим весом 333920 кг., общей стоимостью 2931817,6 рублей, о чем свидетельствует запись в графе статформы «Отчетный период»- «05» «2018» (май 2018 года).

Товар отгружен со склада Общества 01.05.2018г. согласно от 01.05.2018г., товарной накладной от 01.05.2018г., приемосдаточными от 01.05.2018г., ж/д . Отправлен товар железнодорожным транспортом со станции <адрес> Западно-Сибирской железной дороги ОАО «Российские железные дороги», что следует из представленного отчетного периода.

В связи с вступлением в силу 01.07.2010г. Таможенного кодекса Таможенного союза перемещение товаров через границу <адрес>, <адрес>, <адрес> Российской Федерации осуществляется без подачи таможенной декларации.

Пунктом 3 ч.1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» в основные функции (обязанности) таможенных органов включено ведение статистики взаимной торговли Российской Федерации в государствами-членами ЕАЭС.

Согласно статье 24 Договора о Евразийском экономическом союзе от ДД.ММ.ГГГГ, Протоколу о порядке формирования и распространения официальной статистической информации ЕАЭС (приложение N 4 к Договору), официальная статистическая информация о товарах, перемещаемых между государствами - членами ЕАЭС во взаимной торговле, ведется государственными органами государств - членов ЕАЭС в соответствии с Перечнем статистических показателей официальной статистической информации, предоставляемой Евразийской экономической комиссии (ЕЭК), и форматами ее предоставления ЕЭК, утвержденными решением Коллегии ЕЭК от ДД.ММ.ГГГГ 167 "О предоставлении Евразийской экономической комиссии официальной статистической информации уполномоченными органами государств - членов Евразийского экономического союза".

Пунктом 3 части 1 статьи 12, частью 1 статьи 104 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" установлено, что статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС ведут таможенные органы на основании сведений, указанных в статистической форме, и иных источниках информации. Частью 2 статьи 104 приведенного Федерального закона обязанность представлять в таможенный орган статистическую форму установлена для Российских лиц, которые: заключили сделку либо сделка заключена от их имени (по поручению), в соответствии с которой товары ввозятся (вывозятся) в Российскую Федерацию с территорий государств - членов ЕАЭС; не заключили сделку, но на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров имеют право владения, пользования и (или) распоряжения ими.

Аналогичная обязанность указанных лиц закреплена в Постановлении Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", которым на основании части 3 статьи 104 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 311-ФЗ определены порядок ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами ЕАЭС, статистическая форма и правила ее заполнения.

Исходя из пункта 5 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, Российское лицо, которое заключило сделку либо от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Евразийского экономического союза или вывозятся из Российской Федерации на территории государств - членов Евразийского экономического союза, а при отсутствии такой сделки - российское лицо, которое имеет на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами (далее - заявитель), обязано своевременно и безвозмездно представлять таможенным органам статистические формы, содержащие достоверные сведения. Таможенные органы осуществляют контроль за своевременностью представления статистических форм и достоверностью содержащихся в них сведений.

Пунктом 7 вышеуказанных Правил установлено, что статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад. Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, датой представления статистической формы считается дата отправки электронного документа (статистической формы) посредством информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В случае отсутствия у заявителя электронной подписи статистическая форма, заверенная подписью и печатью заявителя (при ее наличии), представляется в таможенный орган на бумажном носителе (лично или по почте заказным письмом). Датой представления статистической формы считается дата отправки почтового отправления либо дата фактической передачи статистической формы в таможенный орган.

Следовательно, статформу за отчетный период май 2018г., должностное лицо обязано было представить на Новокузнецкий таможенный пост не позднее 13.06.2018г. (включительно).

Однако, из представленных материалов дела следует, что фактически статформа за отчетный период май 2018г. представлена должностным лицом в таможенный орган 12.02.2019г., что подтверждается сопроводительным письмом от 11.02.2019г. , реестровый учет от 12.02.2019г., то есть с нарушением установленного срока предоставления на 167 рабочих дней (244 календарных дня), что является нарушением пункта 7 вышеуказанных Правил.

За непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения, предусмотрена административная ответственность по ч.1 ст. ДД.ММ.ГГГГ Кодекса РФ об АП.

