№ 12-214/2022
УИД 61RS0018-01-2022-000816-21
РЕШЕНИЕ
ПО ЖАЛОБЕ НА ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПО ДЕЛУ ОБ
АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
18 августа 2022 года п. Тарасовский Ростовской области
Миллеровский районный суд Ростовской области под председательством судьи Шаповаловой С.В., с участием лица, в отношении которого ведрассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда жалобу ФИО1 на постановление по делу об административном правонарушении от 17.02.2022 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, главным специалистом-экспертом государственного экологического надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2, о привлечении должностного лица начальника НПС Тарасовская» ТРУМН АО «Черномортранснефть» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, главного специалиста-эксперта государственного экологического надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2 от 17.02.2022 года начальник НПС Тарасовская» ТРУМН АО «Черномортранснефть» ФИО1 признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.1 КоАП РФ, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей. Не согласившись с данным постановлением, ФИО1 подал жалобу, в которой просит постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить в связи с отсутствием в его действиях события административного правонарушения.
В судебном заседании ФИО1 настаивал на удовлетворении жалобы по указанным в ней основаниям. Кроме того указал, что за аналогичное правонарушение, выявленное в результате этой же проверки, к административной ответственности привлечено юридическое лицо, АО «Черномортранснефть». При таких обстоятельствах, постановление не может быть признано законным и обоснованным.
Рассмотрев доводы жалобы, выслушав представителя лица, подавшего жалобу, проверив материалы в объёме, предусмотренном ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ, суд пришёл к следующему.
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений. В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, в частности, заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых вынесено постановление по делу об административном правонарушении; при необходимости заслушиваются показания других лиц, участвующих в рассмотрении жалобы, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с КоАП РФ. В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объёме.
Согласно ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно ст. 8.1 КоАП РФ несоблюдение экологических требований при территориальном планировании, градостроительном зонировании, планировке территории, архитектурно-строительном проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, выводе из эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.48 настоящего Кодекса, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей.
Судом из представленных материалов установлено, что АО «Черноморские магистральные нефтепроводы» осуществляется эксплуатация объекта НВОС – НПС «Тарасовская» (код объекта: №), расположенного по адресу: 346050 Ростовская область Тарасовский район Красновское сельское поселение.
На основании приказа заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) ФИО6 от 05.10.2021 года № РЕ-09/67 (в редакции решений от 18.10.2021 года № РЕ-09/77, от 09.11.2021 года № РЕ-09/119) в период с 14.10.2021 года по 19.11.2021 года проведена плановая выездная проверка объектов НВОС НПС «Тарасовская» Тихорецкого районного управления магистральными нефтепроводами АО «Черномортранснефть», расположенного по адресу: 346050 Ростовская область Тарасовский район Красновское сельское поселение.
По результатам проверки Росприроднадзора составлен акт плановой выездной проверки от 19.11.2021 года № 0904-67Пл-А/125-1021.
В ходе проверки административным органом установлено, что АО «Черномортранснефть» допущено нарушение экологических требований при эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов, а именно: в ходе исследования программы производственного экологического контроля для нефтеперекачивающей станции (НПС) «Тарасовская» установлено, что НПС «Тарасовская» (местонахождение объекта: Ростовская область Тарасовский район Красновское сельское поселение. Тип объекта: Площадной. Код объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: 60-0161-000133-П, П категория, негативного воздействия на окружающую среду); объект НВОС – Эксплуатационные скважины НПС «Тарасовская» №№ 1, 2, 3. Лицензия РСТ № 01849 ВЭ от 27.03.2008 года (местоположение объекта: 2,5 км к СЗ от территории НПС «Тарасовская» Тарасовского района Ростовской области. Тип объекта: Площадной. Код объекта оказывающего негативное воздействие на окружающую среду: 60-0161-003331-П, Ш – категория, негативного воздействия на окружающую среду). АО «Черномортранснефть» в период с 01.01.2021 года по 22.09.2021 года не имело согласованных с органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Уполномоченными на осуществление регионального государственного экологического надзора, мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ) для объекта НВОС – НПС «Тарасовская», расположенного по адресу: Ростовская область Тарасовский район Красновское сельское поселение, что является нарушением п. 3 ст. 19 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 2, 5, 19 Требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий, утверждённых приказом Минприроды России от 28.11.2019 года № 811. АО «Черномортранснефть» в инвентаризации источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта НВОС – НПС «Тарасовская» не учтены изменения к порядку проведения инвентаризации, предусмотренные приказом Минприроды России от 07.08.2018 года № 352 «Об утверждении Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки», что является нарушением п. 4 ст. 22, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 1 приказа Минприроды России от 07.08.2018 года № 352. АО «Черномортранснефть» используются при определении величин выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте НВОС – НПС «Тарасовская» методики расчёта выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не включенные в перечень методик расчёта выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведётся уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что является нарушением п. 2 ст. 22, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 15 постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 года № 422, п.