Р Е Ш Е Н И Е
ДД.ММ.ГГГГ года г. Рязань
Судья Московского районного суда г. Рязани Павлухина С.А.,
с участием защитника лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, М.Н. – ФИО4, действующей на основании доверенности <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ,
при секретаре Алтуховой И.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу инженера - эколога отдела ЦЗЛ АО «Русская кожа» ФИО1 на постановление № государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ,
У С Т А Н О В И Л:
Постановлением № государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении инженера - эколога отдела ЦЗЛ АО «Русская кожа» ФИО1 прекращено на основании ст. 2.9 КоАП РФ.
Данное постановление должностного лица Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО1 обжаловала в суд <адрес>, указав в обоснование жалобы, что в рамках внеплановой выездной проверки, проводимой в период с 01.09.2021г. по 14.09.2021г. в отношении объектов негативного воздействия на окружающую среду, находящихся в пользовании АО «Русская кожа», государственным инспектором Управления ФИО3 было установлено не соответствие программы экологического контроля (ПЭК) требованиям законодательства, а именно ч. 3 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункту 2 требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утв. Приказом Минприроды России от 28.02.2018г. № (далее - требования к ПЭК). Однако в ходе рассмотрения административного дела не были приняты во внимание имеющиеся договоры № ММОБ-КМ-418 от 09.04.2020г. и № КМ-729 от 19.08.2021г., заключенные между АО «Русская кожа» и ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО», по оказанию услуг по осуществлению технических, лабораторных и иных измерений. По мнению заявителя, отсутствие сведений в ПЭК об организации-лаборатории, имеющей аккредитацию, как нарушение требований действующего законодательства в области экологического права, при наличии заключенных договорных отношениях с аккредитованной организацией-лабораторией, свидетельствуют об отсутствии объекта и субъективная сторона административного правонарушения. В связи с чем производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращения в связи с отсутствием состава правонарушения.
В судебное заседание, назначенное по рассмотрению поданной жалобы, лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административной ответственности, - ФИО1 не явилась, о месте и времени извещена надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела не поступило, доказательств, подтверждающих уважительность причин неявки, суду представлено не было, поэтому оснований для отложения дела не имеется. На основании ст. 25.1 КоАП РФ, суд полагает возможным рассмотреть жалобу лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, ФИО1 на постановление № государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ, в ее отсутствие.
Участвующий в судебном заседании защитник ФИО4 жалобу поддержала в полном объеме по изложенным в ней основаниям, пояснив, что в разделе № «Сведения о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях, аккредитованных в соответствии с законодательством РФ об аккредитации» программы ПЭК первоначально сведений о лаборатории АО «Русская кожа» указано не было.
Исследовав материалы дела, выслушав мнение участвующих лиц, суд приходит к следующему:
В соответствии со статьей 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Из статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов: охраны воспроизводства и рационального использования природных ресурсов как необходимых условий обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности; обязательности оценки воздействия на окружающую среду при принятии решений об осуществлении хозяйственной и иной деятельности; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды.
В силу пункта 1 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.
Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель в соответствии с законодательством (пункт 2 Закона N 7-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.
В силу положений статьи 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды, установленных законодательством в области охраны окружающей среды (пункт 1).
Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I, II и III категорий, разрабатывают и утверждают программу производственного экологического контроля, осуществляют производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документируют информацию и хранят данные, полученные по результатам осуществления производственного экологического контроля (пункт 2).
Программа производственного экологического контроля содержит сведения: об инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников; об инвентаризации сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду и их источников; об инвентаризации отходов производства и потребления и объектов их размещения; о подразделениях и (или) должностных лицах, отвечающих за осуществление производственного экологического контроля; о собственных и (или) привлекаемых испытательных лабораториях (центрах), аккредитованных в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации; о периодичности и методах осуществления производственного экологического контроля, местах отбора проб и методиках (методах) измерений (пункт 3).
Требования к содержанию программы производственного экологического контроля определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти с учетом категорий объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4).
Приказом Министерства природы и экологии Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 74 утверждены требования к содержанию программы производственного экологического контроля.
Согласно обжалуемому постановлению, инженеру - экологу отдела ЦЗЛ АО «Русская кожа» ФИО1 вменено нарушение ч. 3 ст. 67 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и пункта 2 требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля, утв. Приказом Минприроды России от 28.02.2018г. №, а именно в постановлении указано, что «в разделе 5 данной программы имеются сведения о лаборатории АО «Русская кожа», которая не числится в перечне аккредитованных лабораторий Росаккредитации. Другие лаборатории, аккредитованные в соответствии с законодательством и привлекаемые к осуществлению производственного экологического контроля АО «Русская кожа» в программе отсутствуют».
В судебном заседании защитник оспаривал факт указания в 5 разделе программы ПЭК сведений о привлечении лаборатории АО «Русская кожа».
В ходе рассмотрения дела АО «Русская кожа» были предоставлена сведения из программы производственного экологического контроля (ПЭК), касаемо 5 раздела данной программы, на бумажном носителе, где указано, что в 2020 году привлекалась испытательная лаборатория Клязьменского отдела ФГБУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по Центральному федеральному округу», аттестат об аккредитации № RA.RU.22ЭК36 от ДД.ММ.ГГГГ, расположенная по адресу: 142603, РФ, <адрес>.
В силу пункта 8 части 1 статьи 30.6 КоАП РФ законность и обоснованность постановления по делу об административном правонарушении при рассмотрении жалобы на такое постановление проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно представленным и исследованным материалам дела об административном правонарушении, первоначальные данные, содержащиеся в 5 разделе программы производственного экологического контроля (ПЭК), установленные на момент проведения проверки, отсутствуют. Однозначно установить данные обстоятельства, путем допроса в судебном заседании должностного лица Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, составившего протокол об административном правонарушении, не представилось возможным.
Таким образом, отсутствие объективных данных относительно содержания 5 раздела программы производственного экологического контроля (ПЭК), установленные на момент проведения проверки, является существенным процессуальным нарушением требований КоАП РФ о выяснении всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела и оценке доказательств, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело должностным лицом.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах постановление № государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ не может быть признано законным и подлежит отмене, а дело - возвращению на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела следует принять во внимание указанные выше обстоятельства и вынести законное и обоснованное решение по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
Р Е Ш И Л:
ФИО2 удовлетворить частично.
Постановление № государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Приокского межрегионального управления Росприроднадзора ФИО3 от ДД.ММ.ГГГГ о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ, в отношении инженера – эколога отдела ЦЗЛ АО «Русская кожа» ФИО1, отменить, дело возвратить на новое рассмотрение должностному лицу Приокского межрегионального управления Росприроднадзора, правомочному его рассмотреть.
Решение может быть обжаловано в Рязанский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения.
Судья С.А. Павлухина