ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 12-214/2017 от 29.09.2017 Ессентукского городского суда (Ставропольский край)

№12-214/2017

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 сентября 2017 года гор. Ессентуки

Судья Ессентукского городского суда Ставропольского Емельянов В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО «Регион ЛТД» Туршатова Дмитрия Валерьевича на постановление старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального Территориального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Неровнова С.Н. № 004504 от 27 марта 2017 года по делу в отношении юридического лица - ООО «Регион ЛТД» об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.31 КРФ об АП,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального Территориального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Неровнова С.Н. № 004504 от 27 марта 2017 года юридическое лицо ООО «Регион ЛТД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.31 КРФ об АП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Не соглашаясь с указанным постановлением, директор ООО «Регион ЛТД» Туршатов Д.В. подал на него жалобу, в которой указал, что постановление государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального Территориального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Неровнова С.Н. № 004504 от 27 марта 2017 года считает незаконным и необоснованным.

Представитель лица, в отношении которого вынесено постановление, Туршатова Д.В. – Дорохов И.Ю., выступающий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании доводы жалобы поддержал по основаниям, в ней изложенным. Он пояснил следующее.

В соответствии со ст. 2.1 КоАП России административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП России или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Частью 1 статьи 11.31 предусмотрена административная ответственность за осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 14.06.2012 № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозке пассажиров метрополитеном» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ), установлено, что независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.

Перевозчиком, в соответствии с п. 3 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона № 67-ФЗ, является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок).

Законный представитель ООО «Регион ЛТД» после получения постановления серии СК № 004729 обратился в ТОГАДН по Ставропольскому краю с заявлением о необходимости ознакомления с материалами дела об АП. При ознакомлении с материалами дела об АП производилась фотосъемка на личный мобильный телефон и все без исключения материалы дела об АП имеются в распоряжении законного представителя ООО «Регион ЛТД».

Следует отметить, что в материалах дела об АП находятся копии документов, которые не заверены в установленном порядке, а именно отсутствуют какие-либо отметки «Копия верна», «копия верна, воспроизведена с оригинала (копии) документа, полученного от...» и т.д. и соответственно, при рассмотрении материалов дела об АП не имеют никакой юридической силы.

В рассматриваемом случае необходимо обратиться к установленной норме закона. Так, п. 3 ст. 29.1 КоАП РФ установлено, что судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняет вопрос: правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 29.4 КоАП РФ, при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении разрешаются следующие вопросы, по которым в случае необходимости выносится определение: возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол, в случае составления протокола и оформления других материалов дела неправомочными лицами, неправильного составления протокола и оформления других материалов дела, либо неполноты представленных материалов, которая не может быть восполнена при рассмотрении дела.

Таким образом, не заверенные копии материалов дела об административном правонарушении, находившиеся на рассмотрении в ТОГАДН по Ставропольскому краю, в соответствии со ст. 26.7 КоАП РФ, не являются доказательством по делу об административном правонарушении (постановление серии СК № 004504).

В соответствии с ч. 2 ст. 28.2 КоАП России в протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В протоколе об АП, документом, подтверждающим факт совершения Обществом административного правонарушения, указан только акт осмотра. При этом до составления протокола об АП водитель транспортного средства - Ахмедов О.Э. не опрашивался в качестве свидетеля по делу об АП, равно как у него не отбиралось объяснение по выявленному факту, что подтверждается материалами дела об АП, а именно отсутствием объяснения Ахмедова О.Э. в данных материалах дела об АП.

Следует обратить внимание суда на тот факт, что в соответствии со ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные ст. 28.7 КоАП РФ.

При этом, в соответствии со ст. 1.2 КоАП России, задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита личности, охрана прав и свобод человека и гражданина, охрана здоровья граждан, санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защита общественной нравственности, охрана окружающей среды, установленного порядка осуществления государственной власти, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, защита законных экономических интересов физических и юридических лиц, общества и государства от административных правонарушений, а также предупреждение административных правонарушений.

