Дело № 5(1)-215/2016
Материал № 12-214/2016
Р Е Ш Е Н И Е
09 сентября 2016 года г. Новосибирск
Калининский районный суд г. Новосибирска в составе :
Председательствующего судьи Симоненко М.Н.
при секретаре Коневой И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по жалобе представителя ТСЖ «Свежий ветер» на постановление мирового судьи 1-го судебного участка Калининского судебного района г. Новосибирска от 20 июля 2016 г. по ч. 2 ст. 19.4.1 КоАП,
У С Т А Н О В И Л :
Постановлением по делу об административной ответственности от 20.07.2016 года по делу № 5 (1) - 208/2016, вынесенным мировым судьей 1-го судебного участка Калининского судебного района города Новосибирска, товарищество собственников жилья «Свежий ветер» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1. КоАП РФ, на основании санкции которой назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, представитель ТСЖ «Свежий ветер» обратился в суд с жалобой, указав, что при вынесении оспариваемого постановления мировым судьей 1-го судебного участка Калининского судебного района города Новосибирск не были приняты во внимания существенные обстоятельства, способные при достаточном рассмотрении повлиять на результаты рассмотрения дела, состоящие в следующем. Государственной жилищной инспекцией Новосибирской области вынесен приказ от 15.04.2016 года № 05-01-016/2388 о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ «Свежий ветер». В указанном приказе установлено, что проверка проводится с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области на основании постановления обращения, заявления, информации от граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органа местного самоуправления, средств массовой информации от 08.04.2016 № 3002/48 о следующих фактах: нарушение прав потребителей(в случае обращения граждан, права которых нарушены), нарушение обязательных требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществление текущего ремонта общего имущества в данном доме. Предмет внеплановой проверки определен как соблюдение обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме. Перечень документов, необходимых к представлению на проверку определен в виде Устава Товарищества, свидетельства о государственной регистрации юридического лица, свидетельство о постановке юридического лица на учет в налоговом органе, документы, подтверждающие выбор законного представителя юридического лица, договор о содержании и ремонте общего имущества, заключенный с лицами, оказывающими услуги и выполняющими работы, договоры технического обслуживания лифтов в МКД, заключенные со специализированными организациями, протоколы решений собственников помещений в МКД по вопросам, отнесенным к компетенции общего собрания собственников помещений в МКД, техническая документация на МКД, протоколы замеров сопротивления изоляции электросетей в местах общего пользования в МКД, паспорт готовности МКД к эксплуатации в зимних условиях, акт осенне-весеннего осмотра МКД, акты технических осмотров МКД, журнал обращений граждан в период с апреля 2015 года, журнал заявок собственников и пользователей помещений в МКД, информация о проведении работ по дератизации, дезинфекции и дезинсекции помещений МКД, информация о диспетчерском и аварийно-ремонтном обслуживании дома, копии доверенности на лицо, уполномоченное представлять интересы юридического лица и подписывать исполнительные документы в ГЖИ НСО, его контактные данные. Таким образом, в приказе от 15.04.2016 года № 05-01-016/2388 указана цель проверки, предмет проверки и документы, которые необходимо представить. Вместе с тем, указанные сведения носят декларативный характер, не позволяющий в достаточной мере индивидуализировать цель и предмет проверки, таким, образом, у Товарищества возникли сомнения в правомерности проведения проверки с учетом того, что перечень запрашиваемых документов неоправданно широк. В том числе в списке истребуемых документов не указаны периоды, за которые необходимо предоставить документы. Так, согласно сведениям из ЕГРЮЛ, Товарищество осуществляет свою деятельность с 13.05.2014 года. Из смысла запрашиваемой информации, Товарищество обязано было предоставить документы, в том числе протоколы за период, предшествующий созданию Товарищества. Согласно п. 3 абз. 1 статьи 15 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее по тексту - Федеральный закон № 294-ФЗ) при проведении проверки должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля не вправе требовать представления документов, информации, образцов проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они не являются объектами проверки или не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы таких документов. В силу неопределенности и отсутствия четкости в требованиях, изложенных в приказе, Товарищество направило запрос в Государственную жилищную инспекцию с требованиями внести ясность с цели, предмет, а также в перечень документов, проверки. Вместе с тем, ответ на данный запрос получен Товариществом спустя некоторое время после проведения проверки и составления протокола № 05-04-016/2388-02 от 17.06.2016 об административном правонарушении и протокола № 05-04-016/2388-01 от 17.06.2016. Вместе с тем, согласно п. 6 абз. 1 статье 18 Федерального закона № 294-ФЗ должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля при проведении проверки обязаны представлять руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю, присутствующим при проведении проверки, информацию и документы, относящиеся к предмету проверки. Согласно п. 2 абз. 1 статьи 21 Федерального закона № 294-ФЗ руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица, индивидуальный предприниматель, его уполномоченный представитель при проведении проверки имеют право получать от органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, их должностных лиц информацию, которая относится к предмету проверки и предоставление которой предусмотрено настоящим Федеральным законом. Таким образом, Государственной жилищной инспекцией при проведении проверки были нарушены права товарищества собственников жилья «Свежий ветер» в части непредоставления информации по проводимой проверке, что повлекло за собой справедливые сомнения в правомерности проводимой проверки, и как следствие непредставление необходимых документов и допуск к визуальному осмотру многоквартирного дома. Просит отменить постановление мирового судьи 1-го судебного участка Калининского судебного района города Новосибирска по делу об административной ответственности от 20.07.2016 года по делу № 5 (1) - 208/2016, в отношении товарищества собственников жилья «Свежий ветер» с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 рублей, производство по данному делу прекратить (л.д. 108-109).
Представитель ТСЖ «Свежий ветер» председатель правления ФИО1, доводы жалобы поддержал.
Представитель ТСЖ «Свежий ветер» ФИО2, действующий по доверенности от 12.07.2016 года сроком на один год доводы жалобы поддержал и пояснил, что проверка была завершена актом непредоставления информации. Объем информации был очень широкий. Они воспользовались своим правом по закону «О защите юридических лиц».
Представитель ТСЖ «Свежий ветер» ФИО3, действующий по доверенности от 22.08.2016 года сроком на один год доводы жалобы поддержал и пояснил, что внеплановая проверка имела характер плановой проверки. Им не предоставили заявление – кто жалуется. Жилец ФИО4 нарушила свои обязанности. Условий для внеплановой проверки не было. Жилец должен поставить вопрос на общем собрании. ГЖИ превысила свои полномочия. Мировой судья очень поверхностно рассмотрел данный вопрос. Это всеобъемлющая проверка. Организация у них маленькая. Вопрос рассмотрен не по существу мировым судьей.
Представитель ГЖИ в Новосибирской области ФИО5, действующая по доверенности № 50 от 22.01.2015 года сроком до 31.12.2015 года пояснила, что с постановлением согласна полностью. ТСЖ «Свежий ветер» воспрепятствовало проверке. Инспектор приезжал дважды. В ходе проверки можно было сделать вывод, ущемляются ли права заявителя или нет. Отказались открыть мусорокамеры, подъезды. Выезд был осуществлен дважды: 22 и 28 апреля 2016 года. Если бы была возможность посмотреть дом, изучить документы копирование не нужно было.
Заслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд пришел к следующему выводу:
Частью 2 ст.19.4.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа государственного финансового контроля, органа муниципального контроля, органа муниципального финансового контроля по проведению проверок или уклонение от таких проверок, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
Действия (бездействие), предусмотренные частью 1 настоящей статьи, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки, образуют состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 КоАП РФ.
В силу презумпции невиновности, установленной статьей 1.5 КоАП РФ, обязанность доказать событие административного правонарушения и виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, лежит на должностном лице, составившем протокол об административном правонарушении.
