ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-214/19 от 22.07.2019 Советского районного суда г.Томска (Томская область)

...

№12-214/2019

РЕШЕНИЕ

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

г.Томск 22 июля 2019 года

Судья Советского районного суда г.Томска Терскова Е.В.,

с участием представителя ООО «Салон обрядовых услуг» - Осипова А.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

государственного инспектора г.Томска и Томского района Томской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Рыбского В.А.,

рассмотрев жалобу генерального директора Общества с ограниченной ответственностью «Салон обрядовых услуг» (далее по тексту – ООО «Салон обрядовых услуг») Черинко Е.Д. на постановление заместителя главного государственного инспектора города Томска и Томского района Томской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Бегун О.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу о привлечении ООО «Салон обрядовых услуг» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее по тексту – КоАП РФ),

у с т а н о в и л:

Постановлением заместителя главного государственного инспектора города Томска и Томского района Томской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области (далее – Управление Росреестра по Томской области) Бегун О.А. от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Салон обрядовых услуг» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Не согласившись с данным постановлением, генеральный директор ООО «Салон обрядовых услуг» Черинко Е.Д. обратилась в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить. В обоснование жалобы указала на то, что после проведения проверяющим органом в отношении ООО «Салон обрядовых услуг» внеплановой выездной проверки соблюдения требований земельного законодательства при использовании земельного участка, расположенного по , ДД.ММ.ГГГГ обществу было выдано предписание об устранении нарушений требований земельного законодательства в срок до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ согласно решению собственников нежилых помещений, расположенных на данном участке, вид разрешенного использования, согласно фактическому использованию помещений и справки ИСОГД, был изменен на «магазины, объекты бытового обслуживания, офисы». Общество в отношении своей деятельности включило в перечень видов использования – объекты бытового обслуживания, поскольку согласно «ФИО7 54611-2011. Национальный стандарт РФ. Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования», «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», письма ФАС России от 21 октября 2016 года №АК/72381/16 «О разъяснении некоторых положений антимонопольного законодательства» ГОСТ Р 53107-2008», приказа Минэкономразвития России от 01 сентября 2014 года №50 «Об утверждении классификаторов видов разрешенного использования земельных участков», ритуальные услуги являются бытовыми услугами. Полагает, что ссылка проверяющего органа на нарушение обществом решения Думы г.Томска от 27 ноября 2007 года №687 (в ред. От 19 июня 2018 года) «О корректировке Генерального плана и об утверждении Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Томск», а именно на то, что в п.13 в объекты бытового обслуживания не включены ритуальные услуги, является необоснованной, поскольку данное решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, то есть до внесения собственниками решения об изменении вида разрешенного использования, кроме того, оно носит в основном описательный и информационный характер, без установления императивного применения. Помимо этого, обращает внимание, что согласно главе 2 «права использования недвижимости, возникшие до вступления в силу правил», а именно в ст.6 «использование земельных участков и объектов капитального строительства, не соответствующих градостроительному регламенту» определено, что земельные участки или объекты капитального строительства, указанные в п.3 ст.5 правил (земельные участки или объекты капитального строительства не соответствуют установленному градостроительному регламенту), могут использоваться без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, если использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, для окружающей среды, объектов культурного наследия. Таким образом полагает, что предписание исполнено в полном объёме, нарушение устранено.

Директор ООО «Салон обрядовых услуг» Черинко Е.Д., надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, в судебное заседание не явилась, сведений об уважительности причин своей неявки не сообщила, ходатайств об отложении рассмотрения жалобы не заявляла.

С учетом мнения представителя ООО «Салон обрядовых услуг» – Осипова А.В., полагавшего возможным рассмотреть жалобу в отсутствие Черинко Е.Д., судья определил рассмотреть жалобу без участия директора ООО «Салон обрядовых услуг» Черинко Е.Д., поскольку ее интересы представлены представителем Осиповым А.В., который в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме, по изложенным в ней основаниям.

Государственный инспектор города Томска и Томского района Томской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Рыбский В.А. в судебном заседании полагал, что постановление от ДД.ММ.ГГГГ является законным и обоснованным.

Проверив доводы жалобы, изучив материалы дела об административном правонарушении, заслушав представителя ООО «Салон обрядовых услуг» – Осипова А.В., государственного инспектора города Томска и Томского района Томской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Рыбского В.А., прихожу к следующим выводам.

В силу ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.

Согласно ст.26.1 КоАП РФ при разбирательстве по делу об административном правонарушении выяснению подлежат обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а именно: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии с положениями ст.26.2, 26.11 КоАП РФ судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица в его совершении на основании доказательств, оценка которых производится на основании всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в совокупности.

Согласно ч.1 ст.8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, влечет наложение административного штрафа в случае, если определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от 0,5 до 1 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее десяти тысяч рублей; на должностных лиц - от 1 до 1,5 процента кадастровой стоимости земельного участка, но не менее двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от 1,5 до 2 процентов кадастровой стоимости земельного участка, но не менее ста тысяч рублей, а в случае, если не определена кадастровая стоимость земельного участка, на граждан в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

С учетом приведенных норм, объективная сторона правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, выражается в использовании земель не в соответствии с теми целями, для которых они предоставлены, в том числе изменение правового режима земель и осуществление непредусмотренных видов деятельности.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в сфере рационального использования и охраны земель (почв).

В силу ст.1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч.1, 2 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность; юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с ч.2 ст.2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Из материалов дела усматривается, что основанием для вынесения оспариваемого постановления и привлечения к административной ответственности ООО «Салон обрядовых услуг» послужил факт совершения административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, что выразилось в использовании ООО «Салон обрядовых услуг» земельного участка с кадастровым номером по адресу: не в соответствии с установленным видом разрешенного использования - «магазины, объекты бытового обслуживания, офисы, рестораны, кафе, бары», а именно для организации похорон и предоставления связанных с ними услуг.