В свою очередь задачами производства по делам об административных правонарушениях, в соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Фактически имеет место грубое нарушение требований ст. 28.5 КоАП РФ, так как протокол об административном правонарушении был составлен по истечении 7 (семи) дней с момента выявления административного правонарушения. Возможный довод представителей ТОГАДН по Ставропольскому краю в свою защиту относительно данного семидневного срока - для того, чтобы составить протокол об АП необходимо заблаговременно уведомить законного представителя юридического лица о дате, времени и месте его составления - ничтожен, поскольку как указывалось выше, требование о явке 24.03.2017 в надзирающий орган, датированное 22.03.2017, законный представитель Общества получил 23.03.2017. Соответственно, никакого труда не составило бы уведомить законного представителя Общества о необходимости явки 19.03.2017. Кроме того, ничего не препятствовало ТОГАДН по Ставропольскому краю вынести определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, в ходе которого, руководствуясь положением ст. 24.1 провести всестороннее, полное, объективное административное расследование и достоверно установить все обстоятельства, в том числе подтверждающие факт того, что к вменяемому административному правонарушению Общество не имеет никакого отношения. В ходе производства по делу об АП (при вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении) могли быть опрошены в качестве свидетелей по делу об АП работники ООО «Регион ЛТД», равно как и опрошен в соответствии со ст. 25.6 КоАП России ИП Ахмедов О.Э. с соответствующим разъяснением ответственности за дачу заведомо ложных показаний (ст. 17.7 КоАП России), однако, ТОГАДН по Ставропольскому краю игнорируя требования КоАП РФ и установленное КоАП России право проводить административное расследования, самонадеянно составили протокол об административном правонарушении.

Основной целью Закона № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, существу пассажиров метрополитеном» является защита прав пассажиров независимо от вида транспорта или вида перевозок, а также создания единых условий возмещения причиненного вреда за счет обязательного страхования. Кроме того, Законом № 67-ФЗ регламентируется порядок получения потерпевшими компенсаций при наступлении страхового случая.

В силу п. 1 ст. 5 ФЗ № 67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров метрополитеном» установлено, что независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена) перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом. Запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком (за исключением перевозок пассажиров метрополитеном), гражданская ответственность которого не застрахована.

Федеральным законом № 67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров метрополитеном» в п. 2 ст. 1 установлено обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при перевозках любыми видами транспорта, в отношении которых действуют транспортные уставы или кодексы, при перевозках не уличным транспортом (за исключением перевозок метрополитеном), а также устанавливает порядок возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном.

В соответствии с п. 3 ст. 3 указанного Федерального закона перевозчиком является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, которые зарегистрированы на территории Российской Федерации и в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют перевозки (независимо от вида транспорта и вида перевозок).

Подпунктом «е» пункта 2.1. Договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров установлено, что Фрахтовщик (ИП Ахмедов О.Э.) обязуется нести ответственность за жизнь и здоровье пассажиров в случае неисполнения условий договора, страховать «Транспортное средство» и нести ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией.

Статья 632 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование и оказывает своими силами услуги по управлению им и по его технической эксплуатации.

Согласно ст. 635 ГК РФ предоставляемые арендатору арендодателем услуги по управлению и технической эксплуатации транспортного средства должны обеспечивать его нормальную и безопасную эксплуатацию в соответствии с целями аренды, указанными в договоре.

В соответствии со ст. 637 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором аренды транспортного средства с экипажем, обязанность страховать транспортное средство и (или) страховать ответственность за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, возлагается на арендодателя в тех случаях, когда такое страхование является обязательным в силу закона или договора.

В силу ст. 640 ГК РФ ответственность за вред, причиненный третьим лицам арендованным транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендодатель в соответствии с правилами, предусмотренными главой 59 настоящего Кодекса. Он вправе предъявить к арендатору регрессное требование о возмещении сумм, выплаченных третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора.

Таким образом, в случае, когда транспортное средство передается в аренду с экипажем, часть расходов на его эксплуатацию остается на арендодателе, в том числе расходы на страхование транспортного средства и ответственности за ущерб, который может быть причинен им или в связи с его эксплуатацией, если такое страхование в силу закона или договора является обязательным (ст. 637 ГК). Что касается арендатора, то он несет только те расходы, которые возникают в связи с коммерческой эксплуатацией транспортного средства, включая оплату сборов, а также топлива и других расходуемых в процессе такой эксплуатации сериалов.