В соответствии с требованиями ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 № 294- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц; индивидуальные предприниматели обязаны присутствовать или обеспечить присутствие уполномоченных представителей, ответственных за организацию и проведение мероприятий по выполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами. Юридические лица, их руководители, иные должностные лица или уполномоченные представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели, их уполномоченные представители, допустившие нарушение настоящего Федерального закона, необоснованно препятствующие проведению проверок, уклоняющиеся от проведения проверок и (или) не исполняющие в установленный срок предписаний органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля об устранении выявленных нарушений обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Приказом Государственной жилищной инспекции Новосибирской области № 50 от 4 июля 2012 года «Об утверждении административного регламента государственной жилищной инспекции Новосибирской области проведения мероприятий по контролю по рассмотрению документов» утвержден административный регламент, который устанавливает требования к порядку проведения мероприятий по контролю по рассмотрению документов при проверках, проводимых при осуществлении государственной жилищной инспекции Новосибирской области регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области.
Пунктом 3 указанного регламента предусмотрено, что мероприятия по контролю по рассмотрению документов выполняются при плановых и внеплановых документарных или выездных проверках, проводимых в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан при осуществлении регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, лицензионного контроля предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории Новосибирской области.
Основанием для проведения мероприятий по контролю является наличие в приказе начальника (заместителя начальника) инспекции о назначении проверки указания на их проведение (пункт 5 регламента).
В соответствии с пунктом 8 административного регламента должностное лицо инспекции, уполномоченное на проведение проверки, при проведении мероприятий по контролю не вправе:
требовать у субъекта проверки документы, связанные с выполнением обязательных или лицензионных требований, не относящихся к компетенции инспекции;
требовать нотариального удостоверения копий представляемых субъектом проверки документов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
изымать у субъекта проверки оригиналы рассматриваемых документов;
распространять содержащуюся в документах субъекта проверки информацию, составляющую охраняемую законом <данные изъяты> и полученную в результате проведенных мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Согласно материалам дела, на основании приказа заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области №05-01-016/2388 от 15.04.2016 назначено проведение внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ «Свежий ветер» с 18.04.2016 по 04.05.2016, предмет проверки - соблюдение обязательных требований к содержанию общего имущества в многоквартирном доме и установлен перечень документов, предоставление которых управляющей компанией, необходимо для достижения целей и задач проведения проверки.
В пункте 5.1 Приказа установлено, что проверка проводится с целью осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области на основании поступления обращения, заявления, информации от граждан, юридических лиц, органов государственной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации от 08.04.2016 №3002/48 о следующих фактах: нарушение прав потребителей, нарушение обязательных требований к порядку содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме и осуществления текущего ремонта общего имущества в данном доме.
Приказ заместителя начальника Государственной жилищной инспекции Новосибирской области о предоставлении документов для проведения проверки, вынесен в соответствии с действующим законодательством на основании предоставленного им права.
Указанный приказ о предоставлении документов направлен посредством электронной почты на адрес <адрес>, в графе сведения о доставке указано «Письмо успешно доставлено» 15.04.2016, кроме того, приказ получен представителем ТСЖ «Свежий ветер» по доверенности 22.04.2016.
В ходе судебного заседания председатель правления ТСЖ «Свежий ветер» ФИО1 не отрицал, что о том, что необходимо представить документы и предоставить для визуального осмотра помещения дома 22.04.2016 ему было известно, однако 22.04.2016 доступ к помещениям дома для осмотра инспектором ГЖИ НСО обеспечен не был.
26.04.2016 на адрес электронной почты <адрес> ГЖИ НСО было направлено уведомление о проверке с указанием времени, даты, места визуального осмотра, а именно 12-00 часов 28.04.2016 по адресу ул. 25 лет Октября, 11 у пятого подъезда жилого дома. В графе сведения о доставке указано «Письмо успешно доставлено».