п. 5, 10 приказа Минприроды России от 07.08.2018 года № 352. Расчет нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух для объекта НВОС – НПС «Тарасовская» произведен АО «Черномортранснефть» на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов, что является нарушением ст. 12, п. 1 ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.п. 10, 20, 28, 42 приказа Минприроды России от 07.08.2018 года № 352, п. 9 приказа Минприроды России от 11.08.2020 года № 581. Программа производственного экологического контроля для объекта НВОС – НПС «Тарасовская» АО «Черномортранснефть» разработана на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух о количественном и качественном составе выбросов, что является нарушением п.п. 2, 3, 6 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п.п. 1, 2, 4 приказа Минприроды России от 28.02.2018 года № 74. Результаты осуществления производственного экологического контроля АО «Черномортранснефть» на объекте НВОС – НПС «Тарасовская» содержат недостоверные сведения в области охраны атмосферного воздуха, предусмотренные программой производственного экологического контроля с использованием Методик, не включённых в перечень методик расчёта выбросов загрязняющих веществ, который формируется и ведётся уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, что является нарушением п. 1 ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2 ст. 25 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п. 9.1 приказа Минприроды России от 28.02.2018 года № 74. АО «Черномортранснефть» осуществляет деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух на объекте НВОС – НПС «Тарасовская» в пределах установленных нормативов предельно допустимых выбросов, рассчитанных на основе недостоверных данных инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (о количественном и качественном составе выбросов), что является нарушением ст. 31.2 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды. Расчёт массы промышленных выбросов, указанных в Декларации о воздействии на окружающую среду для объекта НВОС – НПС «Тарасовская», произведён по методике расчёта выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не вошедшей в перечень методик, утверждённых приказом Минприроды России от 31.07.2018 года № 341, что является нарушением п. 10 ст. 15, ст. 22, ст. 30 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», п.10 Приказа Минприроды России от 07.08.2018 года № 352.
При формировании программы производственного экологического контроля для НПС «Тарасовская» включены два объекта НВОС, которые относятся к одному производственному объекту – НПС «Тарасовская» промплощадка НПС «Тарасовская» № 60-0161-000133-П и эксплуатационные скважины НПС «Тарасовская» № 60-0161-003331-П.
АО «Черномортранснефть» разработаны и утверждены программы производственного экологического контроля для каждого из указанных НВОС.
Приказ Минприроды России от 28.11.2019 года № 811 «Об утверждении требований к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий» (далее – Требования) вступил в действие 26.07.2020 года. Обществом своевременно были приняты меры по соблюдению требований законодательства в периоды неблагоприятных метеорологических условий (НМУ).
26.09.2019 года между АО «Черномортранснефть» и ООО «Волопас» г. Краснодар был заключён договор на разработку и согласование мероприятий при НМУ для НПС «Тарасовская». Письмами Минприроды по Ростовской области от 03.11.2020 года № 28.3-3.1/4455, от 22.06.2021 года № 28.3-3.2.1/2277 документация неоднократно возвращалась на доработку. Письмом Минприроды Ростовской области от 23.09.2021 года № 28.3-3.2.1/4645 Мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий для НПС «Тарасовская» были согласованы.
В соответствии с Планом регулирования выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух при НМУ, разработанным в составе раздела 4 проекта нормативов допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух НПС «Тарасовская» АО «Черномортранснефть» в период с 1.01.2021 года по 22.09.2021 года проводились мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ на НПС «Тарасовская» в период НМУ. Информация о принятых мерах при наступлении НМУ заносилась в Журнал регистрации предупреждения о НМУ и контроль выполнения мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ в соответствии с Приказом № 811.
Согласно п. 2 Приказа № 352 документация по инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, утверждённая до вступления в силу настоящего приказа, является действующей и подлежит корректировке в случаях, предусмотренных Порядком.
Документация по инвентаризации подлежит корректировке в случаях, предусмотренных п.п. 42, 43 «Порядка проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, корректировки её данных, документирования и хранения данных, полученных в результате проведения таких инвентаризации и корректировки» (р. 42): изменение технологических процессов и (или) режимов технологического оборудования и ГОУ, включая установку (оснащение) ГОУ на ИЗАВ, ввод в эксплуатацию или ликвидацию ИЗАВ; изменение объёмов производства; замена технологического оборудования и (или) сырья, материалов, топливно-энергетических ресурсов, приводящих к изменению состава, объёма и (или) массы выбросов; выявление при проведении производственного экологического контроля или государственного экологического надзора несоответствия между показателями выбросов и данными последней инвентаризации выбросов, в том числе выявление неучтенных ИЗАВ и (или) выбрасываемых ЗВ; изменение законодательства российской Федерации в области охраны атмосферного воздуха, связанные с инвентаризацией выбросов; реконструкция, модернизация ГОУ, приводящая к изменению состава, объема и (или) массы выбросов; (р. 43): в случае изменения объёма и (или) массы выбросов, а также в случае выявления несоответствия между показателями выбросов и данными утверждённой инвентаризации выбросов, корректировка инвентаризации выбросов обязательна, если фактические показатели выбросов конкретного источника выбросов по конкретному веществу превышают более чем на 25% соответствующие максимальные разовые показатели выброса или фактические показатели выбросов объекта ОНВ превышают более чем на 10% суммарные годовые (валовые) показатели, соответствующие нормативам выбросов вредных (загрязняющих) веществ атмосферный воздух, установленным для данного объекта ОНВ в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды (технологическим нормативам выбросов, предельно допустимым выбросам, временно согласованным выбросам или временно разрешённым выбросам).