В качестве дополнительного обоснования формального подхода со стороны работников ТОГАДН по Ставропольскому краю к выполнению возложенных на них обязанностей связанных с выполнением требований действующего законодательства, в том числе требований и норм КоАП РФ необходимо указать следующее.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП России при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП России, лица, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП России или закона Субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 АП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП России административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 1-31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП России.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что ч. 1 ст. 11.31 КРФ об АП не входит в перечень статей, указанных в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП России соответственно при рассмотрении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.31 КоАП России, возбужденного в отношении юридического лица - ООО «Регион ЛТД» применимо рассмотрение вопроса о назначении наказания в виде предупреждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.4- КоАП России предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП России предупреждение устанавливается 31 впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В рассматриваемом случае ООО «Регион ЛТД» не совершало никакого административного правонарушения. Ранее органами ТОГАДН к административной ответственности не привлекалось, что также подтверждается материалами дела об административном правонарушении и т.д.

Соответственно, должностное лицо ТОГАДН по Ставропольскому краю при рассмотрении дела об административном правонарушении также мог и должен был учесть положения ст.ст. 4.1.1 и 3.4 КоАП России, но проигнорировал и это.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1.1 КоАП России в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II КоАП России или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

Возвращаясь к нормам КоАП России, следует напомнить, что в соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП Россию юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Просит суд:

Постановление старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального Территориального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Неровнова С.Н. № 004504 от 27 марта 2017 года по делу в отношении юридического лица - ООО «Регион ЛТД» об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.31 КРФ об АП, отменить. Производство по делу прекратить за отсутствием в действиях ООО «Регион ЛТД» состава административного правонарушения.

Представитель лица, в отношении которого вынесено постановление, директор ООО «Регион ЛТД» Туршатов Д.В. в судебном заседании поддержал жалобу по основания, указанным его представителем по доверенности Дороховым И.Ю.

Представитель Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального Территориального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта главный государственный инспектор Рудаков А.Г., выступающий на основании надлежащим образом оформленной доверенности, в судебном заседании возражал относительно удовлетворения жалобы директора ООО «Регион ЛТД» Туршатова Д.В. по основаниям, изложенным им в письменных возражениях. Полагает, что вынесенное постановление законно и обоснованно. Действия ООО «Регион ЛТД» квалифицированы правильно. Существенных нарушений привлечения к административной ответственности материалы дела не содержат.

Выслушав лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, проверив материалы административного дела, проанализировав доводы жалобы, обозрев административный материал, суд приходит к следующему.

Как установлено судом, постановлением старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального Территориального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Неровнова С.Н. № 004504 от 27 марта 2017 года юридическое лицо - ООО «Регион ЛТД» Туршатов Д.В. признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 11.31 КРФ об АП и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.

Как следует из обжалуемого постановления и представленных материалов, «17» марта 2017г. в 07 час. 10 мин. по адресу: ст. Ессентукская, ул. 6-ти Коммунаров, 37 А ООО «Регион ЛТД» допущено совершение административного правонарушения, выразившееся в том, что осуществлялась регулярная перевозка пассажиров автомобильным транспортом на автобусе ГА3322132, регистрационный знак P021XP-26RUS, по межмуниципальному маршруту № 118Е «Ессентукская, Райбольница - Ессентуки, ЖДВ», перевозчиком ООО «Регион ЛТД», риск гражданской ответственности которого, за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, не застрахован в соответствии с требованиями, установленными частью 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 14.06.2012г. №67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

Данное правонарушение выявлено сотрудниками ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СКФО 17 марта 2017 г., зафиксировано в акте результатов планового (рейдового) осмотра, обследования транспортного средства № С-06-9785.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КРФ об АП, судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.

В соответствие с п.1 ст. 11.31 КРФ об АП, осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от пятисот тысяч до одного миллиона рублей.