Установив факт несвоевременного представления в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров, должностное лицо составило протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ в отношении заместителя генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса ООО «СГМК-Трейд» Хлыстова Л.С. на основании данного протокола, привлекая заместителя генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса ООО «СГМК-Трейд» Хлыстова Л.С. к административной ответственности по части 1 статьи ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ, должностное лицо обоснованно исходило из доказанности вины данного должностного лица в совершении вменяемого административного правонарушения.

Таким образом, в действиях должностного лица доказан состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи ДД.ММ.ГГГГ КоАП РФ.

Довод жалобы о том, что совершенное должностным лицом правонарушение является малозначительным, является необоснованным, поскольку квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях. Возможность освобождения от административной ответственности является правом, а не обязанностью административного органа, должностного лица, судьи, рассматривающих дело.

На основании ст. 2.9 Кодекса РФ об АП при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Признание деяния малозначительным предполагает наличие таких обстоятельств, которые бы свидетельствовали о том, что противоправное деяние не достигло необходимой для применения мер государственного воздействия общественной опасности.

Такие обстоятельства как личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса РФ об АП учитываются при назначении административного наказания.

В соответствии с разъяснениями, содержащимся в п. 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий, не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.

Состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. ДД.ММ.ГГГГ Кодекса РФ об АП, является формальным.

Общественная опасность административных правонарушений с формальным составом презюмируется самим фактом совершения противоправных действий (бездействия) вне зависимости от наступления вредных последствий в каком-либо материальном выражении. Отсутствие материальных последствий правонарушения не может свидетельствовать о его малозначительности.

Общественная опасность правонарушений с формальным составом выражается в угрозе охраняемым общественным отношениям. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо негативных материальных последствий, а в пренебрежительном отношении лица к исполнению своих публично-правовых обязанностей в сфере таможенного дела и порядка управления.

Критерий социальной значимости охраняемых общественных отношений вне зависимости от наличия или отсутствия реального ущерба или угрозы его наступления подлежит применению при разрешении споров, сопряженных с совершением административного правонарушения против порядка управления, так как при установлении правовых основ регулирования данных общественных отношений законодатель руководствовался, прежде всего, необходимостью защиты экономических интересов государства.

Возможность привлечения должностного лица, к административной ответственности за несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров (срок представления статформы нарушен на 167 рабочих дней, 244 календарных дня) по ч.1 ст. ДД.ММ.ГГГГ Кодекса РФ об АП не должна зависеть от впервые совершенного правонарушения, при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов РФ, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, при отсутствии имущественного ущерба, а также при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.

При таких обстоятельствах освобождение от административной ответственности будет противоречить задачам законодательства об административных правонарушениях, в частности, предупреждению правонарушений, поскольку правонарушитель, уверенный в безнаказанности совершенного правонарушения, будет и в дальнейшем уверен в «малозначительности» подобного рода действий.

Таким образом, суд, оценив материалы дела, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного административного правонарушения, принимая во внимание, что допущенная должностным лицом просрочка является существенной, приходит к выводу о том, что оснований для признание деяния малозначительным не имеется.

Постановление о привлечении юридического лица к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи ДД.ММ.ГГГГ Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.

Административное наказание назначено с учетом общих правил назначения наказания, в соответствии с требованиями ст. ст. 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса РФ об АП и в пределах, установленных санкцией части 1 статьи ДД.ММ.ГГГГ Кодекса РФ об АП.

Нарушений норм процессуального закона при производстве по делу об административном правонарушении допущено не было, нормы материального права применены правильно.

Обстоятельств, которые бы могли повлечь изменение либо отмену обжалуемого постановления о привлечении к административной ответственности, судом не установлено.

Руководствуясь ст. 30.7 Кодекса РФ об АП, суд

РЕШИЛ:

Постановление начальника Новокузнецкого таможенного поста кемеровской области Корнеева А.В. от 10.04.2019г. по делу об административном правонарушении в отношении должностного лица – заместителя генерального директора по маркетингу и развитию бизнеса ООО «СГМК-Трейд» Хлыстова Л. С. по ч.1 ст. ДД.ММ.ГГГГ Кодекса РФ об АП – оставить без изменения, а жалобу Хлыстова Л.С. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение 10 суток с момента получения его копии.

Судья (подпись) Е.Ю.Будасова

Подлинный документ подшит в деле Центрального районного суда <адрес>