В соответствии с п. 2 Приказа Минприроды России № 341 от 31.07.2018 года Методики расчёта выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, утверждённые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 16.05.2016 года № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками» и применяющиеся в настоящее время для определения величин выбросов вредных (загрязняющих) веществ расчётными методами, включаются в перечень методик расчёта выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками на основании предоставленных Росприроднадзором и Ростехнадзором сведений, согласно п. 3 Порядка, утвержденного настоящим приказом. Юридические лица, не являющиеся заказчиком или разработчиком методик, не имеют оснований для включения методик в Перечень.
При проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух НПС «Тарасовская» в 2016 году такой Перечень отсутствовал. Распоряжением Минприроды России от 24.06.2019 года № 19-р была включена в перечень методик только методика расчёта количества отходящих, уловленных и выбрасываемых в атмосферу загрязняющих веществ при проведении взрывных работ в разрезах (карьерах). Данная методика для определения качественного и количественного состава выбросов, характерных для видов хозяйственной деятельности, осуществляемых НПС «Тарасовская» применена быть не может.
Постановлением Правительства РФ от 04.02.2021 года № 109 внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 года № 440 «О продлении действия разрешений и иных особенностях в отношении разрешительной деятельности в 2020 и 2021 годах». В соответствии с Приложением № 18 к Постановлению № 440 до 01.07.2021 года при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки её данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчёта выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчёта выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Методики, применяемые при проведении инвентаризации источников выбросов в 2017-2020 годах, были разработаны до вступления в силу Постановления Правительства РФ от16.05.2016 года № 422 «Об утверждении Правил разработки и утверждения методик расчёта выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками».
Привлекая ФИО1 к административной ответственности государственный инспектор РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, главный специалист-эксперт государственного экологического надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия исходил из того, что ФИО1 является должностным лицом, в связи с чем, вынес постановление о привлечении ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ с назначением административного наказания в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Однако в обжалуемом постановлении описание события административного правонарушения указания непосредственно на действия должностного лица не содержит, фактически постановление содержит изложение нарушений, совершённых юридическим лицом АО «Черномортранснефть». При этом текст постановления не содержит указания на конкретные действия/бездействие ФИО1, как должностного лица, которые повлекли нарушение данных экологических требований.
Также суд принимает во внимание, что на день рассмотрения жалобы вступил в силу Федеральный закон от 26.03.2022 года № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». В силу ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закон, смягчающий административную ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу в случае, если постановление о назначении административного наказания не исполнено.
В соответствии с ч.ч. 4, 5 ст. 2.2 КоАП РФ, юридическое лицо не подлежит административной ответственности за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечён к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством Российской Федерации меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, за исключением случаев, предусмотренных частью 5 настоящей статьи. Если за совершение административного правонарушения юридическому лицу назначено административное наказание в виде административного штрафа, который устанавливается в соответствии с пунктом 3 или 5 части 1 статьи 3.5 настоящего Кодекса, должностное лицо или иной работник данного юридического лица либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, не подлежат административной ответственности.
Судом установлено, что по результатам проведённой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования проверки в период с 25.10.2021 года по 16.11.2021 года в отношении АО «Черномортранснефть» были вынесены постановления о привлечении к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ за несоблюдение экологических требований на каждом объекте, оказывающем негативное воздействие на окружающую среду.
Решением судьи Ростовского областного суда от 11.08.2022 года отменено решение судьи Миллеровского районного суда Ростовской области от 19.05.2022 года и постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия от 15.02.2022 года № 0027/04/3412/РЕ-09/67/2022, дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.1 КоАП РФ в отношении АО «Черномортранснефть» направлено на новое рассмотрение в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия.
В соответствии с ч. 4 ст. ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
С учётом указанных выше обстоятельств обжалуемое постановление подлежит отмене и возвращению на новое рассмотрение.
Руководствуясь ст.ст. 30.6-30.9 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
Жалобу ФИО1 удовлетворить.
Постановление от 17.09.2019 года, вынесенное государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды по Ростовской области и Республике Калмыкия, главным специалистом-экспертом государственного экологического надзора по Ростовской области Межрегионального управления Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия ФИО2, о привлечении должностного лица начальника НПС Тарасовская» ТРУМН АО «Черномортранснефть» ФИО1 к административной ответственности по ст. 8.1 КоАП РФ отменить и направить на новое рассмотрение в Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Ростовской области и Республике Калмыкия.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья С.В.Шаповалова