На основании ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное выяснение обстоятельств каждого дела. Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного Трудового Кодекса РФ правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения Трудового Кодекса РФ

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП РФ, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

При этом, ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ, установлен запрет использования доказательств, полученных с нарушением закона.

Согласно ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ, копия постановления по делу об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу, или законному представителю физического лица, или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему по его просьбе либо высылается указанным лицам по почте заказным почтовым отправлением в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ, жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии с ч. 1 ст. 31.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении вступает в законную силу после истечения срока, установленного для обжалования постановления по делу об административном правонарушении, если указанное постановление не было обжаловано или опротестовано.

Обжалуемое постановление вынесено 27.03.2017 года, Туршатов Д.В. подал жалобу 02.06.2017, а получил копию указанного постановления 23.05.2017 года. Следовательно, установленный законом срок для обжалования постановления не истек.

На основании ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Ко АП РФ, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании ст. 28.2 КРФ об АП, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1, 3 и 4 статьи 28.6 настоящего Кодекса. В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.

В соответствие со ст.28.5 КРФ об АП, протокол об административном правонарушении составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения. В случае, если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по окончании расследования в сроки, предусмотренные статьей 28.7 настоящего Кодекса.

В соответствии со статьями 28.1, 28.2 КРФ об АП, старшим государственным инспектором ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СК ФО Неровновым С.Н. возбуждено административное производство в отношении ООО «Регион ЛТД», составлен протокол об административном правонарушении серии СК №022851 от 24.03.2017 г. по признакам административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КРФ об АП.

На основании пункта 4 Постановления Пленума Верховного суда РФ «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» от 24.03.2005г. №5 несущественными являются такие недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу, а также нарушение установленных статьями 28.5 и 28.8 КоАП РФ сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения судье, поскольку эти сроки не являются пресекательными.

В связи с чем, суд приходит к выводу, что составление протокола об административном правонарушении серии СК №022851 по истечении 7 дней с момента выявления административного правонарушения, не является грубым нарушением требований ст. 28.5 КРФ об АП РФ.

Процедура привлечения юридического лица - ООО «Регион ЛТД» к административной ответственности административным органом соблюдена. При вынесении протокола об административном правонарушении и обжалуемого постановления присутствовал законный представитель ООО «Регион ЛТД» - директор Туршатов Д.В., которым были даны объяснения по факту вменяемого в вину общества правонарушения. При рассмотрении административного правонарушения и назначении административного наказания старшим государственным инспектором ТО ГАДН по СК МТУ Ространснадзора по СК ФО Неровновым С.Н. дана оценка объяснениям директора ООО «Регион ЛТД» Туршатова Д.В. в совокупности с доказательствами по делу в соответствии со ст. 26.11 КРФ об АП.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 14.06.2012г. №67-фз «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном» установлено, что, независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена), перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и запрещается осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого не застрахована.

В данном случае перевозчиком, осуществляющим пассажирскую перевозку на транспортном средстве ГА3322132, регистрационный знак P021XP-26RUS, по межмуниципальному маршруту № 118Е «Ессентукская, Райбольница - Ессентуки, ЖДВ», является ООО «Регион ЛТД».

Материалами дела установлено, что собственником автобуса Газ 322132 гос. № Р021ХР26, согласно свидетельству о регистрации транспортного средства 2640 № 701145, является Ахмедов О.Э. Договором фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров б/н от 01.06.2016 г., действующем до 31.12.2018 г., указанный автобус предоставлен Ахмедовым О.Э. ООО «Регион ЛТД» во временное пользование за плату для осуществления перевозки пассажиров по маршруту, указанному в путевом листе (пункт 1.1 договора).

Согласно п.п. а) п. 2.1 указанного договора Ахмедов О.Э. обязуется предоставить ООО «Регион ЛТД» услуги по управлению и технической эксплуатации «Транспортного средства». Данное положение договора соответствует статьям 632 «Договор аренды транспортного средства с экипажем» и части 1 статьи 635 «Обязанности арендодателя по управлению и технической эксплуатации транспортного средства» Гражданского Кодекса Российской Федерации.