При этом Управлением федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии Томской области установлено, что согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок площадью 875 +/- 10.2 м2 расположенный по адресу: кадастровый , относится к категории земель – земли населенных пунктов, виды разрешенного использования - «магазины, объекты бытового обслуживания, офисы».

Таким образом, административный орган, пришел к выводу о том, что ООО «Салон обрядовых услуг» использует вышеуказанный земельный участок не по его целевому назначению в соответствии разрешенным видом использования, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ.

Вместе с тем, с данными выводами должностного лица согласиться нельзя.

Административным правонарушением по ч.1 ст.8.8 КоАП РФ признается использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и (или) разрешенным использованием, за исключением случаев, предусмотренных частями 2, 2.1 и 3 настоящей статьи.

Согласно ст.42 Земельного Кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

Таким образом, целевое назначение земельных участков определяется в процессе предоставления их в собственность или пользование и фиксируется в правоустанавливающих документах. Предоставленный субъекту земельный участок может использоваться им только в соответствии с установленным назначением.

В силу ст.7 Земельного кодекса РФ, правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

В соответствии с п.11 ст.34 Федерального закона от 23 июня 2014 года №171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ», разрешенное использование земельных участков, установленное до дня утверждения в соответствии с Земельным кодексом РФ классификатора видов разрешенного использования земельных участков, признается действительным вне зависимости от его соответствия указанному классификатору.

Определение видов разрешенного использования земельного участка и категории земель производится уполномоченным органом в соответствии с прилагаемой Таблицей соотношения видов использования и видов разрешенного использования земельных участков, категорий земель.

Согласно Приказу Минэкономразвития от 01 сентября 2014 года №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», вид разрешенного использования земельного участка под объекты бытового обслуживания (3.3) предполагает использование земельного участка под размещение объектов капитального строительства, предназначенных для оказания населению или организациям бытовых услуг (мастерские мелкого ремонта, ателье, бани, парикмахерские, прачечные, химчистки, похоронные бюро).

Согласно п.3.3 «ГОСТ Р 54611-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги по организации и проведению похорон. Общие требования», утверждённого Приказом Госстандарта от 08 декабря 2011 года №746-ст, п.2.1.4 «ГОСТ 32609-2014. Межгосударственный стандарт. Услуги, бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения», введенного в действие Приказом Росстандарта от 11 июня 2014 года №551-ст, под ритуальными услугами понимается результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельности исполнителя но погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений.

Отнесение ритуальных услуг к бытовым подтверждается Письмом ФАС России от 21 октября 2016 года №АК/72381/16 «О разъяснении некоторых положений антимонопольного законодательства» ГОСТ Р 53107-2008», утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 18 декабря 2008 года №516-ст.

С 01 апреля 2011 года в соответствии с Приказом №1072-ст в разделе 010000 «Бытовые услуги » ОКУН выделена отдельная группа услуг – «Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения» (код 019300 ОКУП), которые относятся к подразделу 019000 «Услуги бань, душевых и саун. Парикмахерские и косметические услуги, оказываемые организациями коммунально-бытового назначения. Услуги предприятий по прокату. Ритуальные, обрядовые услуги».

Как следует из п.п.4.3.5.5 вышеуказанного ГОСТ Р 54611-2011, услуги по реализации похоронных принадлежностей и обрядовой атрибутики включают в себя: - демонстрацию товаров и консультации продавца в бюро похоронного обслуживания, салонах-магазинах, похоронных домах; - продажу и оформление документов; - заказ и доставку; - изготовление и предоставление похоронных принадлежностей и обрядовой атрибутики по индивидуальным заказам.

Согласно «ГОСТ Р 54611-2011. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги бытовые. Услуги но организации и проведению похорон. Общие требования», утвержденного и введенного в действие Приказом Госстандарта от 08 декабря 2011 года №746-ст, Услуги бытовые - ритуальные услуги.

Как установлено административным органом при производстве по делу об административном правонарушении и подтверждается материалами проверки, на вышеуказанном земельном участке располагается объект капитального строительства, предназначенный для осуществления деятельности в сфере предоставления ритуальных услуг.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что деятельность, осуществляемая ООО «Салон обрядовых услуг» на территории земельного участка по , соответствует виду разрешенного использования земельного участка, установленного Классификатором видов разрешенного использования, земельный участок используется ООО «Салон обрядовых услуг» в соответствии с его целевым назначением, принадлежностью к соответствующей категории земель и разрешенным использованием.

Объективных данных, безусловно свидетельствующих о том, что земельный участок используется ООО «Салон обрядовых услуг» не по целевому назначению, а также о наличии в его деянии вины, не имеется, следовательно вывод должностного лица о наличии в деянии ООО «Салон обрядовых услуг» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, обоснованным признать нельзя.

В силу п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах постановление заместителя главного государственного инспектора города Томска и Томского района Томской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Бегун О.А. от ДД.ММ.ГГГГ вынесенное в отношении ООО «Салон обрядовых услуг» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст.8.8 КоАП РФ, подлежит отмене. Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.30.7, 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

р е ш и л:

Постановление заместителя главного государственного инспектора города Томска и Томского района Томской области по использованию и охране земель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Бегун О.А. от ДД.ММ.ГГГГ по делу о привлечении ООО «Салон обрядовых услуг» к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях - отменить.

Производство по делу об административном правонарушении прекратить, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г.Томска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.

Опубликовано 08.08.2019

...

Судья: Е.В. Терскова

...

...

...

...

...