Однако в назначенное время законный представитель юридического лица - ТСЖ «Свежий ветер» не прибыл, документы, согласно приказу, не представил, что повлекло невозможность проведения проверки. Указанные обстоятельства ФИО1 в ходе судебного заседания также не отрицались.
Таким образом, судом установлено, что невозможность проведения должностным лицом контролирующего органа внеплановой выездной проверки в отношении ТСЖ «Свежий ветер» повлекли неявка на осмотр 28.04.2016 законного представителя юридического лица и непредставление им запрошенных документов.
Согласно акту проверки органом государственного контроля юридического лица №05-02-016/2388 от 04 мая 2016 года при осуществлении функций по управлению многоквартирным домом №11 по ул. 25 лет Октября юридическое лицо ТСЖ «Свежий ветер» не обеспечило соблюдение требований ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Доводы представителя ТСЖ «Свежий ветер» о нарушении процедуры проведения проверки, несостоятельны. В силу требований статьи 12 Закона N 294-ФЗ ТСЖ «Свежий ветер» надлежало представить инспектору ГЖИ НСО указанные в приказе документы. Юридическое лицо получило приказ, что подтвердил в судебном заседании представитель. Непредставление ТСЖ «Свежий ветер» запрашиваемых государственным органом документов, как и неявка законного представителя для проведения визуального осмотра, повлекли за собой невозможность проведения проверки, проводимой органом государственного контроля, что свидетельствует о бездействии юридического лица, повлекшее невозможность проведения или завершения проверки.
Данные действия (бездействия) ТСЖ «Свежий ветер» послужили основанием для составления в отношении общества протоколов об административном правонарушении от 17 июня 2016 года.
Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора) по проведению проверок или уклонение от таких проверок, повлекшие невозможность проведения или завершения проверки образует объективную сторону административного правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Учитывая изложенное, а также оценив все представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд приходит к выводу о наличии в действиях ТСЖ «Свежий ветер» признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 19.4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а его вину в совершении данного правонарушения - полностью доказанной.
Следовательно, государственный инспектор труда в составленном им протоколе об административном правонарушении и направленных в суд материалах обязан был доказать невозможность проведения проверки ввиду отказа ТСЖ «Свежий ветер» предоставить все требуемые документы.
Таким образом, материалами дела подтверждается нарушение ТСЖ «Свежий ветер», выразившееся в бездействии, повлекшем невозможность проведения внеплановой проверки.
С учетом изложенного, учитывая, что факт воспрепятствования повлек невозможность проведения проверки является установленным, суд приходит к выводу, что действия ТСЖ «Свежий ветер» квалифицированы правильно. Наказание назначено в пределах установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с требованиями ст. 4.1 КоАП РФ и является справедливым. Оснований для изменения назначенного судом наказания, не имеется.
Судебное разбирательство по делу об административном правонарушении проведено полно, всесторонне и объективно. Имеющимся в деле доказательствам дана надлежащая оценка. Судебное решение отвечает требованиям ст. 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, мотивировано, подтверждается материалами дела.
Нарушений норм КоАП РФ, регулирующих порядок производства по делам об административных правонарушениях, не выявлено.
При вынесении постановления судьей учтено отсутствие смягчающих и отягчающих ответственность обстоятельств.
Таким образом, оснований для отмены обжалуемого постановления, по изложенным в жалобе доводам, не имеется.
Руководствуясь ст.30.6 КоАП РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Постановление мирового судьи мирового судьи 1-го судебного участка Калининского судебного района г. Новосибирска от 20 июля 2016 г. о привлечении к административной ответственности ТСЖ «Свежий ветер» по ст.19.4.1 ч.2 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей оставить без изменения, жалобу без удовлетворения.
Решение вступает в законную силу с момента вынесения.
Судья М.Н. Симоненко