Как следует из п.13 ст.2 Федерального закона от 08.11.2007г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и п.7 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007г. №16-ФЗ «О транспортной безопасности», перевозчиком считается юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя обязанности по договору перевозки пассажира (груза) обязанность перевезти пассажира и доставить багаж (груз) в пункт назначения.

Согласно данным реестра межмуниципальных маршрутов Ставропольского края, размещенном на официальном сайте Министерства строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края, в строке 123 приведены сведения о межмуниципальном маршруте пассажирских перевозок № 118Е «Ессентукская, Райбольница - Ессентуки, ЖДВ», в том числе в столбце 23 указано наименование, место нахождения юридического лица - ООО «Регион ЛТД», осуществляющего перевозки по маршруту регулярных перевозок. Для реализации таких полномочий Министерством строительства, дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края ООО «Регион ЛТД» выдана карта маршрута регулярных перевозок серии 260001 №001209.

Водитель Ахмедов О.Э., не смотря на то, что является индивидуальным предпринимателем, по условиям договора фрахтования транспортного средства б/н от 01.06.2016г., отвечает за управление и техническую эксплуатацию автобуса, выполняет распоряжения ООО «Регион ЛТД» в части, касающейся коммерческой эксплуатации транспортного средства, что исходит из смысла договора аренды транспортного средства с экипажем (ст. 632 ГК РФ) и что соответствует положениям части 2 статьи 635 ГК РФ. Таким образом, ООО «Регион ЛТД» являясь перевозчиком, поручило Ахмедову О.Э. на основании договора фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров б/н от 01.06.2016г., перевозку пассажиров 17 марта 2017г. по регулярному маршруту пассажирских перевозок № 118Е «Ессентукская, Райбольница - Ессентуки, ЖДВ», для чего выдало карту маршрута регулярных перевозок серии 260001 № 001209.

Частью 1 статьи 5 Федерального закона РФ от 14.06.2012г. № 67 «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном», установлено, что независимо от вида транспорта (за исключением метрополитена), перевозчик обязан страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом РФ от 14.06.2012г. № 67. Невыполнение указанных требований влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ.

Бездействие ООО «Регион ЛТД» послужило причиной и условием совершения указанного административного правонарушения. Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 11.31 КоАП РФ, являются должностные лица (индивидуальные предприниматели), юридические лица.

Следовательно, 17.03.2017г. перевозчиком, осуществляющим пассажирскую перевозку на автотранспортном средстве марки ГА3322132, регистрационный знак P021XP-26RUS, по межмуниципальному маршруту № 118Е «Ессентукская, Райбольница - Ессентуки, ЖДВ», является ООО «Регион ЛТД», что подтверждается материалами дела и договором фрахтования транспортного средства для перевозки пассажиров б/н от 01.06.2016г. Соответственно, гражданская ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров, перевозчика ООО «Регион ЛТД», должна быть застрахована.

Кроме того, отсутствие на 17 марта 2017г. (дата выявления правонарушения) страхования гражданской ответственности перевозчика ООО «Регион ЛТД», за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров при осуществлении перевозки на автотранспортном средстве марки ГА3322132, регистрационный знак P021XP-26RUS, подтверждается сведениями Национального союза страховщиков этветственности (НССО), полученными на интернет-ресурсе НССО, согласно которым автотранспортное средство марки ГА3322132, регистрационный знак P021XP-26RUS на 17.03.2017г. было заявлено Ахмедовым О.Э. в договоре обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров № VSKX21759341618000 сроком действия с 15.03.2017г. по 14.03.2018г. (выписка прилагается).

Таким образом, при осуществлении 17.03.2017г. пассажирской перевозки на автотранспортном средстве марки ГА3322132, регистрационный знак P021XP-26RUS по межмуниципальному маршруту № 118Е «Ессентукская, Райбольница - Ессентуки, ЖДВ», гражданская ответственность перевозчика ООО «Регион ЛТД» за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров была не застрахована.

Исходя из существа допущенного ООО «Регион ЛТД» нарушения и целей законодательства о защите прав потребителей, вменяемое ему правонарушение непосредственно посягает на права потребителей - услуга по перевозке пассажиров автомобильным транспортом, которые, имеют право на получение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья.

В особенной части КоАП РФ административные правонарушения, касающиеся прав потребителей, не выделены в отдельную главу, поэтому при квалификации объективной стороны состава правонарушения необходимо исходить из его существа, субъектного состава возникших отношений и характера применяемого законодательства. Осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, гражданская ответственность которого не застрахована, посягает на права и интересы неопределенного круга лиц и нарушает законодательство Российской Федерации о защите прав потребителей.

Как следует из представленных материалов и обстоятельств дела, государственным инспектором верна дана оценка действиям ООО «Регион ЛТД» и они правильно квалифицированы по ч.1 ст. 11.31 КРФ об АП, - осуществление перевозок пассажиров перевозчиком, риск гражданской ответственности которого за причинение при перевозках вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров не застрахован в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом.

Постановление о привлечении ООО «Регион ЛТД» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.

Анализ всех вышеперечисленных обстоятельств позволяет сделать вывод, что постановление старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального Территориального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Неровнова С.Н. № 004504 от 27 марта 2017 года по делу в отношении ООО «Регион ЛТД» об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.31 КРФ об АП законно и обоснованно, и оснований для его отмены.

Вместе с тем с учетом конкретных обстоятельств настоящего дела, установленных в судебном заседании, имеются основания для изменения обжалуемого акта в части назначенного ООО «Регион ЛТД» наказания.

В соответствии с ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП России при назначении административного наказания учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

В соответствии с ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП России, лица, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП России или закона Субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных ч. 2 ст. 3.4 АП РФ, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ.

В соответствии с ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП России административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 1-31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП России.

Таким образом, вышеизложенное свидетельствует о том, что ч. 1 ст. 11.31 КРФ об АП не входит в перечень статей, указанных в ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП России соответственно при рассмотрении дела об административном правонарушении по ч. 1 ст. 11.31 КоАП России, возбужденного в отношении юридического лица - ООО «Регион ЛТД» применимо рассмотрение вопроса о назначении наказания в виде предупреждения.

В соответствии с ч. 1 ст. 3.4- КоАП России предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица.

В соответствии с ч. 2 ст. 3.4 КоАП России предупреждение устанавливается 31 впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

В рассматриваемом случае ООО «Регион ЛТД» ранее органами ТОГАДН к административной ответственности не привлекалось, что также подтверждается материалами дела об административном правонарушении и т.д.

Соответственно, должностное лицо ТОГАДН по Ставропольскому краю при рассмотрении дела об административном правонарушении также мог и должен был учесть положения ст.ст. 4.1.1 и 3.4 КоАП России.

В соответствии с ч. 3 ст. 4.1.1 КоАП России в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение дополнительное административное наказание, предусмотренное соответствующей статьей раздела II КоАП России или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, не применяется.

На основании п.2 ч.1 ст. 30.7 КРФ об АП, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится в том числе, об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.

При таких обстоятельствах, прихожу к выводу о наличии оснований для изменения назначенного ООО «Регион ЛТД» административного наказания путем замены наложенного на него административного штрафа в размере 500 000 руб. на предупреждение.

Данное наказание по своему виду согласуется с его предупредительными целями (ст. 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности, а также тяжести содеянного.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. ст. 30.6, 30.7, 30.8 КоАП РФ, судья

РЕШИЛ:

Постановление старшего государственного инспектора Территориального отдела государственного автодорожного надзора по Ставропольскому краю Межрегионального Территориального Управления Федеральной Службы по надзору в сфере транспорта по Северо-Кавказскому Федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Неровнова С.Н. № 004504 от 27 марта 2017 года по делу в отношении юридического ООО «Регион ЛТД» об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 11.31 КРФ об АП, изменить в части назначения наказания, заменив административный штраф в размере 500 000 рублей на предупреждение.

В удовлетворении жалобы директора ООО «Регион ЛТД» Туршатова Дмитрия Валерьевича – отазать.

Настоящее решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение 10 дней через Ессентукский городской суд.

Судья В.А. Емельянов